СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Тема:   «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Цели :             

     Образовательные:

    • систематизировать знания учащихся о причастии;
    • отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;
    • определить роль причастий в художественном тексте;
    • развивать умение формулировать определение понятий;
    • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

    • развивать критического мышления;
    • развивать внимание;
    • формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных):
    • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять новые знания;
    • развивать творческие, речевые способности учащихся;
    • развивать умения формулировать проблему;
    • развивать умения работы в группах, парах.

Воспитательные:

    • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
    • воспитание ценностного отношения к слову;
    • развитие коммуникативных УУД:
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
    • взаимодействие учащихся в группах: развитие уважения друг к другу.

 

Тип урока: обобщение  и систематизация изученного по теме. В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по теме «Причастие», определяют  роль причастий в художественном тексте.

 

Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация к уроку.

 

Ход урока.                                                          

1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Обратите внимание на доску Слайд №1,2,3. Здесь записаны высказывания великих людей об интереснейшей части речи-причастии. Эти высказывания будут являться эпиграфами нашего урока.                                

3.Сообщение темы урока, постановка целей.

В течение месяца на уроках русского языка мы с вами вели разговор о причастии, изучая его, проникая в законы его образования, написания, употребления его с другими частями речи. На этом уроке мы с вами закрепим знания, умения и навыки, полученные при изучении этой части речи.

4.Работа по теме урока.

1) Опрос теории ( писать  на листках правила.)

      2) В орфоэпическом диктанте мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная. Слайд №5.

– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить.

– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это самостоятельная часть, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?) Отгадаем загадку Слайд №6.

      3)Задание  «Найди меня!»

Вы должны найти причастия в четверостишиях из произведений С.Есенина, выписать и определить тип причастия (действительное или страдательное).

  1. Край ты мой заброшенный,

      Край ты мой, пустырь,

      Сенокос некошеный,

      Лес да монастырь.

  1. С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

  1. В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется, с тропы далекой –

Вода качает берега.

  1. О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна.

      4) Распределительный диктант (карточка №1)

1 вариант подчеркнёт в карточке №1  «прич.+сущ.»,  2 вариант - «прил. +сущ.» Лаявшая собака; волнистые волосы; солнечное утро; построенный дом; старший брат; сервированный стол; золотая осень; скачущие кони; читающий ученик; крикливый ребенок.

- Объясни, что в прочитанных тобой  словосочетаниях зависимое слово - причастие. - Объясни, что в прочитанных тобой словосочетаниях зависимое слово - прилагательное. - Теперь будьте особенно внимательны, слушая меня. Я утверждаю,  что у причастия есть спряжение, вид, оно бывает переходным и непереходным, может стоять в настоящем, прошедшем и будущем временах. Права ли я? (Нет, у причастия есть вид, настоящее и прошедшее время.)  

     6)  Вставить пропущенные буквы (карточка №2)

- Как помогает нам спряжение глагола правильно написать гласную в суффиксах причастий настоящего времени? Обратите внимание на карточки, в которых содержится ответ на мой вопрос.

Проверим ваши теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа.

Задание: записать только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

1) Скач..ий,                  2) вид..мый,                  3) черт..щий,

 4) стел..ий,                  5) подгоня..мый,                   6) леч..щий,

7) кле..ий,                      8) освеща..мый,           9) се..щий,

10) пиш..ий,                    11) кол..ийся,                  12) слыш..мый.

 -ущ- -им- -ящ-

 -ющ- -ем- -ащ-

 -ящ- -ем- -ющ-

 -ущ- -ющ- -им-

Взаимопроверка. Два ученика (читают ответы).

- В чем разница между причастиями сеющий и подгоняемый? (Сеющий - действительное причастие, подгоняемый - страдательное.) - Назовите суффиксы страдательных причастий. (ом, ем, им)

- Назовите суффиксы действительных причастий. (ущ, ющ, ащ, ящ)

 7)Игра «Я-редактор».

В данных предложениях неправильно расставлены знаки препинания. Исправить ошибки, объяснить их постановку. Групповая работа.

2) Тонко пахло сладким ароматом листвы, поджаренной на солнце.

1) Над глубокими свежими завалившими чаши деревьев снегами, синее, огромное и удивительно нежное небо.

2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад, наполненный  туманом.

3) Окрестные поля, усеянные копнами, голы и желты.

3) Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногой.

