Тема § 15-16. Нововавилонское и Персидское царства
Цели: познакомить с историей создания Персидской держа им и ее государственно-административным устройством; раскрыть сущность таланта царя Кира как полководца и государственной! деятеля; развивать умения работать с картой, историческими источниками, текстом учебника, определять роль политического деятеля в истории государства.
Планируемые результаты: предметные: сопоставлять древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять черты сходства и различия; использовать историческую карту как источник информации; объяснять, как управлял Персидской державой Дарий I;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать собственные впечатления о памятниках мировой культуры.
Оборудование: карта «Персидская держава в VI в. до н. э»; доска, проектор; атлас.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие и познакомимся с одним из самых интересных государств Древнего мира с очень красивым названием — Персия.
Проблемный вопрос. Почему Персию называют державой «царя царей»?
В чем величие и слабость Персидской державы?
Взгляните на карту. Какая держава господствовала на территории Средиземноморья и Малой Азии? Что с ней случилось?
Какие изменения вы увидели на карте? Тема урока: «Персидская держава "царя царей"».
III. Работа по теме урока
План урока
Новое возвышение Вавилона.
Возникновение Персидского царства.
Завоевания персов.
Устройство Персидского государства.
Покажите на карте и опишите местоположение Вавилонского царства.
Чем знаменито это царство?
Какова его судьба?
Покажите на карте и опишите местоположение Мидийского царства.
Чем знаменито это царство?
Что вы узнали о личности Кира?
Вавилонский царь Хаммурапи некогда владея не только Южным Междуречьем, но и Северным (Ассирией) (1792-1750 г. до н.э.).
Тысячу лет спустя Ассирия усилилась, и ее цари захватили Вавилон. (732 г. до н.э.)
Спустя еще 120 лет Ниневия пала и вновь возвысился Вавилон. (612 г. до н.э.)
На доске:
1792 г. до н. э. 732 г. до н.э. 612 г. до н.э.
Так на протяжении веков то одно государство, то другое берет верх.
Разрушенный ассирийцами Вавилон был заново отстроен в правление царя Навуходоносора и стал одним из крупнейших, красивейших и богатейших городов древнего мира с населением около 200 тыс. человек. В Вавилоне было много трех- и четырехэтажных домов, были широкие и прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом. Город был обнесен двумя рядами стен, укрепленных сотнями башен. Главная стена была настолько толста, что на ней могли бы разъехаться две встречные колесницы. Обратите внимание на иллюстрацию с. 87 учебника Вигасина(см. энциклопедию «Древний мир», изд-во «Росмэн», с. 62-63). За стенами находился широкий и глубокий ров, наполненный водою. Парадные городские ворота, посвященные богине плодородия Иштар, ослепительно ярко сверкали на солнце, украшенные синими и оранжевыми плитками из обожженной глины (изразцами).
На площади перед воротами находится большой торг. Говорили, что купцов в Вавилонском царстве больше, чем звезд на небе. Главным центром торговли был сам Вавилон. Перед городскими воротами и возле них по прилегающим улицам, переулкам и тупикам размешались лавки и мастерские. А в них товары на все вкусы: изделия из кожи - обувь, конские уздечки, вожжи и хомуты, мехи для хранения жидкостей; тончайшие льняные ткани и мотки шерсти, окрашенные в пурпур; глиняная посуда, покрытая цветной глазурью - синей, зеленой, красной, стеклянные флаконы с благовониями; дорогая мебель, отделанная золотом, серебром и драгоценными камнями. Можно приобрести и невольников, было бы серебро!.. Здесь продают и покупают, торгуются, надувают друг друга. Среди купцов имелось немало жуликов, умевших всучить зазевавшемуся покупателю негодный товар.
В центре города возвышалась башня (зиккурат - храм главного бога вавилонян Мардука и его супруги).
Найдете эту ступенчатую башню на рис. в учебнике (Вигасин), с. 87 (слева).
По преданию, Вавилонская башня строилась 300 лет. Она имела 7 этажей и высоту 91 м (это три 9-этажных дома). На вершине располагался храм главного бога Мардука. Его обиталище было сделано из золота, стены и потолок украшены драгоценными камнями.
