СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения.»





Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения.



Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное

приложение этих сведений. 
Л. Толстой







Организация учебно-воспитательного процесса  в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

Я расскажу , какие я провела уроки с детьми.

Нестандартные урок – всегда праздник, праздник души, интеллекта. Провожу я их чаще при обобщении знаний учащихся, в конце изучения больших тем или в конце четверти, но хороший эффект дают нестандартные уроки и при изучении нового материала.

Примером такого урока у меня в копилке есть урок математики в 1-м классе. После изучения темы: «Нумерация чисел в пределах 10» я провела урок-праздник . На этом уроке ребята отправились в Страну цифр и чисел. Дети к уроку готовили проекты : « Числа в загадках ,пословицах и поговорках». На уроке я использовала ребусы, занимательные игры, загадки, конкурсы. Ученики работали в группах, что способствовало формированию навыков сотрудничества со сверстниками.

В своей работе я использую интегрированные уроки. Например ,интегрированный урок литературного чтения и русского языка то теме : «А. Л. Барто «Дело было в январе …», С. Дрожжин «Улицей гуляет…» и сочинение-проект «Письмо Деду Морозу».На этом уроке дети слушали аудиозаписи стихотворений ,которые учат выразительному чтению, затем декламировали эти стихи и написали письма Деду Морозу.

В 1 классе после завершения курса «Обучение грамоте» провела не только внеклассное мероприятие ,но и урок-концерт «Прощание с Азбукой» , где ребята в игровой форме продемонстрировали свои знания и умения , а также попробовали себя в роди артистов .На таких уроках развиваются способности учащихся в умении общаться, помогать друг другу, создаются условия для формирования доверительных отношений между учителями, детьми и родителями. Они способствуют раскрытию талантов учащихся.



На уроке музыки в 1 классе по теме «Музыка осени» я провела урок –экскурсию, где дети не только могли наблюдать красоту осенней природы, но и слушать музыку осени (шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц).

На уроке технологии во 2 классе по теме: «Что из чего сделано.» был проведен видеоурок , на котором дети смогли побывать на заводах по производству стекла, бумаги, тканей, узнали как делают галоши. Они не только познакомились с людьми различных профессий ,но и узнали о сложности этих профессий и сделали выводы ,что нужно бережно относиться ко всему что нас окружает.



Еще во 2 классе мои ученики попробовали себя в роли учителя. На уроке математики один из учащихся подготовил устный счет и провел со сверстниками. На уроке литературного чтения другой учащийся подготовил викторину по русским народным сказкам. А к уроку русского языка еще один ребенок подготовил карточки для класса с дифференцированными заданиями. Детям помогали родители. Такие уроки предполагают развитие умений и навыков самостоятельной работы, коммуникативных навыков, они оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения.

Основной целью уроков литературного чтения в начальной школе является помощь ребенку в его стремлении стать читателем. Учитель должен подвести ученика к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить его читательский опыт.

На уроках литературного чтения наряду с традиционными формами обучения широко использую и нетрадиционные.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- говорил Федор Иванович Буслаев( языковед). Поэтому провожу новые типы уроков: уроки-путешествия, уроки в форме дидактической игры, уроки-концерты, уроки-практикумы, интегрированные уроки и т.д. Благодаря им ученики быстрее и лучше усваивают программный материал, повышается интерес к предмету.



Приведу конкретные примеры.

Урок-экскурсия.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Например, после чтения стихотворения Александра Яковлевича Яшина «Покормите птиц зимой!» было проведена экскурсия и развешены кормушки (предварительно сделанные дома) .



Видеоурок.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся и, прежде всего ,внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Например ,знакомясь с биографией и творчеством Льва Николаевича Толстого ,дети посмотрели отрывки из фильма «Ясная поляна в жизни Льва Николаевича Толстого» ,где смогли увидеть, каким был писатель, его отношение к бедным людям, школы в те времена.

В своей работе я систематически использую презентации.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Продолжая говорить о Льве Николаевиче Толстом ,дети с помощью презентации смогли побывать в его имении в наши дни, посмотреть как оно изменилось. Даже помечтали съездить туда в 4 классе.

Иногда ,изучая то или иное произведение ,я детям показываю мультфильм ,снятый по его мотивам. Например ,перед чтением рассказа « Филипок» Л.Н. Толстого детям было предложено сначала посмотреть мультфильм. Ребята смогли не только увидеть героя, но и прочувствовать.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.  Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся .

Урок- сказка

Эти уроки обычно использую при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.

У меня с родителями налажен тесный контакт, они мне помогают в работе, выступают в роли актеров.

Также даю возможность детям самим побывать в роли актеров и поставить ту или иную сказку. Например, в 1 классе мы ставили сказку « Репка». Учащиеся очень любят перевоплощения в сказочных героев, с большой охотой и любовью готовят костюмы и учат слова.



Урок –игра.

Провожу такие уроки в форме игр «ЧТО? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Самый умный», др. Учебная задача данных уроков- обобщение и систематизация знаний учащихся.

Уроки-турниры.

Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаю загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки провожу в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память.

Проектно-исследовательская деятельность.

Применение проектно - исследовательской деятельности на уроках

позволяет развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить

его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа,

а уметь применять их на практике. При подборе темы проекта ориентируюсь

на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость

предстоящей работы, практическую значимость результата работы над

проектом.

Наши проекты : « Моя любимая буква», « Иллюстрация к любимой сказке», «Мой любимый детский журнал» , «Сочини сказку» и другие.

Это лишь некоторые нетрадиционные формы проведения уроков литературного чтения, которые я использую в своей работе. Так же есть и другие : уроки- зачеты, уроки- аукционы, уроки- фантазии и т.д..

Заключение.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий. Разработка новых, продуктивных учебных технологий заслуживает самого пристального внимания, так как без обновления методов обучения, как и без обновления его содержания, невозможно решения задач, стоящих сегодня перед современной школой. Урок может быть ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, азартно - увлекательным и размеренно – спокойным. Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!