МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МОУ СОШ ПОСЕЛЬЯ
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБЖ
ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнил: Ш-Ж. Ц.Пашинов,
учитель ОБЖ
с. Поселье,
2023 г.
Проектная технология обучения является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием. Тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется преподавателями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.
Поэтапное ознакомление с содержанием проектной технологии обучения, а также выработка умений использовать проектную технологию в образовательной практике стало главной задачей совершенствования профессиональных компетенций.
Цель исследования: разработать программу внедрения в образовательный процесс ОБЖ проектного метода обучения.
Объект исследования: образовательный процесс ОБЖ в школе.
Предмет исследования: проектная технология.
Гипотеза исследования: если внедрить в образовательный процесс ОБЖ проектную технологию, то повысится качество образования, достижение новых образовательных результатов.
Исследование проводится в несколько этапов: 2023-2026 г. г.
I – этап – подготовительный - 2023-2024 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
| Формирование темы | Сентябрь | Выбор темы |
| Определение целей и задач темы | Октябрь | Цели и задачи |
| Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | В теч. года | Список литературы |
| Разработка системы мер, направленных на решение проблемы | В теч. года | Программа |
| Прогнозирование результатов | Октябрь | Гипотеза |
| Создание электронной почты для контакта с единомышленниками | Ноябрь | Адрес электронной почты |
| Регистрация на сайтах профессионального образования | В теч. года | Регистрация |
| Повышение квалификации на курсах по исследовательской работе | Июнь | Сертификат |
| Изучение интернет – ресурсов по теме | В теч. года | Список |
| Подготовка отчетных материалов по итогам подготовительного этапа | Май – июнь | Анализ |
2 этап – экспериментальный – 2024-2025 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
| Организация опытно – экспериментальной базы | В теч. года | Опытно – экспериментальная баз |
| Определение требований к проекту | В теч года | Список требований |
| Разработка модели проектного задания | Сентябрь – январь | Модель ресурсного центра |
| Определение функций по управлению проектным заданием. | В теч. года | Схема управления ресурсным центром |
| Определение способов участия в организации проектной работы. | В теч. года | Механизм участия |
| Уточнение гипотезы эксперимента | В теч. года | Формулирование гипотезы |
| Корректировка хода эксперимента | В теч. года | Анализ |
| Реализация функциональной организации проектной деятельности | В теч. года | Корректировка |
| Вычленение и ранжирование трудностей | Сентябрь - январь | Анализ |
| Участие в научно–практических конференциях | Январь - июнь | Доклад Публикация |
| Подготовка отчетных материалов по второму этапу эксперимента | Май - июнь | Анализ |
| Выступление на педагогическом совете | Июнь | Доклад |
3 этап – итоговый- 2025-2026 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
| Уточнение опытно – экспериментальной работы | Сентябрь – декабрь | Анализ |
| Обобщение эксперимента | Январь – февраль | Оформление папки |
| Оформление текста исследовательской работы | Февраль | Текст, публикация |
| Внедрение в практику результатов исследования | Февраль – июнь | Создание проектов |
| Презентация реализованных проектов | Июнь | Пакет документов |
Приложение
Проект – форма или единица организации крупных, относительно самостоятельных начинаний. Именно данное значение слова «проект» является актуальным в рамках заявленной тематики.
Проект в образовании - специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы (технологии), предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата.
ПРОЕКТ = ПРОБЛЕМА + ПРОДУКТ
1. Типология проектов. Вариант типологии проектов на основе типологических признаков: Доминирующая в проекте деятельность:
исследовательская;
поисковая;
творческая;
ролевая;
прикладная (практико-ориентированная);
ознакомительно-ориентировочная и пр.
Предметно-содержательная область:
Характер координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность выполнения проекта.
Типы проектов:
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.
Исследовательские. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.
Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их модулем.
Практико-ориентированные (прикладные) Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
По второму признаку — предметно-содержательной области — можно выделить следующие два типа.
Монопроекты. Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Межпредметные. Если понимать проектное обучение как технологию, способствующую охранению (или созданию вновь) у студентов представления о единстве мира, выработке умения подходить к задаче как целостной, не формализованной и препарированной, то подходящими для достижения данной цели представляются именно межпредметные проекты, которые порождены жизненными потребностями и интересами, а не задачами «на правило» из учебника «по предмету».
По третьему признаку можно выделить следующие два типа проектов:
С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.
Со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).
По характеру контактов проекты бывают разных типов:
Внутренние или региональные (в пределах одной страны). Это проекты, организуемые либо внутри одного учебного заведения, либо между учебными заведениями Международные (участники проекта являются представителями разных стран)
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
В реальной практике чаще всего применяют смешанный тип проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих и др.
