СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращение Земли вокруг Солнца

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

Предметные:

·        формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

·        овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;

·        овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

·        формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Обращение Земли вокруг Солнца»

Урок № 11 по теме "Обращение Земли вокруг Солнца"

 

 Целевая установка урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.

·         создать условия для формирования представлений об орбитальном и суточном движениях Земли;

·         формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»;

·         формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

·        создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

·        продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

·        продолжить работу над развитием устной монологической речи;

·        развивать умения  организовывать свою деятельность;

·        развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.

·         способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);

·         способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

·        формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

·        овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;

·        овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

·        формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей

Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

Коммуникативные УУД:планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

·        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

·        формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

·        освоение социальных норм и правил поведения в группах;

·        формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·        формирование коммуникативной компетентности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, схема

Ход урока

I. Организационный момент (вводное слово учителя).

II. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков.

Задание №1: Во время выполнения второго задания один учащийся записывает на доске “Наш космический адрес”(Вселенная - Млечный Путь - Солнечная система - Планета Земля и т.д.)

Задание №2: “Парад планет”. На столе разложены карточки с названием планет и Солнца (“закрытой” стороной).
10 учащихся подходят к столу, берут карточки, открывают и располагаются по порядку. Каждый учащийся вспоминает одну особую черту “своей” планеты.



Обобщение. Оценка результатов.

III. Изучение нового материала.

- Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси).За сколько полный оборот? (за 24 часа).



- Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)

- Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)

Теперь попробуйте сформулировать тему урока.(Обращение земли вокруг Солнца)


- За какое время Земля проходит один круг по орбите? Найдите точный ответ на странице 36 учебника. (365 дней, 6 часов)
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным.



-Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца 

 

Демонстрационный показ с использованием теллурия

1) Вращение Земли вокруг Солнца.

- Ось изменяет своё положение? (Нет)
- Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)

2)

- Есть определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

Демонстрация на теллурии с остановками на отмеченные дни.

-Теперь выпишите в тетрадь эти дни

Итак:

22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)
21.III – день весеннего равноденствия (день = ночь)
22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь) 

23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь) 

 

Физкультминутка.

 

- 22 июня северная полярная область Земли освещена?(Да)


- Как называется это время? (Полярный день)
- А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная ночь)



Обобщение:

- Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)
- Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)
- На дворе декабрь. Какой особый день ждёт нас в декабре? (День зимнего солнцестояния)
- Как будет располагаться Солнце над горизонтом? (Низко) 

- А потом вновь начнёт подниматься!

Работа с глобусом

- На глобусе перед вами есть линии, которые отмечены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)
- Это параллели или меридианы? (Параллели)
- Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.)
- Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса. 
- Сколько тепловых поясов можно выделит? (5). Назовите их.
- В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)

Заключение.

- Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении.
- Время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. (220 млн. лет)
- А какова скорость вращения? (250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении. 

Обобщение: - Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)

Д/з: изучить параграф 10

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная



Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности


Осуществляемые действия


Формируемые способы деятельности


Осуществляемые действия


Формируемые способы деятельности


I. Организационный момент (вводное слово учителя).


Создание

мотивационной

установки




Взаимодействуют с учителем во время беседы.





II. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков.

Беседа по вопросам



Участвовать в обсуждении.


Слушать отвечающих

Обучающие контролируют ответы товарищей

Дополнять и уточнять.


III. Изучение нового материала.

1.Беседа по вопросам

2. Выдвижение предположения о теме предстоящего урока.

Выдвигают предположение о цели урока


Выделяют существенную информацию. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Участвовать в обсуждении.

Уметь формировать собственное мнение


Осуществляют контроль и самоконтроль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения.


Демонстрационный показ с использованием теллурия


Беседа по вопросам


Выделять существенную информацию

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он знает и видит.

Осуществляют контроль и самоконтроль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Работа

Беседа с учащимися

Участвуют в беседе

Выделять существенную информацию

Взаимодействуют с учителем во время беседы.


Осуществляют контроль и самоконтроль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Обобщение:

.

Беседа по вопросам

Отвечают на вопросы.


Обучающие слушают анализ, участвуют в обсуждении.

Уметь формировать собственное мнение

Контроль за правильностью ответов

Дополнять и уточнять.

Работа с глобусом

Беседа по вопросам

Участвуют в беседе

Выделять существенную информацию

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он знает и видит.

Осуществляют контроль и самоконтроль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Заключение.

Делает выводы

Отвечать на вопросы.



Уметь формировать собственное мнение

Контроль за правильностью ответов

Дополнять и уточнять.







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!