СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки»

Введение

Школа является основным звеном в системе нравственного воспитания подрастающего поколения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Гармоническое развитие младшего школьника зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания.

Мир искусства во всем своем многообразии видов и их функций формирует и организует сферу чувственного восприятия человеком окружающего мира. Выдающиеся педагоги и психологи К. Д. Ушинский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, И. Ф. Харламов первым и важнейшим объектом нравственного воспитания считали чувства. Разные аспекты нравственного воспитания школьников рассматривались в работах

И. А. Каирова, А. В. Калаева, Н. Д. Левитова, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинского. Зарождение моральных качеств и устойчивых черт характера изучал Б. О. Николаичев. Формирование нравственной сферы личности школьника в игровой и учебной деятельности рассматривала А. И. Липкина.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В соответствии со Стандартом на этой ступени образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности; нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Вооружения нравственными знаниями младших школьников важно, потому что их не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей. В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества.

Особенное значение в нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют такие средства нравственного воспитания, как произведения литературы, музыки, поэзия, сказки. Они развивают нравственные качества – благородство, любовь, доброту, отзывчивость, милосердие, трудолюбие; знакомят ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учат справедливости, помогают осознать, какие сокровища души являются самыми важными для жизни. Различные произведения – неоценимый источник знания о прошлом народа, о духовном мире человека, об окружающей действительности: они расширяет представления о мире, знакомит с природой, развивает умение видеть её красоту.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется неповторимой ценностью становления и развития личности ребёнка. В решении главной задачи школы − формировании образованной, культурной личности − трудно переоценить значение предмета «Музыка».

Учебный предмет «Музыка» является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоциональночувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир. Изучение музыки в начальной школе в соответствии с концепцией ФГОС призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, воспитать нравственные и эстетические чувства любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов.

Вклад учебного предмета «Музыка» в развитие личности выпускника начальной школы заключается в развитии эстетического, художественного восприятия мира, в воспитании музыкального вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в сознательном выборе видов музыкальнотворческой деятельности, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Цель работы: изучить нравственное развитие младших школьников на уроках музыки.

Объект исследования: нравственное воспитания младших школьников.

Предмет исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность и задачи нравственного воспитания.

  2. Определить особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки.

  3. Рассмотреть нравственное воспитание младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ психологопедагогической литературы по исследуемой проблематике, их обобщение и синтез.

  1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки
    1. Сущность и задачи нравственного воспитания

Понимание духовности, как процесса поиска собственной сущности, своего предназначения, осознания смысла своей жизни, неразрывно связано с пониманием нравственности, которая базируется на общечеловеческих нравственных ценностях.

С годами понимание нравственности изменилось. Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. О нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Нравственность – одно из измерений духовности, являющееся основополагающим, так как именно она определяет характер развития других сфер (эстетической и интеллектуальной). Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию «мораль». «Мораль (латинское mores – нравы) – исторически сложившиеся требования: нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [8, с. 87].

Нравственное воспитание – один из важнейших компонентов всестороннего развития личности, это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Рассматривая систему нравственного воспитания различают несколько аспектов: осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся; использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием; под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств детей; систему нравственного воспитания следует рассматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их.

Целью нравственного воспитания является формирование эмоциональносмысловой сферы человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью которого является формирование мышления, и отличие от эстетического, целью которого является формирование чувств ребёнка.

Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения [2, с. 163]. Конечная цель и задача нравственного воспитания – выработать у каждого человека активную жизненную позицию. Таким образом, содержание нравственного воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О. Г.

Дробницкий; в том числе и учебная, которая, по мнению Л. И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Воспитание духовной культуры открывает для младших школьников большие возможности в их развитии. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.

Существенным признаком нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня задач и заканчивается более высоким. Для достижения цели используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Все факторы, обусловливающее нравственное становление и развитие личности школьника, И. С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические.

В результате обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И. Ф. Харламов. Учебная деятельность обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Главное, что должен сделать педагог, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства.

Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач нравственного развития – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности, что в свою очередь влияет на условие нравственных норм и ценностей организации. [8, с. 57]. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентирами.

