СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовая база введения курса ОРКСЭ

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативно – правовая база введения учебного курса ОРКСЭ. Конституции Российской Федерации, ст.28.

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовая база введения курса ОРКСЭ»

Нормативно – правовая база введения учебного курса ОРКСЭ

Конституции Российской Федерации, ст.28.

Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125- ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Принят

Государственной Думой

19 сентября 1997 года

Одобрен

Советом Федерации

24 сентября 1997 года

Список изменяющих документов

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

принимает настоящий Федеральный закон.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.

3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Статья 5. Религиозное образование

По вопросу, касающемуся особенностей изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, а также получения теологического и религиозного образования, см. статью 87 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Закон  Российской Федерации  «Об образовании»  редакции  от  01.12.2007  г.  № 309- ФЗ.

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. № 201).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201 "О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации"

17 октября 2006

Справка

С целью выполнения плана деятельности Минобрнауки России на 2006 год, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко# А.А. (от 5 мая 2006 г. N АФ-5/02 вн), приказываю:

1. Одобрить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (далее - Концепция)

2. Утвердить план реализации Приоритетных направлений национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004 - 2010 годы (приложение 2).

3. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Департамент государственной политики в образовании (И.И. Калину).

Министр

А.А. Фурсенко

Приложение 1

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации
(одобрена 
приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201)

Приоритетные направления национальной образовательной политики в

системе общего образования в условиях его модернизации на 2004 - 2010

годы

Заключение

Основные понятия, используемые в Концепции

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поликонфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России.

Многомерно-сложный характер этнического состава российского общества ставит перед системой образования два рода проблем. Во-первых, это необходимость организации в структуре всеобщей единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением в том или ином объеме на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, с содержанием гуманитарного образования, выстроенном на иной, нерусской культуре. Эти учреждения, обеспечивающие равноценную подготовку молодежи, удовлетворение ее этнокультурных образовательных потребностей, по своим главным целям, по внутреннему содержанию, структуре и организации должны представлять собой интегральную часть образовательной системы, равнозначный элемент единого российского образовательного пространства.

Другая диктуемая полиэтничностью российского социума проблема задается необходимостью включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в согражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.

Образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, будучи транслятором языков и культур, объективно должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом. Это функциональное единство и обусловливает необходимость сопряжения этнонационалъных аспектов образовательной политики с целями и принципами государственной национальной политики Российской Федерации в целом.

Задача данного документа состоит в том, чтобы, опираясь на современные представления о природе и существе этничности и объективных тенденциях ее развития сегодня, на понимание механизмов государственного регулирования межэтнических и этногосударственных отношений, определить цели, принципы и приоритеты национальной образовательной политики Российской Федерации с тем, чтобы она была направлена на обеспечение в новых исторических условиях межнационального согласия, единства и целостности России. Это предполагает согласование и сопряжение в сфере образования общегосударственных интересов и потребностей с потребностями и интересами общества, его народов, граждан, формирование отношений сотрудничества между ними, развитие языков и культур народов России.

Концепция содержит обоснование цели, механизмов и направлений национальной образовательной политики Российской Федерации. Она рассматривает образование как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации - социокультурной трансформации многомерно-сложного полиэтничного российского социума в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество.

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об образовании", Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, и ряде других актов, которыми с начала 90-х годов регулируются этнонациональные проблемы образования.

Концепция учитывает общепризнанные действующие нормы международного права.

Проблема особых функций системы образования в условиях полиэтничности населения была понята российским государством как предмет государственной национальной политики, направленной на профилактику сепаратизма еще в конце XVIII века. Последующие два столетия характеризовались поиском организационных решений, которые сделали бы образовательное учреждение с нерусским языком обучения инструментом реализации национально-политических целей государства.

Сегодня этнонациональные проблемы образования регулируются перечисленными законодательными актами и, прежде всего, Законом Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон). За истекшее десятилетие накоплен достаточный опыт, позволяющий объективно оценить эффективность механизмов, которые были установлены в начале 90-х годов для достижения заявленных Законом разновекторных целей. С одной стороны, это обеспечение "единства федерального культурного и образовательного пространства", а с другой - "защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства". Реализация заявленных целей предполагалась через компонентную модель организации содержания образования, включающую федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.

