Урок составлен
учителем высшей категории
МОУ «Гимназия №2»
города Кимры Тверской области
Дьячковой С.В.
Урок проводился как мастер-класс по курсу ОРКСЭ для учителей города
Тип урока: урок-презентация.
Учебник - Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. руководитель авторского коллектива), Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2010.
Тема урока: «Нравственный идеал в мировых религиях».
Оборудование: компьютер, медиа проектор, экран, доска
Защита проекта "Нравственный идеал в мировых религиях»
Цели: Формирование целостного представления о нравственном человеке как примере для подражания
Задачи:
• Обобщить знания обучающихся, полученные в результате изучения курса ОРКСЭ;
• Продолжить работу по формированию нравственных ценностей .
• Учиться уважать нравственные идеалы других народов.
• Учиться замечать хороших людей в семье, в ближайшем окружении, в городе, стране, мире и уважать таких людей.
• Вызвать эмоциональный отклик на факт присутствия замечательных людей в нашей повседневной жизни.
Методические задачи
• Развивать познавательную активность обучающихся;
• Формировать навыки самостоятельной проектной деятельности, творческого отношения к выполняемой работе;
• Формировать умение работать в группах;
• Обучать работе в программе Power Point;
• Развивать риторические способности школьников (ответственное отношение к устному слову, использование приёмов подготовки и средств общения);
• Формировать навыки публичного выступления и общей культуры общения.
Основополагающий вопрос:
Защита проекта "Нравственный идеал в мировых религиях»
Цели: Формирование целостного представления о нравственном человеке как примере для подражания
Задачи:
• Обобщить знания обучающихся, полученные в результате изучения курса ОРКСЭ;
• Продолжить работу по формированию нравственных ценностей .
• Учиться уважать нравственные идеалы других народов.
• Учиться замечать хороших людей в семье, в ближайшем окружении, в городе, стране, мире и уважать таких людей.
• Вызвать эмоциональный отклик на факт присутствия замечательных людей в нашей повседневной жизни.
Методические задачи
• Развивать познавательную активность обучающихся;
• Формировать навыки самостоятельной проектной деятельности, творческого отношения к выполняемой работе;
• Формировать умение работать в группах;
• Обучать работе в программе Power Point;
• Развивать риторические способности школьников (ответственное отношение к устному слову, использование приёмов подготовки и средств общения);
• Формировать навыки публичного выступления и общей культуры общения.
Основополагающий вопрос:
Что объединяет нравственные идеалы мировых религий?
• Проблемный вопрос:
Нужно ли стремиться в своей жизни к нравственному идеалу?
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа: определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 4 группы, которые получают задания:
I-я группа.Найти материалы о жизни Будды,статуях Будды,ситуациях проявления милосердия в жизни общества.
«Как человек я немощен, но горд!»
«Рождение и жизнь Будды»
«Заповеди …»
«Статуи Будды»
«Милосердие »
II-я группа и III-я гр. Найти материалы о жизни Иисуса Христа,заповедях Христа,людях стоящих на защите жизни на земле.
«И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.»
уппа.
«Рождение и жизнь Иисуса Христа»
«Заповеди Христа…»
«Образ Христа в искусстве»
«В жизни всегда есть место подвигу»
IV-я группа. Найти материалы о жизни Мухамада, заповедях Мухамада, о членах своей семьи.
« Пророк Мухаммед-милость для миров»
«Рождение и жизнь Мухаммеда»
«Заповеди Мухаммеда…»
«Образ Мухаммеда в искусстве»
«Нравственный идеал в моей семье»
Оформить плакаты с иллюстративным материалом
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа: сбор и уточнение информации.
Учащиеся самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, парах; анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов.
Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.
Учащиеся участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.
Задачи этапа: коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками, гостями.
Ход урока-презентации
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы представляем вашему вниманию итог нашей работы над проектом “ Нравственный идеал в мировых религиях». Эта тема выбрана нами не случайно. Она является обобщением знаний курса ОМРК, объединяет нас всех.
-Ребята, какие мировые религии вы знаете?(Буддизм, христианство, иудаизм).
Кто является нравственным идеалом в каждой религии?(Буддизм- Будда(просветлённый),христианство-Иисус Христос, ислам- пророк Мухаммад).
-Все верующие трепетно относятся к этим святым именам, посвящают им свой талант, свою гениальность в виде великих произведений искусства, отмечают главные праздники связанные с их именами, прилагают много сил служению их идей, выполнению их заповедей,обращаютя к ним за помощью в трудные минуты своей жизни.
– Давайте выясним, а что такое идеал, нравственность, заповеди? Что означает имя Иисус?
(Задание каждой группе найти по слову в толковом словаре С. И. Ожегова ,новой энциклопедии, библейской энциклопедии).
-Какая религия начала своё существование раньше других? (Буддизм)
-Потом?(Христианство)
-Самая молодая религия? (Ислам)
III. Защита творческих проектов.
– А теперь предоставим слово 1-ой группе.
Выступление 1группы.
1. «Как человек я немощен, но горд!»
«Рождение и жизнь Будды» (доклад)
«Заповеди …» (сообщение)
«Статуи Будды» (доклад)
«Милосердие »(«Гаити, мы с тобой»)(рассказ)
-В буддизме делается особый упор на необходимость сострадать всем живым существам.
Выступление 2 и 3 группы.
«И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.»
«Рождение и жизнь Иисуса Христа»(Сообщение)
«Заповеди Христа…»(Сообщение)
«В жизни всегда есть место подвигу» (рассказ о подвиге милиционеров, рассказ о подвигах пожарниках, рассказ о Гурове А.).
Выступление 4 группы.
« Пророк Мухаммед-милость для миров»
«Рождение и жизнь Мухаммеда» (сообщение)
«Заповеди Мухаммеда…» (сообщение)
«Образ Мухаммеда в искусстве» (сообщение)
«Нравственный идеал в моей семье»( презентация «Моя мама», рассказ «Мой прадедушка воевал»).
–Ребята, как вы считаете? Нужно ли стремиться в своей жизни к нравственному идеалу?
А легко ли жить, стремясь к нравственному иделу7
- Путь стремления к нравственному идеалу нелёгкий. Он требует от человека большой самоотдачи, сильного характера. Вокруг нас живёт много хороших людей, которые верят в будущее, ставят перед собой достойные цели, добросовестно выполняют свою работу. На них держится этот мир.
IV. Представление лучших творческих проектов прошлых уроков.( «Милосердие», «Семья», «Любовь»)
VI. Итог урока.
-Что бы в мире не происходило, сколько бы лет не прошло нравственные идеалы будут жить вечно, священные заповеди будут существовать вечно. Человек так устроен, чтобы стремиться к доброму, светлому, прекрасному. Добро помогает нам выжить.
Рефлексия.
-Прочитайте цитаты из замечательных наших песен.
- Какой бы вы выбрали для себя девиз ?
«Я клянусь, что буду чище и добрее»
«Неприятность эту мы переживём»
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама…»
« Поделись улыбкою своей»
«Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся…»
«Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди мой друг… дорогою добра.»
- Скажите, пожалуйста, какими источниками вы пользовались при работе над этим проектом ?
-Я желаю вам продолжать самостоятельно совершенствовать свои познания в этой области и всегда замечать хороших людей вокруг себя, стараться брать с них пример.
Учителя города дали высокую оценку работы учителя и учащихся 5 «Г» класса, отметив мастерство учителя, умение применять современные педагогические технологии, а также творчество и познавательный интерес гимназистов.