Новый ФГОС НОО третьего поколения: изменения стандартов
МБОУ «СОШ № 4» Ормоцадзе Ольга николаевна
- ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
- Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
ФГОС второго поколения 2009
- Акцент на становление личности выпускника («Портрет выпускника школы»)
- Развитие универсальных учебных умений (общие установки)
- Активное внедрение проектной деятельности
- Внеурочная деятельность
- Воспитание российской гражданской идентичности
Требования к структуре содержательного раздела ООП
БЫЛО
Требования
Раздел включал: программу формирования УУД на уровне;
СТАЛО
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий
На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
к рабочим
программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки;
Рабочие программы учебных
программам
рабочую программу воспитания;
предметов, курсов и модулей
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
необходимо формировать с
программу коррекционной работы
учетом рабочей программы
воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР.
Требования к рабочим программам
теперь едины, и нет отдельных
норм для рабочих программ
внеурочной деятельности.
Требования
БЫЛО
Требования
к пояснительной
Содержание пояснительной
СТАЛО
Требований было меньше
записке
Теперь содержание пояснительной
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ
к результатам
записки было разным для
Рабочая
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин.
освоения
записки одинаковое.
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было
НОО и ООО.
программа
Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы
закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ.
программы
Требования к рабочей программе
воспитания
воспитания НОО стали мягче. Указали, что программа воспитания для НОО
может, но не обязана включать
модули, и описали, что еще в ней
может быть.
Содержание календарного плана воспитательной работы
БЫЛО
Объем часов аудиторной нагрузки
СТАЛО
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах
Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует
2904 – минимум,
Объем часов внеурочной деятельности
Деление учеников на группы
2954 – минимум,
3345 – максимум
1350 часов
3190 – максимум
1320 часов
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей
Психолого-педагогические условия
БЫЛО
СТАЛО
Требований было меньше
Акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений