СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Никольские святые пещеры

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые друзья предлагаем вам в качестве примера выполнение исследовательской работы. Надеемся, что работы детей творческого объединения «Вестники Оренбуржья» станут для вас стимулом для развития собственных исследовательских компетенций и их презентации в различных конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«Никольские святые пещеры»


Министерство образования Оренбургской области

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Промышленного района

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 68 с углубленным изучением русского языка и математики»



НИКОЛЬСКИЕ СВЯТЫЕ ПЕЩЕРЫ


Работу выполнила: Кислова Екатерина Антоновна, 7 класс МОАУ «СОШ № 68 с

углубленным изучением русского языка и математики», объединения «Вестники Оренбуржья» МАУ ДО «ЦДТ» Промышленного района.

Руководитель: Мишучков Андрей Александрович, педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ Промышленного района», к.ф.н., доцент.














Оренбург, 2021






Оглавление:


Введение…………………………………………………….…….........3

1. Биография игумена Зосимы (Карцева) и путь к основанию Никольского монастыря..............................................................................................................5

2. Никольский монастырь и его насельники во времена советской власти…………..…………………………………………………..……………9

3. Возрождение святых пещер .………………………………………12

Заключение…………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………15

Приложения…………………… …………………………………..…16























Введение

Моя поездка в Святые пещеры с классом в мае 2019 г. натолкнула меня на идею – глубже узнать о подвиге веры строителей пещерного монастыря. На Руси издавна была традиция пещерных монастырей (Киево-Печерская лавра, Псково-Печерская лавра). В нашем Оренбургском крае одним из первых в начале XIX века появился пещерный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Возникновение в начале XX века Святых пещер в с. Покровка стало возможным благодаря молитве и трудам местночтимого святого игумена Зосимы (Карцева). В это святое место в Оренбургском крае каждый год приезжают тысячи верующих людей, которые желаю обновить свои духовные силы, укрепиться в вере и любви на этом месте подвигов святого.

С целью обратить внимание молодого поколения на духовное обновление народа в нашем крае, в своей работой, я хочу отразить историю становления, трагедии и обновления одного из интересных святых мест нашей области – Святые пещеры Никольского монастыря. Я считаю эту тему актуальной, так как благодаря знанию истории мы можем понять то, сколько мы потеряли памятников церковной архитектуры и истории, оценить тот уровень духовного развития на котором мы находимся сейчас, относительно того, что было ранее.

Объектом исследования является церковно-историческое краеведение Оренбургского края.

Предмет исследования – история жизни основателя Святых пещер игумена Зосимы (Карцева), исторические этапы Никольского мужского монастыря, его восстановление в настоящее время.

Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 1905 года, начала Никольского скита по настоящее время.

Территориальные рамки: Оренбургская область, село Покровка Новосергиевского района, Святые пещеры.

Цель исследования – восстановить историческую память о создателях и насельниках Никольского монастыря.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить биографию игумена Зосимы (Карцева) и его путь к основанию Никольского монастыря

2. Рассмотреть события, происходившие с Никольским монастырем и его насельниками во времена советской власти

3. Проследить за возрождением монастыря в настоящее время.

Гипотеза: Никольский мужской монастырь оказал благотворное влияние на развитие православной культуры в нашем крае и стал проводником в жизнь новых святых обителей Оренбургской епархии в настоящее время.

Методы и этапы исследования: 1. Сбор информации (июль – август 2019 г.) 2. Анализ и обобщение исторических сведений о монастыре на основе архивных и литературных материалов (сентябрь – октябрь 2019г.) 3.Систематизация и написание учебной работы, ее оформление (ноябрь 2019 г.).

































  1. Биография игумена Зосимы (Карцева) и путь к основанию Никольского монастыря

Захарий Прокопьевич Карцев родился в 1859 г. и происходил из казаков станицы Нижнеозерной Оренбургского казачьего войска (ныне Илекского района Оренбургской области). Закончил начальную казачью школу. Женился на девице Пелагие, от брака с которой имел 6 детей. Но счастливое течение супружеской жизни была прервано глубоким духовным потрясением для родителей. В 1905 г., после смерти отца, четырех сыновей и дочери, Захарий по благословению своей матери и по соглашению с супругой принимает решение удалиться от мира и постричься в иноки. Его жена становится монахиней с именем Павлы в Успенском женском монастыре в г. Оренбурге, дочь Матрена (1896 г.р.) с 1905 г. поступает в число послушниц той же обители. Захарий же отправляется в паломничество по святым местам. В этом путешествии Божьим промыслом ему было указано место для заведения будущего монастыря.

Сам Захарий впоследствии рассказывал об этом так: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. «Блажени яже избрал и приял еси, Господи, память их в род и род». Как непреложную истину, о которой не могу умолчать, ради славы Господней, я должен поведать Вам, во Христе отцы и братия, и всем вопрошающим мя… «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Первое – это было в 1905 г., я … отправился на поклонение святым мощам препод. Серафима Саровского чудотворца 2 февраля, а 6-го – прибыл в пустынь, где причащался Святых Тайн Христовых, прикладывался к святым мощам и, пробыв до 18 февраля, отправился к Воронежу и Киеву. И вот тут, на пути, 19 февраля, я, многогрешный, видел сон, а вернее было мне видение. Я вижу – подошли ко мне два старца: один – батюшка Иона, в схиме Петр Киевский [1802–1902], другой – о. Иоанн Кронштадтский [1829–1908]. О. Иоанн указал на меня пальцем о. Ионе со словами: «Этот человек Оренбургский, – надо сказать старцу Василию, что в их крае жил, чтоб он указал сему место, где устроить мужской монастырь, а сей рад устроить». О. Иона заключил ответ словами: «Так да будет», и после этого стали невидимы. Я же, проснувшись, ощущал благоухание от их посещения и был в необыкновенном восторге от радости.

Второе: – Видел во сне о. Иону в селе Покровке, за речкой Самарской Оренбургской губ. и уезда от моей родины и местожительства в 45-ти верстах; на горе будто построена у него келлия, где он якобы жил; я же с родительницей снизу, от родника, шли к нему на гору, за благословением, и батюшка о. Иона нас обоих благословил; где стояла в видении келлия, и где он нас благословил, я, многогрешный, поставил крест…

Третье: – Я был в обители о. Ионы, в Киеве. Благочинный иеромонах о. Исаак благословил меня на послушание в сад, где я вместе со старшим садовником, бывшим послушником Игнатием, ныне монахом о. Исаакием обделывал гряды граблями; вокруг гряд были цветы. О. Исаакий предупредил меня быть осторожным с цветами; но я, по неосторожности сломав один цветок и, чтоб скрыть свою вину, взял и воткнул его в землю, тем и кончил свое послушание. В следующую ночь вижу во сне; мы ушатом носим воду для поливки того же сада; о. Иона стоит на троне, мы идем мимо него, и он обратился ко мне со словами: «так-то ты, Захарий, исполняешь послушание в моем саду? Сломал цветок и от садовника скрыл». Я бросил ушат, упал ему в ноги и молил о прощении. – «Будь осторожен далее»… – и стал невидим. Вот три истины, кои свидетельствую своей рукой» [1].

По возвращении на родину Карцев отыскал место, указанное ему в видении, на котором старец Василий (в монашестве Власий), посланный преп. Ионой Киевским на служение в Оренбургский край, благословил его основать новую обитель иконой Божьей Матери «Достойно есть» («Милующая»). Захарий Прокопьевич поселился у горы в 100 верстах от г. Оренбурга по железной дороге и в 2 верстах от с. Покровка (ныне Новосергиевского района Оренбургской области), на правом высоком берегу реки Самары. На склоне этой горы, получившей впоследствии название Монашка, покровские крестьяне в 1906 г. выделили отшельнику под келью крохотный клочок земли в 7 кв. саженей (31,86 кв. м), к которому он прикупил еще 1 десятину (1,09 га) для заведения пчельника и фруктового сада. Здесь Захарий поставил небольшую деревянную избу длиной 2 сажени 1 аршин (4,98 м), шириной 1 сажень 2 аршина (3,56 м) и высотой 1 сажень (2,13 м) с сенями из саманного кирпича[2] . Жизнь свою он проводил в посте, молитве и трудах. Вскоре привлеченные его примером к отшельнику стали стекаться из окрестных сел люди, также ищущие молитвенного уединения и монашеского подвига. В свободное время они вместе трудились в копании пещер, создав в горе разветвленную систему подземных ходов с кельями длиной до 75 саженей (160 м) и шириной 2 аршина (1,42 м). По малости угодий первые насельники жили подаянием добрых людей, а ночью собирались на молитву в единственную избу, где неизменно вычитывалось правило, положенное для иноков.

