Урок русского языка в 5 классе.
Повторение по теме «Лексика»
Тип урока: повторение и закрепление знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: повторить и закрепить знания по теме «Лексика»
Наше путешествие хочу начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слова»:
Много слов на Земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд.
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
В. Шефнер
- Как вы думаете, в чем заключается важность такой многоликой единицы, как слово?
(Слово может всё: обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее любой физической боли. И, наоборот, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение)
- А сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)
- Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтому назвать точное количество слов невозможно. «Собраны» слова в словарях. С некоторыми словарями мы знакомились на уроках.
Исследователи, подсчитав толкования слов по «Толковому словарю русского языка» С.Ожегова, утверждают, что однозначных слов в русском языке 63%, а вот многозначных соответственно 37 %
Постановка целей и задач урока.
- Как вы думаете, что сегодня предстоит нам выяснить?
Проверить свои знания по теме «Лексика»
Проявить сообразительность и эрудицию
Получить истинное удовольствие от своих маленьких побед
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.
Начнём урок с орфоэпической минутки
Алфавит, торты, банты, договор, красивее, каталог, черпать, звонит.
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
-Что такое лексическое значение слова? Вспомним теорию.
Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой.
Работа в парах. Дайте определения. (Найди соответствия):
Слова, имеющие одно лексическое значение | | однозначные |
Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению | омонимы |
Слова, имеющие несколько лексических значений | многозначные |
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи | синонимы |
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика | лексикология |
Словарный состав языка | лексика |
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | антонимы |
Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.
Проверим со слайда. Посчитайте количество правильных ответов. Поставьте итоговый балл в шкалу оценок.
Применение знаний и умений в новой ситуации
-Для чего нужно повторять полученные ранее сведения? (для того, чтобы привести в систему свои знания и уметь применять их на практике)
-Перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните.
Дети зачитывают ответы. Организует проверку
Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки
многозначные слова | омонимы | синонимы | антонимы |
Игла | Ключ | тяжёлый - трудный | рано - поздно |
Земля | наряд | грусть - скорбь | весёлый - грустный |
прямое значение | переносное значение |
золотое кольцо | железное здоровье |
ледяная глыба | ледяной взгляд |
Физминутка
7. Работа с текстом.
- Прочитайте текст. Выполните задания.
1) Практическая работа.
Любовь к Родин... начинается с любви к своей семь..., к своему дому, к своей школ.... Она постепенно р...стет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, к родной природ..., к своим землякам, а созрев, она становится сознательной и крепкой, до самой смерт..., любовью к своей стран... и ее народу. (Карточки с этим текстом есть у всех учащихся).
1. Прочитайте предложения. Докажите, что это текст. Назовите признаки текста. (Текст - несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически)
2. Озаглавьте текст. Определите его основную мысль. В тексте говорится о любви к своей стране,( поэтому можно озаглавить его «Любовь к Родине»)
3. Мы доказали, что перед нами текст, определили его основную мысль, оформили его грамматически
Работа в группах с толковыми словарями.. Определите с помощью словарей лексическое значение каких слов указано неверно.
Айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
Лекторий – запас слов и выражений человека.
Невзгода – плохая, ненастная погода.
Партер – ярус, расположенный выше бельэтажа и амфитеатра в зрительном зале.
Пороша – протоптанная в снегу тропинка.
Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.