В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, то есть формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятие решений и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл восприятия состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Необходимое звено в процессе нравственного развития – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Итак, если нравственное развитие есть специфический процесс педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них тех или иных качеств, то это воздействие должно направляться на формирование у учащихся потребностей в той или иной сфере деятельности и поведения, на развитие и сознание правил поведения, на выработку практических умений и навыков и укрепление волевой сферы. А воздействие будет эффективным, если педагог будет знать особенности нравственного развития младших школьников.

    1. Особенности формирование нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки

В своей жизни мы всегда сталкиваемся с такими словами как духовность, мораль, нравственные принципы, нормы поведения. А часто ли мы задумываемся, что они означают, каков их смысл? Можно спросить: «А так ли важно хорошо разбираться в этих понятиях, да и зачем?» Может быть, возможно прожить без них. Кто-то скажет − да. Но это не так, ибо они являются основополагающими в определении смысла жизни не только отдельного человека, но и целых поколений. [22, с. 150].

Одним из эффективных средств нравственного развития младших школьников является музыка. Воспитательное влияние музыки тем сильнее, чем более развит у младших школьников музыкальный слух, художественная требовательность к музыкальным произведениям, чем чаще их вовлекают в практическую исполнительскую деятельность, так как именно она – важнейшее средство музыкального воспитания и развития.

В педагогических исследованиях выделяется два основных подхода к разработке нравственного воспитания: интеллектуалистический, направленный на вооружение школьников нравственными знаниями; поведенческий, связанный с формированием у школьников нравственных навыков и привычек поведения. Эти два подхода представляют собой две стороны единого процесса нравственного воспитания личности. Психологические аспекты данной проблемы представлены в исследованиях И. Беха, А. Бодалёва, В. Чудновского,

С. Якобсона. Раскрывая сущность нравственных качеств личности, например, И. Бех отмечает, что его истоки следует искать в эмоциональной сфере индивида, поскольку первично именно эмоциональное переживание, которое является источником действия, толчком к нему, выступает как мотив. [2, с. 166].

Урок музыки в школе – это организованный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру. Распространенные типы уроков музыки: урок-образ, театрализованный урок, урок творчества, конкурс, викторина, игра, концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача. По содержанию уроки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы.

Тематическим построением программы Д. Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как: урок введения в тему; урок углубления темы; урок обобщения темы; обобщающий урок-концерт года. [7, с. 137].

Урок введения в тему. Процесс введения в тему складывается на уроке из моментов: активизация накопленного жизненного и музыкального опыта; само введение в тему, создания поисковой ситуации; первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.

Урок углубления темы. Процесс углубления темы складывается из моментов: активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта, углубление темы; закрепление понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников.

Урок обобщения темы. Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

Урок музыки − это урок искусства. Для его построения, необходима опора на ряд принципов: направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка, на формирование образного мышления; воспитание навыков импровизации; развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства; совершенствование нравственного развития, создание эстетических ситуаций.

Ведущим типом современного урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования: художественная форма структуры урока; единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, нравственных и учебных задач; создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, деятельнопрактический подход к каждой теме.

Заключительный урок-концерт года. Демонстрация уровня музыкальной культуры учащихся, достигнутой в течение учебного года.

Еще одной особенностью уроков музыки является коллективная форма работы, поскольку все одновременно слушают музыку или исполняют музыкальное произведение. Используются и другие формы организации урока: индивидуальная работа, фронтальная форма, групповая форма, парная работа. Проектирую урок любого типа, необходимо определить смысловую значимость; рассмотреть урок сквозь призму всей программы, соблюдать принцип целостности. [11, с. 87].

Следовательно, урок музыки, имея черты, сближающие его с другими школьными предметами, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие и неповторимость.

Формирование нравственной сферы ребенка происходит в результате постижения вечной музыки – неумирающих классических профессиональных и народных произведений. Во многих классических произведениях заключено содержание, способное воспитать и нравственно образовать детей. Совершенствованию личности младших школьников способствуют музыкальные сочинения, запечатлевшие исторические личности, образы защитников земли Русской (А. Невский, Иван Сусанин, Илья Муромец).

