СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственный аспект при изучении рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Формы работы: работа в группах, в парах. Формирует нравственную позицию учеников

Просмотр содержимого документа
«Нравственный аспект при изучении рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Березники Пермского края





Методическая разработка урока литературы в 6 классе


равственный аспект

при изучении рассказа Ф.Искандера

«Тринадцатый подвиг Геракла».








учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Р.М.














г. Березники

2017



Тема урока. Внеклассное чтение.

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Нравственный аспект при изучении рассказа Ф.Искандера

«Тринадцатый подвиг Геракла».


Цель урока. 1. Способствовать реализации личностных результатов (работа

индивидуально и в малых группах, выполнение заданий

разного уровня сложности).

2. Способствовать реализации системно-деятельностного подхода

(учащиеся на уроке анализируют, сравнивают, обобщают

материал, отвечают на вопросы, формируют навыки анализа

текста, актуализируют опыт личностного восприятия и

развивают аналитические умения).

3. Формировать нравственную позицию учащихся.


Ресурсы: листы самооценки, тексты, карточки с вопросами, компьютер,

проектор.


Формы работы: фронтальный опрос, литературный диктант, взаимопроверка,

работа по таблице, индивидуальная работа.




Ход урока



  1. Слово учителя.

«Он решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, и ему это отчасти

удалось».

Урок внеклассного чтения. Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг

Геракла».

Слайд №1. Портрет писателя.

  1. Литературный диктант.

(Листочки приготовлены заранее. За правильный ответ проверяющий

ученик ставит +, за неправильный ответ -)


1) Как звали учителя математики?

(Харлампий Диогенович)

2) Кем был учитель математики по происхождению?

(Грек)

3) Кто «всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как

магнолия»?

(Директор школы)

4) Какую тишину установил учитель математики в 5Б классе?

(Образцовую)

5) Почему директор школы боялся завуча?

(Демоническая женщина)

6) Кто «спокойно читал себе что-нибудь или перебирал чётки с бусами,

жёлтыми, как кошачьи глаза»?

(Учитель математики)

7) Кого из учеников «редко ругали, зато ещё реже хвалили»?

(Алик Комаров)

8) Кем был для учителя математики ученик, «отступающий

от школьных правил»?

(Смешной человек)


  1. Взаимопроверка.

(Учащиеся обмениваются работами, проверяют, подсчитывают баллы и

ставят оценки)

«5» - 8 баллов «3» - 4 – 5 баллов

«4» - 6 - 7 баллов «2» - 0 – 3 балла


  1. Фронтальный опрос учащихся.


- Ключевым словом в названии рассказа Ф.Искандера является слово

«подвиг». Что называется подвигом? Как вы понимаете выражение

«совершить подвиг»?

- Подвиг, поступок – это одно и то же или нет?


5. Лексическая работа. Слайд №2.


Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг.

Воинский подвиг. Трудовой подвиг.


Поступок. 1. Совершённое кем-н. действие. Хороший, плохой

поступок. Совершить необдуманный поступок.

Отвечать за свои поступки.

2. Решительное, активное действие в сложных

обстоятельствах. В его жизни был поступок.

6. Фронтальный опрос учащихся.


- Кто такой Геракл? Чем он прославился? Сколько подвигов он

совершил?

- Совершает ли герой рассказа подвиг, подобный подвигам Геракла?

Почему?

- В чём заключается смысл 13 подвига Геракла?

- А как вы оцениваете поступок мальчика? Вы на его стороне?


7. Работа в малых группах (5 человек).

Ответ должен состоять из 5-7 предложений. На этот вид деятельности

отводится 5 минут. Группой определяется выступающий.

- Прав ли учитель, поставив ученику двойку? Заслужил ли мальчик такую

оценку?

8. Релаксация.

Слайд №3 (музыка на фоне пейзажной зарисовки)


9. Фронтальный опрос учащихся:


- С какими нравственными понятиями вы столкнулись при чтении этого

рассказа?

(Долг, совесть, ложь, правда, трусость, смелость …)

- Почему люди бояться быть смешными?

- О чём вы задумались?

  1. Работа по таблице.


Индивидуальная работа. Каждый ученик получает листок с таблицей.

В таблицу он должен вписать определения-прилагательные,

характеризующие поведение, характер героев.


Геракл

ученик













Сильный, трусливый, решительный, умный, верный слову, ответственный, смелый, малодушный, нерешительный, легкомысленный.

Малодушный проявляющий малодушие, слабовольный.


  1. Слово учителя.


Важную роль в художественном произведении играют художественные детали, ключевые понятия.

Проиллюстрируйте художественным текстом при пояснении данных

выражений.

Слайд №4

Главное оружие

Круговая порука

Привилегия

Подвиг

Лукавые детские души


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

(Ребятам раздаются оценочные листы.)

- Выделите те формы деятельности, в которых вы приняли участие

на уроке, и поставьте плюс.


1. Литературный диктант ______________

2. Взаимопроверка_____________________

3. Опрос _____________________________

4. Работа в группах____________________

5. Работа по таблице___________________

6. Работа с книгой ___________________


- Что было наиболее интересным на уроке?

- Что вызвало у вас затруднение?

- Вывод, к которому вы пришли в ходе урока?

- Какой бы вопрос вы хотели задать классу?

- Понравилось ли вам произведение Ф.Искандера? Почему?


13. Задание на дом.

- Как бы вы поступили на месте героя рассказа Ф.Искандера?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!