СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать и копировать"

                                                             Л.Н.Толстой

В настоящее время тема "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения " очень актуальна. В своей статье я разработала систету проектной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения с 1 по 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»»

Обобщение опыта работы по теме:

«Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»


учитель: Шаланова Н.Н.


Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ, психолог и педагог. Именно этот американский ученый предложил обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и цели.

Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Килпатрик посвятил этой теме свою книгу «Метод проектов». В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. На рубеже 1910-20 гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.


Основные понятия, которые надо рассмотреть при изучении технологии проектной деятельности.

Проект (от латинского projectus) буквально–брошенный вперед, замысел, план.) Метод (от греческого methodos) – путь, исследование, теория, учение.

Главной целью работы над любым проектом является реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

При работе над проектом можно выделить следующие этапы:

Выбор темы – это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом, которой является компромисс – тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями учителя.

Тема может быть связана с различными учебными дисциплинами. Если детей увлекает работа над темой, то использование деталей изучаемой темы на уроках позволит повысить мотивацию обучения. Тема и учебные дисциплины тесно связаны - они обогащают друг друга. Тема проникает в уроки, повышая интерес,

объединяя этапы уроков в единое целое на основе сюжета. А ученые дисциплины помогают полнее раскрывать тему. Выбрав тему, учитель составляет её матрицу.


Сбор сведений. Источники информации.

В качестве различных источников информации могут выступать:

  • объекты (книги, фильмы, журналы),

  • организации (музеи, библиотеки, предприятия),

  • мероприятия (экскурсии, походы).

  • люди (учитель, родители, специалисты в различных областях)

Вся информация по теме не только собирается, но и систематизируется как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе с детьми.

Выбор проектов

Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создает для него ситуацию свободы выбора проекта.

В процессе выбора областей интересов внутри темы их совокупность удобно изобразить на схеме. Условно её можно назвать «паутинка темы». В начале работы над темой эта схема упрощена и скорее напоминает «солнышко с лучами». Название «паутинка» схема начнет оправдывать позже, когда каждый аспект станет подразделяться на несколько других. Составление «паутинки» позволяет объединить детей в группы по интересам.

Реализация проектов

На следующем этапе учитель предлагает принять участие в реализации проектов. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности детей, их таланты. Проекты могут быть представлены в виде:

  • рисунка,

  • книги,

  • научного отчёта о проведённом эксперименте,

  • макета,

  • газеты,

  • коллекции,

  • гербария,

  • игры

  • наглядного пособия,

  • сувенира-поделки,

  • фотоальбома,

  • экскурсии,

  • праздника


Презентация

После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, а также они должны услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то целесообразно выделить промежуточные этапы и проводить «защиту» каждого этапа.

«Самопрезентующими» проектами являются:

  • спектакли,

  • концерты,

  • праздники.

Презентацию проектов завершающихся изготовлением поделок, макетов и т. п. можно организовывать в виде выставок, ярмарок.

Обязательно должен быть соблюдён ритуал защиты проекта (презентация):

  • время на одно выступление 7-10 минут,

  • зрители имеют право задавать вопросы автору проекта,

  • каждый проект должен быть отмечен и поощрён.


Классификация проектов.

По доминирующей деятельности учащихся

1) Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

2) Исследовательский.

Он включает обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой и обсуждением полученных результатов.

3) Информационный.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её обогащения и представления для широкой аудитории

4) Творческий.

Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов. Это могут быть и театрализация и произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

5) Экскурсионный.

Перед детьми ставятся конкретные вопросы. Ответы, на которые они должны получить во время экскурсий. Итоги обсуждаются, дети пишут отзывы.

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. Любой проект – исследовательский, точно так же, как любой – творческий или информационный. Поэтому речь в этой классификации идет не о единственной, а о доминирующей деятельности участников проекта.


По продолжительности

1) Мини-проект (один урок).

2) Краткосрочный (неделя, месяц).

3) Долгосрочный (четверть, полгода).


По организационной форме

1) Индивидуальные (результат работы одного человека).

2) Групповые (работа в малых группах – выставки, сценки, макеты, игры).

3) Коллективные (концерт, праздник с общей подготовкой и репетицией).


Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1) исследовательские,

2) социального – взаимодействия,

3) оценочные,

4) презентационные,

5) менеджерские,

6) рефлексивные.