Теперь рассмотрим, как данный метод может быть применим на уроках ОБЖ. В настоящее время в современном мире существует ряд проблем как глобального, так и локального значения. Предотвращения ситуаций, устранения причин, обеспечения безопасности своей жизни все эти задачи решает в образовательной организации предмет основы безопасности жизнедеятельности. На сегодняшний день перед учителями встает проблема, как преподнести материал таким образом, чтобы показать его актуальность, раскрыть непосредственно суть передаваемых знаний, а также заинтересовать школьников для дальнейшего изучения самого предмета. Исходя из новых требований, которые нам выдвигает федеральный образовательный государственный стандарт нового поколения, нам необходимо найти такой метод обучения, который бы способствовал решению всех выше сказанных задач.
В этой связи проектный метод обучения, является наиболее действенным в применении его на уроках ОБЖ, так как он способствует повышению уровню активности у обучающихся на занятиях, вызывает интерес к изучаемой проблеме. Проектный метод - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Предмет ОБЖ, как и другие предметы, имеет свою специфику, но именно этот предмет напрямую связан с жизненными ситуации, а значит, является актуальным для каждого школьника. Проанализировав рабочую программу А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова по ОБЖ с 5-11 класс, мы выявили, что каждая тема, которая представлена в данной программе связана с жизнью, а это значит, что проектный метод обучения можно применить к каждой теме и она в свою очередь будет интересной для обучающихся.
Таким образом, следует рассмотреть и привести в качестве примера несколько тем, в рамках которых можно применить данный метод обучения.
В рамках изучения раздела «Здоровье человека и факторы, на него влияющие» в 6 классе мы предлагаем исследовательский проект «Чистая экология - здоровое будущее». Перед учащимися ставится задача: «Написать комплекс мероприятий, что необходимо сделать, чтобы наша экология стала чище». Перед тем как обучающиеся переходят к выполнению задания, идет обсуждения темы, рассматриваются, как экология сказывается на нашем здоровье, какие негативные факторы влияет на него. Далее школьники делятся на три группы, и затем каждая группа пишет комплекс мероприятий. После чего идет защита своей работы.
Следующий проект, который мы предлагаем в рамках раздела «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму» в 7 классе является «Терроризм и подросток». В рамках данного проекта предлагается, после просмотра учебного фильма, что такое терроризм, как и по какой причине, вербуются подростки, составить топ 10 правил как подростку не быть вовлеченным в террористическую деятельность. Данный проект также выполняется в группах.
Также при изучении раздела «Основы комплексной безопасности» в 8 классе мы предлагаем проект «Пожарная безопасность в школе», задача школьников создать индивидуально памятки как действовать при пожаре в школе. Плюс данного проекта заключается в том, что в данной памятке школьники пропишут ситуационные задачи и алгоритм их решения.
Еще одним примером может стать в разделе «Оказание первой помощи» проект «Алгоритм оказание первой помощи в условиях различных ЧС». Данный проект выполняется в группах по 5 человек. Задача группы выбрать из списка ЧС и составить алгоритм оказания первой помощи (каждая группа берет себе по 3 ситуации). После истечение 10 минут, каждая из групп представляет полученный результат, а также демонстрирует один из алгоритмов, т. е. практическая отработка.
Из выше перечисленных тем, на которых можно применять проектный метод обучения, следует выделить несколько рекомендаций.
определение возраста обучающихся;
определение темы проекта;
сбор материала исходя из возрастных особенностей развития;
определение цели проекта. В данном пункте прописывается конечный продукт деятельности с обучающимися - презентация, изделие, социальный ролик, плакат, памятка, исследования и т. д.;
определение продолжительности проекта;
прописать план действий. Если проект реализуется в рамках одного урока, то необходимо составить план с кратким описанием деятельности учителя и обучающихся, и также прописать временные рамки на каждый этап;
продумать какое оборудование, в том числе и мультимедийное, необходимо на уроке;
бюджет проекта. Каждый проект подразумевает под собой некий продукт исследования, поэтому необходимо заранее продумать где, к примеру, учитель возьмет цветные карандаши, клей, ножницы, бумагу и так далее. Все эти вспомогательные материалы могут приносить сами обучающиеся, либо это делает непосредственно учитель;
при оценивании результатов проекта необходимо создать пояснительную записку для каждой группы, в которой прописано по каким критериям будет оцениваться конечный результат их деятельности. Перед началом работы нужно проговорить критерии еще раз;
для того чтобы оценивание проектной работы было объективным, необходимо создать индивидуальную карту рейтинга оценки проектной деятельности, в которой учитель прописывает, какую оценку ставит сам себе ученик или группа учеников, какую оценку ставят этому ученику или группе класс, и какую оценку ставит учитель.
Перечисленные рекомендации помогут учителю грамотно подготовиться к применению проектного метода на уроках, сократит время на его разработку, а также исключить конфликтные ситуации, при его оценивании.