СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обеспечение стратегической преемственности при изучении языков в рамках начального, среднего и старшего звена школы с помощью приемов технологии развития критического мышлении (ТРКМ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема:  выбор образовательно-педагогической стратегии  для обеспечения преемственности от начальной школы к старшему звену  при изучении родного и иностранного языка.

Ключевые слова: родной язык, иностранный язык, технология развития критического мышления, стратегия, ЗПР, кластер, ментальные карты, прием «Купи слона!», ромашка Блума.

 

 

Publication

"Ensuring strategic continuity in the study of languages in the primary, secondary and senior levels of the school through the techniques of critical thinking technology.

 Problem: ensuring continuity from primary school to senior level of students in the study of native and foreign languages.

Keywords: TRКM, technology, strategy, mental retardation, cluster, mind maps, receiving "Buy the elephant!"bloom's Daisy.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Обеспечение стратегической преемственности при изучении языков в рамках начального, среднего и старшего звена школы с помощью приемов технологии развития критического мышлении (ТРКМ).»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50»


Рабочая группа учителей: Кошляк Ж. И.учитель начальных классов, Сорокина Г. С., учитель английского языка, Тиунова О. А., учитель немецкого языка.


Публикация

«Обеспечение стратегической преемственности при изучении языков в рамках начального, среднего и старшего звена школы с помощью приемов технологии развития критического мышлении (ТРКМ).


Проблема: выбор образовательно-педагогической стратегии для обеспечения преемственности от начальной школы к старшему звену при изучении родного и иностранного языка.

Ключевые слова: родной язык, иностранный язык, технология развития критического мышления, стратегия, ЗПР, кластер, ментальные карты, прием «Купи слона!», ромашка Блума.



Publication

"Ensuring strategic continuity in the study of languages in the primary, secondary and senior levels of the school through the techniques of critical thinking technology.

Problem: ensuring continuity from primary school to senior level of students in the study of native and foreign languages.

Keywords: TRКM, technology, strategy, mental retardation, cluster, mind maps, receiving "Buy the elephant!"bloom's Daisy.






















В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся?

Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Педагог в классе, где обучаются дети с ЗПР, должен так организовать учебный процесс, чтобы была задействована система анализаторов, было разнообразие видов деятельности. На уроке должна быть создана ситуация, при которой ученик самостоятельно обрабатывает учебную информацию, содержащую элементы проблемного, познавательного аспекта и стимулирует учащихся к активной деятельности и т.п.

Контингент классов с ЗПР очень неравномерен. Дети работают с разной скоростью, с разной степенью активности. Многие из них нуждаются в пошаговых инструкциях при выполнении фронтальных заданий, так как одной из самых больших проблем для детей с ЗПР является недоразвитие блока программирования и контроля.

У детей данной категории гораздо дольше, чем у других, формируются учебные интересы, снижена учебная мотивация. Слабо развитая произвольная сфера не позволяет учащемуся полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он быстро устает. В связи со сниженными интеллектуальными процессами (умение сравнивать, обобщать, классифицировать) ребенок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. 
Поэтому необходимо с начальной ступени обучения вовлекать учащихся в процесс, учить выражать свою точку зрения, ставить и разрешать проблемы. Для учащихся с ЗПР во время учебного процесса создается благоприятная атмосфера для возможности каждому ученику проявить себя. От учителя требуется такт и терпение, чтобы выслушать любое мнение до конца, пусть ошибочное. Главное, что все дети вовлечены в процесс мышления. Естественно, на всех этапах важна помощь учителя. 

Замечательно, если учитель нашел правильную стратегию для получения детьми нового знания. Еще лучше, если существует преемственность от начального звена (на этапе освоения родного языка) со ступенью средней и старшей школы (продолжение освоения родного, но уже и иностранных языков). На наш взгляд такой стратегией, действующей на любом предмете, не зависимо от содержания, и осуществляющей стратегическую преемственность, является колыбель и предвестница ФГОС НОО и ОО образовательно-педагогическая технология развития критического мышления (далее ТРКМ).
Для учащихся с ЗПР можно использовать приемы и стратегии технологии ТРКМ почти без изменения или с небольшими коррективами на усмотрение учителя в начальном звене и далее. Применение данной технологии в обучении детей с ЗПР возможно при соблюдении следующих рекомендаций: 
-принимать ребенка таким, каков он есть; 
-предъявляя свои требования, учитывать не свои желания, а его возможности; 
- включать каждого ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле; 
-игнорировать легкие проявления его агрессивности, не фиксируя на них внимания остальных;
-развивать в ребенке положительные эмоции. 

Данная технология способствует активизации и коррекции познавательной деятельности.

Существует 3 стадии технологии критического мышления:

1. Вызов ( пробуждение интереса к получению новой информации)

Данная технология даёт каждому учащемуся возможность самостоятельно сформулировать цели на уроке. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся. В этом случае можно попросить их высказать предположения о возможном предмете и объекте изучения.

2. Осмысление новой информации (непосредственно получение информации)

На фазе осмысления учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

В процессе рефлексии та информация, которая была новой в их представлении, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).

Приёмы развития критического мышления

Не перечисляя всех приемов и методов ТРКМ, заметим, что лучшими для освоения родного русского языка в начальном звене являются «Ромашка Блума», кластеры однорядные, стратегия «Уникальное и общее», прием «Купи слона», таблица тонких и толстых вопросов и прочие.

Приведем пример использования приема «Купи слона» в рамках словарной работы урока русского языка. Данный прием может «работать», как на первом этапе стратегии «вызов старых знаний», так и на последнем – рефлексии. Итак, на «вызове» учитель загадывает загадки с помощью Ромашки Блума, например:

Учитель:

Верхней одежде, чуть выше колена,

Рады зимою и Сережа, и Лена,

Тесно слегка, может быть, но зато,

Очень тепло всем ребятам в….

