СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обновление содержания и технологий учебно-воспитательной деятельности в соответствии с ФАООП УО (ИН)». Предмет «Профильный труд»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад интересен для учителей технологии, работающих с детьми с ОВз.

Просмотр содержимого документа
««Обновление содержания и технологий учебно-воспитательной деятельности в соответствии с ФАООП УО (ИН)». Предмет «Профильный труд»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»





Доклад


«Обновление содержания и технологий учебно-воспитательной деятельности в соответствии с ФАООП УО (ИН)».

Предмет «Профильный труд»




учителя трудового обучения (швейного дела)

Древицкой Марины Владиславовны

Высшая квалификационная категория








2023-2024 уч. год

Введение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в основе которого заложен дифференцированный и деятельностный подходы требует от педагогов активного поиска и апробации новых образовательных технологий, в том числе активных методов (приемов) и средств обучения.

Обучающиеся с умственной отсталостью (далее – обучающиеся, учащиеся) это особая категория школьников, которая неоднородна по своему составу. Их мыслительному процессу присущи специфические особенности. Из всех видов мышления у таких учащихся в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Эти факты в свою очередь обуславливают основную причину своеобразия и трудностей формирования у них умственных действий. Как же научить таких школьников мыслить, начиная не с ответов на вопросы учителя, а с собственных вопросов и проблем? А затем искать на них ответы в ходе активной деятельности.

Практика обучения по предмету «Профессионально трудовое обучение», профиль «Швейное дело» показывает, что для решения вышеобозначенной проблемы, целесообразно использовать обучающий кластер - как активный метод обучения технологии критического мышления (ТКМ). Его ещё можно рассматривать с позиции методического приема или средства обучения.

Само понятие кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Визуальное и наглядное представление информации лучше запоминается, позволяет обобщить и структурировать основной учебный материал, показывает связи между понятиями. Поэтапное выстраивание структурных связей между основными понятиями при изучении определенной темы позволяет учащемуся лучше понимать, а впоследствии самостоятельно применять знания на практике.

Безусловно, использование кластеров в обучение должно быть адаптировано с учетом специфики контингента обучающихся, а также содержание профильного труда «Швейное дело». Так к каждому кластеру желательно подготовить различную содержательную информацию: опорные слова, натуральные образцы, рисунки, схемы, фотографии и т.п. Содержание наглядности к кластеру должно иметь разноуровневый характер усвоения. Тогда кластер станет универсальным средством обучения, который поможет учителю вовлечь в познавательную деятельность всех обучающихся класса, с учетом их возможностей.

Включать кластеры в практику обучения школьников целесообразно начинать поэтапно:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) самостоятельная работа школьника по составлению кластера на уроке, дома.

В зависимости от способа организации деятельности на уроке кластер, может быть, оформляться на доске, на отдельном листе бумаги или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального (или домашнего) задания.

При составлении кластеров, желательно использовать разноцветные мелки, фломастеры, опорные слова, картинки и т.п. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Кластер как метод (прием), средство обучения можно использовать практически на всех этапах учебного занятия. Следует отметить, что кластеры как средство обучения на уроках по профилю «Швейное дело» имеют вариативный характер и включают элементы творчества.

1. Бумажный кластер.

Ученик получает карточки с отдельными (опорными) словами, предложениями, картинками на заданную тему. Затем самостоятельно располагает разрезной материал на лист бумаги в определенном порядке вокруг ключевого слова, а при необходимости приклеивает. Результаты работы совместно проверяются, обсуждаются и оцениваются с учителем.

Такой вид кластера можно составлять в паре (сильный - слабый ученик).

2. Кластер с нумерацией слов.

Используют когда необходимо определить последовательность изготовления швейных узла или изделия.

Кластер составляется коллективно вместе с учителем: в центре доски прикрепляется тема (например, название машинного шва), затем ученики называют швейные операции, определяют последовательность их выполнения при изготовлении шва. Дополнительно можно использовать рисунки (схемы), натуральные образцы.

3. Арт-кластер (кластер с картинками).

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов. Принцип построения: в центре листа располагается (наклеивается) картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики раскладывают (наклеивают) или рисуют составляющие ее компоненты.

4. Предметный Арт-кластер.

В середине листа наклеивается основная тема (рисунок фартука). Ученики должны выбрать из предложенных им картинок все части фартука и наклеить их вокруг главной темы (рисунка фартука), а затем составить краткий рассказ о швейном изделии.

Работа с кластером может быть организованна как в коллективной форме, так и индивидуальной. Результаты апробации кластеров на учебных занятиях, позволяют утверждать, что при их систематическом применении в обучении данной категории учащихся способствует развитию и коррекции основных психических процессов (восприятие, память, воображение, речь, мышление), задействованных при формировании умственных действий. А также стимулирует их познавательную активность, содействует обстановке творческого сотрудничества, позволяет создавать ситуацию успеха.

В своей работе использую:

репродуктивно-иллюстративную технологию: воспроизведение, повторение, закрепление ЗУН (формирует умение пользоваться образцами, инструкционными и технологическими картами;

технологию игрового обучения (один из путей коррекции развития познавательной деятельности, развивается наблюдательность, память, мышление, речь, самостоятельность и инициатива);

технологию дифференцированного обучения (обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, позволяет сильным учащимся утверждаться в своих способностях, слабым – получить возможность испытать учебный успех);

мини – проекты (проявление творческих способностей; реализация индивидуального и дифференцированного подходов к организации педагогического процесса).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!