Число подвижников постоянно увеличивалось, но помощью Божьей им подоспело необходимое обеспечение. В 1907 г. самарский купец 1-й гильдии, крупный хлеботорговец и церковный благотворитель Антон Николаевич Шихобалов (1827–1908) пожертвовал обители 30 десятин земли (32,7 га), расположенных от нее в 3–4 верстах. После отмежевания на местности свои наделы по 13 десятин каждый (а всего 28,3 га) подарили обители ушедшие туда от мира крестьяне с. Кулагино (ныне Новосергиевского района Оренбургской области) Василий Леденев и Яков Сухов[3]. Для размещения умножившихся насельников их руководитель Захарий Карцев изыскал средства на строительство одноэтажного деревянного братского корпуса с трапезной, где по разрешению епископа Оренбургского и Тургайского Иоакима (Левицкого) (1853–1921) была устроена молитвенная часовня.

На базе этих владений указом Святейшего Синода в 1909 г. был учрежден Николаевский скит, приписанный поначалу к Оренбургскому Успенско-Макарьевскому (Мещеряковскому) мужскому монастырю. О жизни и монашеском подвиге Игумена Зосимы повествует следующее стихотворение (Приложение 1).

В Оренбургском крае первым заведующим новым скитом считается его основатель Захарий Карцев. Но как удалось установить, в действительности епархиальные власти предпочли поставить для первоначального устройства обители более опытного инока, поскольку Захарий Карцев принял постриг с именем Зосима лишь 26 сентября 1909 г. По резолюции от 12 января 1910 г. № 93 епископа Оренбургского и Тургайского Иоакима на должность первого начальника Николаевского скита был временно командирован иеромонах Успенско-Макарьевской обители Палладий (в миру Петр Стефанович Хроненко) (1867–1937)[4], впоследствии канонизированный Церковью в лике преподобномученика. Впрочем, уже 14 ноября 1910 г. основатель скита Зосима (Карцев) был рукоположен во иеродиакона и сменил Палладия на посту заведующего. А 29 июня 1911 г. он был посвящен и в следующий сан иеромонаха[5].

Под его руководством скромное прибежище отшельников стало активно благоустраиваться и быстро приобрело облик полноценного монастыря.

Однако главные помыслы строителя иеромонаха Зосимы (Карцева) были направлены к возведению в обители капитального каменного храма. Для этого святого дела нашлись отзывчивые люди, из которых главную помощь оказала вдова статского советника и преподавателя церковного пения в Оренбургском Николаевском женском институте Варвара Оводова[6]. Благотворители подарили для будущего храма церковные облачения, богослужебную утварь, иконы, колокола, выделили необходимые денежные средства. На их доброхотные пожертвования в 1911 г. и была построена в скиту новая каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Иеромонах Зосима (Карцев) 30 ноября 1914 г. был награжден набедренником. В том же году братия монастыря единодушно ходатайствовала о возведении своего настоятеля в звание игумена как достойнейшего по понесенным трудам на благо юной обители. Однако епархиальные власти учли, что со времени предыдущего награждения прошло совсем немного времени, и вместо этого в январе 1915 г. представили Зосиму «в порядке постепенности» к следующему по очередности отличию наперсным крестом[7], которым он и был удостоен от Святейшего Синода в 1916 г. Уже как опытному наставнику и организатору летом 1916-го года Зосиме также было поручено опекать в качестве благочинного Покровский (Разгуляевский) женский монастырь (на месте нынешнего пос. Шар Александровского района Оренбургской области), но уже к началу 1917 г. по собственному прошению он был освобожден от этой обязанности[8] .





























2. Никольский монастырь и его насельники во времена советской власти

В 1917 году прогремела Октябрьская революция, победу одержала атеистически настроенной партия большевиков. Для церкви наступил период гонений. По рассказам старожилов соседнего села Покровки, перед грядущими бедствиями заплакала почитаемая в обители чудотворной Иверская икона Божьей Матери.

