СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Николай Степанович Гумилёв. Презентация. Литература 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николай Степанович Гумилёв. Презентация.  Литература 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Николай Степанович Гумилёв. Презентация. Литература 11 класс»

Николай Степанович  Гумилёв 11 класс 2020-2021 Афанасьева Татьяна Анатольевна

Николай Степанович Гумилёв

11 класс

2020-2021

Афанасьева Татьяна Анатольевна

Условно началом
  • Условно началом "серебряного века" принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". Так впервые символисты, а значит, и модернисты заявили о себе.
  • Однако в 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. В предисловии к поэме "Возмездие" Блок писал: "...1900 год – это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили как в лагере символистов, так и в противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма". Вновь остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры.
« Я конквистадор в панцире железном…» Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года бурной штормовой ночью, и, по семейному преданию, старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь.   Существует версия, что фамилия Гумилевых происходит от латинского слова humilis, что значит “ смиренный”,  но поэт Николай Гумилев жил всякому смирению вопреки, был жесток и требователен к себе и окружающим.  Я конквистадор в панцире железном,  Я весело преследую звезду,  Я прохожу по пропастям и безднам  И отдыхаю в радостном саду.  Я пропастям и бурям вечный брат,  Но я вплету в воинственный наряд  Звезду долин, лилею голубую.

« Я конквистадор в панцире железном…»

  • Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года бурной штормовой ночью, и, по семейному преданию, старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь. Существует версия, что фамилия Гумилевых происходит от латинского слова humilis, что значит “ смиренный”, но поэт Николай Гумилев жил всякому смирению вопреки, был жесток и требователен к себе и окружающим.
  • Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.
Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлинов И стертые карты Америки ...                                 А. Ахматова
  • Он любил три вещи на свете:
  • За вечерней пение, белых павлинов
  • И стертые карты Америки ...
  •                                
  • А. Ахматова
Николай Степанович Гумилёв  1886-1921 Серебряный век» дал российской культуре много ярких и необычных имён. Это было время, когда поэты стремились запомниться уже не только стихами, но и соответствующим поведением: кто-то жёлтой кофтой, кто-то пьянками и драками. Николай Гумилёв удивлял иностранными мотивами в творчестве и старомодными представлениями о чести.

Николай Степанович Гумилёв 1886-1921

  • Серебряный век» дал российской культуре много ярких и необычных имён. Это было время, когда поэты стремились запомниться уже не только стихами, но и соответствующим поведением: кто-то жёлтой кофтой, кто-то пьянками и драками. Николай Гумилёв удивлял иностранными мотивами в творчестве и старомодными представлениями о чести.
Герой не своего времени   Поэт родился в дворянской семье в Кронштадте, а учёбу начал в Царском селе. С таким началом жизни легко писать стихи и драться на дуэлях, но трудно быть убеждённым большевиком и ставить классовую мораль выше христианской. Ни того, ни другого, собственно, Гумилёв и не делал. Когда в России произошла февральская революция, он, будучи единственным из известных поэтов Серебряного века, кто не ограничился публикацией патриотических стихов, а защищал Родину с оружием в руках, отказался разбираться в политических течениях и попросил о переводе на Салоникский фронт.

Герой не своего времени

  • Поэт родился в дворянской семье в Кронштадте, а учёбу начал в Царском селе. С таким началом жизни легко писать стихи и драться на дуэлях, но трудно быть убеждённым большевиком и ставить классовую мораль выше христианской.
  • Ни того, ни другого, собственно, Гумилёв и не делал. Когда в России произошла февральская революция, он, будучи единственным из известных поэтов Серебряного века, кто не ограничился публикацией патриотических стихов, а защищал Родину с оружием в руках, отказался разбираться в политических течениях и попросил о переводе на Салоникский фронт.
Николай Гумелев (1886-1921)   К сожалению Гумилёва, разложение армии добралось и до русского экспедиционного корпуса, в котором тоже больше думали о событиях в Петрограде, чем о положении дел на фронте. В 1918 г. поэт сначала перевёлся на чиновничью работу, но быстро разочаровался в ней и вернулся в российскую столицу. Участвовать в братоубийственной войне, стрелять по своим соотечественникам для Гумилёва было немыслимо. Вместо этого он плотно занялся творчеством и воспитанием новых писателей, причём в том духе, в котором считал правильным. Увы, его взгляды серьёзно расходились с мнением партии.