 1) Она видела мелькавшую своей белизной колокольню,   кружившихся над крестом птиц, а потом выходящую в поле улицу.

3) Старая дорога, заросшая кудрявой муравой,  уходила в бесконечную русскую даль.

2) Прелестный, неуловимо-лиловатый тон  был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.

1) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.

IY. Проверочный тест по теме.

  1. Какие слова являются причастиями:

а) варёный,  б) сваренный,  в) неварёный г) варенный сегодня

  1. В каком слове ударение указано верно:

а) понявший,   б) принявший,          в) начавший,       г) занявший.

           3.  Отметьте номера слов, где пишется буква Я:

а) расстрел…нный,       б) застрел…нный,        в) сгиба…мый, г) спа…нный.

             4.  Отметьте номера слов, где пишется буква И:

а) независ…мый, б) отча…нный,   в) ран…щий, г) ран…вший.

            5. Буква Н пишется в причастии, отглагольном прилагательном:

а) зва…ый,          б) разъярё…ый, в) преступник арестова… .

           6. Отметьте номера слов, где пишется буква Ё:

а) обожж…нный,         б) ноч…вка, в) марганц…вка,       г) обж…ра.

          7. НЕ пишется раздельно:

а) (не)прекращающийся дождь,           б) комната (не)освещена,

  в) (не)исследованный, а дикий край,       Г) (не)навидевший ложь.

       8. Отметьте номера слов, где пишется НН:

а) оштрафова…ый, б) кова…ый, в) услыша…ы, г) некраше…ый.

      9. НЕ пишется слитно:

а) (не)подготовленный доклад      б) его уважали даже (не)други;

в) (не)скованная льдом река,                         г)  враг (не)разбит;

д) (не)тронутый войной городок;                е) (не)счастная мать.

     10. Запятые пропущены в предложении с причастным оборотом:

а) Тяжелый стон вырвавшийся из его груди внезапно   пробудил меня.

б) Ему приготовили постель возле маленькой затворённой двери.

в) Аббат посетивший его неожиданно застал его в постели.

Y. Подведем итог урока. - Что на сегодняшнем уроке мы повторили? - А что нового вы узнали? YI. Задание на дом.  

   Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ  №19 г. Хасавюрт Нуцалханова М.Х.

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Тема:   «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Цели :             

     Образовательные:

    • систематизировать знания учащихся о причастии;
    • отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;
    • определить роль причастий в художественном тексте;
    • развивать умение формулировать определение понятий;
    • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

    • развивать критического мышления;
    • развивать внимание;
    • формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных):
    • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развивать умение применять новые знания;
    • развивать творческие, речевые способности учащихся;
    • развивать умения формулировать проблему;
    • развивать умения работы в группах, парах.

Воспитательные:

    • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
    • воспитание ценностного отношения к слову;
    • развитие коммуникативных УУД:
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
    • взаимодействие учащихся в группах: развитие уважения друг к другу.

 

Тип урока: обобщение  и систематизация изученного по теме. В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по теме «Причастие», определяют  роль причастий в художественном тексте.

 

Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация к уроку.

 

Ход урока.                                                          

1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Обратите внимание на доску Слайд №1,2,3. Здесь записаны высказывания великих людей об интереснейшей части речи-причастии. Эти высказывания будут являться эпиграфами нашего урока.                                

3.Сообщение темы урока, постановка целей.

В течение месяца на уроках русского языка мы с вами вели разговор о причастии, изучая его, проникая в законы его образования, написания, употребления его с другими частями речи. На этом уроке мы с вами закрепим знания, умения и навыки, полученные при изучении этой части речи.

4.Работа по теме урока.

1) Опрос теории ( писать  на листках правила.)

      2) В орфоэпическом диктанте мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная. Слайд №5.

– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить.

– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это самостоятельная часть, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?) Отгадаем загадку Слайд №6.

      3)Задание  «Найди меня!»

Вы должны найти причастия в четверостишиях из произведений С.Есенина, выписать и определить тип причастия (действительное или страдательное).

  1. Край ты мой заброшенный,

      Край ты мой, пустырь,

      Сенокос некошеный,

      Лес да монастырь.

  1. С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

  1. В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется, с тропы далекой –

Вода качает берега.

  1. О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна.

      4) Распределительный диктант (карточка №1)

1 вариант подчеркнёт в карточке №1  «прич.+сущ.»,  2 вариант - «прил. +сущ.» Лаявшая собака; волнистые волосы; солнечное утро; построенный дом; старший брат; сервированный стол; золотая осень; скачущие кони; читающий ученик; крикливый ребенок.