Критерии успеха работы над проектом.

1) Достигнут конечный результат.

2) Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

3) Результат проекта может быть использован другими коллективами.

4) Информация о проекте широко распространена.

5) Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

6) Получено удовольствие от своей деятельности.

Особенности применения проектной деятельности к младшему школьному возрасту.

1) Характер проектной деятельности чаще коллективный.

2) Проекты в начальной школе чаще всего реализуют учебные цели.

3) Учитель является участником проекта.

4) В проекте идет смещение акцентов деятельности: на первый план, вместо выдвижения и подтверждения гипотезы, у младших школьников выходит самостоятельный поиск и презентация результатов этого поиска.

5) Совместная деятельность с родителями.



«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой

В настоящее время тема «Проектная деятельность младших школьников на уроке литературного чтения» очень актуальна, так как произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к

пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проанализировав учебники по литературному чтению авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной составила план выполнения проектов по классам.

Класс

Тема проекта

1 класс

«Живая Азбука»

2 класс

  • на выбор

«Любимый детский журнал»

«Самые интересные рубрики из разных детских журналов» (1 полугодие)


  • на выбор

«Газета «День Победы – 9 Мая»

Экскурсия к памятнику Славы в нашем городе (2 полугодие)

3 класс

  • на выбор

«Сочиняем вместе волшебную сказку»

«Дополняем литературную сказку своими историями» (1 полугодие)


  • на выбор

«О времени года. Праздник поэзии»

«О природе»

«О детях» (2 полугодие)

4 класс

  • на выбор

«Россия – Родина моя»

«Как не гордиться мне тобой, о, Родина моя!»

«Они защищали Родину»


Убедилась в необходимости расширения предложенных заданий авторами

учебника по литературному чтению.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным; от личных проектов - к групповым и общеклассным. Поэтому в своей работе постепенно усложняла проектные задания, переходя из класса в класс.


Постепенное усложнение проектных заданий

по литературному чтению в начальной школе

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Индивидуальные

мини-проекты:

- Творческие проекты-рассказы;

- Фантастические истории на заданную тему

Индивидуальные

и групповые мини- проекты:

-Придумывание

небылицы;

-Творческие пересказы;

-Создание

картинного плана;

- Придумывание

сказки с

иллюстрациями;

Групповые

проекты:

- Игра «Лото» по

прочитанным

сказкам;

- Реклама сказки

С.Я.Маршака

«Курочка ряба и

десять утят»


Индивидуальные и групповые:

-Общеклассный

проект - игра по

теме: «Устное

народное

творчество»;

- Создание

диафильмов для

краткого пересказа;

Создание

индивидуальных и общеклассных

проектов:

- «Книга

памяти»;

«Своя сказка» для

малышей»

Индивидуальные

исследовательские

проекты:

«Образы бабы Яги

в русских

народных

сказках»

Общеклассный

проект:

-Книга

читательских

удовольствий;

Индивидуальные

проекты –

-Рецензия на книгу;

Обще классная

еженедельная

-газета «Звонок»;

Индивидуальные

исследовательские

проекты – сказки:

«Похождение в

неизвестный

механизм».

Групповые

проекты:

-Пресс-конференция,

-Деловая игра.

-Составление игры

Лото «Произведения о

детях и для детей».

Индивидуальные

исследовательские

проекты:

-«Почему

на Новый год к нам

приходит лесная

красавица?»


Благодаря внедрению опыта «Проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения», у учащихся появились навыки сотрудничества, они стали более самостоятельными при выполнении проектных заданий, научились планировать свою деятельность, повысилась посещаемость библиотеки, определилась цель дальнейшего продолжения работы по проектной деятельности в начальной школе на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.

Итогом проектной деятельности на уроках литературного чтения стало стабильное участие детей класса в ежегодных Научно-практических конференциях на школьном и муниципальном уровнях. Среди участников есть призёры и победители.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-11 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.


Литература:

1) Е.А.Голованова «Проектная деятельность: первые шаги маленьких учёных» Журнал «Завуч начальной школы» №1. 2011;

2) О.С.Круглова «Технология проектного обучения;

3) И.В.Фомина «Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности младших школьников»

4) С.Г.Щербакова «Организация проектной деятельности в начальной школе».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!