Николай Гумелев (1886-1921)

К сожалению Гумилёва, разложение армии добралось и до русского экспедиционного корпуса, в котором тоже больше думали о событиях в Петрограде, чем о положении дел на фронте. В 1918 г. поэт сначала перевёлся на чиновничью работу, но быстро разочаровался в ней и вернулся в российскую столицу.

Участвовать в братоубийственной войне, стрелять по своим соотечественникам для Гумилёва было немыслимо. Вместо этого он плотно занялся творчеством и воспитанием новых писателей, причём в том духе, в котором считал правильным. Увы, его взгляды серьёзно расходились с мнением партии.

1921 год До окончания Гражданской войны большевистской власти было некогда заниматься «поэтом с дворянскими замашками». Потом произошло Кронштадтское восстание (вооружённое выступление в марте  1921 г . гарнизона крепости   Кронштадт ,  экипажей  кораблей  Балтийского флота  и жителей города против диктатуры  большевиков  и проводимой политики « военного коммунизма »), которое заставило Ленина пересмотреть всю внутреннюю политику. В России начались послабления в экономической сфере жизни и «закручивание гаек» в духовной и политической. В этот период и появилось «дело Петроградской боевой организации».

1921 год

До окончания Гражданской войны большевистской власти было некогда заниматься «поэтом с дворянскими замашками».

Потом произошло Кронштадтское восстание (вооружённое выступление в марте  1921 г . гарнизона крепости

  Кронштадтэкипажей  кораблей 

Балтийского флота  и жителей города против диктатуры  большевиков  и проводимой политики « военного коммунизма »), которое заставило Ленина пересмотреть всю внутреннюю политику.

В России начались послабления в экономической сфере жизни и «закручивание гаек» в духовной и политической. В этот период и появилось «дело Петроградской боевой организации».

Заговор, которого не было

  • Точку в этой истории поставило решение, принятое в 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации. Всё дело признано полностью сфабрикованным ЧК, а все осуждённые посмертно реабилитированы. Для Гумилёва, однако, это уже ничего не поменяло, да и есть подозрение, что поэт ждал и даже в некотором смысле напрашивался на что-то подобное.
  • Живя в советском государстве, руководя Петроградским отделом Всероссийского союза поэтов, дворянин Гумилёв мог, например, открыто заявить с трибуны, что по политическим убеждениям он – монархист. Его путь на службу пролегал мимо нескольких церквей и на каждую он, как полагается православному христианину, прилюдно крестился.
  • В августе 1921 г. такому поведению поэта-диссидента решено было положить конец. Он был арестован по «делу Петроградской боевой организации». О её деятельности Гумилёв ничего не знал (как и никто из арестованных, поскольку её никогда не существовало), но чекисты и не ставили целью выяснить истину, зато контрреволюционного поэт наговорил достаточно, поэтому уже в конце месяца Петроградская ГубЧК приговорила его и ещё 56 человек к смертной казни.
  • До сих пор неизвестно, где именно были расстреляны эти люди, но легенда о поведении Гумилёва стала распространяться практически сразу. Кто-то пересказывал слова садовника, который якобы видел казнь из отдалённого дома, кто-то «цитировал» одного из членов расстрельной команды, кто-то просто некого чекиста, но все рассказы содержали одни и те же подробности.
Николай Гумилев после ареста в 1921 году

Николай Гумилев после ареста в 1921 году

Гумилёв до самого залпа сохранял присутствие духа, удивившее даже палачей, наглядевшихся за последние три года на самых разных жертв. Пока большинство приговорённых заходилось в истерике, пыталось разжалобить расстрельную команду и попросту пресмыкалось, пытаясь зацепиться за какие-то минуты жизни, поэт просто стоял с отрешённой улыбкой и курил папироску. Он не сошёл с ума. Просто дворянина, проведшего несколько лет на фронтах Первой мировой, смерть (да ещё и за свои убеждения) не страшила, и такое мужество удивило даже видавших виды чекистов, констатировавших: «Шикарно умер!». Позже по стране ходило стихотворение, которое Гумилёв якобы нацарапал на стене тюрьмы в ночь перед расстрелом. На самом деле, по свидетельству одного из сидевших в 1921 г.в той же камере, от поэта там осталась только одна надпись: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь» .