Первым делом новые советские власти по Декрету от 20 января (2 февраля) 1918 г. национализировали всё монастырское имущество. Большая часть его была изъята или расхищена, а 2 храма обители с богослужебными предметами уже как «народная собственность» по договору от 5 апреля 1923 г. переданы Оренбургским Советом рабочих и крестьянских депутатов в бессрочное пользование «Союза богомольцев Николаевского общежительного мужского монастыря». После конфискации большинства построек и угодий, резко сократились жилые площади обители, возможности занятия сельским хозяйством и ремёслами. Поэтому в условиях гонений упала и численность монашеской общины. Если в январе 1917 г. она насчитывала 45 человека (8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 схимонаха, 8 монахов и 24 послушника), то в июне 1923 г. – уже лишь 17 верных иноков (11 иеромонахов и 6 иеродиаконов). Из них 10 человек (6 иеромонахов и 4 иеродиакона) оставались в самой Николаевской обители на Святых пещерах, 6 иноков (4 иеромонаха и 2 иеродиакона) проживали на монастырском подворье в Оренбурге и ещё 1 иеромонах находился в отъезде[9].

К этому времени общину возглавил иеромонах Геронтий, так как прежний настоятель и основоположник монастыря Зосима (Карцев) скончался в том же 1923 г. Новый заведующий в миру именовался Георгием Ивановичем Губановым. Родился 1 февраля 1881 г. в семье казаков станицы Городищенской Оренбургского казачьего войска (ныне с. Городище в составе г. Оренбурга). Окончил курс городского училища. Женат не был. По поступлении в Николаевский мужской монастырь проходил послушание портным и был уставщиком в местной церкви. 21 ноября 1915 г. пострижен в монашество. 21 декабря 1915 г. рукоположен во иеродиакона, а затем и во иеромонаха[10]. Впрочем, руководить общиной ему довелось недолго потому, что в 1925 г. Геронтий был привлечён к суду по обвинению в «контрреволюционной деятельности». А в 1929 г. возглавлявшийся им Николаевский монастырь был закрыт советской властью. Из разгромленной обители монахи разбрелись кто куда, но карательные органы продолжали их преследовать, видя в хранителях православной традиции идеологических конкурентов насаждаемым коммунистическим идеям.

Так, 22 марта 1932 г. органами ОГПУ был арестован бывший монах Николаевской обители Игнатий (в миру Иван Андреевич Вытнов), 1882 года рождения. Он обвинялся в том, что «вёл разлагающую деятельность среди крестьян против советской власти, используя для этих целей религию» (по ст. 58/10-11 УК РСФСР). 2 июня 1932 г. постановлением краевой тройки ОГПУ он был приговорён к высылке из региона с лишением права проживания в Средне-Волжском крае и ещё 12 населённых пунктах страны сроком на 3 года. Реабилитирован 13 июня 1989 г. заключением прокурора Оренбургской области.

6 апреля 1932 г. с тем же обвинением подвергнут аресту монах Георгий (в миру Герасим Елизарович Воронков), 1878 года рождения. Решением тройки Полномочного представительства ОГПУ по Средне-Волжскому краю от 2 июня 1932 г. он уже был заключён в концлагерь сроком на 3 года. По мере укрепления в СССР тоталитарного сталинского режима абсолютной власти и раскрутки маховика репрессий против всех инакомыслящих, карательные органы стали смело переходить от временных, ограничительных мер наказания к окончательным и непоправимым. После выхода из мест лишения свободы тот же монах Георгий (Воронков) был повторно арестован и 31 августа 1937 г. приговорён тройкой УНКВД по Чкаловской (ныне Оренбургской) области к расстрелу[11]. Реабилитирован 7 и 13 июня 1989 г. заключениями прокурора Оренбургской области.

2 августа 1937 г. брошен в следственный изолятор перебравшийся на жительство в г. Оренбург бывший настоятель Николаевского мужского монастыря Геронтий (Губанов). В обвинительном заключении он характеризовался как «в прошлом активный белобандит». Утверждалось, что якобы прежде он «работал в разведке генерала Дутова, выдавал и сам расстреливал сторонников Соввласти … Являлся одним из руководителей японской, военно-казачьей, повстанческой организации. В 1933 г. организовал диверсионно-террористическую группу, которая готовилась к террору над ответственными работниками-коммунистами г. Оренбурга и отравлению водопроводов в г. Оренбурге, в момент возникновения войны. Вёл шпионскую работу, собранные сведения о военном гарнизоне и авиашколе переотправлял японцам через резидента Лапшина». На основании этих нелепейших измышлений 9 сентября 1937 г. Геронтий был осуждён тройкой УНКВД по Оренбургской области к высшей мере наказания с конфискацией имущества, а уже на следующий день, 10 сентября расстрелян в 21.00. Реабилитирован 17 июля 1989 г. заключением прокурора Оренбургской области.

