СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Царство грибы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Царство грибы"»






Обобщающий урок

по теме

«Царство Грибы»






Подготовила учитель биологии

Куркентской СОШ №2

Гаджиева В.А















Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала. 

Место урока в теме: заключительный урок. (заключительный урок в разделе «Грибы»)

Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по  теме: «Царство Грибы».

Задачи урока:

  • обучающие: обобщить и закрепить полученные знания об общих признаках грибов, расширить знания о строении, жизнедеятельности и многообразии  грибов, их значении в природе и жизни человека;  

  • развивающие: развивать умение обобщать, анализировать и систематизировать знания  по теме,  делать выводы, работать в группе, работать с текстом,  развивать практические умения работы с микроскопом,  умение осознавать полезность получаемых  знаний и умений;

  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе,  к своему здоровью,  культуру речи и  общения на уроке.

Ожидаемые результаты :

Предметные

  • Учащиеся знают основные понятия по теме « грибы»

  • Учащиеся  умеют распознавать клетки живых организмов, знают  отличительные признаки грибов, особенности строения грибов

  • Учащиеся умеют объяснить роль грибов в системе живых организмов

Метапредметные

  • Учащиеся используют полученные знания для объяснения положения грибов  среди живых организмов

  • Учащиеся умеют вести диалог и выражать свои мысли

Личностные

  • Учащиеся знают  о влиянии грибов на здоровье людей

  • Учащиеся умеют работать самостоятельно

Средства обучения :

Мультимедийный комплекс.

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (демонстрация презентации, работа с рисунками,);

  • практический (определение представителя царства грибов по микропрепаратам,  вопросы практического применения знаний о грибах).

  • частично-поисковый (эвристическая беседа);

  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).

  • стимулирования и мотивации учения (лабиринт, создание ситуаций успеха);

  • самоконтроля (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация презентации, беседа, лабиринт, решение задачи  и др.)

  • групповая (выполнение заданий в малых группах, обсуждение проблемных вопросов)



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний


Устно:

1. Какие организмы относятся к прокариотам?

2. Какие организмы относятся к эукариотам?

3. Назовите основные функции ядра?

4. Какие царства живой природы вы знаете?

5. Назовите по два признака живых организмов различных царств…


Для начала отгадайте загадку:

Кто стоит на крепкой ножке,

В бурых листьях у дорожки?


Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы? (гриб)


Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (грибы).


Записываем в тетрадях число и тему урока.

Так как, мы завершили раздел грибы, сегодня мы обобщим знания, которые мы получили на пройденных уроках.

А что вы знаете о грибах? Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент «Царство Грибы»


А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.


Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.


Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)


Признаки грибов (Заготовка на доске)


как растения


· имеют прочные клеточные стенки


· постоянно растут верхушечной частью


· неподвижны


как животные


· не имеют хлорофилла


· являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.


· в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину


А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)


свои особенности


· тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)



Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.



Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.


Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).


Видеофрагмент «Строение грибов»,


«Питание грибов», «Размножение грибов»



Теперь заполним таблицу



Признак

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Клеточная стенка





Вакуоль





Хлоропласты





Резервный углевод





Тип питания





Организация наследственного материала




Органоиды движения






Какие общие признаки клеток грибов, животных, растений?

К общим признакам живых организмов можно отнести

  • единство химического состава клеток,

  • сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке,

  • сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.



Особенности клеток грибов, животных, растений?

Хотя клетки разных эукариот имеют общие черты в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Они возникли в процессе эволюции, в связи с различными условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.


Теперь давайте заполним пробелы в тексте. По цепочке читаете, вставляете пропущенное слово….

1.Мертвыми органическими веществами питаются грибы - …………...2.Питаются за счёт других живых организмов грибы - ……….3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано …………....и ……………

4. Главная часть каждого гриба - …………..5. Мицелий гриба состоит из …………..6. Грибы питаются готовыми …………веществами.7.По строению мицелия (одно- или многоклеточный) и по времени его жизни грибы подразделяются на …………………… 8.Дрожжи размножаются …………. 9. Споры пеницилла образуются в специальных органах - ………..10. Мукор и пеницилл относят к ………… грибам. 11. Запасной углевод грибов - ……. 12.Грибковые заболевания человека и животных называются ………..13. Наиболее ядовитым грибом в наших широтах является……………………… 14. Бледная поганка, мухомор, желчный гриб - …………..

Молодцы!

ГРИБНЫЕ ЗАГАДКИ.  Много загадочных явлений связано с грибами. Вот одно из них.    Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу, в центре такого круга, земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. В Голландии эти круги, считали местом, где черти сбивают масло, в России - местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название - «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше.  

(Предлагается учащимся самим ответить на этот вопрос, если ответа нет, продолжить)

Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине. В центре круга не растут растения, так как  грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются и растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.                                                         


А какие правила надо знать при сборе грибов?

    1. Нельзя собирать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

    2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

    3. Незнакомый гриб лучше не брать!

    4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

  • А теперь давайте с вами подведем итог, и определим, как вы усвоили тему. Для закрепления материала проведем «Блиц-опрос».

    1. Как называется наука, изучающая грибы? (микология).

    2. Почему грибы выделяют в самостоятельное царство? (совмещают признаки растений и животных).

    3. В чем сходство у грибов с растениями? (клеточная стенка, неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных веществ, всей поверхностью тела).

    4. Что общего между креветкой и грибом? (у грибов в клеточной стенке обнаружен углевод хитин как и в наружном скелете креветки).

    5. Какие еще признаки животных имеют грибы? (отсутствие хлоропластов – гетеротрофное питание, запасной углевод – гликоген, а у растений – крахмал, продукт обмена мочевина).

    6. Из чего состоит тело гриба? (из множества переплетенных нитей ГИФ).

    7. Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое…. (грибница, мицелий).

    8. Способ питания грибов? (гетеротрофы – сапротрофы, паразиты, симбионты).

    9. Как называется симбиоз гриба и корней растения? (микориза).

    10. Для чего предназначено плодовое тело гриба? ( для размножения).

    11. Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование).

    12. Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи).

    13. Как размножаются дрожжи? (почкованием).

    14. Какие грибы приносят вред деревьям? ( трутовики).

    15. Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергиль).

    16. Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл).

    17. Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора).

    18. Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья).

    19. Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки).

    20. Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель).


Домашнее задание: нарисовать грибы, найти интересные факты о грибах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!