Гумилёв до самого залпа сохранял присутствие духа, удивившее даже палачей, наглядевшихся за последние три года на самых разных жертв. Пока большинство приговорённых заходилось в истерике, пыталось разжалобить расстрельную команду и попросту пресмыкалось, пытаясь зацепиться за какие-то минуты жизни, поэт просто стоял с отрешённой улыбкой и курил папироску.

Он не сошёл с ума. Просто дворянина, проведшего несколько лет на фронтах Первой мировой, смерть (да ещё и за свои убеждения) не страшила, и такое мужество удивило даже видавших виды чекистов, констатировавших: «Шикарно умер!». Позже по стране ходило стихотворение, которое Гумилёв якобы нацарапал на стене тюрьмы в ночь перед расстрелом. На самом деле, по свидетельству одного из сидевших в 1921 г.в той же камере, от поэта там осталась только одна надпись: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь» .

Гумилев осуществлял то, что предвидел? Бесстрашный офицер и путешественник, он уже давно каждую минуту был готов принять смерть. Тем более, не нелепую и дешёвую смерть, а за свои убеждения.  Гумилев осуществлял то, что предвидел? И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще.

Гумилев осуществлял то, что предвидел?

  • Бесстрашный офицер и путешественник, он уже давно каждую минуту был готов принять смерть. Тем более, не нелепую и дешёвую смерть, а за свои убеждения.
  • Гумилев осуществлял то, что предвидел?
  • И умру я не на постели,
  • При нотариусе и враче,
  • А в какой-нибудь дикой щели,
  • Утонувшей в густом плюще.
Акмеи́зм  (от греч. άκμη — вершина) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
  • Акмеи́зм  (от греч. άκμη — вершина) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Акмеизм

  • Акмеизм в литературе – течение, возникшее в самом начале 20 в. и получившее большое распространение среди поэтов, которые творили свои шедевры в этот период времени. Преимущественно он задел русскую литературу и стал своеобразным ответным ходом в сторону символизма. Направление характеризуется четкостью, предельной ясностью и приземленностью, но в то же время в стихах поэтов-акмеистов нет места бытовым проблемам.
  • Акмеизм в литературе всегда отличался чувственностью, склонностью к анализу человеческих чувств и переживаний. Поэты, которые написали свои труды в этом стиле, были достаточно конкретными, не использовали метафор и гипербол. Подобные характеристики появились как бы в противовес символизму, который, в свою очередь, славился неясностью образов, полным отсутствием конкретики и точности. Акмеисты придавали значение только высшим человеческим потребностям, то есть описывали духовный мир. Им была чужда политическая или социальная тематика, агрессивность и т.п. Именно поэтому их стихи так легко воспринимаются, ведь о сложных вещах они пишут очень просто.

На чем базировался акмеизм?

