Просмотр содержимого документа
«Николай Степанович Гумилёв. Презентация. Литература 11 класс»
Николай Степанович Гумилёв
11 класс
2020-2021
Афанасьева Татьяна Анатольевна
- Условно началом "серебряного века" принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". Так впервые символисты, а значит, и модернисты заявили о себе.
- Однако в 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. В предисловии к поэме "Возмездие" Блок писал: "...1900 год – это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили как в лагере символистов, так и в противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма". Вновь остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры.
« Я конквистадор в панцире железном…»
- Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года бурной штормовой ночью, и, по семейному преданию, старая нянька предсказала, что у него будет бурная жизнь. Существует версия, что фамилия Гумилевых происходит от латинского слова humilis, что значит “ смиренный”, но поэт Николай Гумилев жил всякому смирению вопреки, был жесток и требователен к себе и окружающим.
- Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.
- Он любил три вещи на свете:
- За вечерней пение, белых павлинов
- И стертые карты Америки ...
-
- А. Ахматова
Николай Степанович Гумилёв 1886-1921
- Серебряный век» дал российской культуре много ярких и необычных имён. Это было время, когда поэты стремились запомниться уже не только стихами, но и соответствующим поведением: кто-то жёлтой кофтой, кто-то пьянками и драками. Николай Гумилёв удивлял иностранными мотивами в творчестве и старомодными представлениями о чести.
Герой не своего времени
- Поэт родился в дворянской семье в Кронштадте, а учёбу начал в Царском селе. С таким началом жизни легко писать стихи и драться на дуэлях, но трудно быть убеждённым большевиком и ставить классовую мораль выше христианской.
- Ни того, ни другого, собственно, Гумилёв и не делал. Когда в России произошла февральская революция, он, будучи единственным из известных поэтов Серебряного века, кто не ограничился публикацией патриотических стихов, а защищал Родину с оружием в руках, отказался разбираться в политических течениях и попросил о переводе на Салоникский фронт.
Николай Гумелев (1886-1921)
К сожалению Гумилёва, разложение армии добралось и до русского экспедиционного корпуса, в котором тоже больше думали о событиях в Петрограде, чем о положении дел на фронте. В 1918 г. поэт сначала перевёлся на чиновничью работу, но быстро разочаровался в ней и вернулся в российскую столицу.
Участвовать в братоубийственной войне, стрелять по своим соотечественникам для Гумилёва было немыслимо. Вместо этого он плотно занялся творчеством и воспитанием новых писателей, причём в том духе, в котором считал правильным. Увы, его взгляды серьёзно расходились с мнением партии.
1921 год
До окончания Гражданской войны большевистской власти было некогда заниматься «поэтом с дворянскими замашками».
Потом произошло Кронштадтское восстание (вооружённое выступление в марте 1921 г . гарнизона крепости
Кронштадт , экипажей кораблей
Балтийского флота и жителей города против диктатуры большевиков и проводимой политики « военного коммунизма »), которое заставило Ленина пересмотреть всю внутреннюю политику.
В России начались послабления в экономической сфере жизни и «закручивание гаек» в духовной и политической. В этот период и появилось «дело Петроградской боевой организации».
Заговор, которого не было
- Точку в этой истории поставило решение, принятое в 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации. Всё дело признано полностью сфабрикованным ЧК, а все осуждённые посмертно реабилитированы. Для Гумилёва, однако, это уже ничего не поменяло, да и есть подозрение, что поэт ждал и даже в некотором смысле напрашивался на что-то подобное.
- Живя в советском государстве, руководя Петроградским отделом Всероссийского союза поэтов, дворянин Гумилёв мог, например, открыто заявить с трибуны, что по политическим убеждениям он – монархист. Его путь на службу пролегал мимо нескольких церквей и на каждую он, как полагается православному христианину, прилюдно крестился.
- В августе 1921 г. такому поведению поэта-диссидента решено было положить конец. Он был арестован по «делу Петроградской боевой организации». О её деятельности Гумилёв ничего не знал (как и никто из арестованных, поскольку её никогда не существовало), но чекисты и не ставили целью выяснить истину, зато контрреволюционного поэт наговорил достаточно, поэтому уже в конце месяца Петроградская ГубЧК приговорила его и ещё 56 человек к смертной казни.