Опыт прошедшего десятилетия свидетельствует о том, что наряду с положительными результатами, нашедшими отражение прежде всего в увеличении количества языков, функционирующих в системе образования, проявились и негативные тенденции. Принятый компонентный принцип организации содержания образования создал условия для автономной постановки независимых, не совпадающих, а порой и конфронтирующих друг с другом образовательных стратегий, целей и задач, реализуемых на региональном и федеральном уровнях. Следствием этого стали: автономизация регионального (национально-регионального) компонента, установление его приоритетности по отношению к федеральному, понижение уровня его связи с русским языком и культурой, превращение образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, в инструмент этнической мобилизации и использование его в качестве фактора перевода федеративных отношений в конфедеративные.

К причинам, создавшим возможность для развития центробежных процессов, следует отнести непродуманность механизмов реализации компонентной модели конструирования содержания образования заявленным в Законе целям. В Законе не предусмотрен механизм согласительных процедур, обеспечивающих рациональный "баланс интересов" субъектов образовательного пространства и сохранение целостности системы.

Таким образом, опыт истекшего десятилетия свидетельствует о необходимости разработки на федеральном уровне документа, трактующего общие установочные принципы (нормы) решения национальных проблем образования, относящихся как к федеральному ведению, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К приоритетам такой политики принадлежат - удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидация многонационального народа России в единую политическую нацию, формирование в корреляции с этнической самоидентификацией общероссийского гражданского сознания, обеспечение качественного образования детей, обучающихся на языках народов России.

Под национальной образовательной политикой Российской Федерации понимается целенаправленная и согласованная деятельность государственных органов управления образованием федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления и национальных общественных организаций по реализации указанных приоритетов, направленная на культурное и национальное развитие Российской Федерации.

Национальная образовательная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах:

признание исключительной роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства;

единство федерального культурного и образовательного пространства, равноправие на сохранение и развитие всех языков народов России, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, запрет на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному или языковому признакам, недопущение и пресечение практики национального, религиозного или языкового превосходства;

единство и целостность Российской Федерации, сплочение многонационального народа России в единую политическую нацию в сопряжении с равноправием и самоопределением всех народов Российской Федерации;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин выстроенного на родной (нерусской) этнокультуре;

создание механизмов согласования интересов субъектов образовательного пространства Российской Федерации;

признание необходимости разработки для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы специфического содержания гуманитарного образования, выстроенного на бикультурной, билингвальной, а также поликультурной основах, с использованием принципов диалога культур и сопоставительного анализа;

признание необходимости расширения масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности, исключающих национализм, сепаратизм и ксенофобию;

необходимость государственной поддержки обучающихся в получении качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной среды.

Национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации и преследует триединую цель:

создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

содействие средствами образования политике государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

создание необходимых условий, обеспечивающих формирование в корреляции этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Достижение данной цели требует решения комплекса таких практических задач, как:

научно-методологическая проработка содержания гуманитарного образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе, с использованием сопоставительного анализа и с учетом этноязыковой и этнокультурной среды, выработка принципов и механизмов межкультурного взаимодействия и сопряжения содержания гуманитарного образования "по горизонтали" на всех ступенях обучения;

совершенствование законодательной базы, приведение нормативного правового обеспечения федерального и регионального уровней образования в соответствие с целями и приоритетами этнонациональной образовательной политики;

создание организационно-управленческих механизмов согласования и сопряжения содержания гуманитарных предметов, представленных федеральным и региональным (национально-региональным) компонентами государственного образовательного стандарта;

создание организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования с учетом местной языковой и этносоциокультурной специфики;

повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработку этнонациональных проблем в образовании;

развитие государственно-общественных механизмов выработки и реализации национальной образовательной политики Российской Федерации, предусматривающих широкое включение в эту деятельность представителей национально-культурной элиты;

создание системы мониторинга состояния и тенденций развития процессов, направленных на удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей в регионах Российской Федерации, включая процессы в сфере национально-русского и русско-национального двуязычия;

создание нового поколения учебников по предметам гуманитарного цикла, выстроенных на бикультурной и поликультурной основе (в том числе для различных цивилизационно-культурных зон России);

обновление Концепции развития образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

разработка экспериментального варианта примерного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.

