СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НИР по теме "Внедрение в образовательный процесс ОБЖ проектной технологии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная технология обучения является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием. Тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется преподавателями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.Проектная технология обучения является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием. Тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется преподавателями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

Просмотр содержимого документа
«НИР по теме "Внедрение в образовательный процесс ОБЖ проектной технологии"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МОУ СОШ ПОСЕЛЬЯ















ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБЖ

ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ


















Выполнил: Ш-Ж. Ц.Пашинов,

учитель ОБЖ







с. Поселье,

2023 г.

Проектная технология обучения является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием. Тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется преподавателями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

Поэтапное ознакомление с содержанием проектной технологии обучения, а также выработка умений использовать проектную технологию в образовательной практике стало главной задачей совершенствования профессиональных компетенций.

Цель исследования: разработать программу внедрения в образовательный процесс ОБЖ проектного метода обучения.

Объект исследования: образовательный процесс ОБЖ в школе.

Предмет исследования: проектная технология.

Гипотеза исследования: если внедрить в образовательный процесс ОБЖ проектную технологию, то повысится качество образования, достижение новых образовательных результатов.

Исследование проводится в несколько этапов: 2023-2026 г. г.


I – этап – подготовительный - 2023-2024 учебный год


Мероприятия

Сроки

Результат

Формирование темы

Сентябрь

Выбор темы

Определение целей и задач темы

Октябрь

Цели и задачи

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

В теч. года

Список литературы

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

В теч. года

Программа

Прогнозирование результатов

Октябрь

Гипотеза

Создание электронной почты для контакта с единомышленниками

Ноябрь

Адрес электронной почты

Регистрация на сайтах профессионального образования

В теч. года

Регистрация

Повышение квалификации на курсах по исследовательской работе

Июнь

Сертификат

Изучение интернет – ресурсов по теме

В теч. года

Список

Подготовка отчетных материалов по итогам подготовительного этапа

Май – июнь

Анализ







2 этап – экспериментальный – 2024-2025 учебный год


Мероприятия


Сроки

Результат

Организация опытно – экспериментальной базы

В теч. года



Опытно – экспериментальная баз

Определение требований к проекту

В теч года

Список требований

Разработка модели проектного задания

Сентябрь – январь

Модель ресурсного центра

Определение функций по управлению проектным заданием.

В теч. года

Схема управления ресурсным центром

Определение способов участия в организации проектной работы.

В теч. года

Механизм участия

Уточнение гипотезы эксперимента

В теч. года

Формулирование гипотезы

Корректировка хода эксперимента

В теч. года

Анализ

Реализация функциональной организации проектной деятельности

В теч. года

Корректировка


Вычленение и ранжирование трудностей

Сентябрь - январь

Анализ


Участие в научно–практических конференциях

Январь - июнь

Доклад

Публикация

Подготовка отчетных материалов по второму этапу эксперимента

Май - июнь

Анализ


Выступление на педагогическом совете

Июнь

Доклад


3 этап – итоговый- 2025-2026 учебный год


Мероприятия


Сроки

Результат

Уточнение опытно – экспериментальной работы

Сентябрь – декабрь

Анализ

Обобщение эксперимента

Январь – февраль

Оформление папки

Оформление текста исследовательской работы

Февраль

Текст, публикация

Внедрение в практику результатов исследования

Февраль – июнь

Создание проектов

Презентация реализованных проектов

Июнь

Пакет документов




Приложение

Проект – форма или единица организации крупных, относительно самостоятельных начинаний. Именно данное значение слова «проект» является актуальным в рамках заявленной тематики.

Проект в образовании - специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы (технологии), предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата.

ПРОЕКТ = ПРОБЛЕМА + ПРОДУКТ

1. Типология проектов. Вариант типологии проектов на основе типологических признаков: Доминирующая в проекте деятельность:

  • исследовательская;

  • поисковая;

  • творческая;

  • ролевая;

  • прикладная (практико-ориентированная);

  • ознакомительно-ориентировочная и пр.


Предметно-содержательная область:

  • монопроект (в рамках одной области знания);

  • межпредметный проект.

Характер координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий);

  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность выполнения проекта.


Типы проектов:

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.

Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их модулем.

Практико-ориентированные (прикладные) Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку — предметно-содержательной области — можно выделить следующие два типа.

Монопроекты. Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

Межпредметные. Если понимать проектное обучение как технологию, способствующую охранению (или созданию вновь) у студентов представления о единстве мира, выработке умения подходить к задаче как целостной, не формализованной и препарированной, то подходящими для достижения данной цели представляются именно межпредметные проекты, которые порождены жизненными потребностями и интересами, а не задачами «на правило» из учебника «по предмету».

По третьему признаку можно выделить следующие два типа проектов:

С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.

Со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

По характеру контактов проекты бывают разных типов:

Внутренние или региональные (в пределах одной страны). Это проекты, организуемые либо внутри одного учебного заведения, либо между учебными заведениями Международные (участники проекта являются представителями разных стран)

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах);

  • парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников).


По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

  • средней продолжительности (от недели до месяца);

  • долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).


В реальной практике чаще всего применяют смешанный тип проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих и др.