Вавилон было очень красив, но одно обстоятельство в нем нам бы показалось непривычным; здесь почти не было зелени. Лишь рядом с царским дворцом находились царские сады.
Древнее предание рассказывает: «Могущественный вавилонский царь Навуходоносор выбрал себе в жены красавицу-царевну из горной страны Мидии. Подолгу смотрела молодая царевна на Вавилон, но знаменитый город не радовал ее, тоска по родине сжимала сердце. Огорчен был царь. Он, владыка Вавилона, сделает все, чтобы развеять печаль любимой жены; он выполнит любое ее желание. «О, повелитель! - сказала царица, -Все здесь мне кажется чужим. В твоей Вавилонии нет лесов и гор, а жара сводит с ума. Мне снится родина, горы, где я гуляла в детстве. Деревья на их склонах дают тень и прохладу, а шум горных ручьев услаждает слух». - «Твоему горю можно помочь, - отвечал ей царь. - Я построю для тебя сад, который напомнит тебе горный лес твоей родины».
Тысячи рабов были согнаны на строительство «висячих садов». Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Для полива садов рабы качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. С верхней террасы сбегала вода, напоминая царице горные ручьи ее родины. Мощные колонны высотой 25 м поддерживали сооружение, и зрителям казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе.
Во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покровительнице всей Азии - ассирийской царице Шамур-мат (в греческом произношении Семирамида). Отсюда название этого чуда света - «висячие сады Семирамиды».
В середине VI в. до н.э. к востоку от Двуречья образовалось еще одно государство - это была Персия.
Задание: Найдите область, заселенную персидскими племенами на карте в учебнике на стр.67. Назовите столицу этого государства. (Персеполь)
Жители этого государства занимались в основном скотоводством и были лихими наездниками и стрелками.
Задание: Прочитайте сообщение о персах древнегреческого историка Геродота на стр. 89 (п. 2 §19. Вигасин).
Запись в тетрадь:
538 г. до н.э. - завоевание Вавилона персами.
Последний вавилонский царь не ладил со знатью и жрецами. Он даже не жил Вавилоне, предпочитая другие города. А в Вавилоне правил от имени царя его сын Валтасар.
Осенней ночью 538 г. до н.э. персидские войска окружили Вавилон. В эти часы Валтасар беспечно пировал во дворце, полагая, что за гигантскими неприступными стенами ему не угрожает никакая опасность.
Прочитайте легенду о пире Валтасара в учебнике на стр. 89(Вигасин,внизу). Выражение «валтасаров пир» стало крылатым. Как вы думаете, что же оно означает?
Запись в тетради:
«Валтасаров пир» - бездумное веселье во время какого-либо бедствия.
Вскоре после смерти Кира при его сыне Калебизе (или Калебис) персы напали на Египет. Как и в Вавилоне, здесь нашлись изменники, на сторону персов перешли командующий египетским флотом и предводитель наемного войска. Кроме того, когда персидские войска приблизились к египетской границе, внезапно умер энергичный египетский фараон Амасис. Несмотря на мужество простых египтян (сражения при Пелусии, при взятии столицы Мемфиса), Египет также был завоеван персами.
525 г. до н.э. - завоевание Египта персами.
В результате завоеваний было создано огромное Персидское царство, границами которого были четыре моря (Каспийское, Черное, Средиземное и Красное) и Персидский залив. Такого большого пространства еще не было до тех пор.
Таким огромным государством управлять нелегко. Могущественным и талантливым правителем Персидской империи стал Дарий.
IV. Подведение итогов урока и закрепление изученного материала
В VII—VI веках до н. э. крупнейшим государством Древнего мира было Нововавилонское царство. Оно пало под ударами кочевников-персов, создавших свою державу.
Керамика — материал, полученный из обожжённой глины, смешанной с различными добавками. VII—VI века до н. э. Время существования Нововавилонского царства.
Середина VI века до н. э. Возникновение Персидского государства.
Домашнее задание
§ 20. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников – написать мини-сочинение на тему «Переход к железному веку – это благо или зло для человека».
Для средних учеников – составить сообщение по теме «О пире Валтасара».
Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».
Учитель – Курбаналиев Хайбула
3