- Объясни, что в прочитанных тобой  словосочетаниях зависимое слово - причастие. - Объясни, что в прочитанных тобой словосочетаниях зависимое слово - прилагательное. - Теперь будьте особенно внимательны, слушая меня. Я утверждаю,  что у причастия есть спряжение, вид, оно бывает переходным и непереходным, может стоять в настоящем, прошедшем и будущем временах. Права ли я? (Нет, у причастия есть вид, настоящее и прошедшее время.)  

     6)  Вставить пропущенные буквы (карточка №2)

- Как помогает нам спряжение глагола правильно написать гласную в суффиксах причастий настоящего времени? Обратите внимание на карточки, в которых содержится ответ на мой вопрос.

Проверим ваши теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа.

Задание: записать только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

1) Скач..ий,                  2) вид..мый,                  3) черт..щий,

 4) стел..ий,                  5) подгоня..мый,                   6) леч..щий,

7) кле..ий,                      8) освеща..мый,           9) се..щий,

10) пиш..ий,                    11) кол..ийся,                  12) слыш..мый.

 -ущ- -им- -ящ-

 -ющ- -ем- -ащ-

 -ящ- -ем- -ющ-

 -ущ- -ющ- -им-

Взаимопроверка. Два ученика (читают ответы).

- В чем разница между причастиями сеющий и подгоняемый? (Сеющий - действительное причастие, подгоняемый - страдательное.) - Назовите суффиксы страдательных причастий. (ом, ем, им)

- Назовите суффиксы действительных причастий. (ущ, ющ, ащ, ящ)

 7)Игра «Я-редактор».

В данных предложениях неправильно расставлены знаки препинания. Исправить ошибки, объяснить их постановку. Групповая работа.

2) Тонко пахло сладким ароматом листвы, поджаренной на солнце.

1) Над глубокими свежими завалившими чаши деревьев снегами, синее, огромное и удивительно нежное небо.

2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад, наполненный  туманом.

3) Окрестные поля, усеянные копнами, голы и желты.

3) Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногой.

 1) Она видела мелькавшую своей белизной колокольню,   кружившихся над крестом птиц, а потом выходящую в поле улицу.

3) Старая дорога, заросшая кудрявой муравой,  уходила в бесконечную русскую даль.

2) Прелестный, неуловимо-лиловатый тон  был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.

1) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.

IY. Проверочный тест по теме.

  1. Какие слова являются причастиями:

а) варёный,  б) сваренный,  в) неварёный г) варенный сегодня

  1. В каком слове ударение указано верно:

а) понявший,   б) принявший,          в) начавший,       г) занявший.

           3.  Отметьте номера слов, где пишется буква Я:

а) расстрел…нный,       б) застрел…нный,        в) сгиба…мый, г) спа…нный.

             4.  Отметьте номера слов, где пишется буква И:

а) независ…мый, б) отча…нный,   в) ран…щий, г) ран…вший.

            5. Буква Н пишется в причастии, отглагольном прилагательном:

а) зва…ый,          б) разъярё…ый, в) преступник арестова… .

           6. Отметьте номера слов, где пишется буква Ё:

а) обожж…нный,         б) ноч…вка, в) марганц…вка,       г) обж…ра.

          7. НЕ пишется раздельно:

а) (не)прекращающийся дождь,           б) комната (не)освещена,

  в) (не)исследованный, а дикий край,       Г) (не)навидевший ложь.

       8. Отметьте номера слов, где пишется НН:

а) оштрафова…ый, б) кова…ый, в) услыша…ы, г) некраше…ый.

      9. НЕ пишется слитно:

а) (не)подготовленный доклад      б) его уважали даже (не)други;

в) (не)скованная льдом река,                         г)  враг (не)разбит;

д) (не)тронутый войной городок;                е) (не)счастная мать.

     10. Запятые пропущены в предложении с причастным оборотом:

а) Тяжелый стон вырвавшийся из его груди внезапно   пробудил меня.

б) Ему приготовили постель возле маленькой затворённой двери.

в) Аббат посетивший его неожиданно застал его в постели.

Y. Подведем итог урока. - Что на сегодняшнем уроке мы повторили? - А что нового вы узнали? YI. Задание на дом.  

   Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ  №19 г. Махмудовой П.Н


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!