Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" |
Конспект открытого урока
по профильному труду
«Швейное дело»
в 5 классе
Тема урока: «Обработка боковых срезов салфетки.»
Составитель :
учитель профильного труда ВКК Дорофеева Т.В.
2018-2019 уч. год.
(08.04.19)
Тема урока: «Обработка боковых срезов салфетки».
Цель урока: Научить обучающихся выполнению краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с технологией краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Научить обработке поперечных и долевых срезов салфетки.
Коррекционные:
Развитие:
мелкую моторику рук,
пространственную ориентировку,
умение ориентироваться в задании,
навык планирования своей деятельности,
связную речь.
Воспитательные:
трудолюбие,
самостоятельность,
навыки самоконтроля,
мотивацию к обучению,
эстетический вкус,
любовь к предмету,
уважение к людям труда.
Оборудование и наглядность:
Мультимедийная установка. Презентация к уроку.
Тематические таблицы «Ручные и машинные швы».
Образцы данной работы.
Кроссворды для закрепления темы.
Плакаты по правилам ТБ.
Швейные наборы.
Швейные машинки с электроприводом.
Утюжильная доска, утюг.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку. 2. Формирование эмоционально – положительного настроя обучающихся на учебную деятельность. 3. Упражнения по коррекции внимания.
Мотивация.
1.Девочки, а давайте подумаем, для чего нужны салфетки?
2.И какие бывают салфетки?
3.Что такое салфетка?
Актуализация знаний.
Какие виды швов вы знаете? К какому виду швов относится стачной шов? Чем отличается стачной шов взаутюжку от стачного шва вразутюжку? Какими нитками выполняют смётывание?
Работа над темой урока.
Введение в тему урока.
Сообщение темы урока.
V. Словарная работа.
1.Написание новых терминов в словарь.
VI. Физкультминутка.
VII. Объяснение и демонстрация учителем способа выполнения обработки боковых срезов салфетки с помощью презентации.
VIII. Практическая работа.
IX. Подведение итогов урока
Выставление оценок за работу на уроке.
Подведение итога урока.
Рефлексия.
Ход урока I. Организационный момент. 1. Проверка готовности к уроку. 2.Формирование эмоционально – положительного настроя обучающихся на учебную деятельность. 3. Упражнения по коррекции внимания. | Учитель проверяет, всё ли готово к уроку. На партах у обучающихся коробочки со швейным набором и заготовки образца салфетки. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мы с вами сейчас разделимся на две группы. Каждая группа должна угадать два слова, путём перестановки букв. А Л Г И - игла ЕЯШВ - швея НЬКАТ - ткань ТУГЮ - утюг |
II.Мотивация. 1.Для чего нужны салфетки? 2.Какие вы знаете виды салфеток? 3.Так что такое, по вашему, салфетка? | 1.Вытирать после обеда лицо, руки. Красиво сервировать стол. Вытирать пыль. Вытирать пот с лица, когда жарко. 2. полотняные, бумажные, вязанные, гигиенические (влажные) из флизелина. 3. Салфетка – это отрезок ткани определённого размера для обслуживания человека. |
III Актуализация знаний. | 1.Какие виды швов вы знаете? 2.К какому виду швов относится стачной шов? 3.Чем отличается стачной шов взаутюжку от стачного шва вразутюжку? 4.Какими нитками выполняют смётывание? |
IV.Работа над темой 1.Введение в тему урока. 2.Сообщение темы урока. V.Словарная работа. Учитель объясняет правописание новых терминов: Шов вподгибку с закрытым срезом Сгиб Краевой шов | Учитель говорит: «Дети мы с вами повторили стачные швы, а сегодня проходим краевой шов – «Шов вподгибку с закрытым срезом» необходимый для обработки краёв нашей салфетки». Учитель пишет на доске тему урока. Дети записывают в тетрадь. Вподгибку – название шва и пишется слитно. Проверочное слово – сгибать. Проверочное слово – край. Ученики записывают новые термины в «словарь». |