  • Как таковой философии, которая определила бы в то время акмеизм в русской литературе, не было.
  • Точка опоры сложилась в процессе существования и процветания стиля, когда уже стали появляться первые стихи его представителей, исходя из которых можно было определить всю суть написанного.
  • Т. о., акмеизм отличился реалистичным взглядом не только на общую картину жизни, но и на достаточно «неземные» проблемы, которые связаны с чувствами и душевными переживаниями.
  • Ключевую роль в любом произведении, по мнению авторов, должно было играть слово . Именно с его помощью с предельной точностью должны были выражаться все мысли и события, которые описывались. Вдохновение, которое черпали поэты этой эпохи, чаще всего символизм, который был предшественником акмеизма, сравнивают с музыкой. Он такой же загадочный, многозначный, может быть трактован всяческими способами.
  • Акмеизм как течение в литературе стал весьма значимой противоположностью символизму. Поэты-представители этого направления сами сравнивают свое творчество больше с а рхитектуройили со скульптурой , чем с музыкой. Их стихи невероятно красивы, но в то же время точны, складны и предельно понятны для любой аудитории. Каждое слово передает непосредственно тот смысл, который изначально в него заложен, без всяческих преувеличений или сравнений.
  • Представители акмеизма в русской литературе. Отличительной чертой всех представителей данного литературного течения была не просто сплоченность, а даже дружба. Работали они в одной упряжке, и в самом начале своего творческого пути громко заявили о себе, основав в Ленинграде так называемый «Цех поэтов». У них не было определенной литературной платформы, стандартов, по которым нужно было писать стихи, или прочих производственных деталей. Можно сказать, что каждый из поэтов знал, каким должно быть его произведение, и знал, как подать каждое слово так, чтобы оно было предельно понятным для других.
  • И среди таких гениев ясности можно выделить знаменитые имена: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Владимир Нарбут, Михаил Кузьмин и др. Стихи каждого из авторов отличаются друг от друга и по своей структуре, и по характеру, и по настрою. Однако каждое произведение будет понятным, и у человека не возникнет лишних вопросов после его прочтения.
  • Основным органом акмеистов стал журнал "Аполлон" (ред. С. Маковский), в котором публиковались стихи участников "Цеха", статьи-манифесты Н. Гумилёва и С. Городецкого.
 Жираф (1908)   Сегодня, я вижу, особенно грустен твой вз   гляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... - Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Жираф (1908)

  • Сегодня, я вижу, особенно грустен твой вз   гляд,
  • И руки особенно тонки, колени обняв.
  • Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
  • Изысканный бродит жираф.
  • Ему грациозная стройность и нега дана,
  • И шкуру его украшает волшебный узор,
  • С которым равняться осмелится только луна,
  • Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
  • Вдали он подобен цветным парусам корабля,
  • И бег его плавен, как радостный птичий полет.
  • Я знаю, что много чудесного видит земля,
  • Когда на закате он прячется в мраморный грот.
  • Я знаю веселые сказки таинственных стран
  • Про черную деву, про страсть молодого вождя,
  • Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
  • Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
  • И как я тебе расскажу про тропический сад,
  • Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
  • - Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
  • Изысканный бродит жираф.
 Шестое чувство   Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться. Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами? Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо. Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Всё ж мучится таинственным желаньем; Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья; Так, век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства, Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.

Шестое чувство

  • Прекрасно в нас влюбленное вино
  • И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
  • И женщина, которою дано,
  • Сперва измучившись, нам насладиться.
  • Но что нам делать с розовой зарей
  • Над холодеющими небесами,
  • Где тишина и неземной покой,
  • Что делать нам с бессмертными стихами?
  • Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
  • Мгновение бежит неудержимо,
  • И мы ломаем руки, но опять
  • Осуждены идти всё мимо, мимо.
  • Как мальчик, игры позабыв свои,
  • Следит порой за девичьим купаньем
  • И, ничего не зная о любви,
  • Всё ж мучится таинственным желаньем;
  • Как некогда в разросшихся хвощах
  • Ревела от сознания бессилья
  • Тварь скользкая, почуя на плечах
  • Еще не появившиеся крылья;
  • Так, век за веком — скоро ли, Господь? —
  • Под скальпелем природы и искусства,
  • Кричит наш дух, изнемогает плоть,
  • Рождая орган для шестого чувства.
Анна Ахматова и Николай Гумилев Анна Ахматова и Николай Гумилев познакомились в Царском Селе. Тонкая стройная девушка долго не хотела замечать надменного и нескладного юношу.  Три года длились его объяснения в любви и повторялись ее отказы.  Я знаю женщину: молчанье,  Усталость горькая от слов,  Живет в таинственном мерцанье  Ее расширенных зрачков.  Ее душа открыта жадно  Лишь медной музыке стиха,  Пред жизнью, дольней и отрадной,  Высокомерна и глуха…   В апреле 1910 года она, наконец, дала согласие на брак:  “ Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева.  Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.  Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю”.