Бессмертная русская и зарубежная классика (композиторы П. Чайковский,

С. Прокофьев, М. Мусоргский, М. Глинка, Л. Бетховен, В. Моцарт, Э. Григ, Ф. Шопен) помогает ребенку познавать мир, вызвать эмоциональнонравственную отзывчивость, доброжелательность, этические чувства.

Приобщаясь же к народной мудрости, дети формируют мудрость мировоззрения. Образцы музыкального фольклора (хороводы, танцы, заклички, словесные игры, частушки, песни и наигрыши) воспитывают отношение к родному краю, его природе, труду. А это влечет за собой освоение народных обрядов, обычаев и традиций. Народная музыка – отражение жизни народа. Через нее дети знакомятся с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, бытом.

Музыкальное искусство выступает в качестве могущественного воздействия на духовный мир человека и, прежде всего, на формирование его нравственного облика. [12, с. 135]. Эту свою функцию музыкальное искусство выполняет путём художественного полноценного воплощения нравственноэстетического идеала, через всю сложную систему художественной образности воздействуя на ум, волю и чувства человека.

Для успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки является: использование на уроках музыки художественного творчества, стихотворений или рассказов на ту или иную музыку; проводить музыкальные спектакли, праздники; заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах; проводить музыкально-обрядовые игры; слушать народные песни, классические музыкальные произведения.

Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры. Необходимо найти основу нравственного развития детей на уроках музыки. Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества: всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой; активизация познавательной деятельности учащихся; раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции; овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.

Так, авторы программы «Музыка» Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская основывают современный урок музыки на нравственно-эстетическом стержне, смыслом, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества, запечатленные в художественных образах [4, с. 107].

Приёмы и средства использования музыкального искусства в процессе нравственного воспитания младших школьников многообразны и вариативны. Среди них можно выделить: композиционное моделирование урока музыки; индивидуально-творческие задания; игровая деятельность; обеспечение субъект-субъектных диалоговых отношений в процессе восприятия произведений искусства, создающие условия для самоизменения личности; создание художественно-педагогических ситуаций, стимулирующих рефлексию, самооценивание. В зависимости от форм урока варьируются и виды деятельности на уроке.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственноэстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Рассмотрим структуру музыкальной учебной деятельности. Учебнопознавательные мотивы. В основе учебной мотивации лежит познавательный интерес ученика. Этому способствует вовлечение школьников в активную музыкально-творческую деятельность через моделирование игровых ситуаций, подбор интересных, новых по содержанию или форме заданий, побуждающих к самостоятельным, активным мыслительным операциям и действиям.

В начальной школе можно предложить ряд игровых ситуаций, развивающих учебную мотивацию школьников, в том числе музыкальные путешествия в мир сказки (балеты «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева). Интересно в шапке-невидимке вместе с музыкальным героем заглянуть в «Пещеру горного короля» (сюита Э. Грига «Пер Гюнт»), освоить роли дирижера, артистов балета, режиссеров концерта, народных песенников.

В рамках игровой ситуации возможно моделирование учебнопрактической задачи, направленной на формирование и оценку навыка разрешения проблем или проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости. [11, с. 132]. Двигаясь под музыку, ученики пробуют различные движения и выбирают маршевый шаг. Причем каждый из них сам «двигательно» исследует музыку, ориентируясь на собственные ощущения.

В рамках музыкально-теоретической деятельности, моделируется учебнопознавательная задача, направленная на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в нашем случае речь идет о выделении жанровых признаков марша. «Для кого же написан этот марш?» В диалоге с учителем проходит анализ прослушанного музыкального произведения.

Рассмотрим методы для формирования навыков эмоциональноосознанного восприятия музыки, расширения кругозора, воспитания культуры слушания и интереса к музыке, формирования эстетического вкуса, нравственных принципов: – «метод размышления о музыке» (Д. Кабалевский) направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. [7, с. 104].

Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками – «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» (Д. Кабалевский) устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников. Установление связей предполагается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.

«Метод музыкальных обобщений» (Э. Абдуллин) направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

«Метод эмоциональной драматургии» (Э. Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.