Приоритетные направления
национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004 - 2010 годы

1. Обеспечение государственных гарантий качественного образования

2. Создание условий для повышения качества образования

3. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки

работников образования

4. Управление развитием системы образовательных учреждений,

реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным

региональным (национально-региональным) компонентом и с обучением

на родном (нерусском) и русском (неродном) языках

1. Обеспечение государственных гарантий качественного образования

Для обеспечения государственных гарантий качественного образования необходимо:

внести изменения в Закон, направленные на формирование общероссийского гражданского сознания, обеспечивающие целостность многонационального российского государства;

разработать федеральный закон, вводящий общие установочные нормы по реализации регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в данной области;

внести изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении с целью обеспечения реализации национальной образовательной политики Российской Федерации, в том числе в части образования детей, проживающих с родителями, характер работы которых связан с ведением аборигенного образа жизни;

осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

осуществлять социально-педагогическую, психолого-педагогическую поддержку детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

осуществлять социально-педагогическую поддержку детей, пострадавших от военных и других конфликтов, в том числе на Северном Кавказе.

2. Создание условий для повышения качества образования

С целью создания условий для повышения качества образования необходимо:

осуществлять ежегодный мониторинг состояния и тенденций развития национально-русского и русско-национального двуязычия, установок, мотивов на бикультурное развитие детей и подростков, обучающихся в субъектах Российской Федерации, создание на основе мониторинга базы данных с целью разработки текущей стратегии и тактики национальной образовательной политики Российской Федерации;

проводить экспертизу программно-методического обеспечения, разработку программ нового поколения и их экспериментальную проверку;

разработать на культурологической основе примерные образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами по предметам гуманитарного цикла для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках и обеспечивающие оптимальное соотношение содержания федерального и регионального (национально-регионального) компонентов;

разработать методологию и методику построения учебников на основе принципа диалога культур;

разработать новое содержание образования предметов гуманитарного цикла на культурологической, билингвальной основах и подготовить учебники нового поколения;

разработать для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, примерные образовательные программы по истории на основе государственного образовательного стандарта, обеспечивающие оптимальное соотношение содержания федерального и регионального (национально-регионального) компонентов;

разработать требования к итоговой аттестации в форме ЕГЭ для обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.

3. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки работников образования

С целью создания условий для повышения качества профессиональной подготовки работников образования необходимо:

разработать государственный заказ на повышение квалификации педагогических работников для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

разработать государственные требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования, ведущих подготовку учителей для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

предусматривать в бюджетах всех уровней финансовые средства на повышение квалификации учителей для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

создать виртуальную и электронную библиотеки учебно-методической литературы, включающие научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания по проблемам образования с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

создать в федеральном государственном учреждении "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" кафедру методики обучения на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

восстановить сеть региональных лабораторий федерального государственного учреждения "Федеральный институт развития образования", правопреемника федерального государственного научного учреждения "Институт национальных проблем образования", и готовить научные кадры для этой сети;

разработать процедуры аттестации педагогических работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом и с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

ввести номинацию "учитель родного языка и литературы" в рамках Всероссийского конкурса "Учитель года".

4. Управление развитием системы образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом и с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках

Для оптимального управления развитием системы образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом и обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, необходимо:

создание в федеральном государственном учреждении "Федеральный институт развития образования" при Центре национальных проблем образования общественного экспертного совета по учебной литературе гуманитарного цикла как федерального, так и регионального (национально-регионального) компонентов с целью анализа их соответствия задачам консолидации российского общества, воспитания гражданина и патриота России;

создание механизма взаимодействия органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, национально-культурных автономий, этнонациональных общественных объединений по проблемам удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов России;

включение в перечень приоритетных научных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации исследований и разработок по проблемам образования с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, а также культуры межнационального общения;

изучение и обобщение опыта органов управления образованием субъектов Российской Федерации по осуществлению образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

проведение ежегодных семинаров-совещаний по проблемам образования с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.

