СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О пользе знаков препинания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О пользе знаков препинания»

1. Предмет: Русский язык

2. Класс: 5

3. Автор УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., 2011г.

4. Тема урока: О пользе знаков препинания. (Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 2-ой урок)

5. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

6. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».

7. Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать зания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; постановка знаков препинания на письме);

развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову, к природе.

8. Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, при диалоге;

Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные поняти темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.

10. Межпредметные связи: Литература

11. Ресурсы:

основные Учебник «Русский язык», 5 класс. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., 2011г., словари;

дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; плакат «Страна Лингвиния», плакат-кластер, карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.

12. Организация пространства: Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

Технологическая карта урока русского языка «О пользе знаков препинания»


п/п

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

2

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

(Слайд №2)

Обучающиеся комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у доски); соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока

«О пользе знаков препинания».

Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

3

Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить всех жителей изученного пятиклассниками материка Синтаксис (Приложение №2. Плакат «Страна Лингвиния).

Организует фронтальный опрос. «Закончи предложение...» (Слайд № 3-7)

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).


4

Обобщение и систематизация знаний.

Проводит лексическую и словарную работу (Слайд №8)

Определяют лексическую связь между словами, делают вывод об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П).



Организует «Пунктуационную «зарядку» и работу в группах (по партам 4 человека).

Приложение №3.


– Сколько всего пуктограмм в русском языке?

– А сколько всего в русском языке ЗП? (Первое ДЗ для I и II групп: разгадать кроссворд «Юный лингвист» и ответить на поставленный вопрос).

Плакат-кластер 1.

Работают в группах по «Визитным карточкам»: отгадывают загадку «О каком ЗП идет речь» и называют пунктограммы, в которых употребляется этот ЗП.

Обучающиеся I и II групп знакомятся с первым Д/З.

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П).


5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организует работу по сравнению и обобщению предложений. (Слайд №9. Упражнение 1)








(Слайд №10. Упражнение 2)




Организует индивидуальную работу ученика у доски с «Упражнением №3». (Приложение 4)

– Могут ли ЗП ( 5 или 6) собраться вместе в одном предложении? Это второе ДЗ для всех: составить предложение с 5-6 ЗП.

Плакат-кластер 2.

Организует электронную физкультминутку.

Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре;

называют грамматическую основу, расставляют ЗП и объясняют их постановку; Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения.

Выделяют узкое и обобщенное значение СС-ия «знаки препинания»; называют выделенные орфограммы.






Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.



Выполняют упражнения физкультминутки.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

Умение оценивать действия одноклассников (К).



Проверяет умения обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила по постановке ЗП, соотносить с соответствующей схемой предложения.

Приложение 5.

Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку-схему данного предложения.


6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция.

Организует работу групповую работу: индивидуальную по группам.











Организует взаимопроверку работ всех групп. Проверяет схемы предложений III группы.



I группа воспроизводит письмо по памяти «О пользе ЗП» вслух и в тетради; объясняет постановку ЗП в тексте.

II и III группы самостоятельно в карточках озаглавливают текст, определяют тему и основную мысль текста;

II группа выполняет синтаксический разбор выделенных предложений;

III группа составляет схемы выделенных предложений.

II группа проверяет задания I группы, III – II группы. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают контрольные листы учителю на проверку.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).

Умение оценивать действия одноклассников (К).


7

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ по группам.

Записывают ДЗ в дневниках.


8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11)


Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).
















Приложение 1. Презентация «О пользе знаков препинания».


Слайд №1. К.Паустовский: «Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться».

А.П.Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

Слайд №2. Словарная статья слова «Нота».

Нота – 1) Графический знак, который изображает музыкальный звук.

2) Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.

А тон речи – это интонация, манера произношения.

Слайд №3. Закончи предложение...

Синтаксис – это раздел науки о русском языке, в котором изучаются...

Слайд №4. Словосочетание состоит из …

Слайд №5. По структуре (наличию грамматических основ) предложения бывают …

Слайд №6. Предложение обязательно имеет …

Слайд №7. Великий и могучий Синтаксис живет в согласии с красавицей Пунктуацией. Она помогает ему выделять кого-то за заслуги, отделять одного от другого. При этом она пользуется различными знаками препинания.

Пунктуация учит …

Слайд №8. Знаете ли вы, что...

Знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие

имеют общее значение остановки.

Чтобы поставить точку, нужно пнуть пером в бумагу.

Точка и ткнуть – однокоренные слова.

«Вот тут-то и запятая».


Слайд №9. Упражнение 1.

  1. Ребята а вы знаете историю знаков препинания

  2. Ребята нашего класса знают историю знаков препинания


Слайд №10. Упражнение 2.

  1. У последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания

  2. Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.


Слайд № 11. Рефлексия и итоги урока.

  • По какой стране мы путешествовали?

  • С жителями какого материка общались?

  • Какие законы этого материка повторили?

  • Какие задачи ставили? Достигли цели?

  • Мне понравилось …, потому что...

  • Мне не понравилось..., потому что...

Приложение 2. Карта «Страна Лингвиния».

Выполняется на ватмане формат А-1.


Приложение 3. «Визитные карточки» для работы в группах.

Словам раскрывают объятья:

– Ждем вас в гости, милые братья.

Всегда подслушать норовят,

То, что другие говорят...

(Кавычки)

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку.

(Запятая)

Мной кончается рассказ.

Значит я важнее вас.

(Точка)

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

(Восклицательный знак)

Ляжет палочкой

На строчку:

– Проходите

По мосточку.

(Тире)

Я важней, чем запятая,

Во оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

(Двоеточие)

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Вечно думаю над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

(Вопросительный знак)



Приложение 4.


Упражнение 3.

Задание. Расставь знаки препинания в предложении.


Дети что вы там натворили


Приложение 5.

(карточки прилагаются)


Приложение 6.

ДЗ на доске:


Плакат-кластер 1. I и II группам: Кроссворд. Сколько ЗП в русском языке?

Плакат-кластер 2. ВСЕМ: Составить предложение с 5-6 ЗП.

Плакат-кластер 3. III группа: Устное сочинение-миниатюра на лингвистическую тему (план прилагается).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!