«Метод создания художественного контекста» (Л. Горелова) направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественнопедагогической среды.

Близок вышеописанному «метод жизненных ассоциаций» (С. Португалов), направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения.

Методический прием «столкновения контрастов» (Д. Б. Кабалевский); метод осознания интонируемого смысла музыки, метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас); метод жанровостилевых аналогий (Э. И. Плотица); метод стиле-слухового анализа (С. Л. Старобинский); метод вокализации, пластического интонирования, ориентация на нотную запись, графическое моделирование, импровизациисочинения интонаций в определенном жанре, стиле (Г. П. Сергеева и

Е. Д. Критская).

Объяснительно-иллюстративный метод − объясняя показывать, демонстрировать звучание, пение, слушание. К практическим методам относятся: репродуктивный метод – упражнения, заучивание, пересказ. («Я спела – повтори»). Эти два метода направлены на организацию усвоения знаний. Поисковый (эвристический) метод – проблемные задания, выполняемые с помощью учителя, частично самими учениками. Учащиеся привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какойлибо проблемы.

Проблемное изложение знаний – учащиеся активно работают над проблемой, учитель даёт образец логики рассуждения при изложении ученик принимает и усваивает образец. Исследовательский – самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся. Проблемные задания, опыты. Анализ и самоанализ, исполнительская деятельность.

Таким образом, учебные действия, в результате которых формируются представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца, неразрывны с решением учебных задач.

    1. Нравственное воспитание младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности

Д. Б. Кабалевский писал, что «главной задачей массового музыкального воспитания является не только обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». [7, с. 45]. Основой содержания начального обучения на уроке является включение учеников в ведущие виды музыкальной деятельности. Активное восприятие музыкального материала должно стоять на первом месте по значимости, так как основная задача – научить ребенка вслушиваться в музыку и понимать её, но не менее важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.

В. Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» Действительно, восприятие является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.

Классификация видов музыкальной деятельности, влияющих на формирование нравственного и духовного потенциала личности, разработанная Э. Б. Абдуллиным и Е. В. Николаевой: собственно музыкальная деятельность: музыкально-слушательская; музыкально-исполнительская (вокально-хоровая и игра на детских музыкальных инструментах); музыкально-композиционное творчество (импровизация и сочинение музыки); музыкально-теоретическая деятельность; музыкально-историческая деятельность; музыкально опосредованная деятельность. Музыка может восприниматься различными способами.

Особенности восприятия зависят от личностных качеств ребенка, внешних условий, а также самого прослушиваемого музыкального произведения. Урок музыки, должен, очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья. Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей.

Так, например, Морис Мартено предложил следующую классификацию: «пассивное восприятие – ребенок слышит звук радио, но занят другим делом; – частично активное восприятие – слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения; – активное, когда обучающиеся требует исполнения той или иной песенки, поют отрывки из нее или, слыша мелодию, начинают танцевать» [14, с. 19].

Еще одним средством воспитания подрастающего поколения является песня. Песня открывает перед ребенком красоту мира, она входит в его духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Песни народные и композиторские, старинные и современные – в них биография человека, в них запечатлевается летопись жизни народа, страны. В процессе работы над песней, ребенок проникается ею, сердце его становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию.

Знакомя обучающихся с окружающим миром, мы пытаемся воспитывать их только на примерах радости и счастья. Обращаясь, например, к пьесам П. Чайковского из «Детского альбома» «Болезнь куклы», «Похороны куклы», ребята учатся быть добрыми, сопереживать и сочувствовать, помогать близким. Темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества – вечные и важные темы в формировании личности ребенка. Борьба добра и зла – одна из актуальных проблем в жизни, а, значит, и в искусстве мы тоже сталкиваемся с этой темой. И, конечно, говорить об этих явления на уроках музыки нужно, противопоставляя противоположные образы.