Заключение

Реализация Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации призвана способствовать:

укреплению единства и целостности Российской Федерации, консолидации многонационального народа России;

сохранению исторической духовной общности народов и культур России;

утверждению роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора его внутренней стабильности;

укреплению единства культурного и образовательного пространства, обеспечению условий сохранения и развития всех языков народов России, сохранению системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, недопущению национального, религиозного и языкового превосходства;

созданию механизмов согласования интересов государства, общества, этноса, личности в образовании;

общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики этнокультурного содержания гуманитарных дисциплин;

разработке содержания общего гуманитарного образования на бикультурной, билингвальной, а также поликультурной основах с использованием диалога культур, сопоставительного анализа;

расширению масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формированию у обучающихся коммуникабельности и толерантности, недопускающих национализм и ксенофобию;

государственной поддержке обучающихся в получении качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной среды.

Основные понятия, используемые в Концепции

Нация (термин многозначен):

а) согражданство, консолидированная совокупность граждан одного государства, обладающая - при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия - общностью языка, общностью культуры с присущей ей самостоятельной системой ценностей, общностью самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъектности в геополитическом пространстве нового времени. Для размежевания с другими значениями этого термина употребляется также в виде формулы "гражданская" или "политическая" нация;

б) в отечественной научной традиции - связанная с этапом становления буржуазного общества ступень в историческом развитии этноса как этнической общности, складывающейся и воспроизводящей себя на основе общности территорий, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада, этнического (национального) самосознания.

Этнос (народ, этническая общность) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущими ей образной и ценностной системами, общностью языка, психологического склада, этническим самосознанием и этнонимом. В самосознание общности входят представления об общем историческом происхождении и исторической судьбе, чувство общности, солидарности в понимании коллективного прошлого, настоящего и будущего.

Этнонациональный - термин, возникший в современной отечественной научной среде с целью выхода из терминологического тупика, вызванного возникшей двоякой семантикой понятия "национальный". Раскрывается как национальный в его прежнем значении, т. е. относящийся к народу, этносу.

Многонациональный народ (Российской Федерации) - используемый Конституцией Российской Федерации (преамбула, статья 3) термин, характеризующий полиэтничность состава народа Российской Федерации.

Этническое самосознание - одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях.

Бикультурность - состояние одновременного и полноценного владения двумя культурами. Возникает в социокультурном, образовательном пространстве России как результат взаимодействия родной и неродной культур (русской и культуры другого этноса), может включать в себя двуязычие (билингвизм).

Двуязычие (билингвизм) - применительно к национальной образовательной политике Российской Федерации - национально-русское, русско-национальное. Рассматривается как умение использовать два языка (русский и нерусский) на индивидуальном и групповом уровнях. Официальное двуязычие предполагает государственную поддержку функционирования двух языков в государственной и общественной сферах, в том числе в образовании, в качестве языков обучения и изучения. Методически формирование двуязычия в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, предполагает взаимодействие двух языков: национально-русское двуязычие - изучение русского языка с опорой на родной (нерусский), русско-национальное - изучение нерусского языка с опорой на русский.

Региональный (национально-региональный) компонент - компонент государственного образовательного стандарта, находящийся в компетенции субъекта Российской Федерации в области образования. Применительно к данной Концепции региональный (национально-региональный) компонент, реализующий принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, рассматривается как этнокультурный региональный (национально-региональный) компонент.

______________________________

* Национальной* - в значении: относящейся к народу, этносу, т.е. этнонациональной.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201 "О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации"

Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования России", сентябрь 2006 г., N 18

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).


Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждениях

Общие положения.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРК и СЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей ( законных представителей).

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРК и СЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРК и СЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения

Методические рекомендации составлены на основе анализа вариантов введения курса «Основы религиозных культур и светской этики», предложенных Министерством образования и науки Российской Федерации

Организационно-управленческие основы введения нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

21 июля 2009 года Президент РФ Д. А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении института

воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение». При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ.

После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики».

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».1

К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий.

В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса».

Соответствующее распоряжение было подписано председателем правительства В.В. Путиным 29 октября 2009 г. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины. Согласно распоряжению предмет проходит апробацию в 19 субъектах Российской Федерации.

С января 2010 года во всех регионах-участниках эксперимента проведена подготовка учителей, участвующих в апробации проекта, а с февраля 2010 года публикуются учебные и методические пособия по новому предмету - эта задача возложена на Рособразование, Минобрнауки и Минрегионразвития.

Предполагается, что в течение 2011 года преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет осуществляться в экспериментальном режиме в четвертой четверти IV класса и первой четверти V класса.

