СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии "Обед космонавта"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии "Обед космонавта"»


КОНСПЕКТ УРОКА ПО

ТЕХНОЛОГИИ

5класс

«ОБЕД КОСМОНАВТА»


Подготовила: , учитель технологии,

МОКУ «Спасская СОШ»

Малышева Елена Васильевна


















2024г.





Цель: расширить знания учащихся о рационе питания космонавтов и способах ее употребления

  • учить готовить полезную пищу, богатую минералами и витаминами;

  • дать представление о многообразии мира профессий и труда.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить историю создания космических блюд;

  • найти полезное применение этим блюдам;

  • учить выполнять работу быстро и аккуратно;

  • прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами;

Развивающие:

  • развивать художественный вкус,

  • развивать фантазию, творческие способности;

Воспитательная:

  • воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей среде.

Тип: комбинированный (элементы теоретических и практических занятий)

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • заварная лапша, заварное картофельное пюре фасованное, хлеб, фрукты

  • посуда, упаковочные пакеты, халаты, шапочки

Предполагаемый учебный результат:

  • умение сравнивать, анализировать и находить отличительные свойства пищи на земле и в космосе;

  • делать выводы о влиянии научного прогресса на технологии приготовления пищи длительного хранения.

Методы:

Словесные (объяснение, фронтальная работа, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практическая работа.


Ход урока

1.Организационный момент

(Презентация. Слайд 1.) Музыка. Земляне. Трава у дома. 1 мин.15 сек.

Проверка готовности учащихся к уроку. Настроить учащихся на рабочий лад.

Учитель

Эта песня с самого своего рождения стала символом новой эпохи – космической.



2. Изучение нового материала

Сообщение темы урока

Учитель

(Презентация. Слайд 2.) Человек в космосе

Время стремительно приближает нас к памятной для всего человечества дате. 12 апреля 2016 года мы будем вспоминать Юрия Гагарина, первого человека, побывавшего в космосе, человека, которому 55 лет назад рукоплескал весь мир. Началась новая космическая эра. И не было мальчишки, не мечтавшего побывать в космосе!





(См. Презентацию.Слайд 5.) Видеофрагмент. Космическое питание. 1 мин.55сек.

Речь пойдет об обеде космонавта.

Верно, как приготовить «неземную пищу», как принимать?

Сегодня мы узнаем о каком обеде мечтают космонавты на борту своих кораблей и попытаемся такой обед собрать самостоятельно.

(См. Презентацию.Слайд 6 .) Тема «Обед космонавта»

Тема урока записана на доске.



Ученик 1

Первый космонавт, который опробовал космическую еду стал, конечно же, Юрий Гагарин. Была поставлена задача – может ли человек в условиях невесомости принимать пищу?



(См. Презентацию.Слайд 7.) Первое питание.

Его снабдили девятью тюбиками с гомогенизированными продуктами, по вкусу напоминающими пюре. ГОМОГЕНИЗАЦИЯ, процесс уменьшения неоднородности смесей, состоящих из твердых веществ путем измельчения и равномерного перераспределения их по объему. Например, при помощи гомогенизации, жир в молоке может быть разбит так тщательно, что частицы повторно не комбинируются и сливки не образуются.


Начались проработки идей по более качественному питанию людей, которые велись не одно десятилетие. Сразу было признано, что пища для космонавтов должна быть максимально питательной и полезной, иметь своеобразную консистенцию и долго храниться.

Первое, чем занялись разработчики – это составление полноценного рациона для работников космической сферы. Специалистами было высчитано, что принятие пищи необходимо производить 4 раза в сутки, а интервал между ними должен составлять не менее пяти часов.


Ученик 2.

Поначалу считалось, что идеальной пищей на орбите были бы питательные таблетки, полностью усваивающиеся и при этом не отнимающие времени на еду.

(См. Презентацию.Слайд 8.) Питательные таблетки



(См. Презентацию.Слайд 9.) Видеофрагмент «Таблетки» 32 сек.

Таблетки так и не были созданы - их заменила портативная и совершенно готовая к употреблению пища.

Тогда и появились удобные алюминиевые тубы, в которые в виде пюре упаковывали первые, вторые блюда, а также напитки.

Так выглядела первая космическая еда

Ученик 3.

Первые несколько десятилетий освоения космоса люди питались из тюбиков

(См. Презентацию.Слайд 10.) Питание из тюбиков

— с собой им выдавались специально разработанные тубы с широким горлышком с гомогенизированными первыми и вторыми блюдами. Сейчас же питание, которое выглядит как зубная паста со вкусом борща и кислых щей — музейные экспонаты. Сейчас в них хранят только горчицу, различные соусы, специи и, конечно, космический любимец – мед.

Ученик 4.

В наши дни на смену еде из тюбиков пришли современные технологии. Специалисты поняли: чтобы угодить покорителям космоса, нужно создать продукты, максимально напоминающие домашнюю пищу.