Дети: пальто

Учитель:

Что лежит на кухне вашей,

Украшая миску с кашей

Вышит кружевом подол.

Что кладется на ваш стол?

Дети : скатерть и т.д.

Слова записаны на доску заранее: Пальто, перчатка, костюм.

Салфетка, скатерть, тарелка.

Учитель: Прочитаем хором, орфографически.

-Кто уже готов назвать слова по памяти?

Учитель называет любое слово, например, скатерть. Обращаясь к ученику, применяет прием: «Купи слона, Сережа!». Ученик запомнив слово учителя и прибавив свое, например, тарелка, обращается к следующему ученику: «Купи слона!» Третий участник называет два предыдущих и свое слово, разобранные на стадии «вызов». Итак, игра продолжается пока не будут названы все слова. В конце урока можно попросить детей создать кластер словарных слов, пройденных на занятии, защитить его и устроить выставку лучших работ.

Хочется отметить, что учащиеся, которые с начальной школы работают со стратегией ТРКМ легче справляются с изучением иностранных языков в среднем звене, если учитель продолжает преемственность.

Кластеры

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Например:













Пример использования метода «Кластер» на стадии вызова на уроке немецкого языка.

Тема « DieJahreszeit“(Времена года)

Тренировка  в употреблении  лексики  по теме.(используются картинки)



Lehrerin: Welche Jahreszeit  ist es? Übersetzt  ins Russische.(Какоевремягода? Переведитенарусскийязык.)

Der Winter

Der Sommer

Der Frühling

DerHerbst

Schüler: зима, лето, весна, осень.

Lehrerin: Übersetzt  ins Russische. – (Переведитенарусский.)

Der Dezember, der  Januar, der Februar-

 Der  Juni, der Juli, der August –

 Der März , der  April,  der  Mai-

 Der September, der Oktober, der November-

Schüler:

Декабрь, январь, февраль

Июнь, июль, август

Март, апрель, май.

Сентябрь, октябрь, январь

Lehrerin: Wie heißen die  Jahreszeiten?(Какназываютсявременагода?)

Schüler: Die Jahreszeiten heißen der Winter,der Sommer,der Herbst, der Frühling

Lehrerin: Wie  heißen die  Wintermonate, die Frühlingsmonate, Sommermonate, Herbstmonate?

SchülerI: Die Wintermonate heißen der Dezember, der  Januar, der Februar.

SchülerII:Die Frühlingsmonate heißen  der März , der  April,  der  Mai.

SchülerIII: Der Herbstmonate heißen der September, der Oktober, der November.

SchülerIV: Der Sommermonate heißen der  Juni, der Juli, der August.

Lehrerin: Wieist das Wetter im Winter (Sommer, Frühling, Herbst)?(Какаяпогодазимой,(летом, весной, осенью)?

Schüler: Das Wetter ist (gut, schlecht, schön,ändert). Погода (хорошая, плохая, замечательная, изменчивая)

Учитель: А сейчас мы с вами переходим к построению кластера опираясь на картинки и ответы на вопросы. Как вы думаете, какое должно быть главное слово?

Ученик: Времена года.

Учитель: А как это будет по-немецки?

Ученик: DieJahreszeiten.

Учитель: Совершенно верно! Молодцы! Приступаем к работе.




Der Winter

Der Herbst


Die Jahreszeiten


September

Dezember


Oktober

Der Frühling


Januar

Der Sommer


November


Februar

Juni


März


Juli

April



August

Mai




Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».В результате подобной работы получается своего рода опорный конспект по изучаемой теме. Этот приём позволяет в речи учащихся активизировать лексические единицы, при этом объединяя их в связное высказывание.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Очень полезно применять на уроках иностранного языка ментальные карты — это техника визуализации мышления, в основе которой находится интеллект, а основная функция – задействовать разные психические и интеллектуальные механизмы при овладении языком.

Механизм создания интеллектуальных карт не сложен: выбрать основание, выстроить логические связи между ключевыми понятиями и добавить ассоциации и визуальные образы. Используя данный механизм, я совместно с учениками создала тематические ментальные карты: (времена года, по грамматике, типы чтения, праздники , биографии знаменитых людей).

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала.

2. Анализ жизненных ситуаций.

3. Самопознание.

Используя ментальные карты на уроках английского языка, я достигла следующих результатов:

  1. Свободное построение устных текстов, «присваивание информации», что способствует её запоминанию.

  2. Перенос знаний с различных предметов и использование личного опыта на уроках Развитие читательской грамотности.

  3. Повышение качества усвоения знаний, языковой и коммуникативной компетенции и интереса к предмету.

Процесс создания карты можно использовать как способ запомнить необходимый набор слов. Для этого нужно создать между этими (возможно, разрозненными словами) связи, который понятны вам, действующие по законам стратегии ТРКМ и это изобразить на карте.

Создание ментальных карт при чтении на любом языке способствует

  • вдумчивому чтению и анализу

  • запоминанию прочитанного

  • готовая карта  – самый быстрый и удобный способ повторить материал

Это своеобразный конспект, который мы бы рекомендовали попробовать ввести в рутину не только старшим школьникам, но и студентам и всем тем, кто не хочет проглатывать книги, а помнить прочитанное, чтобы при случае воспользоваться знаниями.

 


Использованная литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения /Нейропсихология сегодня. М., 1995.

  2. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. М., 1995

  3. Тросман Т. Нейропсихологический подход к организации обучения в классах КРО // Коррекция и развитие.– 1998. – № 3

  4. Тросман Т. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях // Коррекция и развитие. – 1998. – №



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!