Сразу после закрытия этого монастыря, параллельно с репрессиями против братии, стали последовательно уничтожаться с лица земли и все постройки обители. В 1929–1930 гг. полученные от их разборки кирпичи употребили на возведение в соседнем селе Покровка исполкома, клуба и магазина, а деревянные брёвна продали за бесценок. Сохранилось только 2-этажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организовали первую в селе школу. Практически полностью была вырублена тополиная аллея, ведущая от Покровки к монастырю.

Святые же пещеры долгое время оставались открытыми, привлекая посетителей. Над ними видели знамение в виде огненного столпа, после чего в село снова потянулись паломники. Обеспокоенные местные власти рапортовали об этом в Оренбург. В итоге по указанию из центра для пресечения стихийного паломничества осенью 1939 г. вход в пещеры был замурован под предлогом обеспечения безопасности людей от обвалов. Одновременно засыпали щебнем и святой источник под монастырской горой[12].


























3. Возрождение «святых пещер»

Лишь с либерализацией государственно-церковной политики, в современной России стало возможным возрождение Николаевской обители. Первые попытки обнаружить её засыпанные Святые пещеры были предприняты ещё в 1993 г. Но только 8 июня 2002 г. в ходе раскопок был открыт вход в подземные галереи. В 2005 г. над ним был возведён храм Рождества Иоанна Крестителя, построенный на пожертвования Татьяны Горлач в память погибшего сына Павла.

В самих пещерах найдены кельи основателя монастыря Зосимы (Карцева) и прозорливого старца схимонаха Нила (Сухова), устроен новый подземный храм в честь святых преподобных Антония и Феодосия Печерских, положивших начало всему русскому монашеству в таких же пещерах Киево-Печерской лавры. На территории Николаевской обители были установлены памятные кресты на местах снесённых храма свт. Николая Чудотворца, молитвенного дома в честь Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. В 2006–2007 гг. построена надвратная колокольня с храмом святой преподобной Марии Египетской. В 2010 г. освящены колодец и часовня во имя вмч. Пантелеимона Целителя с купальней на месте восстановленного святого источника монастыря под горой. Также в обители сооружены братский корпус с домовым храмом в честь св. преп. Серафима Саровского и трапезная для паломников.

Во время строительных работ в 2014 г. был обнаружен фундамент разрушенного храма и 3 захоронения в его алтарной части. Судебно-медицинской экспертизой на основании графической реконструкции лица по черепу было определено, что центральное погребение принадлежало основателю монастыря иеромонаху Зосиме (Карцеву)[13]. 12 октября 2014 г. его останки были торжественно перезахоронены на заново освящённом монастырском кладбище.

В 2008 г. приход свт. Николая Чудотворца с. Покровка был передан в ведение Социально-миссионерского благочиния Оренбургской епархии. В 2010 г. с помощью благотворителей была выкуплена и отремонтирована часть сохранившегося Пантелеимоновского подворья Николаевского мужского монастыря в г. Оренбурге. С 2010 по 2013 гг. здесь размещались иконная лавка и подворье Социального благочиния, а сейчас находится вещевой склад православного Центра помощи семьи и детям «Колыбель» при отделе по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской епархии.

В настоящее время на территории обители возрожден женский монастырь. 14 мая 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть в Оренбургской области в селе Покровка Новосергиевского района Никольский женский монастырь и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Иоанну (Боярскую) 22 мая 2018 года в «Святых пещерах» было совершено первое архиерейское богослужение, ознаменовавшее официальное открытие Свято-Николаевской женской обители. 1 июня 2018 г. возведена в сан игумении настоятельница Свято-Николаевской обители монахиня Иоанна (Боярская).

