СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Серебряный век"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволить повторить и обобщить знания учащихся по серебряному веку.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Серебряный век"»

Обобщающий урок по блоку «Серебряный век». 11 класс.


Чмирь О.Б., учитель русского языка и литературы

МБОУ-Алданский лицей

Цели:

  • повторение и обобщение полученных знаний о поэзии Серебряного века;

  • развитие познавательно интереса и творческой деятельности учащихся;

  • развитие речи, коммуникативных способностей, информационной культуры;

  • создание условий для эстетического и патриотического воспитания учащихся.

Задачи:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме,

  • обобщить материал как систему знаний;

  • развивать познавательные, исследовательские, коммуникативные и творческие способности учащихся;

  • пробудить интерес к поэзии «серебряного века», учить понимать и воспринимать поэзию.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Формируемые компетенции:
1. Лингвистическая,

2. Коммуникативная,

3. Читательская.

Форма урока – игра; организация работы - групповая

Методы обучения:

  • творческого чтения,

  • исследовательский,

  • репродуктивный,

  • словесные, наглядные и практические

Приемы развития

  • внимания (устойчивость, переключаемость, объем);

  • памяти (воспроизведение, осмысленное запоминание);

  • мышления (гибкость, творческое и репродуктивное, мыслительные операции);

  • воображения.

Оборудование: тексты стихотворений, дидактический материал; на доске – эпиграфы, портреты поэтов; на экране – фото с изображением кафе «Бродячая собака».

Эпиграфы:

Для нас дороже всего свобода исканий.
В. Брюсов

Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
О. Мандельштам

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А. Ахматова

Вступительное слово учителя: Начало 20 столетия вошло в историю литературы под красивым именем «серебряного века». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало «серебряного века» пришлось на 90-годы 19 столетия. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год – время его наивысшего подъема. Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.

На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга того времени плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Поэзия «серебряного века» - поэзия, проверенная временем. Она помогает увидеть в историческом личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира. Гесиод полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным веком». В современной же традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.

В ходе игры вам предстоит вспомнить основные термины по этой теме, биографии и творчество поэтов Серебряного века.

Работаем в группах, согласно правилам работы в группах: слышим каждого – отвечаем вместе.

Начинаем.






  1. Установите соответствие между художественным направлением и его содержанием.

А

Направление в искусстве, правдиво и реалистично отображающие типичные черты действительности



кмеизм

Авангардистское художественное направление, отрицающее культурное наследие прошлого и проповедующее разрушение форм и условностей
искусства ради полного освобождения личности



Футуризм

Литературное направление, провозгласившее освобождение поэзии от символистских порывов и возврат к материальному миру, предмету,
точному значению слова



Символизм

Направление в искусстве, характеризующееся стремлением постичь высшие истины с помощью символов, иносказаний, обобщений



Реализм



2.

Критерии для сопоставления

Символизм
1890 - 1910

Акмеизм
1910-1912

Футуризм
1912-1914

1. Отношение к миру

Мир не познаваем

Мир познаваем


2. Роль поэта

Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова


Поэт разрушает старое

3. Отношение к слову


Четкая определенность слова

Свобода в обращении со словом

4. Особенности формы

Намеки, иносказания


Обилие неологизмов, искажений слов

5. Близкий род искусства

Музыка

Живопись, архитектура, скульптура




3. Кафе «Бродячая собака» - место встречи поэтов Серебряного века, где они могли представить свои стихи и где могли услышать хорошие стихотворения. Представьте, что вы попали туда.

Попробуйте узнать по фото поэта, указать его принадлежность течению (направлению) Серебряного века? Определить, кому какое принадлежит стихотворение? (Приложение №1)



4. «Верю – не верю»

  1. В.Брюсов был настолько скромен, что свой первый сборник назвал «Шедевры» /да/

  2. К.Бальмонт любил читать свои стихи в необычных местах: залезая по горло в пруд или ложась в Париже на мостовую/да/

  3. Н.Гумилёв был ректором Московского университета

  4. Футуристы на своих концертах поднимали рояль к потолку/да/

  5. В.Хлебников был женат на сестре И.Северянина

  6. Н.Гумилёв так любил животных, что подкармливал мышей, живущих в его квартире/да/

  7. Дед А.Блока – ректор Санкт-Петербургского университета?/да

  8. Первая публикация А.Блока в «Новом пути» принесла ему огромную известность и столь высокий гонорар, что он наконец сделал предложение Л.Д.Менделеевой

  9. . Написав поэму «Двенадцать» в едином творческом порыве, Блок воскликнул: «Сегодня я гений!»/да

  10. В.Маяковский выступал перед публикой в женской кофте жёлтого цвета/да/

  11. В.Брюсов – автор стихотворения из одной строки «О, закрой свои бледные ноги!.. /да/

  12. «Цех поэтов» шил перчатки

  13. И. Северянина называли «королем поэтов»/да

  14. Н.Гумилева призвали в армию, и он оказался на фронте?