Нравственные качества формируются в процессе слушания музыкальных произведений. В разделе «Музыкальные шедевры» представлены образцы мировой музыкальной культуры. Это русский народные песни, колыбельные, классические произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, С. Я. Маршака, С. С. Прокофьева. Образы любимых сказочных героев и животных наиболее близки школьникам. Слушание музыкальных произведений, изображающих сказочных героев и птиц, животных, учит учеников понятиям добра и зла. Например, «Избушка на курьях ножках» М. Мусорского, музыка балетов П. И. Чайковского, «Золушка» С. Прокофьева. Тема природы в музыке. Она воспитывает любовь к своей малой родине. Слушая произведения Э. Грига «Утро», «Октябрь» П. И. Чайковского, соотносят их с картиной родного края. [13, с. 147].

Один из разделов «О России петь − что стремиться в храм». В «Детском альбоме» П. И. Чайковского отображены картины дня, проживаемые ребенком дворянского сословия XIX века. «Утренняя молитва» − первая пьеса цикла, а последняя – «В церкви», в которой композитор использовал подлинный церковный напев. Пьесы возвышенны, настраивают на размышление. И если утренняя молитва полна тихой радости ожидания нового дня, то вечерняя − исполнена тихой грусти умиротворения.

Слушая народную и классическую музыку ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений, формируются основы музыкальной культуры. Знают о народных календарных и обрядовых праздниках и обычаях. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственное становления личности. Приобщаясь к классической и народной музыке, ребенок познает – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество… Кто ты, Зачем живешь? Кто ты людям, кто они тебе? От установки, которая даётся педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит её восприятие детьми. Давать какие-либо пояснения одновременно со звучащей музыкой не рекомендуется. Анализ проводится после прослушивания. Перед прослушиванием музыки можно задать учащимся вопросы или задание.

Подходы к анализу музыкального произведения: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов, средств выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ

(использование эмоционального словаря или словаря ассоциаций).

Исполнительская деятельность: хоровое, ансамблевое и сольное пение. Воспитанию нравственных качеств личности способствует также и разучивание песен, в которых мы поем о близких людях (песни о маме, папе, друзьях), о своем городе (Отрадненская Осень, «Зима на Неве»), о военных годах и защитниках Отечества («Вечный огонь», «Три танкиста»).

Эффективны в работе с младшими школьниками музыкально-

дидактические игры. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В игровой форме ученикам объясняются такие важнейшие музыкальные понятия, как темп, динамика, регистр, высота звуков, длительности нот. Они испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Музыкально-дидактические игры в начальной школе – могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки, ролевые игры, когда дети исполняют роли: «композитора», «дирижёра». [15, с. 230]. Игра включает ребёнка в процесс познания музыки, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, развивает воображение. В этой работе большое внимание уделяется сказке, сказочным образам. «Разминка для ума» (дидактические игры на время), дидактические лото и многое другое.

Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов. Жест, пластика обладает свойством обобщать эмоциональное состояние. Это помогает ребятам показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Музыкально-ритмические движения. Пение с ритмическими движениями, ритмические упражнения, исполнение ритмического рисунка определение размера. Движение даёт возможность закрепить многие навыки: ощущение долевой пульсации, формы. Двигательные упражнения чрезвычайно разнообразны. Это игры, шаги и бег под музыку, движение «в образе» показ знакомых песен в движении, инсценировка песен, упражнения для координации движений рук и ног, импровизация движений. Импровизации, инсценирование песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты; игра на элементарных музыкальных инструментах: металлофоны, ксилофоны, барабан, свирель, треугольники, бубны. Дирижирование, сочинение, музыкальнообразовательная деятельность искусства.

Таким образом, содержание воспитательного процесса охватывает комплекс теоретических и прикладных знаний о нравственных аспектах жизнедеятельности общества, духовный опыт предшествующих поколений, направленных на раскрытие историко-культурных основ и национального своеобразия общечеловеческих нравственных ценностей, заложенных в музыке. У школьников проявляются социально коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, положительные взаимоотношения в коллективе, толерантность.