VI.Физкультминутка | Учитель включает видеоклип со спортивными движениями. Учащиеся выполняют упражнения. |
VII. Презентция: «Обработка боковых срезов салфетки» Слайд 1 | Учитель включает презентацию, объясняя каждый шаг работы. Объясняется значение слова – салфетка. |
Слайд 2. Слайд 3. | История салфетки. Где применяются салфетки. |
Слайд 4. | На экране появится картинка: загибаем срез салфетки на 0,1 см от края. |
Слайд 5. | Подогнуть на 2 см от внутреннего сгиба и закрепить стежками временного назначения. |
Слайд 6. | Прикрепить нижний сгиб к салфетке стежками временного назначения. |
Слайд 7. | Приутюжить подгиб на изнаночной стороне салфетки. |
Слайд 8. | Прострочить все стороны на 0,1-0,3 мм от внутреннего сгиба салфетки (сделать закрепку вначале и в конце сточку). |
Слайд 9. | Удалить стежки временного назначения. |
Слайд 10. | Проутюжить готовый образец салфетки. |
Слайд 11. | Оформить готовый образец в «Папку для швейных образцов». |
VIII.Практическая работа 1.Повторить правила Т/Б. 2.Ручная работа учащихся: 1.Срез детали подгибаем на изнанку на 1см и замётываем. 2.Край детали ещё раз подвернуть на изнаночную сторону на 2см от первого сгиба и закрепить стежками временного назначения. 3.Наметать на основную деталь верхний сгиб. 4.Заутюжить все подгибы с изнаночной стороны. 5.Прокладываем машинную строчку, отступив от сгиба 0,1- 03 мм. Строчку прокладываем по всему сгибу. В начале и в конце строчки не забываем делать закрепку. 6.Удаляем стежки временного назначения. 7.Проутюживаем швы салфетки с изнаночной стороны, слегка смочив ткань. Утюжим с лицевой стороны готовую салфетку. 8.Готовую салфетку аккуратно складываем и оформляем в папку с образцами. | 1.При работе с ручной иглой. 2.При работе на утюге. 3.При работе на швейной машине с электроприводом. 1.Демонстрируется первый образец, где намётывается первый сгиб. Для Фомкиной Анастасии необходима постоянная помощь учителя и дополнительное время. Демонстрируется второй образец, где показан как намётывать второй сгиб на изнанке салфетки. Учитель помогает Фомкиной Анастасии выполнять данную работу. 2.Демонстрируется второй образец с внешним сгибом на салфетке. Для Фомкиной Анастасии необходима постоянная помощь учителя и дополнительное время. 4.Все ученицы работают с утюгом. Фомкиной Анастасии учитель помогает в работе с утюгом. 5.Демонстрируется четвёртый образец с машинной строчкой. Для Фомкиной Анастасии необходима постоянная помощь учителя и дополнительное время при работе на швейной машине. 6.Демонстрируется пятый образец с правилами удаления стежков временного назначения. Для Фомкиной Анастасии необходима постоянная помощь учителя и дополнительное время. 7. Все ученицы работают с утюгом. Фомкиной Анастасии учитель помогает в работе с утюгом. 8.Учащиеся на чистом листке подписывают название своей работы и прикрепляют готовую салфетку. Всё вставляют в индивидуальную папку с образцами. Фомкиной Анастасии учитель помогает выполнить эту работу. |
IX. Подведение итога урока. 1.Выставление оценок за работу на уроке. 2.Подведение итога урока. 3.Рефлексия. - Ребята! Кто скажет, какую мы сегодня прошли новую тему? Было ли вам интересно? Что вы взяли с сегодняшнего урока? А было ли вам трудно? Я вам раздаю смайлики, прилепите их на доску там, где находится ваш ответ. | 1.Выставление оценок в дневники учащимся и в электронный журнал. 2.Сегодня на уроке мы с вами научились выполнять краевой шов-шов вподгибку с закрытым срезом. 3. Учащиеся взяв смайлик, прикрепляют его к выбранному слогану. |
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»,
ПРОВЕДЕННОГО В ГРУППЕ ИЗ 5 А, Б КЛАССОВ.
