Обобщающий урок
по теме
«Царство Грибы»
Подготовила учитель биологии
Куркентской СОШ №2
Гаджиева В.А
Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.
Место урока в теме: заключительный урок. (заключительный урок в разделе «Грибы»)
Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме: «Царство Грибы».
Задачи урока:
обучающие: обобщить и закрепить полученные знания об общих признаках грибов, расширить знания о строении, жизнедеятельности и многообразии грибов, их значении в природе и жизни человека;
развивающие: развивать умение обобщать, анализировать и систематизировать знания по теме, делать выводы, работать в группе, работать с текстом, развивать практические умения работы с микроскопом, умение осознавать полезность получаемых знаний и умений;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью, культуру речи и общения на уроке.
Ожидаемые результаты :
Предметные
Учащиеся знают основные понятия по теме « грибы»
Учащиеся умеют распознавать клетки живых организмов, знают отличительные признаки грибов, особенности строения грибов
Учащиеся умеют объяснить роль грибов в системе живых организмов
Метапредметные
Учащиеся используют полученные знания для объяснения положения грибов среди живых организмов
Учащиеся умеют вести диалог и выражать свои мысли
Личностные
Учащиеся знают о влиянии грибов на здоровье людей
Учащиеся умеют работать самостоятельно
Средства обучения :
Мультимедийный комплекс.
Методы:
словесный (беседа, рассказ);
наглядный (демонстрация презентации, работа с рисунками,);
практический (определение представителя царства грибов по микропрепаратам, вопросы практического применения знаний о грибах).
частично-поисковый (эвристическая беседа);
проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
стимулирования и мотивации учения (лабиринт, создание ситуаций успеха);
самоконтроля (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания).
Формы организации деятельности на уроке:
фронтальная (демонстрация презентации, беседа, лабиринт, решение задачи и др.)
групповая (выполнение заданий в малых группах, обсуждение проблемных вопросов)
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Устно:
1. Какие организмы относятся к прокариотам?
2. Какие организмы относятся к эукариотам?
3. Назовите основные функции ядра?
4. Какие царства живой природы вы знаете?
5. Назовите по два признака живых организмов различных царств…
Для начала отгадайте загадку:
Кто стоит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы? (гриб)
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (грибы).
Записываем в тетрадях число и тему урока.
Так как, мы завершили раздел грибы, сегодня мы обобщим знания, которые мы получили на пройденных уроках.
А что вы знаете о грибах? Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент «Царство Грибы»
А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.
Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.
Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)
Признаки грибов (Заготовка на доске)
как растения
· имеют прочные клеточные стенки
· постоянно растут верхушечной частью
· неподвижны
как животные
· не имеют хлорофилла
· являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
· в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)
свои особенности
· тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)
Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.
Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.
Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).
Видеофрагмент «Строение грибов»,
«Питание грибов», «Размножение грибов»
Теперь заполним таблицу
Признак | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
Клеточная стенка | | | |
Вакуоль | | | |
Хлоропласты | | | |
Резервный углевод | | | |
Тип питания | | | |
Организация наследственного материала | | | |
Органоиды движения | | | |
Какие общие признаки клеток грибов, животных, растений?
К общим признакам живых организмов можно отнести
единство химического состава клеток,
сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке,
сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.
Особенности клеток грибов, животных, растений?
Хотя клетки разных эукариот имеют общие черты в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Они возникли в процессе эволюции, в связи с различными условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.
Теперь давайте заполним пробелы в тексте. По цепочке читаете, вставляете пропущенное слово….
1.Мертвыми органическими веществами питаются грибы - …………...2.Питаются за счёт других живых организмов грибы - ……….3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано …………....и ……………
4. Главная часть каждого гриба - …………..5. Мицелий гриба состоит из …………..6. Грибы питаются готовыми …………веществами.7.По строению мицелия (одно- или многоклеточный) и по времени его жизни грибы подразделяются на …………………… 8.Дрожжи размножаются …………. 9. Споры пеницилла образуются в специальных органах - ………..10. Мукор и пеницилл относят к ………… грибам. 11. Запасной углевод грибов - ……. 12.Грибковые заболевания человека и животных называются ………..13. Наиболее ядовитым грибом в наших широтах является……………………… 14. Бледная поганка, мухомор, желчный гриб - …………..
Молодцы!
ГРИБНЫЕ ЗАГАДКИ. Много загадочных явлений связано с грибами. Вот одно из них. Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу, в центре такого круга, земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. В Голландии эти круги, считали местом, где черти сбивают масло, в России - местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название - «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше.
(Предлагается учащимся самим ответить на этот вопрос, если ответа нет, продолжить)
Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине. В центре круга не растут растения, так как грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются и растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.
А какие правила надо знать при сборе грибов?
Нельзя собирать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.
Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.
Незнакомый гриб лучше не брать!
Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
А теперь давайте с вами подведем итог, и определим, как вы усвоили тему. Для закрепления материала проведем «Блиц-опрос».
Как называется наука, изучающая грибы? (микология).
Почему грибы выделяют в самостоятельное царство? (совмещают признаки растений и животных).
В чем сходство у грибов с растениями? (клеточная стенка, неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных веществ, всей поверхностью тела).
Что общего между креветкой и грибом? (у грибов в клеточной стенке обнаружен углевод хитин как и в наружном скелете креветки).
Какие еще признаки животных имеют грибы? (отсутствие хлоропластов – гетеротрофное питание, запасной углевод – гликоген, а у растений – крахмал, продукт обмена мочевина).
Из чего состоит тело гриба? (из множества переплетенных нитей ГИФ).
Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое…. (грибница, мицелий).
Способ питания грибов? (гетеротрофы – сапротрофы, паразиты, симбионты).
Как называется симбиоз гриба и корней растения? (микориза).
Для чего предназначено плодовое тело гриба? ( для размножения).
Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование).
Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи).
Как размножаются дрожжи? (почкованием).
Какие грибы приносят вред деревьям? ( трутовики).
Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергиль).
Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл).
Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора).
Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья).
Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки).
Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель).
Домашнее задание: нарисовать грибы, найти интересные факты о грибах.