СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объяснительная записка к методическому семинару «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Объяснительная записка к методическому семинару «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»»





Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России»






Объяснительная записка к методическому семинару


«Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

























Система общего образования в России постоянно находится в стадии реформирования. Сегодня налицо направленность на образование, ориентированное на становление личности, на субъективное, персонифицированное знание, предполагающее индивидуальное видение мира, у которого всегда есть автор в его уникальности.

Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, творчески мыслить. «Повторять слова учителя – не значит быть его продолжателем», - говорил Д. И. Писарев

Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим. Данный подход для активизации умственной активности использовался ещё Сократом в дискуссиях с собеседником.

Чешский педагог Я. Коменский был сторонником активного обучения.

Ф.А. Дистервег считал тот метод обучения хорошим, который активизирует познавательную деятельность ученика.

В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения,

Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций,

Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения,

Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Стратегическая задача современного образования – это «создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности». (В.В.Путин)

Изменения в обществе и экономике стремительно развиваются  и требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. 

  Оценка исходных фактов приводит к необходимости решения ряда педагогических проблем: 
     -как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков  для решения максимально широкого диапазона жизненных задач? 
   -  как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
   -  каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий  вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может  реализовать свои способности и интересы?  
Решению данных проблем  способствует использование приемов технологии проблемного обучения на уроках математики.

Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.

Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний.

Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.

Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Среди достоинств проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности.

Цель:

создание условий для развития познавательной активности, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности учащихся по математике через использование приемов технологии проблемного обучения

Задачи:

  • развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения;

  • создавать условия развития творческих способностей;

  • способствовать формированию личностной мотивации ученика;

  • способствовать самостоятельной поисковой деятельности.

Ведущая педагогическая идея.

Знания обучающихся – результат их собственных поисков.

Позиция учителя: к классу не с ответом ( готовые ЗУН), а с вопросом.

Прочное усвоение знаний является главной задачей процесса обучения. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание и осмысливание, а также возможность использования этих знаний в различных условиях. Поэтому я считаю, что использование приемов технологии проблемного обучения может обеспечить достаточно высокое качество усвоения предмета. Я думаю, что на уроках математики нужно предлагать учащимся разнообразные виды заданий, стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

Целями проблемного обучения являются:

- усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;

- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;

- развитие индивидуальных способностей учащихся.

Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися. Организация проблемного урока базируется на принципе проблемности.

Важными функциями проблемного обучения являются развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения.

А что отличает творческий процесс от обычного способа усвоения знаний?

Отличительной чертой творческого процесса является способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

Существенное влияние на усвоение учебного материала при организации проблемного урока оказывает формирование познавательных потребностей.

Г.И Щукина отметила, что. «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». Познавательная активность предполагает самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы. Такой вид деятельности учащихся способствует возникновению интереса к получению знаний и развитию способности самостоятельно мыслить.

Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений.

Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

Меняются  цели  образования, меняются    средства и технологии обучения, но урок остался главной формой обучения.  Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

   Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что использование приемов технологии проблемного обучения на уроках математики это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.
Достижение результата возможно через включение в деятельность. 
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Одним из основных условий являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его  творчество и желание раскрыть способности каждого ребенка. Вот это всё и есть главный  ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!