СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Лексика"»

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Деепричастие»

Цели: обобщить и систематизировать материал о деепричастии; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.

Задачи:

Обучающие: Формировать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота, выделять его запятыми, написание не с деепричастиями, выполнение морфемного и морфологического разбора деепричастий.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре, исследование.

Образовательная технология: сотрудничество.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Планируемый результат.

Предметные:

Уметь образовывать деепричастия, находить деепричастия и деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; правильно выделять их на письме; конструировать предложения с деепричастными оборотами, выполнять морфемный и морфологический разбор деепричастий.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.



  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, улыбкой поприветствуйте наших гостей! Пусть урок пройдёт организованно, весело, с пользой! Удачи вам, новых знаний!

II. Мотивация к учебной деятельности.

А какова тема нашего урока, вы узнаете, решив лингвистическую задачу.

На доске (слайд 1) у вас записаны слова, попробуйте сгруппировать их и найти слово, которое лишнее.

Задумавшись

Задумавшиеся

Задумывающиеся

Задуманная



А почему вы так думаете?

Итак, запишите тему нашего урока: "Обобщение изученного о деепричастии." Опираясь на тему урока, попробуйте определить цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться на уроке?

(Определение целей

1) повторить всё о деепричастии и деепричастном обороте;

2) уметь находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём.

3) правильно употреблять в речи деепричастия.

Перед вами лежат листы оценивания. В ходе урока вам предстоит вносить отметки о выполнении своей работы.

  1. Актуализация знаний.

Мы отправляемся в музей русской морфологии, где живёт дружная семья частей речи нашего языка. А побываем мы сегодня в зале Деепричастия. Итак, страница первая – «Биографическая».  "Сначала мы вместе восхитимся глубо­кими знаниями — а для этого проведем устный опрос, проверив насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия.

Приём "Корзина вопросов": учитель предлагает ученикам выбрать из корзины один стикер с вопросом по теме "Деепричастие".

Ответ на вопрос нужно начать со слов «Я знаю, что….»

- Что такое деепричастие?

- С какими частями речи связано деепричастие?

- Какие глагольные признаки деепричастия вы знаете?

- Известны ли наречные признаки?

-Как пишется НЕ с деепричастиями?

-Как образуются деепричастия совершенного вида?

-Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Что такое деепричастный оборот?

- Чем является деепричастный оборот в предложении?

- Как и при каких условиях выделяется деепричастный оборот?

- Какие морфологические признаки есть у деепричастия?

Оцените работу в «Листах оценивания»   по пятибалльной шкале насколько вы справились с заданием:

5-отлично, 4-хорошо, 3 – удовлетворительно, 2,1 – нужно еще поработать



IV. Обобщение и систематизация знаний.



Следующая страничка «Словообразовательная»

- Скажите, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?

  • Выписать в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида:



Е. Баратынский

Летит через огненный поезд,

Забыв про безмолвие гор,

Где осень, сгибая свой пояс,

Колосья собрала в подол.



С. Есенин

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, касаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»



М. Лермонтов

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей.



Н.Рыленков

На войне пути судьбы разведав,

Коль удел солдатский наш таков,

Вспомнив, брат мой, прадедов и дедов,

Коренных смоленских мужиков.



А. Блок

Бывало, шла походкой чинною.

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.



Н.Заболоцкий

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке.

Движется, огромна и тягуча,

С фонарем в приподнятой руке.



И. Бунин

Шумели листья, облетая,

Лес заводил осенний вой...

Каких-то серых птичек стая

Кружилась по ветру с листвой.

К. Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди...








2 ВАРИАНТ: Образуйте от данных глаголов требуемые деепричастия, впишите их в кроссворд, определите ключевое слово.

1. Оглядываться (нес. в.)

2. Сверкать (нес. в.)

3. Спешить (нес. в.)

4. Купить (сов. в.)

5. Прыгать (нес.в .)

6. Увидеть (сов. в.)

7. Распечатать (сов.в.)

8. Оторваться (сов.в.)

9. Остановить (сов. в.)

10. Стучать (нес.в.)

11. Играть (нес. в.)

12. Шествовать (нес. в.)



Проверьте работу своего товарища по парте. Не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.

Морфемный разбор деепричастий (Передай эстафету, работа у доски?

Глядя, принёсши, крича, замахнувшись, испёкши, прищурясь, нахмурясь, услыша.





