Урок литературы в 9 классе.
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
«Кто он? Стало быть подлец?»
Цели урока:
- продолжить изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»;
- обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова;
-раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность.
Тип урока: урок-обобщения и систематизации знаний.
Методы и приёмы: чтение текста, анализ, комментирование.
Оборудование: компьютер, презентация, текст поэмы.
Он волею судеб брошен в житейское море
и носится по его бурным волнам, как чёлн,
ломая в щепы борта и обрывая парус…
И. Золотусский
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Слово учителя о поэме как лиро-эпическом жанре.
III.Беседа по тексту поэмы:
- Кто же Чичиков – мертвая душа или живая?
- Докажите, что все образы помещиков статичны, т.е. неподвижны.
- Что происходит в финале I тома?
- Что мы узнали о детстве Чичикова?
- Что Гоголь говорит о его уме? (особого ума не было, а был огромный талант изворотливости).
Учитель: Вспомните эпизод в школе. Какие качества проявил здесь Павлуша
Чичиков? (стал лучшим учеником – хитростью, лицемерием, приспособлен-
чеством).
- Что произошло с учителем?
-Кого винит Н.Гоголь? (отца, учителя, самого Чичикова).
Вывод: человек сам должен воспитать себя, сам должен беречь свою душу от соблазнов).
- Какие детали сопутствовали Чичикову и какой смысл они имеют?
(бричка, фрак, шкатулка). В бюро есть два отдела: для похорон и для праздников. Шкатулка говорит о его накопительстве, она принадлежит серьёзному, деловому человеку.
- Почему он лучше чувствует себя в бричке? (это его дом).
- Чем он занимался после окончания учебного заведения?
(был мелким чиновником, потом членом комиссии в строительстве казён-
ного дома).
Учитель: другой бы на его месте пал бы духом, опустился бы, спился. Но он идёт любыми путями к своей цели – богатству. В ход пошла копейка егодуши,
она помогла ему добыть 500 рублей.
- Какие же качества он проявил? (целеустремлённость, расчётливость; деньги заменили в нём все человеческие эмоции).
Учитель: взгляните на его черты лица, его походку (вкрадчивая), а внутри – хищник.
- Как воспринимают Чичикова помещики, губернское общество?
- Где сам подвёл себя Чичиков? ( С Ноздрёвым его подвела дипломатичность
; среди всех женщин он выбрал дочку губернатора, остальные женщины на него обиделись).
Вывод: таким образом, этот плут и подлец способен на какие-то чувства.
Но по своей природе он остаётся негодяем, который движется к богатству.
Учитель: в поэме присутствует мотив могилы (призраки).
- Чичиков воскрешает мертвецов и хоронит то живое, что есть в его душе, т.к. она не до конца умерла и может пройти через чистилище в рай, т.е. он не вполне порядочный человек, но и не законченный подлец.
iv. Знакомство с понятием .
Учитель: Какая бы благородная цель не была бы у человека, он всегда должен оставаться порядочным. Можно быть «ангелом», но если неразборчив в средствах, всё равно будешь подлецом.
Так и Чичиков, несмотря на положительные качества, является антигероем.
Антигерой - художественный образ, который помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что осуждает писатель и что считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.
v.Слово учителя. И всё-таки мне хочется поставить восклицательный знак в последнем предложении нашей темы урока.
Чичиков обладает положительными и отрицательными качествами.
Только Чичикову Гоголь даёт возможность размышлять и чувствовать.
(эпизод с умершими мужикамиСобакевича),сочувствует,вздыхает,умиляется.
Таким образом, Чичиков олицетворяет собой мир пошлости и подлости.
Н.В.Гоголь хотел во втором и третьем томе показать возрождение героя, путь, каким пришёл Чичиков к истине, к свету, как из антигероя он превратился в героя. Но, к сожалению, второй том Н.В.Гоголь сжёг, а третий том так и не успел написать.
vi.Рефлексия.
Домашнее задание: напишите эссе на тему «Чичиков через … лет».
-