СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О чем звонят колокола

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«О чем звонят колокола»

О ЧЕМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА.

Цель мероприятия:

1.Познакомить обучающихся с основными видами колокольного звона.

2.Показать, какую значимость имеют колокола в русской литературе, искусстве, музыке.

3.Научить сравнивать колокольную музыку, различать виды колокольного церковного звона.

4.Закрепить знания об истории происхождения колоколов.

5.Воспитать патриотизм, любовь к родной истории, уважение к историческому наследию и культурным ценностям нашего народа, расширить представление обучающихся об искусстве колокольного звона.

6.Пробудить интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины.

ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

Образовательные:

- познакомить обучаюцихся с видами колокольных звонов.

-познакомить с произведениями русских композиторов, использовавших звучание колокольного звона.

Воспитательные:

-воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.

- воспитание уважения к традициям и почитанию колокола как символа Российской земли.

Развивающие:

- развитие психологических прцессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма.

ПРИЕМЫ:

- рассказ

-лекция

-беседа

-слушание, анализ, художественное восприятие музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: микрофоны, компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи колокольных звонов, презентации, картины И. Левитана: «Вечерний звон», «Над вечным покоем».







Ход мероприятия

«О чем звонят колокола»

Звучит увертюра Мусоргского « Хаванщина » - «Рассвет на Москве – реке»

Чтец 1: « Со времен княжеских, от Древней Руси, самые судьбоносные события в истории нашего Отечества отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь. Этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра»

Чтец 2 под звуки колокольного звона к заутрени: - читает стихотворение «Колокол дремавший…» С.Есенин.

«Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где – то за дорогой

Замирает звон.»

Открывается занавес, на фоне Храма продолжает звучать колокол, со стороны зрительного зала проходят ребята в сторону сцены, представляющей ограду храма.

Ребята спрашивают друг друга:

-Слышите? Колокола звонят?! А давайте зайдем в ограду храма, послушаем?

- Давай!

Поднимаются на сцену.

- Да…а интересно, как появились колокола?

-Я знаю! Нам рассказывали, что, по преданию, « в Южной Италии, в городе Нола итальянской провинции Кампаньи, которая славилась хорошим качеством меди, епископ Павлин Милостивый ( 353 – 431г.г. ) отлил первый колокол для церкви. Епископ Павлин Милостивый Нольский широко известен как духовный писатель и церковный деятель. Однажды, удрученный людским неверием и равнодушием, епископ Павлин с особым сердечным жаром взмолился Спасителю примерно так: « Воззови, Господи, гласом Своим к этой бедной темной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание Твое, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте. Открой облака, которые разделяют нас с Тобой». Измученный духовными переживаниями и трудами, епископ заснул на холме. И во сне увидел ангелов, сходящих с облаков к холму, усыпанному росшими здесь цветами – колокольчиками. Ангелы раскачивали стебли цветов, и пространство наполнялось дивным, серебристым звоном, исходившим от колокольчиков. После духовного озарения епископ Павлин Милостивый распорядился из сплава меди, олова и висмута отлить первый колокол, по форме похожий на колокольчик, а по звукам – на ту прекрасную музыку, которую он слышал».

Увидев пономаря у храма один из участников спрашивает:

- Ой, а вы знаете этого парня? Он из нашей школы, пономарь в нашем храме, давайте с ним поговорим, он наверняка знает много интересного!

Обращаются к нему и просят уделить внимание, он подходит к ним:

- Здравствуйте, я рад вас здесь видеть!

- Мы услышали колокольный звон, прислушались, и что-то в нас проснулось, вот и зашли. Ты можешь нам рассказать о колоколах и колокольном звоне?

- Да, я кое-что знаю.

Ребята слушают рассказ о колоколах и колокольном звоне, затем пономарь говорит, что с давних времен сложено много стихов и песен (романсов) и берет гитару, предлагая послушать песню на стихи и музыку Иеромонаха Романа – «Колокольный звон».

Затем, одна из девочек рассказывает о том

как она с ребятами ходила в храм, и вместе с о. Иаковом поднялись на колокольню, где послушали рассказ батюшки о колокольне и колоколах нашего храма ( г. Ардон, Храм великомученика и Победоносца Георгия). В это время под звуки колоколов на экране показана презентация.

