Тип урока: урок обобщения материала в ходе решения учебных задач |
Задача: в игровой форме повторить и обобщить материал по теме: « Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
| Планируемые результаты: | |
Предметные: научиться применять знания при решении задач | Метапредметные: Познавательные - применять полученные знания для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений при решении задач; Регулятивные - осознавать качество и уровень усвоения учебного материала, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Коммуникативные – вырабатывать умение четко и грамотно выражать свою мысль, умение работать в группе. | Личностные: формирование умения выражать свои мысли, вести диалог с одноклассниками в ходе учебной деятельности |
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку. |
Этап урока: | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающегося: | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствие. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. -Предлагаю начать урок с улыбки, ведь сегодня у нас не обычный урок! - При в ходе в кабинет вы взяли жетоны, прошу вас объединиться в группы согласно цвету жетона, придумать название команды и выбрать капитана | Настраиваются на учебную деятельность, объединяются в рабочие группы. Класс делится на команды по 4-5 человек Каждая команда придумывает название, записывает на приготовленном листе. На столе лежит 10 листков для ответов. | Формировать навыки самоорганизации |
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока (3 мин) | - Над каким понятием мы работали на протяжении последних уроков? (давление) - Почему важно понимать, что такое давление? - Перечислите явления, которые можно объяснить, понимая, что такое давление? (слайд1) | Участвуют в формулировке целей и задач урока: -усовершенствовать умение применять знания для решения заданий по теме: « Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Развивать навыки целеполагания |
3. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | -сегодня мы не просто будем применять знания для решения различных задач, а сделаем это играючи! Объяснение правил игры: Игра состоит из 5 туров, учащиеся команды совместно решают задачи, представляют ответ на листе по истечению указанного времени, после каждого задания будет открыт правильный ответ и вы сможете сами также оценить свой ответ, оценка каждого задания ведется в баллах, результаты заносятся в таблицу на доске (см. табл.1). оценка за урок выставляется по итогам игры согласно общим критериям и групповой оценки, в результате которой можно участнику группы повысить оценку на балл или понизить, в зависимости от вклада в общую работу группы, окончательное решение принимает капитан. (слайд2) | Настраиваются на продуктивную работу | Развивать навыки самоорганизации |
4. Решение заданий (30-32 мин) | 1. «Разминка» ( слайд 3) -Вам представлен набор различных физических величин. За одну минуту вы должны составить из этих величин известные вам формулы. Через 1 мин капитан сдает лист с ответами -Проверка формул (слайд4) 2. тур «Объяснялки» (3 задачи; мах -9баллов) Объяснение качественных задач, каждая 2 мин -3 балла при полном правильном объяснении, 2-1 при частичном ответе. Слайд 6 Задача 1 (Слайд 7) Ответ (слайд 8) Задача 2 (слайд 9) Ответ (слайд 10) Задача 3 (слайд11) Ответ (слайд 12) 3. тур «Детективная история Шерлока Холмса» (слайд 13) Задание (слайд 14) « Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?»- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик, «это фляжка в виде усеченного конуса.- ответил Холмс- она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: «не переворачивай, взорвется!» Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон,- фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстия. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если ее перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает, и вода начинает вытекать». Почему? Ответ (слайд15) 4 тур « Объясни явление» (слайд 16) Учитель демонстрирует опыты. опыт№1: Возьмем толстостенный стакан наполним на ¾ водой, затем плотно закроим листком бумаги и перевернем, уберем руку, листок держится, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, объясните. Слайд 17 Ответ (слайд18) Опыт 2 «Прилипчивый стакан»
Надуем шарик примерно на треть. Приложим стаканчик к шарику сбоку. Удерживая стаканчик на месте, продолжаем надувать шарик, пока он не будет надут по крайней мере на 2/3. Теперь отпусти стаканчик, стаканчик прилип к шарику. Слайд 19 Ответ (слайд 20) 5 тур « Эстафета задач» (слайд 21) За 5 мин решить от 1до 3 задач на выбор Задачи (слайд 22) Ответы (слайд23) | Выполняют задания в группе, оформляют решение на листе. Сдают задание, сравнивают свой ответ с ответом на доске, заполняют таблицу самооценки знаний ( таблицу можно выдать каждому учащемуся) (смотри приложение№1) | Выражать свои мысли в соответствии с задачей, умение принимать решение. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. |
| | | |
| | | |
5. Подведение итогов игры. Рефлексия. (3 мин) | Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами - Что мне понравилось на уроке? - Какие задания у меня вызвали затруднение, почему? - Как я оцениваю свою работу на уроке? -Чему я научился на уроке? На доске учитель в ходе урока заполняет таблицу достижений группы Таблица1 команда | 1тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | 5 тур | итого | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | выставление оценок учащимся | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку и взаимооценку работы, рефлексию | Отслеживать цель учебной деятельности |
6. Домашнее задание (2 мин) | Повторить материал параграфов 35-49. Помогает учащимся проанализировать таблицу самооценки, выбрать задания для повторения | Выбирают задания, которые необходимо повторить. Записывают домашнее задание. | Формировать навыки самоорганизации |