На территории обители расположены (Приложение 2 и 3):

• «Святые пещеры» с храмом Рождества Иоанна Крестителя над входом (освящен 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином), в самих пещерах находятся:

– подземный храм святых преподобных Антония и Феодосия, первых монахов Киево-Печерской Лавры,

– келья основателя монастыря игумена Зосимы, с обретёнными останками,

– келья схимонаха Нила;

• святой родник с купальней и часовней св. вмч. и целителя Пантелеимона,

• надвратная колокольня с храмом св. прп. Марии Египетской,

• административно-жилой корпус,

• водосвятная часовня,

• трапезная,

• кресты на месте:

– разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца,

– часовни Казанской иконы Божией Матери,

– монастырского кладбища.

Сегодня данный монастырь стал притягателен в качестве паломнического объекта, экскурсии посещают и школьники (Приложение 4). Николаевская обитель продолжает нести важную социальную и духовно-просветительскую миссию.

Многочисленные паломники в Святые пещеры прибегают в молитве к старцу Зосиме и получают духовное и физическое утешение. В книге отзывов, хранящейся в обители, запечатлены чудесные случаи помощи старца страждущим людям.










Заключение

Во время знакомства со Святыми пещерами (поездкой с классом) нам много рассказывали о истории самого Оренбурга, о реках вокруг города, о том как они назывались и многое другое (Приложение 5 и 6). Но, что касается самого монастыря, о нем было рассказано как-то кратко, экскурсовод не была с нами в самом комплексе, а у ворот нас встретила монахиня, она говорила тихо, немного, но очень проникновенно, она рассказала нам кусочек истории, ответила не некоторые наши вопросы, хотелось задавать их еще, поговорить с ней, узнать побольше о каждом проходимом нами месте, ведь какое-то необъяснимое благоговение ощущается в этой месте, хотелось понять его причину, но ощущение того, что я здесь не одна, что человек несколько стесняется нас и даже не делает замечаний, если вдруг кто-то шумит, заставило молчать и просто чувствовать. Я думала о том, что благодарна организаторам экскурсии и рада, что меня туда отпустили. Затем было принято решение изучить историю этого места, проникнуться пониманием к нему.

В проведенной работе в целом были решены поставленные цели и задачи, раскрыта история Святых пещер (Никольского ныне женского монастыря), отражено обновление интереса к монастырю. Новизной в работе стало: исследование причин появления и возрождения монастыря; раскрытие архитектурных особенностей, отражение паломнического интереса к святому месту и раскрытие его причин.

В процессе работы над этим исследованием, появился новый смысл паломничества в святые пещеры, появилось не просто ощущение веры святости этого места, но и знание истории и возрождения этого места, а значит и какого-то уровня причастности к культурному наследию. Надеюсь, что продолжится возрождение монастыря, вернется прекрасная тополиная аллея, люди будут приезжать в это место, делиться своими бедами и проблемами, а взамен получать доброе наставление, утешение и разрешение проблем, обновление и внутренний свет.

Для восстановление аллеи, можно предпринять следующие меры: обратиться с предложением к приезжающим верующим (хотя бы на плакате перед воротами) о том, чтобы они поучаствовали в возрождении аллеи, путем посадки своего дерева, внесение своей лепты в достойное дело. Предварительно можно разметить место на аллеи для посадки, чтобы не получилось хаотично.

В итоге хочется отметить, что сейчас продолжается постепенное возрождения монастыря, верующие приезжают сами и вместе с экскурсиями, но потребуется еще много сил на восстановление того, что было. Надеюсь, что вера в юных сердцах зажжется на этом святом месте.



Список литературы:

  1. Три сновидения // Русский инок. – 1912. – № 2.

  2. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1174. Л. 50 об.

  3. ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10581. Л. 14.

  4. ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 6 об. – 7.

  5. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 2013. Л. 1 об. – 2, 13 об, 14.

  6. ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10581. Л. 12.

  7. ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6472. Л. 1–5 об.

  8. Распоряжения Епархиального Начальства. Перемена должностных лиц // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1916. – 15–30 августа. – № 33–34. – С. 296; Распоряжения Епархиального Начальства. Перемены должностных лиц // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1917. – 1–15 января. – № 1–2. – С. 4.

  9. ГАОО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 12. Л. 227–228, 406.

  10. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 2013. Л. 2 об. – 3.

  11. Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области. – Калуга: Золотая аллея, 1998. – № 1020.

  12. Баклыков В. П. Святые оренбургские места. – Оренбург; Саракташ: Православный духовный вестник, 2014. – С. 69–77.