Анна Ахматова и Николай Гумилев

  • Анна Ахматова и Николай Гумилев познакомились в Царском Селе. Тонкая стройная девушка долго не хотела замечать надменного и нескладного юношу. Три года длились его объяснения в любви и повторялись ее отказы. Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью, дольней и отрадной, Высокомерна и глуха… В апреле 1910 года она, наконец, дала согласие на брак: “ Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю”.
Николай Гумилёв Да, я знаю, я Вам не пара,  Я пришел из иной страны,  И мне нравится не гитара,  А дикарский напев зурны.   Не по залам и по салонам  Темным платьям и пиджакам-  Я читаю стихи драконам,  Водопадам и облакам.   Я люблю, как араб в пустыне  Припадает к воде и пьет.  А не рыцарем на картине,  Что на звезды смотрит и ждет.

Николай Гумилёв

  • Да, я знаю, я Вам не пара, Я пришел из иной страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны. Не по залам и по салонам Темным платьям и пиджакам- Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Я люблю, как араб в пустыне Припадает к воде и пьет. А не рыцарем на картине, Что на звезды смотрит и ждет.
Н. Гумилёв, А. Ахматова и их сын Лев Гумилёв

Н. Гумилёв, А. Ахматова и их сын Лев Гумилёв

Николай Гумилёв Ещё не раз вы вспомните меня  И весь мой мир, волнующий и странный,  Нелепый мир из песен и огня,  Но меж других единый необманный. Он мог стать Вашим тоже, но не стал.  Его Вам мало было или много,  Должно быть, плохо я стихи писал  И Вас неправедно просил у Бога…

Николай Гумилёв

  • Ещё не раз вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный, Нелепый мир из песен и огня, Но меж других единый необманный.
  • Он мог стать Вашим тоже, но не стал. Его Вам мало было или много, Должно быть, плохо я стихи писал И Вас неправедно просил у Бога…

Два больших поэта, две незаурядные личности

  • История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилева - одна из самых известных в истории русской литературы. Два больших поэта, две незаурядные личности. Они были столь же непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Ахматова - сибаритка, лежебока, ее любимым занятием было лежать на диване, читать и есть что-нибудь вкусненькое. Гумилев - аскет, путешественник, романтик дальних странствий.
  • Ахматова терпеть не могла увлечения Гумилева путешествиями. Когда он начинал хвастаться перед гостями своими трофеями из Африки, Анна выходила из комнаты.
  • Эта любовь и начиналась странно до нелепости. Они познакомились, когда Гумилеву было 17, а Анне - 14. Анна была очень миловидной девочкой, Николай - нескладным, неуклюжим и, чего греха таить, совсем некрасивым юношей. Кроме того, Гумилев в то время увлекался Оскаром Уайльдом и подражал ему в манерах и одежде (не самый мужественный образ для подражания, прямо скажем).
  • Пылкая любовь более старшего Николая льстила Анне, но, когда спустя 2 года после знаком-ства, он сделал 16-летней девушке предложение, та ответила отказом. На тот момент Анна была увлечена своим учителем - Владимиром Голенищевым-Кутузовым.
  • Разочарованный Гумилев делает попытку самоубийства - к счастью, неудачно. Естественно, этот поступок никоим образом не укрепил его реноме в глазах Анны, а как раз, наоборот. Гумилев уезжает в Париж учиться и залечивать душевную рану.
  • В 1907 году Ахматова вдруг вспоминает о своем бывшем поклоннике и пишет ему письмо, в котором признается, что она скучает. Николай бросает все и отправляется в Крым, где в тот момент живет Анна. Снова следует предложение руки и сердца - и снова отказ.