- До сих пор неизвестно, где именно были расстреляны эти люди, но легенда о поведении Гумилёва стала распространяться практически сразу. Кто-то пересказывал слова садовника, который якобы видел казнь из отдалённого дома, кто-то «цитировал» одного из членов расстрельной команды, кто-то просто некого чекиста, но все рассказы содержали одни и те же подробности.
Николай Гумилев после ареста в 1921 году
Гумилёв до самого залпа сохранял присутствие духа, удивившее даже палачей, наглядевшихся за последние три года на самых разных жертв. Пока большинство приговорённых заходилось в истерике, пыталось разжалобить расстрельную команду и попросту пресмыкалось, пытаясь зацепиться за какие-то минуты жизни, поэт просто стоял с отрешённой улыбкой и курил папироску.
Он не сошёл с ума. Просто дворянина, проведшего несколько лет на фронтах Первой мировой, смерть (да ещё и за свои убеждения) не страшила, и такое мужество удивило даже видавших виды чекистов, констатировавших: «Шикарно умер!». Позже по стране ходило стихотворение, которое Гумилёв якобы нацарапал на стене тюрьмы в ночь перед расстрелом. На самом деле, по свидетельству одного из сидевших в 1921 г.в той же камере, от поэта там осталась только одна надпись: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь» .
Гумилев осуществлял то, что предвидел?
- Бесстрашный офицер и путешественник, он уже давно каждую минуту был готов принять смерть. Тем более, не нелепую и дешёвую смерть, а за свои убеждения.
- Гумилев осуществлял то, что предвидел?
- И умру я не на постели,
- При нотариусе и враче,
- А в какой-нибудь дикой щели,
- Утонувшей в густом плюще.
- Акмеи́зм (от греч. άκμη — вершина) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Акмеизм
- Акмеизм в литературе – течение, возникшее в самом начале 20 в. и получившее большое распространение среди поэтов, которые творили свои шедевры в этот период времени. Преимущественно он задел русскую литературу и стал своеобразным ответным ходом в сторону символизма. Направление характеризуется четкостью, предельной ясностью и приземленностью, но в то же время в стихах поэтов-акмеистов нет места бытовым проблемам.
- Акмеизм в литературе всегда отличался чувственностью, склонностью к анализу человеческих чувств и переживаний. Поэты, которые написали свои труды в этом стиле, были достаточно конкретными, не использовали метафор и гипербол. Подобные характеристики появились как бы в противовес символизму, который, в свою очередь, славился неясностью образов, полным отсутствием конкретики и точности. Акмеисты придавали значение только высшим человеческим потребностям, то есть описывали духовный мир. Им была чужда политическая или социальная тематика, агрессивность и т.п. Именно поэтому их стихи так легко воспринимаются, ведь о сложных вещах они пишут очень просто.
На чем базировался акмеизм?
- Как таковой философии, которая определила бы в то время акмеизм в русской литературе, не было.
- Точка опоры сложилась в процессе существования и процветания стиля, когда уже стали появляться первые стихи его представителей, исходя из которых можно было определить всю суть написанного.
- Т. о., акмеизм отличился реалистичным взглядом не только на общую картину жизни, но и на достаточно «неземные» проблемы, которые связаны с чувствами и душевными переживаниями.
- Ключевую роль в любом произведении, по мнению авторов, должно было играть слово . Именно с его помощью с предельной точностью должны были выражаться все мысли и события, которые описывались. Вдохновение, которое черпали поэты этой эпохи, чаще всего символизм, который был предшественником акмеизма, сравнивают с музыкой. Он такой же загадочный, многозначный, может быть трактован всяческими способами.
- Акмеизм как течение в литературе стал весьма значимой противоположностью символизму. Поэты-представители этого направления сами сравнивают свое творчество больше с а рхитектуройили со скульптурой , чем с музыкой. Их стихи невероятно красивы, но в то же время точны, складны и предельно понятны для любой аудитории. Каждое слово передает непосредственно тот смысл, который изначально в него заложен, без всяческих преувеличений или сравнений.