Драматургия урока – искусство. Развитие, динамика, движение урока, взаимодействие и тесная связь элементов и видов деятельности между собой. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности. Частое переключение внимания детей с одного задания, с одного вида деятельности на другое. Это необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости учеников. Быстрая смена заданий. Чередование трудных, требующих большого напряжения, и лёгких заданий. [17, с. 217]. Обязательное включение на каждом уроке заданий, связанных с движением не менее трех раз в течении урока. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке. Дети весь урок должны быть заняты музицированием. Большую роль играют связки-переходы между различными видами деятельности, между этапами урока. Эти связующие звенья и делают урок целостным, единым, ярким, запоминающим, интересным.

Все уроки начинаются со входа в класс под музыку, которая тесно связана с темой того или иного урока. Выходят из класса тоже под музыку, соответствующую теме урока. Каждый вид деятельности должен иметь определённые временные рамки. Учитель обязан создать на уроке музыки в начальной школе доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому и слабому, поддержит его похвалой. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, совместного труда, общих радостей, побед и поражений – всё это позволит достигнуть наилучших результатов. Главное «оружие» музыкального педагога – похвала. Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.

Каждый урок музыки обязательно состоит из двух основных видов музыкальной деятельности: слушания классической музыки и не только; пения песен, романсов, арий из опер, хоров, всевозможных музыкальных тем из других жанров, обязателен русский фольклор. Игра на свирели постепенно становится также основным видом деятельности на уроках музыки младших школьников. Остальными видами музыкальной деятельности учитель дополняет урок, украшает его, делает более интересным, содержательным, ритмичным и увлекательным, особенно в начальной школе. [19, с. 89].

Таким образом, осуществлять музыкальное развитие ребенка в единстве всех трех выразительных сторон музыкальной интонационности − звукослуховой, жестовой, лицевой. Музыкальная педагогика основное внимание традиционно уделяет звуко-слуховой стороне музыки, занимаясь преимущественно развитием музыкального слуха как комплекса соответствующих способностей. Не остается без внимания жестовая сторона музыкальной выразительности, что связано с так называемым «пластическим интонированием», когда школьники отражают характером движения эмоциональную содержательность музыкальной звуковости. Лицевая сторона музыкальной интонации, лицевой характер музыкального интонирования и восприятия, как правило, не замечается, игнорируется. Между тем лицевая наглядность музыки, равно как и феномен человеческого лица как таковой, играют важнейшую роль в эмоциональном, эстетическом, нравственном и гуманистическом воспитании растущего человека.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обозначило переход к новой идеологии образования, одним из ключевых понятий которой является понятие «универсальные учебные действия». Личностные УУД включают процессы самоопределения, смыслообразования и нравственно-этическую ориентацию. Возможности уроков музыки для формирования личностных УУД младших школьников. Для анализа были выбраны учебники «Музыка» УМК «Школа России», разработанные для начальной школы авторами Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной. [27].

Учебники для 2 – 4-х классов включают разделы с одинаковыми названиями: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Многие темы формируют ценностное отношение к России. Формированию основ адекватной самооценки способствует рефлексия, проводимая в конце урока. Особого внимания требует оценка творческих работ, ведь такой вид деятельности очень сложно оценивать.

Смыслообразование трактуется как процесс установления учеником связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Одним из главных мотивов учебной деятельности является познавательный интерес, тесно связанный с проявлением эмоций. В результате такого освоения материала у школьников возникают личностные смыслы постижения музыки, положительные мотивы учебной деятельности. Формирование нравственно-этической ориентации происходит в данной программе за счет воспитания чувства прекрасного на основе знакомства с величайшими достижениями культуры. Для этого авторами отобраны мировые музыкальные шедевры, репродукции картин знаменитых художников, фрагменты стихотворений мировой и отечественной классики. Задания в учебниках часто направлены на эмоциональное восприятие музыки и того, о чем в ней «говорится», на определение характера персонажей музыкального произведения, их чувств и эмоций. Кроме того, когда музыкальному произведению сопутствует литературное произведение, содержащее в своей основе моральный конфликт, от ученика требуется умение ориентироваться в нравственном содержании поступков персонажей произведения. Все это способствует развитию эмпатии, которая является одним из условий сформированной нравственно-этической ориентации. [26, с. 48].

На уроках музыки часто проводится работа по сравнению двух разных по характеру фрагментов произведений, которые отражают противоположных героев: положительных и отрицательных, при этом выделяется нравственное содержание конфликта этих героев, осуществляется ориентация в их нравственном поведении.

