II. Формулирование темы урока | Когда-то животных этого класса называли гадами, по латыни они называются очень красиво Рептилии, а вы прекрасно понимаете, что мы сейчас еще раз поговорим и обобщим наши знания о животных класса ………… (Пресмыкающиеся). Слайд № 1 Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего……….. (4). Давайте назовем их. Слайд № 2. | Дополняют рассказ учителя. Ученики перечисляют отряды пресмыкающихся: Отряд 1 – Клювоголовые Отряд 2 – Черепахи Отряд 3 – Крокодилы Отряд 4 – Чешуйчатые | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение слушать и вступать в диалог. |
III. Обобщение и систематизация материала. | О отряде клювоголовые расскажу вам я. Это самый древний отряд рептилий, в наше время остался всего один вид гаттерия, обитающая на о. Новая Зеландия. Эти животные занесены в Международнународную Красную Книгу. Слайд № 3,4. На прошлом уроке ученики получили задание обобщить сведения о пресмыкающихся и в краткой форме изложить их. У японцев это животное считается эмблемой долговечности. Еще это пресмыкающееся очень медлительно. Что это за животное? Слайд № 5,6,7,8. Учитель: ребята послушайте загадку, и угадайте о каком отряде пойдет речь. По реке плывет бревно И коварное оно, Оживая, вдруг внезапно, Может нас за ногу цапнуть. Слайд № 9,10,11,12. Об отряде чешуйчатые мы поговорим с вами вместе. К отряду чешуйчатые относятся змеи и ящерицы. Слайд № 13,14,15,16,17. Давайте выясним почему эти животные относятся к одному отряду. На доске нарисованы кольца Эйлера, дети называют признаки отряда чешуйчатые, учитель вписывает признаки в кольца. | 1 ученик Отряд черепахи. 1. Современные виды имеют панцирь, который состоит из карапакса (спинного щитка) и пластрона (брюшного щитка). 2. Шейный и хвостовой отдел позвоночника подвижны. 3. Челюсти лишены зубов, но покрыты рогом (роговой клюв), имеющим острые режущие края. 4. Хорошо развито зрение, обоняние, слух хуже. 5. Самые крупные: слоновая галапогосская (1,5м, 400 кг) и кожистая морская (до 2м, 600 кг). 6. Населяют моря, пресные водоемы, болота, сухопутные биотопы. 7. Голодать могут долго. Рекорд – в Парижском зоопарке одна небольшая черепаха голодала 6 лет. 8. Очень живучи. 2 ученик Отряд крокодилы. 1. Крупные животные от 1,5-2 до 4-6 м. 2. Хвост сжат с боков. 3. Зубы сидят в ячейках, крепки, остры. 4. Кожа толстая, грубая, покрыта крупными роговыми щитками. 5. Обитают в пресных и солоноватых водоемах. 6. У единственных в этом классе развита забота о потомстве. 7. Сердце четырехкамерное. 8. Короткий плоский язык по всей длине неподвижно прикреплен к ротовой полости. 9. Хищники. 10. Яйца покрыты твердой известковой скорлупой. . Ученики называют признаки отряда чешуйчатые. | Поиск и выделение необходимой информации; Постановка и решение проблемы. |
IV. Закрепление | Учитель: А теперь ребята, разделитесь на две команды и мы посмотрим как вы умеете работать в группе. Задание № 1. Вопросы 1 команде (приложение). Вопросы 2 команде (приложение). Задание № 2. Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетради (приложение). Задание № 3. Дидактические карточки (приложение). Подсчитываем очки, определяем победителя. И так, дальнейшей целью нашего урока с вами будет – узнать о происхождении пресмыкающихся. Особенного развития и процветания пресмыкающиеся достигли в мезозойскую эру. (350 млн. лет назад)Это время отличалось теплым и ровным климатом, благоприятным для их развития. Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов. Сообщение ученика о стегоцефалах (видео). | 1 команда отвечает на вопросы учителя. 2 команда отвечает на вопросы. Учащиеся записывают в тетради правильные утверждения. Ребята работают с карточками, затем обмениваются карточками и проверяют друг у друга задания. Сообщение ученика. Стегоцефа́лы — вымершая группа земноводных животных, одних из первых позвоночных, вышедших на сушу. Предками стегоцефалов являлись костные рыбы, обладающие дополнительными органами дыхания в виде лёгочных мешков. Для стегоцефалов было характерно особенное строение черепа, который назывался стегальным. Из кожных костей образовывался сплошной панцирь, покрывавший череп с боков и сверху, оставались только отверстия для теменного органа, глаз и ноздрей. Питались стегоцефалы в основном рыбой, но когда выбирались на сушу, переходили на насекомых. Вымерли стегоцефалы в начале мезозоя. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |