Нормативно-правовые и концептуальные аспекты организации психолого-педагогических классов
(из опыта работы по организации психолого-педагогических классов МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска»)
На сегодняшний день проблема реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе очень актуальна.
Это связано в первую очередь с ситуацией в стане, которая нуждается в квалифицированных кадрах и хороших специалистах.
Но, созданные профили охватывают многие сферы деятельности: биолого-химический для медицинских институтов, физико-математический для будущих инженеров и программистов.
А в школах сложилась сложная ситуация: средний возраст учителя составляет старше 45 лет, молодых специалистов практически нет.
Поэтому возникает острая необходимость пересмотра всей системы подготовки учителя, начав ее с периода ранней профессиональной ориентации, связанной с выбором педагогического будущего.
Одной из эффективных форм работы со старшеклассниками - будущими учителями это педагогические классы, которые являются традиционной системой подготовки старших школьников к выбору педагогической профессии.
Еще во второй половине дополнительные педагогические классы женских гимназий и пансионов осуществляли подготовку домашних учительниц.
Даже было выпущено в 1874 г. Положение о 8 классе.
В 20-30-е годы педклассы готовили пионервожатых, воспитателей.
В 60-90 годы их основной функцией становится как подготовка педагогических кадров среднего звена, так и ориентация учащихся на педагогическую профессию.
С 1958 года педагогические классы как производственный профиль трудового обучения.
С 2004 года была попытка создания и реализации новых моделей социально-педагогических классов, но, в связи с сокращением количества учащихся, введением ЕГЭ и интенсивной подготовкой старшеклассников к нему, а главным образом, снижением престижа педагогической профессии, выпускники школ не стремились пройти довузовскую подготовку и связать свое будущее с педагогической деятельностью. Педагогические вузы комплектовались «по остаточному принципу».
Ведение «Стандарта педагога», перехода на ФГОС, возросшие требования к вузам по подготовке педагогических кадров ставят в современных условиях проблему ранней ориентации школьников на педагогическую профессию на одно из первых мест в системе непрерывного педагогического образования.
Сегодня появилась необходимость сделать привлекательным и престижным работу учителя, как для учащихся подростковых классов, так и родителей.
В этом году впервые в Советском городском округе открывается педагогический класс в нескольких школах. В нашей школе это 10 класс, количество учащихся 19 человек.
Два года опытные педагоги нашей школы будут готовить из обучающихся будущих учителей, свою достойную смену.
Одной из целей создания "Психолого-педагогических класса" является формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности.
Цели:
–выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению;
–интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе.
Образовательные задачи:
–формирование у школьников представлений о профессиональной деятельности;
–предоставление возможностей для получения опыта социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);
–развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия реализации
государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» разработана Концепция профильных психолого-педагогических классов,
Ожидаемые результаты внедрения концепции:
На федеральном уровне:
–создание и функционирование системы выявления и подготовки кадрового резерва профессий (образование, медицина, социальная работа);
–восполнение дефицита профессионально подготовленных педагогических кадров;
–снижение затрат на профессиональную переподготовку кадров (смену профессии) после окончания образовательных программ профессионального образования.
На уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне:
–повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире;
–снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников – молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;
–развитие социального партнерства между образовательными организациями и обществом.
Для открытия в общеобразовательной организации классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей (далее – психолого-педагогические классы) необходимо руководствоваться следующими стратегическими документами, нормативно-правовыми актами и методическими материалами:
1.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
3.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образование». Цели Программы (в части общего образования) (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642, в редакции № 37 от 07 октября 2021 г.)
4.Документы, регулирующие деятельность общеобразовательных организаций в контексте профильного обучения
В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база для создания профильных психолого-педагогических классов.
К числу основных документов, которыми в этом вопросе может руководствоваться образовательная организация, относятся:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 11
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20.
-Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания СанПиН 1.2.3685-21.
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (актуальный на момент деятельности психолого-педагогических классов)».
-Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.
Каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов.
Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.
В нашей школе разработаны и утверждены локальные акты, документы:
- Положение о Педагогическом классе;
- Положение о предпрофессионального подготовке учащихся;
-Дорожная карта по реализации проекта «Педагогический класс»
-План мероприятий профориентационной работы совместно с партнерскими организациями.
