ГКОУ «Новобрянская Специальная (Коррекционная) Образовательная
Школа – Интернат VIII вида»
Доклад
Тема: Новый подход к современному уроку
Разработано преподавателями:
Сокольникова С.И.
с. Новая Брянь
2015г.
Новый подход к современному уроку, который способствует высокому уровню усвоения знаний программного содержания
Принципы и положения для работы с технологическими картами
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый
результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания
на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности.
Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого
этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационнойтехнологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные
черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной
деятельности. Создание технологической карты позволяет учителю:
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
освобождается время для творчества учителя;
обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.