  15. Соперником на эстраде И.Северянина был Маяковский, которого он даже превосходил/да

  16. В.Хлебников отлично читал на французском языке с 4-х лет/да

  17. Николай Гумилёв и Анна Ахматова – муж и жена?/да

  18. Футуристы призывали «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности/да


5. Найдите соответствия между модернистскими литературными течениями в русской поэзии начала 20 века и их основоположниками.

Акмеизм В.Брюсов


Символизм Д.Бурлюк


Футуризм Н. Гумилёв


6. Найдите соответствия между модернистскими литературными течениями в русской поэзии начала 20 века и издательскими изданиями, журналами, в которых печатались поэты?

Акмеизм Скорпион


Символизм Садок судей


Футуризм Аполлон


7. Конкурс поэтов.

1. Прочитать наизусть стихотворение Серебряного века

2. Досочини строку


Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле,

……………………………….


Вон несётся слон-пустынник,

Лев стремительно бежит,

Обезьяна держит финик

…………………………


Душа поёт и рвётся в поле,

Я всех чужих зову на «ты»…

Какой простор! Какая воля!

………………………….


8. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока:

«О Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!».


- Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»


- Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».


- Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето...»


- . Какой поэтический прием использован А.А.Ахматовой в данном отрывке?

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,// И весенняя осень так жадно ласкалась к нему…


9. Слово учителя: А ещё поэты Серебряного века подарили нам немало крылатых фраз и выражений. Далее я предлагаю вам вспомнить эти фразы и авторов, которым они принадлежат.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

  1. -Моя милиция меня бережет.

-Здесь будет город-сад.

-Твори, выдумывай, пробуй!

2. -Лицом к лицу лица не увидать.

- Большое видится на расстоянье.

  1. -И вечный бой! Покой нам только снится.

-Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

4. -Любовь покоряет обманно…

- Быть поэтом женщине – нелепость.

5. -Закон звезды и формула цветка.

-Голод голодных и сытость сытых!

-Мне нравится, что вы больны не мной…


Домашнее задание: продолжить фразу «Мы считаем, что серебряный век…»






Приложение №1




5.


6.








          






























1.































2.

3.

4.




***

***

Били копыта. Пели будто:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб. —


Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала! —

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные…

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.


Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

***

Д

***

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.


Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!


Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»


Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.



евушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче


И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,— плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
***

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

*******

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!




Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав..
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.









  Перечень учебных источников информации, которые могут быть использованы учащимися при выполнении заданий урока.
1.         Бродский И., Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия Серебряного века: Курс лекций. — Екатеринбург, 2005. — 320 с.
2.         Воскресенская М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социо-культурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX веков. — М.: Логос, 2005. — 236 с.
3.         Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. — М.: Республика, 1993. — 559 с.
4.         Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века. — М.: Наш дом — L’Age d’Homme; Екатеринбург: У-Фактория, 2000. — 400 с.
5.         Рапацкая Л. А. Искусство серебряного века. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. — 912 с.
6.         Русская поэзия Серебряного века. 1890—1917. Антология. ― М., Наука, 1993.
7.       Серебряный век в России / Под ред. В. В. Иванова, В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян. — М.: Радикс, 1993. — 340 с.
8.       Серебряный век: Поэзия. Сост Т. Бек. ― М., АСТ, 1998.
9.       Сто одна поэтесса Серебряного века. Сост. М. Гаспаров. ― СПб., ДЕАН, 2000.
10.       http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3c8c03a-04d3-fcc8-2c8c-72169053efb4/Brusov-Tvorchestvo.mp3

11.       http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c97c2b17-0d70-2f60-693b-98ade21eac64/Beliy-Druzyam.mp3

12.       http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1b3da01-21bc-1cd5-9771-ac8ccc8a71da/Voloshin-Mir-zakutan-plotno.mp3

13.       http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d1815f66-b6e7-a0eb-456d-357a0879a407/Gumilev-Shestoe-chuvstvo.mp3

14.       http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e0fd554-5e65-239c-fb6d-03f820700498/Mayakovskiy-Nate.mp3

15.       http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/210150d9-50bb-c279-9849-3ae2ea20380c/Esenin-Spit-kovil.mp3

16.       http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d28d7a39-ed3f-ee14-2005-2b3119ad64ee/view/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!