- Представители акмеизма в русской литературе. Отличительной чертой всех представителей данного литературного течения была не просто сплоченность, а даже дружба. Работали они в одной упряжке, и в самом начале своего творческого пути громко заявили о себе, основав в Ленинграде так называемый «Цех поэтов». У них не было определенной литературной платформы, стандартов, по которым нужно было писать стихи, или прочих производственных деталей. Можно сказать, что каждый из поэтов знал, каким должно быть его произведение, и знал, как подать каждое слово так, чтобы оно было предельно понятным для других.
- И среди таких гениев ясности можно выделить знаменитые имена: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Владимир Нарбут, Михаил Кузьмин и др. Стихи каждого из авторов отличаются друг от друга и по своей структуре, и по характеру, и по настрою. Однако каждое произведение будет понятным, и у человека не возникнет лишних вопросов после его прочтения.
- Основным органом акмеистов стал журнал "Аполлон" (ред. С. Маковский), в котором публиковались стихи участников "Цеха", статьи-манифесты Н. Гумилёва и С. Городецкого.
Жираф (1908)
- Сегодня, я вижу, особенно грустен твой вз гляд,
- И руки особенно тонки, колени обняв.
- Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
- Изысканный бродит жираф.
- Ему грациозная стройность и нега дана,
- И шкуру его украшает волшебный узор,
- С которым равняться осмелится только луна,
- Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
- Вдали он подобен цветным парусам корабля,
- И бег его плавен, как радостный птичий полет.
- Я знаю, что много чудесного видит земля,
- Когда на закате он прячется в мраморный грот.
- Я знаю веселые сказки таинственных стран
- Про черную деву, про страсть молодого вождя,
- Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
- Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
- И как я тебе расскажу про тропический сад,
- Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
- - Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
- Изысканный бродит жираф.
Шестое чувство
- Прекрасно в нас влюбленное вино
- И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
- И женщина, которою дано,
- Сперва измучившись, нам насладиться.
- Но что нам делать с розовой зарей
- Над холодеющими небесами,
- Где тишина и неземной покой,
- Что делать нам с бессмертными стихами?
- Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
- Мгновение бежит неудержимо,
- И мы ломаем руки, но опять
- Осуждены идти всё мимо, мимо.
- Как мальчик, игры позабыв свои,
- Следит порой за девичьим купаньем
- И, ничего не зная о любви,
- Всё ж мучится таинственным желаньем;
- Как некогда в разросшихся хвощах
- Ревела от сознания бессилья
- Тварь скользкая, почуя на плечах
- Еще не появившиеся крылья;
- Так, век за веком — скоро ли, Господь? —
- Под скальпелем природы и искусства,
- Кричит наш дух, изнемогает плоть,
- Рождая орган для шестого чувства.
Анна Ахматова и Николай Гумилев
- Анна Ахматова и Николай Гумилев познакомились в Царском Селе. Тонкая стройная девушка долго не хотела замечать надменного и нескладного юношу. Три года длились его объяснения в любви и повторялись ее отказы. Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью, дольней и отрадной, Высокомерна и глуха… В апреле 1910 года она, наконец, дала согласие на брак: “ Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю”.
Николай Гумилёв
- Да, я знаю, я Вам не пара, Я пришел из иной страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны. Не по залам и по салонам Темным платьям и пиджакам- Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Я люблю, как араб в пустыне Припадает к воде и пьет. А не рыцарем на картине, Что на звезды смотрит и ждет.
Н. Гумилёв, А. Ахматова и их сын Лев Гумилёв
Николай Гумилёв
- Ещё не раз вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный, Нелепый мир из песен и огня, Но меж других единый необманный.
- Он мог стать Вашим тоже, но не стал. Его Вам мало было или много, Должно быть, плохо я стихи писал И Вас неправедно просил у Бога…
Два больших поэта, две незаурядные личности
- История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилева - одна из самых известных в истории русской литературы. Два больших поэта, две незаурядные личности. Они были столь же непохожи друг на друга, как лед и пламень.
- Ахматова - сибаритка, лежебока, ее любимым занятием было лежать на диване, читать и есть что-нибудь вкусненькое. Гумилев - аскет, путешественник, романтик дальних странствий.
- Ахматова терпеть не могла увлечения Гумилева путешествиями. Когда он начинал хвастаться перед гостями своими трофеями из Африки, Анна выходила из комнаты.