Характеристика группы:
В группу входят 4 учащихся из двух классов (5 «А» и 5 «Б»). По профильному труду «Швейное дело» девочки обучаются первый год.
Трое из них: Иванисова Анастасия, Куликова Валерия, Половинкина Татьяна относятся ко II группе по своим возможностям обучаемости. Учащиеся в основном понимают фронтальные объяснения учителя, частично запоминают изучаемый материал, в лёгких случаях могут сделать вывод, обобщение. Они работают самостоятельно после разбора задания или с небольшой помощью учителя.
Фомкина Анастасия по возможностям обучаемости относится к III группе, и требует к себе повышенного внимания - помощи учителя и дополнительного времени.
ТЕМА УРОКА: «Обработка боковых срезов салфетки».
Цель урока: Научить обучающихся выполнению краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с технологией краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Научить обработке поперечных и долевых срезов салфетки.
Коррекционные:
Развитие:
мелкую моторику рук,
пространственную ориентировку,
умение ориентироваться в задании,
навык планирования своей деятельности,
связную речь.
Воспитательные:
трудолюбие,
самостоятельность,
навыки самоконтроля,
мотивацию к обучению,
эстетический вкус,
любовь к предмету,
уважение к людям труда.
Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ.
Структура урока КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ.
Данный урок является заключительным по вышеуказанной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на обобщение знаний технологии выполнения краевых швов.
Главный этап урока – практическая работа. Урок начинается с повторения (для активизации мышления и развития связной речи), сообщение темы урока, словарной работы, объяснения учителя, проверки усвоения приёмов и последовательности работы. С практической работай все справились. После окончания работы обучающиеся провели самоконтроль и отчитались о проделанной работе. Были подведены итоги урока.
Урок строился с соблюдением ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ обучения: воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности, доступности, наглядности, сознательности, активности учащихся и основного принципа – коррекционной направленности.
Реализация ТРИЕДИНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ урока достигалась путем использования следующих МЕТОДОВ:
СЛОВЕСНЫХ
а) вступительная и обобщающая беседы, в ходе которых ставились вопросы наводящие, побуждающие, проблемные (дети отвечали на вопросы, делали выводы, обобщения),
б) комментарии и объяснение учителя.
НАГЛЯДНЫХ: мультимедийная установка (презентация урока), учебная демонстрация образцов; самостоятельная ручная работа и на швейной машине.
Работа с наглядными пособиями носила активный познавательный характер. Учащиеся не только рассматривали демонстрируемую наглядность, но и активно работали с ней.
ПРАКТИЧЕСКИХ: Самостоятельная ручная работа и на швейной машине. Урок имел коррекционную направленность, что выражалось в использовании специальных упражнений по развитию высших психических функций учащихся. В уроке использовались методы на развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия.
Выбранные методы обучения соответствуют дидактическим целям, содержанию учебного материала и возможностям учащихся в обучении.
Повторение и закрепление знаний по теме осуществлялось как через индивидуальную самостоятельную работу, так и фронтальную работу.
Учащиеся активно работали на уроке, давали правильные и полные ответы на вопросы, делали выводы, обобщения, работали над словами, показали знание материала.
На уроке создавались ОПТИМАЛЬНЫЕ условия для обучения каждого ученика, использовались индивидуальные и индивидуально-групповые формы организации деятельности учащихся.
В основу ИНДИВИДУАЛЬНОГО и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА положены не только объём и содержание работы, но и степень помощи учащимся, оказанная учителем.
Соблюдался ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ: проводились зрительная гимнастика, физкультминутка.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ нормальные.
Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся обеспечивались за счёт личностно-ориентированного подхода. Доминирующие отношения между учителем и учащимися добрые, спокойные.
Учитывая особенности состава группы, урок проводился с постоянной сменой видов деятельности, в быстром темпе, но с учетом возможностей детей.
План урока выполнен, изменений не внесено.