СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». «Кто он Стало быть подлец»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей поэме Н.В.Гоголь даёт многогранный образ Чичикова.

Просмотр содержимого документа
«Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». «Кто он Стало быть подлец»»

Урок литературы в 9 классе.

Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

«Кто он? Стало быть подлец?»

Цели урока:

- продолжить изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»;

- обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова;

-раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность.

Тип урока: урок-обобщения и систематизации знаний.

Методы и приёмы: чтение текста, анализ, комментирование.

Оборудование: компьютер, презентация, текст поэмы.

Он волею судеб брошен в житейское море

и носится по его бурным волнам, как чёлн,

ломая в щепы борта и обрывая парус…

И. Золотусский



Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Слово учителя о поэме как лиро-эпическом жанре.

III.Беседа по тексту поэмы:

- Кто же Чичиков – мертвая душа или живая?

- Докажите, что все образы помещиков статичны, т.е. неподвижны.

- Что происходит в финале I тома?

- Что мы узнали о детстве Чичикова?

- Что Гоголь говорит о его уме? (особого ума не было, а был огромный талант изворотливости).

Учитель: Вспомните эпизод в школе. Какие качества проявил здесь Павлуша

Чичиков? (стал лучшим учеником – хитростью, лицемерием, приспособлен-

чеством).

- Что произошло с учителем?

-Кого винит Н.Гоголь? (отца, учителя, самого Чичикова).

Вывод: человек сам должен воспитать себя, сам должен беречь свою душу от соблазнов).

- Какие детали сопутствовали Чичикову и какой смысл они имеют?

(бричка, фрак, шкатулка). В бюро есть два отдела: для похорон и для праздников. Шкатулка говорит о его накопительстве, она принадлежит серьёзному, деловому человеку.

- Почему он лучше чувствует себя в бричке? (это его дом).

- Чем он занимался после окончания учебного заведения?

(был мелким чиновником, потом членом комиссии в строительстве казён-

ного дома).

Учитель: другой бы на его месте пал бы духом, опустился бы, спился. Но он идёт любыми путями к своей цели – богатству. В ход пошла копейка егодуши,

она помогла ему добыть 500 рублей.

- Какие же качества он проявил? (целеустремлённость, расчётливость; деньги заменили в нём все человеческие эмоции).

Учитель: взгляните на его черты лица, его походку (вкрадчивая), а внутри – хищник.

- Как воспринимают Чичикова помещики, губернское общество?

- Где сам подвёл себя Чичиков? ( С Ноздрёвым его подвела дипломатичность

; среди всех женщин он выбрал дочку губернатора, остальные женщины на него обиделись).

Вывод: таким образом, этот плут и подлец способен на какие-то чувства.

Но по своей природе он остаётся негодяем, который движется к богатству.

Учитель: в поэме присутствует мотив могилы (призраки).

- Чичиков воскрешает мертвецов и хоронит то живое, что есть в его душе, т.к. она не до конца умерла и может пройти через чистилище в рай, т.е. он не вполне порядочный человек, но и не законченный подлец.

iv. Знакомство с понятием .

Учитель: Какая бы благородная цель не была бы у человека, он всегда должен оставаться порядочным. Можно быть «ангелом», но если неразборчив в средствах, всё равно будешь подлецом.

Так и Чичиков, несмотря на положительные качества, является антигероем.

Антигерой - художественный образ, который помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что осуждает писатель и что считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.

v.Слово учителя. И всё-таки мне хочется поставить восклицательный знак в последнем предложении нашей темы урока.

Чичиков обладает положительными и отрицательными качествами.

Только Чичикову Гоголь даёт возможность размышлять и чувствовать.

(эпизод с умершими мужикамиСобакевича),сочувствует,вздыхает,умиляется.

Таким образом, Чичиков олицетворяет собой мир пошлости и подлости.

Н.В.Гоголь хотел во втором и третьем томе показать возрождение героя, путь, каким пришёл Чичиков к истине, к свету, как из антигероя он превратился в героя. Но, к сожалению, второй том Н.В.Гоголь сжёг, а третий том так и не успел написать.

vi.Рефлексия.

Домашнее задание: напишите эссе на тему «Чичиков через … лет».


-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!