-сформирован учебный план для 10 класса.
Мы ознакомили обучающихся и родителей (законных представителей) психологопедагогической направленности с условиями обучения, издали приказ о зачислении в класс психолого-педагогической направленности.
3.Разработали учебный план любого профиля психологопедагогической направленности.
В учебный план, можно включить профильные предметы (русский язык, литература, иностранный язык, биология, история).
В содержание рабочих программ учебных предметов "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание" можно включать модули, связанные с педагогической направленностью.
Например, в курсе литературы изучать произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога;
на уроках русского языка для анализа целесообразно предлагать учащимся тексты с педагогической (психолого-педагогической) тематикой;
на уроках истории - знакомить обучающихся с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.
У нас старшее звено универсального профиля, а учебный план универсального профиля может создавать психолого-педагогическую направленность только за счет элективных курсов - части, формируемой участниками образовательных отношений, а предметы представлены только на базовом уровне (п. 18.3.1 ФГОС СОО).
Проводятся занятия: «Основы психологии», «Основы педагогики» и «Педагогическая практика».
На них старшеклассники узнают, что такое рефлексия, вербальные и невербальное общение, в чём их отличия. Научатся конструктивному разрешению конфликтов, получат азы конфликтологии, социологии, психологии и педагогики.
Можно ввести и другие спецкурсы:
-История психологии и педагогики;
-Современные образовательные технологии для школьников;
-Психология образования;
-Психология общения;
-Педагогическое проектирование;
-Психология цифрового обучения;
-Основы самопознания и саморазвития;
-Риторика.
В учебном плане образовательной организации, где реализуется образовательная деятельность, в психолого-педагогическом классе предусматривается выполнение обучающимися индивидуального проекта.
При выборе темы для выполнения индивидуального проекта рекомендуется придерживаться психолого-педагогической направленности.
индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования.
Содержание деятельности обучающихся в психолого-педагогических классах включает органическое сочетание теоретической и практической подготовки, причем теория должна осваиваться учениками в связи с практикой, чтобы они могли понимать суть педагогических приемов или форм работы с детьми.
Основные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах:
1)деятельностные технологии (проблемное обучение, кейсы, мастерские, игры, социальное моделирование);
2)образовательные события (подготовка события учениками средней школы для детей начальной школы);
3) проектная и исследовательская деятельность (учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);
4)коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и т.д.).
Осуществляется подготовка обучающихся педагогического класса к участию в предпрофессиональных и профильных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. Предусмотрено огромное количество мероприятий: олимпиады, конкурсы, стажировки, выезды в педагогические вузы, колледжи. Возвращаемся к практике школы вожатых, помощь в подготовке мероприятий при проведении предметных недель, подготовка классных часов. На 05.10.2022 года на «День самоуправления» весь класс был задействован для проведения уроков.
Для успешной реализации деятельности профильных психолого-педагогических классов необходимо обеспечить не только процесс непосредственного обучения школьников, но и реализацию технологий выявления педагогической одаренности. С этой целью необходимо проводить диагностику их индивидуально-личностного профиля и особых способностей к педагогической деятельности, а также осуществлять мониторинг их академических и личностно-профессиональных достижений.
При организации работы мы столкнулись с рядом проблем:
-недостаточный уровень нормативного обеспечения создания и организации деятельности психолого-педагогических классов.
-не прописаны механизмы создания и организации деятельности ППК (порядок и условия зачисления в классы, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение, документация и отчетность и т.д.).
-недостаточной является база для практической подготовки, школьники не могут познакомиться заранее со студенческой жизнью
-ограниченный спектр инструментов отбора школьников, ориентированных на выбор педагогической профессии, для продолжения обучения в педагогических учебных заведениях.
-незначительное число обучающихся, участвующих в олимпиадной или конкурсной деятельности психолого-педагогической направленности; отсутствие обмена опытом между образовательными организациями.
Учитель — не профессия, а звание,
Отсутствуют в котором рубежи.
Учитель — не работа, а призвание,
Учитель — это сущность всей души.