СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Инновационные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Инновационные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"»

Урок русского языка в 5 классе.

Повторение по теме «Лексика»

Тип урока: повторение и закрепление знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: повторить и закрепить знания по теме «Лексика»


Наше путешествие хочу начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слова»:


Много слов на Земле. Есть дневные слова,-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

В. Шефнер

Как вы думаете, в чем заключается важность такой многоликой единицы, как слово?

 (Слово может всё: обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее любой физической боли. И, наоборот, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение)

А сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)

- Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтому назвать точное количество слов невозможно. «Собраны» слова в словарях. С некоторыми словарями мы знакомились на уроках.

Исследователи, подсчитав толкования слов по «Толковому словарю русского языка» С.Ожегова, утверждают, что однозначных слов в русском языке 63%, а вот многозначных соответственно 37 %

Постановка целей и задач урока.

Как вы думаете, что сегодня предстоит нам выяснить?

Проверить свои знания по теме «Лексика»

Проявить сообразительность и эрудицию

Получить истинное удовольствие от своих маленьких побед

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

Начнём урок с орфоэпической минутки

Алфавит, торты, банты, договор, красивее, каталог, черпать, звонит.

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации

-Что такое лексическое значение слова? Вспомним теорию.

Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой.



Работа в парах. Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение



однозначные

Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

омонимы

Слова, имеющие несколько лексических значений

многозначные

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи

синонимы

Раздел науки о языке, в котором изучается лексика

лексикология

Словарный состав языка


лексика

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

антонимы

Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.



Проверим со слайда. Посчитайте количество правильных ответов. Поставьте итоговый балл в шкалу оценок.



Применение знаний и умений в новой ситуации

-Для чего нужно повторять полученные ранее сведения? (для того, чтобы привести в систему свои знания и уметь применять их на практике)

-Перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните.

Дети зачитывают ответы. Организует проверку

Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы

Игла

Ключ

тяжёлый - трудный

рано - поздно

Земля

наряд

грусть - скорбь

весёлый - грустный

прямое значение

переносное значение

золотое кольцо

железное здоровье

ледяная глыба

ледяной взгляд



Физминутка



7. Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Выполните задания.

1)    Практическая работа. 

Любовь к Родин... начинается с любви к своей семь..., к своему дому, к своей школ.... Она постепенно р...стет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, к родной природ...,  к своим землякам, а созрев, она становится сознательной и крепкой, до самой смерт..., любовью к своей стран... и ее народу.    (Карточки с этим текстом есть у всех учащихся).

1.     Прочитайте предложения. Докажите, что это текст. Назовите признаки текста. (Текст - несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически)

2.     Озаглавьте текст. Определите его основную мысль. В тексте говорится о любви к своей стране,( поэтому можно озаглавить его «Любовь к Родине»)

3.     Мы доказали, что перед нами текст, определили его основную мысль, оформили его грамматически


Работа в группах с толковыми словарями.. Определите с помощью словарей лексическое значение каких слов указано неверно.

  1. Айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

  2. Лекторий – запас слов и выражений человека.

  3. Невзгода – плохая, ненастная погода.

  4. Партер – ярус, расположенный выше бельэтажа и амфитеатра в зрительном зале.

  5. Пороша – протоптанная в снегу тропинка.

  6. Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.

  7. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!