При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса, будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации. Окончательный итог должен быть подведен на Всероссийском совещании с участием Минобрнауки России, Рособразования, намеченном на четвертый квартал 2011 года.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации

от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.



Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4532).

Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. №Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № ВП-П44-4632 Минобрнауки России организует в 2009-2011 годах апробацию в субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее -проект).


Организационными задачами проекта являются:

  • разработка примерных образовательных программ (двух четвертных курсов для 4-го и 5-го классов общеобразовательной школы);

  • разработка методики работы учителей и подготовка методических рекомендаций для учителей;

  • проведение курсов повышения квалификации (обучающих семинаров) учителей, участвующих в апробации проекта;

  • апробация примерных образовательных программ.

В ходе апробации предполагается:

  • Преподавание комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - комплексный учебный курс), обеспечивающего ориентацию учащихся в области культуры религий и светской этики, в течение двух четвертей общеобразовательной школы (в 4-ом классе (последняя четверть) и 5 классе (первая четверть) с учетом интересов учащихся и их семей);

  • создание организационных механизмов для обеспечения возможности в рамках четвертного курса «Основы религиозных культур и светской этики» выбора учащимися или их родителями (законными представителями) изучения одной из составляющих комплексного учебного курса.


Апробация начинается с 2009/10 учебного года и продолжается в 2010 и 2011 годах в 18 субъектах Российской Федерации.

Планом мероприятий по апробации комплексного учебного курса предусмотрено создание межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий; проведение заседаний совета (не реже 1  раза в квартал); заключение соглашений с  субъектами Российской Федерации, участвующими в апробации комплексного учебного курса: разработка учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса   для   общеобразовательных   учреждений   (рабочие   программы, учебные   пособия, методические   рекомендации, книга   для   учителя. мультимедийные учебные пособия); тиражирование учебно-методических материалов; организация  внеочередного  дополнительного  повышения квалификации   работников   образования; проведение   социологических исследований хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации; подготовка ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации по результатам мониторинговых исследований хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации; создание и поддержка специализированного сайта в сети Интернет   по   апробации   комплексного   учебного   курса; проведение совещаний в федеральных округах Российской Федерации по вопросам апробации комплексного учебного курса (не реже 1 раза в полугодие), проведение    конференций    в    субъектах    Российской    Федерации - участниках апробации комплексного учебного курса по обсуждению и распространению   опыта  в   другие   субъекты  Российской   Федерации; подготовка итогового доклада в Правительство Российской Федерации о результатах   апробации   комплексного   учебного   курса   в   субъектах Российской Федерации.


Реализация проекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета в объеме 896, 534 млн. руб. и внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.



Распоряжение    Правительства   Российской   Федерации   от  29  октября 2009 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г.

N 1578-р г. Москва

1. Утвердить прилагаемые:

план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики (далее - план);

перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 -2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

2. Минобрнауки России:

заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса, предусмотренной планом, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования;

обеспечить координацию и контроль реализации плана.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 - 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики

1. Республика Калмыкия

2. Карачаево-Черкесская Республика

3. Удмуртская Республика

4. Чеченская Республика

5. Чувашская Республика

6. Камчатский край

7. Красноярский край

8. Ставропольский край

9. Вологодская область

10. Калининградская область

11. Костромская область

12. Курганская область

13. Новосибирская область

14. Пензенская область

15. Свердловская область

16. Тамбовская область

17. Тверская область

18. Томская область

19. Еврейская автономная область

Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009  - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от  7 декабря 2009 г., в котором одобрены  примерная программа комплексного учебного курса  и структура учебных пособий для школьников.



«О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы    Министерства     образования и     науки 

Российской Федерации (№ МД- 883/03) от 8 июля 2011 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июля 2011 года N МД-883/03
О направлении методических материалов ОРКСЭ


Во исполнение поручения Президента РФ от 02.08.2009 N Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и с целью оказания методической поддержки Минобрнауки России направило органам управления образованием методические материалы* для учителей и организаторам введения комплексного учебного курса.
_______________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Заместитель директора
Департамента общего образования
С.Л.Тетерина


Р Е Ш Е Н И Е

21 февраля 2013 г.

