1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 5
3. Автор УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., 2011г.
4. Тема урока: О пользе знаков препинания. (Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 2-ой урок)
5. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
6. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».
7. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать зания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; постановка знаков препинания на письме);
развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову, к природе.
8. Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, при диалоге;
Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные поняти темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.
10. Межпредметные связи: Литература
11. Ресурсы:
основные Учебник «Русский язык», 5 класс. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., 2011г., словари;
дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; плакат «Страна Лингвиния», плакат-кластер, карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.
12. Организация пространства: Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.
Технологическая карта урока русского языка «О пользе знаков препинания»
п/п | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л). |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока. (Слайд №2) | Обучающиеся комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у доски); соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока «О пользе знаков препинания». | Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме (К). |
3 | Актуализация знаний. | Учитель предлагает вспомнить всех жителей изученного пятиклассниками материка Синтаксис (Приложение №2. Плакат «Страна Лингвиния). Организует фронтальный опрос. «Закончи предложение...» (Слайд № 3-7) | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
4 | Обобщение и систематизация знаний. | Проводит лексическую и словарную работу (Слайд №8) | Определяют лексическую связь между словами, делают вывод об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П). |
| | Организует «Пунктуационную «зарядку» и работу в группах (по партам 4 человека). Приложение №3. – Сколько всего пуктограмм в русском языке? – А сколько всего в русском языке ЗП? (Первое ДЗ для I и II групп: разгадать кроссворд «Юный лингвист» и ответить на поставленный вопрос). Плакат-кластер 1. | Работают в группах по «Визитным карточкам»: отгадывают загадку «О каком ЗП идет речь» и называют пунктограммы, в которых употребляется этот ЗП. Обучающиеся I и II групп знакомятся с первым Д/З. | Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П). |
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации. | Организует работу по сравнению и обобщению предложений. (Слайд №9. Упражнение 1) (Слайд №10. Упражнение 2) Организует индивидуальную работу ученика у доски с «Упражнением №3». (Приложение 4) – Могут ли ЗП ( 5 или 6) собраться вместе в одном предложении? Это второе ДЗ для всех: составить предложение с 5-6 ЗП. Плакат-кластер 2. Организует электронную физкультминутку. | Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре; называют грамматическую основу, расставляют ЗП и объясняют их постановку; Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения. Выделяют узкое и обобщенное значение СС-ия «знаки препинания»; называют выделенные орфограммы. Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. Выполняют упражнения физкультминутки. | Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
| | Проверяет умения обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила по постановке ЗП, соотносить с соответствующей схемой предложения. Приложение 5. | Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку-схему данного предложения. | |
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция. | Организует работу групповую работу: индивидуальную по группам. Организует взаимопроверку работ всех групп. Проверяет схемы предложений III группы. | I группа воспроизводит письмо по памяти «О пользе ЗП» вслух и в тетради; объясняет постановку ЗП в тексте. II и III группы самостоятельно в карточках озаглавливают текст, определяют тему и основную мысль текста; II группа выполняет синтаксический разбор выделенных предложений; III группа составляет схемы выделенных предложений. II группа проверяет задания I группы, III – II группы. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают контрольные листы учителю на проверку. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р). Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
7 | Домашнее задание (записано на доске). | Комментирует ДЗ по группам. | Записывают ДЗ в дневниках. | |
8 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11) Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Поднимают руку. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р). |
Приложение 1. Презентация «О пользе знаков препинания».
Слайд №1. К.Паустовский: «Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться».
А.П.Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
Слайд №2. Словарная статья слова «Нота».
Нота – 1) Графический знак, который изображает музыкальный звук.
2) Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.
А тон речи – это интонация, манера произношения.
Слайд №3. Закончи предложение...
Синтаксис – это раздел науки о русском языке, в котором изучаются...
Слайд №4. Словосочетание состоит из …
Слайд №5. По структуре (наличию грамматических основ) предложения бывают …
Слайд №6. Предложение обязательно имеет …
Слайд №7. Великий и могучий Синтаксис живет в согласии с красавицей Пунктуацией. Она помогает ему выделять кого-то за заслуги, отделять одного от другого. При этом она пользуется различными знаками препинания.
Пунктуация учит …
Слайд №8. Знаете ли вы, что...
Знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие
имеют общее значение остановки.
Чтобы поставить точку, нужно пнуть пером в бумагу.
Точка и ткнуть – однокоренные слова.
«Вот тут-то и запятая».
Слайд №9. Упражнение 1.
Ребята а вы знаете историю знаков препинания
Ребята нашего класса знают историю знаков препинания
Слайд №10. Упражнение 2.
У последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания
Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.
Слайд № 11. Рефлексия и итоги урока.
По какой стране мы путешествовали?
С жителями какого материка общались?
Какие законы этого материка повторили?
Какие задачи ставили? Достигли цели?
Мне понравилось …, потому что...
Мне не понравилось..., потому что...
Приложение 2. Карта «Страна Лингвиния».
Выполняется на ватмане формат А-1.
Приложение 3. «Визитные карточки» для работы в группах.
Словам раскрывают объятья: – Ждем вас в гости, милые братья. Всегда подслушать норовят, То, что другие говорят... (Кавычки) | На крохотное ушко Похожа завитушка. Выйдет на дорожку – Всем подставит ножку. (Запятая) | Мной кончается рассказ. Значит я важнее вас. (Точка) | Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца! (Восклицательный знак) |
Ляжет палочкой На строчку: – Проходите По мосточку. (Тире) | Я важней, чем запятая, Во оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. (Двоеточие) | На странице я стою, Всем вопросы задаю. Вечно думаю над смыслом, Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак) | |
Приложение 4.
Упражнение 3.
Задание. Расставь знаки препинания в предложении.
Дети что вы там натворили
Приложение 5.
(карточки прилагаются)
Приложение 6.
ДЗ на доске:
Плакат-кластер 1. I и II группам: Кроссворд. Сколько ЗП в русском языке?
Плакат-кластер 2. ВСЕМ: Составить предложение с 5-6 ЗП.
Плакат-кластер 3. III группа: Устное сочинение-миниатюра на лингвистическую тему (план прилагается).