Просмотр содержимого документа
«Новые виды работы при изучении лирики в 10 классе.»
Алгина Лидия Радомировна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ №25 г. Томска
Новые формы работы при изучении лирики в 10 классе
Любите ли Вы стихи? Любите ли Вы читать стихи? А учить стихи наизусть…
Возможно, мне как учителю не везло. Или, наоборот, везло.
Просто, когда речь заходит о поэзии на уроках литературы, сначала мои ученики делают грустное лицо, потом делают мне одолжение, выражая готовность выучить одно стихотворение, но не больше, а потом… А потом мы проводим литературный вечер, посвященный чаще всего разговору о странностях любви, читаем стихи, поем или слушаем романсы, и на вопрос в начале статьи с готовностью отвечаем: «Мы любим стихи».
Как же это происходит?
Можно, конечно, рассказать о том, что если в основу обучения в старших классах положить системно-деятельностный подход, то, несомненно, это приведет педагога к успеху: к прекрасным результатам обученности и высоким личностным результатам обучающихся. Это, действительно, так, поэтому перейдем к практической части реализации «невозможного».
В начале учебного года я сообщаю ребятам, что в ходе изучения творчества Ф.И.Тютчева мы должны будем выполнить учебный проект. Условно назовем его «Сборник стихов». Нужно будет попробовать себя в роли издателя. В ходе проекта нужно выполнить несколько требований, а в остальном – поле творчества. Требования: должна быть вступительная статья, раскрывающая художественные особенности именно тех стихотворений, которые будут выбраны. И аннотация к сборнику тоже должна быть написана. Стихотворений не менее 10 и не более20. И если это сборник, то должна быть обложка, оглавление, страницы пронумерованы. В остальном – свобода выбора. Можно работать в паре или индивидуально. Можно писать от руки и сделать собственные иллюстрации, а можно набрать текст, подобрать иллюстрации и распечатать. Тему сборника определяет издатель. Говорю и о том, что на итоговом уроке будет проходить защита проекта в виде рекламы сборника.
Надо сказать, что ребята еще до изучения Тютчева уже берут сборники его стихотворений и начинают вчитываться, определяться с темой собственного сборника, задумываются над оформлением. Так как это проект, то он определенным образом связан с этапами его реализации. Как учитель, я, конечно, слежу за временем, напоминаю о сроках, поэтому к моменту изучения творчества писателя, в основном, все находятся на этапе завершения работы.
А когда ребята занимаются творчеством, возникают и творческие идеи. И уж если они захотят вечер поэзии, то почему мне не откликнуться? Ведь я люблю стихи. Люблю их читать. Много знаю наизусть.