Протокол № 23 – 1

О нормативном правовом обеспечении
формирования содержания общего образования

Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию И.В. Мануйловой, председателя Комитета Государственной Думы по образованию А.Н. Дегтярева об изменениях в нормативном правовом обеспечении формирования содержания общего образования, связанных с принятием федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) Комитет отмечает, что в связи с принятием Закона роль и значение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) в регламентации деятельности образовательных организаций существенно изменились. Помимо обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, что было установлено федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в соответствии с принятым Законом ФГОС должны обеспечивать:

вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Комитет обращает внимание на то, что в результате принятия Закона ФГОС одновременно стали основой для разработки примерных основных образовательных программ и образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность. Они также (за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом примерных основных образовательных программ. Таким образом, ФГОС стали документом прямого действия для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона именно образовательные программы определяют содержание образования. До его принятия Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» определял, что для каждого уровня образования будет одна примерная образовательная программа, в соответствии с которой разрабатывается основная образовательная программа. Принятый Закон в корне изменил данную ситуацию. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Реестр примерных основных образовательных программ является государственной информационной системой, а информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной. Таким образом, вводится множественность примерных образовательных программ.

Кроме того, примерные основные образовательные программы уже не являются обязательной основой для разработки образовательной организацией собственной образовательной программы. Они имеют рекомендательный характер. Основой для разработки образовательной программы, определяющей содержание образования каждого уровня, напрямую становится федеральный государственный образовательный стандарт.

Согласно принятому Закону, формирование содержания общего образования происходит также в соответствии с требованиями ряда других федеральных законов, которые непосредственно вводят обязательность изучения того или иного компонента содержания образования. К ним относятся:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и ряд других.

Как в принятом Законе (часть 3 ст.11), так и в действующем законодательстве, федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время действуют:

• ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

• ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);

• ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009  - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля  2012 г. курса ОРКСЭ  во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011..

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОРКСЭ

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"

.Правительство Российской Федерации Распоряжением от 28 января 2012 г. № 84-р утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях страны. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте правительства.

Согласно документу, с января по март 2012 года ученики и их родителя должны выбрать один из шести модулей предлагаемого учебного курса.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики Крохина Ирина Геннадьевна, ведущий специалист отдела общего и дошкольного образования МОиН УР, к.п.н. 7 ноября 2011 года

Принципы апробации

• 1. Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенство перед законом;

• 2. Сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями;

• 3. Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;

• 4. Формирование института учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.

Участники апробации 2010 -2011 учебном году 30 муниципальных образований 539 общеобразовательных учреждений (92%) 5 классы - 13957 обучающихся 4 классы - 14174 обучающихся

Подготовительный этап апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Удмуртской Республике.

  • Нормативно-правовая деятельность

  • Организационная деятельность

  • Научно-методическое обеспечение



Схема введения курса ОРКСЭ в учебный план общеобразовательных учреждений Удмуртской Республики Согласована с Департаментом Государственной политики в образовании МОиН РФ:

  • при 6-дневной учебной неделе предмет «Основы религиозных культур и светской этики» -2 часа в неделю за счет часов предмета «Краеведение»;

  • для общеобразовательных школ с 5-дневной учебной неделей и в школах с родным (нерусским) языком обучения предусмотреть один час в четвертой четверти из предмета «Литературное чтение»,

  • второй час в четвертой четверти предусмотреть из предмета «Окружающий мир».

Республиканский межведомственный координационный совет Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики – 1 человек

Региональные органы управления образованием – 3 человека

Общественная палата Удмуртской Республики – 1 человек

Научная и педагогическая общественность – 3 человека

Представители религиозных конфессий – 2 человека

Схема введения курса ОРКСЭ в учебный план общеобразовательных учреждений Удмуртской Республики Согласована с Департаментом Государственной политики в образовании МОиН РФ:

  • при 6-дневной учебной неделе предмет «Основы религиозных культур и светской этики» -2 часа в неделю за счет часов предмета «Краеведение»;

  • для общеобразовательных школ с 5-дневной учебной неделей и в школах с родным (нерусским) языком обучения предусмотреть один час в четвертой четверти из предмета «Литературное чтение»,

  • второй час в четвертой четверти предусмотреть из предмета «Окружающий мир».

Результаты выбора родителями и обучающимися модулей комплексного курса ОРКСЭ

Модули курса ОРКСЭ:

Основы светской этики 53%

Основы мировых религиозных культур 28%

Основы православной культуры 16%

Основы исламской культуры 2010 год 3%






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!