Любовь

  • Гумилев снова покидает родину и в курортном городе Турвиль пытается покончить с собой. Чудом оставшись в живых, поэт пишет Анне письмо, в котором в третий раз предлагает ей стать его женой. В ответном письме Ахматовой - отказ. Гумилев отправляется в Булонский лес и пьет яд. На этот раз смерть была максимально близка не Николаю, он спасся лишь чудом: лесники случайно совершали обход в том месте и, увидев отравившегося юношу, отволокли его к врачу.
  • На этот раз лечить душевную рану Гумилев решает в Африке. Приключения на черном кон-тиненте закаляют Гумилева и в Россию он возвращается основательно возмужавшим. Оче-видно, Анна это отметила, потому что в 1910 году она все-таки дала свое согласие на брак с ним.
  • То, что Гумилев бесконечно любил Ахматову ,- несомненный факт, подтверждаемый мно-жеством стихов, посвященных ей. А вот Анна, кажется, по-настоящему оценила своего сме-лого, благородного и принципиального мужа лишь после его трагической гибели.
  • Одно из самых нежных стихотворений Гумилева об Ахматовой -  "Портрет" . Написано оно было в 1917 году, Гумилев в это время находился во Франции, в русском экспедиционном корпусе.
  • Жену Николай Степанович на тот момент не видел уже 3 года - с момента начала Перовой мировой войны. Однако, у него с собой всегда был знаменитый портрет Ахматовой работы Натана Альтмана. И вот, глядя на этот портрет, Гумилев и написал следующее стихотворение.
 « ПОРТРЕТ»   Лишь чёрный бархат, на котором Забыт сияющий алмаз, Сумею я сравнить со взором Её почти поющих глаз.  Её фарфоровое тело Томит неясной белизной, Как лепесток сирени белой Под умирающей луной.  Пусть руки нежно-восковые, Но кровь в них так же горяча, Как перед образом Марии Неугасимая свеча.  И вся она легка, как птица Осенней ясною порой, Уже готовая проститься С печальной северной страной. Июль 1917  Гумилев - непревзойденный мастер стихов о любви, о женщине. В отличие от многих других поэтов, в его стихах нет ни грамма пошлости. Гумилев чрезвычайно деликатен, женщина для него своего рода объект поклонения. Думаю, многие женщины были бы счастливы, если бы мужчина написал им такие стихи.

« ПОРТРЕТ»

  • Лишь чёрный бархат, на котором
  • Забыт сияющий алмаз,
  • Сумею я сравнить со взором
  • Её почти поющих глаз.

  • Её фарфоровое тело
  • Томит неясной белизной,
  • Как лепесток сирени белой
  • Под умирающей луной.

  • Пусть руки нежно-восковые,
  • Но кровь в них так же горяча,
  • Как перед образом Марии
  • Неугасимая свеча.

  • И вся она легка, как птица
  • Осенней ясною порой,
  • Уже готовая проститься
  • С печальной северной страной.
  • Июль 1917
  • Гумилев - непревзойденный мастер стихов о любви, о женщине. В отличие от многих других поэтов, в его стихах нет ни грамма пошлости.
  • Гумилев чрезвычайно деликатен, женщина для него своего рода объект поклонения. Думаю, многие женщины были бы счастливы, если бы мужчина написал им такие стихи.
https://zen.yandex.ru/media/history_russian/nikolai-gumilev-pered-rasstrelom-5fccb1258f8c7853ed20a9bd?&utm_campaign=dbr https://zen.yandex.ru/media/id/5e7f52e668b51338284319d5/korotkoe-stihotvorenie-gumileva-ob-ahmatovoi-takie-stroki-mechtala-by-prochest-o-sebe-liubaia-jenscina-5f97dc0cb2613332b0c93a95?&utm_campaign=dbr
  • https://zen.yandex.ru/media/history_russian/nikolai-gumilev-pered-rasstrelom-5fccb1258f8c7853ed20a9bd?&utm_campaign=dbr
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e7f52e668b51338284319d5/korotkoe-stihotvorenie-gumileva-ob-ahmatovoi-takie-stroki-mechtala-by-prochest-o-sebe-liubaia-jenscina-5f97dc0cb2613332b0c93a95?&utm_campaign=dbr


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!