Теперь рассмотрим, как данный метод может быть применим на уроках ОБЖ. В настоящее время в современном мире существует ряд проблем как глобального, так и локального значения. Предот­вращения ситуаций, устранения причин, обеспечения безопас­ности своей жизни все эти задачи решает в образовательной организации предмет основы безопасности жизнедеятельности. На сегодняшний день перед учителями встает проблема, как преподнести материал таким образом, чтобы показать его актуальность, раскрыть непосредственно суть передаваемых знаний, а также заинтересовать школьников для дальнейшего изучения самого предмета. Исходя из новых требований, кото­рые нам выдвигает федеральный образовательный государ­ственный стандарт нового поколения, нам необходимо найти такой метод обучения, который бы способствовал решению всех выше сказанных задач.

В этой связи проектный метод обучения, является наиболее действенным в применении его на уроках ОБЖ, так как он спо­собствует повышению уровню активности у обучающихся на за­нятиях, вызывает интерес к изучаемой проблеме. Проектный метод - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепен­но усложняющихся практических заданий – проектов.

Предмет ОБЖ, как и другие предметы, имеет свою специфику, но именно этот предмет напрямую связан с жизненными ситуации, а зна­чит, является актуальным для каждого школьника. Проанализи­ровав рабочую программу А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова по ОБЖ с 5-11 класс, мы выявили, что каждая тема, которая пред­ставлена в данной программе связана с жизнью, а это значит, что проектный метод обучения можно применить к каждой теме и она в свою очередь будет интересной для обучающихся.

Таким образом, следует рассмотреть и привести в качестве примера несколько тем, в рамках которых можно применить данный метод обучения.

В рамках изучения раздела «Здоровье человека и факторы, на него влияющие» в 6 классе мы предлагаем исследовательский проект «Чистая экология - здоровое будущее». Перед учащимися ставится задача: «Написать комплекс мероприятий, что необхо­димо сделать, чтобы наша экология стала чище». Перед тем как обучающиеся переходят к выполнению задания, идет обсуждения темы, рассматриваются, как экология сказывается на нашем здо­ровье, какие негативные факторы влияет на него. Далее школь­ники делятся на три группы, и затем каждая группа пишет ком­плекс мероприятий. После чего идет защита своей работы.

Следующий проект, который мы предлагаем в рамках разде­ла «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму» в 7 классе является «Терроризм и подросток». В рамках данного проекта предлагается, после просмотра учеб­ного фильма, что такое терроризм, как и по какой причине, вер­буются подростки, составить топ 10 правил как подростку не быть вовлеченным в террористическую деятельность. Данный проект также выполняется в группах.

Также при изучении раздела «Основы комплексной безопас­ности» в 8 классе мы предлагаем проект «Пожарная безопас­ность в школе», задача школьников создать индивидуально па­мятки как действовать при пожаре в школе. Плюс данного про­екта заключается в том, что в данной памятке школьники про­пишут ситуационные задачи и алгоритм их решения.

Еще одним примером может стать в разделе «Оказание первой помощи» проект «Алгоритм оказание первой помощи в условиях различных ЧС». Данный проект выполняется в группах по 5 человек. Задача группы выбрать из списка ЧС и составить алгоритм оказания первой помощи (каждая группа берет себе по 3 ситуации). После истечение 10 минут, каждая из групп представляет полученный результат, а также демонстри­рует один из алгоритмов, т. е. практическая отработка.

Из выше перечисленных тем, на которых можно применять проектный метод обучения, следует выделить несколько реко­мендаций.

  • определение возраста обучающихся;

  • определение темы проекта;

  • сбор материала исходя из возрастных особенностей развития;

  • определение цели проекта. В данном пункте прописыва­ется конечный продукт деятельности с обучающимися - презен­тация, изделие, социальный ролик, плакат, памятка, исследова­ния и т. д.;

  • определение продолжительности проекта;

  • прописать план действий. Если проект реализуется в рамках одного урока, то необходимо составить план с кратким описанием деятельности учителя и обучающихся, и также про­писать временные рамки на каждый этап;

  • продумать какое оборудование, в том числе и мультиме­дийное, необходимо на уроке;

  • бюджет проекта. Каждый проект подразумевает под со­бой некий продукт исследования, поэтому необходимо заранее продумать где, к примеру, учитель возьмет цветные карандаши, клей, ножницы, бумагу и так далее. Все эти вспомогательные материалы могут приносить сами обучающиеся, либо это дела­ет непосредственно учитель;

  • при оценивании результатов проекта необходимо со­здать пояснительную записку для каждой группы, в которой про­писано по каким критериям будет оцениваться конечный резуль­тат их деятельности. Перед началом работы нужно проговорить критерии еще раз;

  • для того чтобы оценивание проектной работы было объ­ективным, необходимо создать индивидуальную карту рейтинга оценки проектной деятельности, в которой учитель прописыва­ет, какую оценку ставит сам себе ученик или группа учеников, какую оценку ставят этому ученику или группе класс, и какую оценку ставит учитель.

Перечисленные рекомендации помогут учителю грамотно подготовиться к применению проектного метода на уроках, со­кратит время на его разработку, а также исключить конфликтные ситуации, при его оценивании.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!