Затем

Одна из девочек рассказывает об историческом названии и именах колоколов.

На экране показаны картины И.И.Левитана – «Вечерний звон», « Над вечным покоем». Одна из участниц рассказывает о них.

Чтец. Стихотворение - «России звонкие колокола»

«России звонкие колокола!

Воспели вы ее красу и силу.

Вы о победах празднично звонили,

Смолкая в час, когда беда пришла.

Вы – голос Родины через года.

Вас брали на трофеи, разрушали,

А вы покой и счастье сохраняли.

И преданно служили ей всегда.

На колокольнях, звонницах звучит

Набат больших и маленьких звоночков.

Они поют во славу днем и ночью –

Великие колокола Руси!»

(диалог между ребятами)

-А я была в Москве и видела на Красной площади – «Царь – колокол».

Он является памятником литейного искусства русских мастеров. Масса его 200 тонн, высота 6,14 м., диаметр – 6,6 м. Он не имеет аналогов в Мире. И хотя звон его никто не слышал, т.к. его не удалось поднять на колокольню, он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом всех посетителей Московского Кремля.

- А вы знаете, что по музыкальности колокольного звона, Россия не знает себе равных? Об этом сложен романс , послушайте ( исполняется романс – «Вечерний звон»).

- А я расскажу, когда в России появились колокола, послушайте.

Изготовление колоколов относится к глубокой древности. Наистарейший из них, был отлит в 860г. до Р.Х. (до н.э.) и находится в Берлинском музее.

А о колоколах России упоминается в летописи 988г..

На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, а сами начали отливать колокола в г. Киеве в 13 веке, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте ипо качеству звона. К концу 19 века в России уже было более 20 колокольных заводов. Они располагались в таких крупных городах, как Москва, Петербург, Харьков, Воронеж, Саратов….

- Ребята, а я читала, что в настоящее время, учеными доказано, что колокольный звон оказывает целебное действие на организм человека.

И что в старину, от чумы, люди спаслись колокольным звоном.

-А я вспомнила легенду об «архангельском – злодее - душегубе», послушайте:

- «В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле. Когда бы не встретил тот лихой человек, старого, молодца удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых.

И вот, однажды, под самое светлое ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем, из Тотьмы в Вологду шел человек,- спешит он праздник великий встретить дома. Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий… Остановился, как вкопанный, лихой человек, а Пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса…Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. А церковный звон разливается все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала: ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!.. И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие…»

-Вот это да… впечатляет…

Ребята, мне хочется рассказать вам стихотворение Николая Берек

«Осуществляя связь времен,

Мы возраждаем наши души!

И пусть невежды и кликуши

Кричат и затыкают уши,

Но слышен колокольный звон!

Иван стотысячный проснется!

Очнется страждущий народ!

От сна Россия вдруг очнется,

Вновь слышен колокольный звон!

Пространство наполняет светом,

Осуществляя связь времен

Художником, певцом, поэтом

Услышан колокольный звон!

Огонь священного искусства

Огнем любви мне полнит грудь

В сердцах людей святые чувства

Все слышат колокольный звон!!!»

Звучит песня – сл. А. Поперечного, муз. А. Морозова – «Малиновый звон»

Чтец. Стихотворение «Кружится аист в небе синем…»

Кружится аист в небе синем

Расправив сильные крыла.

Сегодня над моей Россией

Опять звонят колокола!

Я этот звон, как голос свыше,

Что нам доносится с небес,

Могу лишь только сердцем слышать,

И нет таинственней чудес.

Когда внимаю этим звукам,

Что на земле со всех сторон.

В счастливый миг и миг разлуки

Как песня жизни этот звон.

Наполнен звоном край окрестный,

Полощет света даль в тиши.

Я восхищен таким оркестром,

Его гармонией души.

Тот звон разносится повсюду,

Как неподкупная волна.

Россия есть, Россия будет,

Она по – прежнему жива!»

Звучит финальная песня – «Звонят колокола святой Руси»,

Все участники выходят на сцену. А девочки младшего школьного возраста, перед сценой танцуют танец с колокольчиками.

В заключение мероприятия

предоставляется слово благочинному Ардонского округа, настоятелю Храма святого великомученика и Победоносца Георгия – протоиерею Иакову Фрилинг.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!