- Эта любовь и начиналась странно до нелепости. Они познакомились, когда Гумилеву было 17, а Анне - 14. Анна была очень миловидной девочкой, Николай - нескладным, неуклюжим и, чего греха таить, совсем некрасивым юношей. Кроме того, Гумилев в то время увлекался Оскаром Уайльдом и подражал ему в манерах и одежде (не самый мужественный образ для подражания, прямо скажем).
- Пылкая любовь более старшего Николая льстила Анне, но, когда спустя 2 года после знаком-ства, он сделал 16-летней девушке предложение, та ответила отказом. На тот момент Анна была увлечена своим учителем - Владимиром Голенищевым-Кутузовым.
- Разочарованный Гумилев делает попытку самоубийства - к счастью, неудачно. Естественно, этот поступок никоим образом не укрепил его реноме в глазах Анны, а как раз, наоборот. Гумилев уезжает в Париж учиться и залечивать душевную рану.
- В 1907 году Ахматова вдруг вспоминает о своем бывшем поклоннике и пишет ему письмо, в котором признается, что она скучает. Николай бросает все и отправляется в Крым, где в тот момент живет Анна. Снова следует предложение руки и сердца - и снова отказ.
Любовь
- Гумилев снова покидает родину и в курортном городе Турвиль пытается покончить с собой. Чудом оставшись в живых, поэт пишет Анне письмо, в котором в третий раз предлагает ей стать его женой. В ответном письме Ахматовой - отказ. Гумилев отправляется в Булонский лес и пьет яд. На этот раз смерть была максимально близка не Николаю, он спасся лишь чудом: лесники случайно совершали обход в том месте и, увидев отравившегося юношу, отволокли его к врачу.
- На этот раз лечить душевную рану Гумилев решает в Африке. Приключения на черном кон-тиненте закаляют Гумилева и в Россию он возвращается основательно возмужавшим. Оче-видно, Анна это отметила, потому что в 1910 году она все-таки дала свое согласие на брак с ним.
- То, что Гумилев бесконечно любил Ахматову ,- несомненный факт, подтверждаемый мно-жеством стихов, посвященных ей. А вот Анна, кажется, по-настоящему оценила своего сме-лого, благородного и принципиального мужа лишь после его трагической гибели.
- Одно из самых нежных стихотворений Гумилева об Ахматовой - "Портрет" . Написано оно было в 1917 году, Гумилев в это время находился во Франции, в русском экспедиционном корпусе.
- Жену Николай Степанович на тот момент не видел уже 3 года - с момента начала Перовой мировой войны. Однако, у него с собой всегда был знаменитый портрет Ахматовой работы Натана Альтмана. И вот, глядя на этот портрет, Гумилев и написал следующее стихотворение.
« ПОРТРЕТ»
- Лишь чёрный бархат, на котором
- Забыт сияющий алмаз,
- Сумею я сравнить со взором
- Её почти поющих глаз.
- Её фарфоровое тело
- Томит неясной белизной,
- Как лепесток сирени белой
- Под умирающей луной.
- Пусть руки нежно-восковые,
- Но кровь в них так же горяча,
- Как перед образом Марии
- Неугасимая свеча.
- И вся она легка, как птица
- Осенней ясною порой,
- Уже готовая проститься
- С печальной северной страной.
- Июль 1917
- Гумилев - непревзойденный мастер стихов о любви, о женщине. В отличие от многих других поэтов, в его стихах нет ни грамма пошлости.
- Гумилев чрезвычайно деликатен, женщина для него своего рода объект поклонения. Думаю, многие женщины были бы счастливы, если бы мужчина написал им такие стихи.
- https://zen.yandex.ru/media/history_russian/nikolai-gumilev-pered-rasstrelom-5fccb1258f8c7853ed20a9bd?&utm_campaign=dbr
- https://zen.yandex.ru/media/id/5e7f52e668b51338284319d5/korotkoe-stihotvorenie-gumileva-ob-ahmatovoi-takie-stroki-mechtala-by-prochest-o-sebe-liubaia-jenscina-5f97dc0cb2613332b0c93a95?&utm_campaign=dbr