  13. Филиппов В. Пластическая реконструкция лица по черепу иеромонаха Зосимы [Электронный ресурс]. URL: http://forens-lit.ru/node/282 (дата обращения: 05.08.2016).

  14. Мишучков А.А., Денисов Д.Н. Церковная история в Оренбургском крае. Учебное пособие для школьников в системе дополнительного образования. Оренбург: ГАУ ДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр», 2017 г. – 417 с.

  15. Оренбуржье православное: история и современность / Сост. С.Е. Плаксин. – Оренбург: Оренбургский областной общественный благотворительный фонд «Совесть», 2014. – 544 с.

  16. Туристические места Оренбургской области - Святые пещеры в с. Покровка [Электронный ресурс]/ -URL: https://pikabu.ru/story/turisticheskie_mesta_orenburgskoy_oblasti__svyatyie_peshcheryi_v_s_pokrovka_4083211

  17. Александра Свиридова. Путь в святые Покровские пещеры: чудесная и трагическая история [Электронный ресурс]/Оренбургская неделя. - URL: https://orenweek.ru/14864/

Приложение 1.

Зосима1

В котомке ветхой светится псалтырь,

Под посохом смиряется дорога.

Святых пещер хранитель – монастырь,

Построен паствой к вящей славе Бога.

Ласкают степь ладони сентября,

Парит орёл вдали крестом небесным,

И паутинки понесла заря

В скитанья по пределам бестелесным.

А странников толкнула в путь беда –

В крови – обида, жить невыносимо.

Гонимых и болящих – всех сюда

Призвал великий праведник Зосима

Молитвами спасать себя и мир,

К добру прийти, сокрытом в Божьей Вере.

Любой паломник, будь богат иль сир,

Заботой наделён был в равной мере.

Смерть не стучалась – смело в дом вошла,

Свеча погасла пред святой иконой.

Детишек пятерых, отца свела

На кладбище, в земли сырое лоно.

Хоть в петлю лезь, хоть волком ночью вой.

Казни себя, кори, теряя силы…

Захарий с поседевшей головой Покинул дом и близкие могилы.

Былинный встрепенулся богатырь,

До срока спящий на сырту в кургане:

– Свято-Никольский будет монастырь

Построен! Заложу я первый камень!

Благословил Кронштадский Иоанн,

Перекрестил во сне святой Иона…

Теперь – Зосима я, наказ мне дан

Для Господа сложить подножье трона!

По капле наполняется сосуд,

По прутику гнездо большое вьётся.

Купцы дары на доброе несут,

Колокола в бока целует солнце.

Отстроили и церковь с алтарём,

И братский корпус, пчельник с добрым садом,

Колодезь, рукотворный водоём.

Монашьим душам – райская услада.

Молитвы полноводные текли

За край степной во благо всей России…

… из преисподней аспиды земли

В семнадцатом свои подняли выи

И в хищных лапах стиснули страну,

За веру во Христа людей карая.

Монахов добрых бросили в тюрьму,

Почил Зосима, бед хлебнув сверх края.

Повергли в прах обитель… Гнить на дне

Иль оттолкнуться к воздуху и свету?

Протянет длань Господь тебе и мне:

– Спаситесь и спасайте всю планету!

Как в неустройстве жить без Бога нам?!

Мы веруем и будем верить в Бога!

Пойдём к Святым пещерам строить храм –

Котомки есть, и посохов премного.

Спит в каждом русском чудо-богатырь,

Таящийся в душе - степном кургане.

Буди его – восстанет монастырь

На берегу Самары в белом камне.

И разнесётся колокольный звон

Во все концы на крыльях серафима.

Так завещал, ступая на амвон,

Святой народный праведник Зосима!














































Приложение 2.

Схема территории Никольского монастыря, настоящее время




Фото современной территории Святых пещер




Приложение 3.



Фото Святых пещер














Приложение 4.

Посещение Святых пещер детьми СОШ №68.







Приложение 5.

Личное посещение монастыря










Приложение 6

Территория вокруг монастыря

Есть место для отдыха и трапезы приезжающих

Сосновый лес и его опушка рядом с монастырем

1 Молчанов В.М. Зосима// Православный духовный вестник Саракташского благочиния (Оренбургская епархия). 2017. № 1(71) (янв.-май.). с.128-129.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!