Итак, мы отправляемся на страничку третью «Орфографическую»

- Скажите, как пишутся деепричастия с частицей НЕ. От какой части речи «унаследовало» деепричастие орфографическое правило?

1 ВАРИАНТ: Раскрыть скобки.

(Не) видя,

(не)годуя,

(не)зная,

(не)вынимая

(не)навидя,

(не)досыпая,

(не)выходя,

(не)прочитав.



2 ВАРИАНТ: Выписать только те словосочетания, в которых есть деепричастие. Раскройте скобки.

(Не)прочитанное письмо,

(не)расколов ореха,

(не)видевши медведя,

задача (не)решена,

(не)отведавший мёда,

(не)сомкнув глаз,

(не) думая о погоде,

(не)взлюбив человека,

(не)взирая на усталость,

(не)доумевающий собеседник.



- Почему вы не выписали другие словосочетания? Как вы определили, что это причастия?

Физкультурная минутка

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».  



Перед нами следующая страница – «Пунктуационная».

Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните свой выбор графически.



- Что такое деепричастный оборот?

  1. Изучая прошлое поймешь настоящее.

  2. Не берись за последующее не окончив предыдущего.

  3. Живи на Земле любя друзей и прощая врагов.

  4. Спотыкаясь, не всегда брани дорогу

  5. Не замочив рук, не умоешься

  6. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Страница «Морфологическая»

Задание: Найдите деепричастия, сделайте их морфологический разбор.
Работа по рядам.

1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

2) Отражаясь, березы ломались в пруду.

3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

Страница «Речевая»

5. Задание “Грамматические орешки” поможет  узнать, насколько  вы грамматически зорки. Вы  должны исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому   исправляем данные грамматические ошибки.

 / Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций.

Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 2. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 3. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 4. Читая эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.



6. Галерея уникальных деепричастий.

Задание “Замените слова и обороты синонимичными фразеологизмами” позволит вам показать, как вы умеете использовать деепричастия в обыденной речи. Соедините стрелками предложения и соответствующие фразеологические обороты, содержащие деепричастия.

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвигах партизан.

 1. Не смыкая глаз

2.Бригада энергично взялась за работу.

2.Скрепя сердце

3.Ты последнее время работаешь небрежно.

3.Не солоно хлебавши

4.Просители ушли, ничего не добившись.

4. Спустя рукава

5.Я неохотно согласился принять участие в этой поездке.

5. Засучив рукава

6.Всю ночь  разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг.

 6. Затаив дыхание

  

 Конкурс сыщиков (дополнительное задание).

Найти в учебнике литературы в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя деепричастия.

За каждое деепричастие – 1 балл.

 Я хочу познакомить вас со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад».

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взрываясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!




- Скажите чем необычно это стихотворение? Посмотрите на него, на что оно похоже? Какую роль выполняют деепричастия в стихотворении (стремительность действия, мощь водопада.)

Домашнее задание:

Составить текст, используя данные и самостоятельно придуманные деепричастия и деепричастные обороты.

Испуганно замерли, прислушиваясь; пригнувшись; опустив голову; отражаясь в воде; тяжело ступая; идя вдоль ручья; беззвучно приглашая искупаться в прохладной глубине; отдохнув; увидев красивый островок; сбросив с плеч тяжёлую ношу.

повторить § 26-31, написать сочинение – миниатюру с употреблением деепричастий на тему «Я люблю зиму» - на «5», «4».

Рефлексия деятельности.

Каждый учащийся вытягивает карточку и дополняет начатое предложение.

Карточка с заданием

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 
мне захотелось… 



Подведите итог своей работе в листах самооценки, озвучьте результат.


 

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвигах партизан.

 1. Не смыкая глаз

2.Бригада энергично взялась за работу.

2. Спустя рукава

3.Ты последнее время работаешь небрежно.

3.Скрепя сердце

4.Я неохотно согласился принять участие в этой поездке.

4. Засучив рукава

5.Всю ночь  разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг.

 5. Затаив дыхание

  

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвигах партизан.

 1. Не смыкая глаз

2.Бригада энергично взялась за работу.

2. Спустя рукава

3.Ты последнее время работаешь небрежно.

3.Скрепя сердце

4.Я неохотно согласился принять участие в этой поездке.

4. Засучив рукава

5.Всю ночь  разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг.

 5. Затаив дыхание

  
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!