Таким образом, важную роль в формировании нравственно-этической ориентации имеет применение творческих заданий, направленных на «чувствование» музыки, ее образное восприятие. Приобщая школьников к шедеврам мировой культуры они глубже воспринимают музыкальные образы, умеют их творчески выразить в различных видах продуктивной деятельности. У них развиваются такие нравственные качества, как патриотизм, сопереживание добру и осуждения зла, умение дружить, взаимовыручка.

Заключение

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное, и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Таким образом, основные направления педагогической деятельности относительно организации процесса нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки: способствовать освоению знаний о нравственных ценностях отражённых в музыке; об историко-культурных корнях обычаев и традиций разных народов; стимулировать понимание сути нравственных норм, принципов, идеалов, понятий, моральных качеств личности; развивать нравственные чувства, способность к моральной оценке, суждению; организовать процесс практического освоения социально одобренных образцов поведения в проблемных ситуациях. Содержание воспитательного процесса охватывает комплекс теоретических и прикладных знаний о нравственных аспектах жизнедеятельности общества, духовный опыт предшествующих поколений, направленных на раскрытие историкокультурных основ и национального своеобразия общечеловеческих нравственных ценностей, заложенных в музыке.

Урок музыки является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства. В обществе очень остро стоит проблема развития духовно-нравственной культуры человека. Музыка же является одним из средств формирования нравственного и духовного потенциала личности.

Итак, если нравственное развитие есть специфический процесс педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них тех или иных качеств, то это воздействие должно направляться на формирование у учащихся потребностей в той или иной сфере деятельности и поведения, на развитие и сознание правил поведения, на выработку практических умений и навыков и укрепление волевой сферы. А воздействие будет эффективным, если педагог будет знать особенности нравственного развития младших школьников.

Список использованных источников
  1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1999. 126 с.

  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 444 с.

  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 45 с.

  4. Детский портал «Солнышко» [Электронный ресурс].

URL: https://solnet.com (дата обращения: 23.01.2020).

  1. Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010. 151 с.

  2. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 224 с.

  3. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 456.

  4. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

  5. Каирова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания: учебное пособие / И. А. Каирова. М.: Просвещение, 2010. 201 с.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

  7. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: пособие для студ.

высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. М.: Просвещение, 2009. 195 с.

  1. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников / учебное пособие / Э. П. Козлов. М.: Просвещение, 2003. 178 с.

  2. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецов.

М.: Просвещение, 2010. 375 с.

  1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Методика работы с учебниками «Музыка». 1– 4 классы: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. 177 с.

  2. Липкина А. И. Психология ребёнка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А. И. Липкина // Вопросы психологии. 1980.

№ 1. С. 11 – 21.

  1. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы.

// Начальная школа. 2007. № 7. С. 219 – 245.

  1. Неменский Б. М. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы круглого стола / Б. М. Неменский // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3 – 40.

  2. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002. 325 с.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 331 с.

  4. Осеннева М. С. Теория и методика музыкального воспитания:

учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия 2012.

272 с.

  1. Потошник М. М. Требование к современному уроку М.: Центр педагогического образования, 2008. 142 с.

  2. Пишкова Н. Е., Дворянкина Е. К. Вариант решения проблемы эстетического воспитания будущих учителей на методологии системного подхода // Современная научная мысль. 2014. № 2. С. 154 − 165.

  3. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 16.02.2020).

  4. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. средних пед.

учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2015. 356 с.

  1. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. С. 267 − 538.

  2. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 324 с.

  3. Фалетрова О. М., Томчук С. А. Методика преподавания предмета «Музыка» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: учебнометодическое пособие / под общей редакцией О. М. Фалетровой.

М.: Академия, 2013. 196 с.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г., регистрационный N 373.

  1. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Академия 1975, 200с.

  2. Шевченко Г. П. Поэтический образ морали в искусстве: опыт нравственного воспитания старшеклассников / Шевченко Г. П., Бутенко Л. Л., Шкурин А. М.: Альма Матер, 2002. 166 с.

8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!