(См. Презентацию.Слайд 11.) Сублимированные продукты в пластиковой упаковке

Теперь все продукты, предназначенные для космических перелетов, хранятся в пластиковых вакуумных упаковках в сублимированном виде.

Еду космонавтам готовят так:

пищу подвергают кулинарной обработке, после этого ее быстро замораживают в жидком газе — обычно в азоте. Затем делят на порции и помещают в вакуумную камеру. Под давлением из замороженной пищи лед сублимируется, то есть переходит в пар, минуя жидкую фазу. Так пища обезвоживается, но ее химический состав остается неизменным, а вес уменьшается на 70%. Условно говоря, любая котлета становится размером с жвачку. 

Ученик 5

Это дает возможность практически полностью сохранить их питательную ценность. Такие продукты помещают в легкую пластиковую упаковку. Продукты, находящиеся в полужидком состоянии: каши, мясные консервы, пюре и т. д., помещаются металлические банки из тонкого алюминия. Свежесть и качество космических продуктов таковы, что на Земле даже главы государств питаются хуже в этом смысле.

(См. Презентацию.Слайд 12.)Видеофрагмент «Алюминиевая тара»

Учитель

Итак,на борту космических кораблей сегодня пища в основном консервированная и подвергнутая сублимации, то есть просто ……высушенная. А какой же пищи на ваш взгляд не хватает космонавтам?

Существует проблема!

Проблема космического масштаба…

(См. Презентацию.Слайд 13.) Вопросительный знак

Каких продуктов не хватает в представленном рационе?

Продукты, за килограмм которых не жалко отдать 10.000 долларов?

Это их реальная цена!

Вот здесь на моем столе под салфеткой этот продукт.

У вас есть какие-нибудь предположения?

Почему так дороги эти продукты на орбите?

Чем обусловлена такая дороговизна?


Ответы учеников

(Яблоки- верный ответ)


Ученик 6

Отсутствие свежих продуктов – проблема космического масштаба.

(См. Презентацию.Слайд 14.) Свежие фрукты и овощи

«Звездные летчики», конечно, же едят свежие фрукты и овощи, сохраняя верность национальной кухне: если американские астронавты, как правило, заказывают себе цитрусовые - грейпфруты, апельсины и лимоны, то россияне предпочитают яблоки, лук, помидоры, чеснок. Их экипаж съедает первым делом.


- А как вы думаете, почему именно эти продукты так желанны в космосе?

- Ведь космонавты так далеки от земли…

- Какими качествами обладают свежие продукты?

- Ароматы земли очень дороги человеку, который расстался с ней.

(См. Презентацию.Слайд 15.) Видеофрагмент. Пожелания космонавтов


- Какое самое первое пожелание прозвучало? (фрукты, овощи)

- А когда речь зашла о столе? Чашечку вместо чего пожелал космонавт? Вместо пакетика…почему так узнаем позже…





- Сегодня в институте Космонавтики готовят по принципу, чтобы набор продуктов на столе космонавтов не повторялся в течение 8 суток. Мы выделили три обеда из этого меню. Они представлены на главном столе.

Наша задача – собрать три обеда для космонавтов.


(См. Презентацию.Слайд 19)

Меню 3-го дня космонавта

- В конвертах лежат картинки с разными блюдами, составте меню.





ДЕНЬ 3


Язык говяжий в желе

Мбанка

Каша момент. «Ассорти»

Субл.

Кофе с сахаром


Витамины




Икра кабачковая

Мбанка

Суп вермишелев. с мясом

Субл.

Солянка из судака

Ббанка

Хлеб столовый


Салат овощной

Субл.

Чай с сахаром




Гуляш говяжий

Мбанка

Картофельн. пюре с луком

Субл.

Чай с сахаром


Чернослив


Творог с облепих. пюре

Субл.




Обед

Икра кабачковая

Суп вермишелев. с мясом

Солянка из судака

Хлеб столовый

Салат овощной

Чай с сахаром


  • Почему вы решили, что именно эти блюда дневного меню составляют обед?

    Я тоже подготовила меню, давайте собирем обед для космонавтов,(на меню есть «Винегрет» и яблочное пюре, а в наличее нет.

  • Ребята , что же будем мы делать ?

  • Ответы детей: Мы приготовим


3. Практическая работа.


Конечно, меню космонавтов вполне пригодно и для обычных землян. Сейчас в сети можно найти множество интернет-магазинов, в которых можно приобрести наборы ежедневного рациона космонавтов .Изготовление салата «Винигрет» и яблочное пюре

Предполагаемый результат.

Из предложенных продуктов приготовить салат и пюре.

4. Проверка домашнего задания

( Опережающее задание: подготовить письмо для космонавтов.)

5.Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнала…

- Мне было интересно …..

- Мне захотелось….

- Сегодня я смогла…

Учитель

Каждый из вас может стать специалистом в этой области и открыть новые технологии приготовления «неземной» пищи.



(См. Презентацию.Слайд 21) Итоги






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!