СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ женщины в русской сказке

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ женщины в русской сказке»

МБОУ «Икрянинская общеобразовательная школа»












Исследовательская работа

На тему:

«Образ женщины в русской волшебной сказке»







Подготовил ученик 6 «б» класса

Хомутов Никита

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Нургалиева Диана Басыровна




Астрахань 2017

Содержание

Введение 3

Глава 1. Типология женских образов в русской сказке 5

Глава 2. Образ Василисы в русской народной сказке 7

Глава 3. Образ Снегурочки 9

Глава 4. Образ Бабы-Яги в русской сказке 10

Глава 5. Практическая часть…………………………………………………12

Заключение………………………………………….…………………………..14

Приложение……………………………………..................................................15

Литература……………………………...……………………………………….16



















Введение

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. Читая эти сказки, мы учимся смелости, доброте, уважению к взрослым и т.д. В сказках мы встречаем различных героев. Одним мы импонируем, другие же нас отталкивают. В русских волшебных сказках зачастую описывается подвиг добра-молодца, а вот о подвиге красны-девицы мало, что говорится, хотя во многом это именно её заслуга. Образ женщины как в современной жизни, так и в литературе подвергался изменениям. Мне бы очень хотелось изучить образ женщины в русской волшебной сказке, так как он отчасти является архетипом для всех последующих женских образов в русской литературе.

Функционирование женских образов в сказках, в целом определяясь общефольклорными эстетическими закономерностями, предполагает ряд отличительных особенностей.

На мой взгляд, тема является актуальной, так как образ женщины является очень важным для каждого и русских волшебных сказках не исследован в достаточной мере.

Начиная с колыбельной песни и кончая погребальным плачем, женщина сопровождает мужчину во всех важнейших событиях его жизни. Хранительница очага и культурных традиций, она стоит у истоков зарождения ремесла, поселений и вообще мировых цивилизаций.

Целью данной работы является рассмотрение образа женщины в русских народных сказках. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

  1. Проанализировать литературу по данной теме

  2. Рассмотреть особенности выражения образа женщины в русской волшебной сказке.

  3. Рассмотреть основные женские образы в русской сказке: образ Василисы, образ Снегурочки, образ Бабы-яги.

Изучением данной темы занимался ряд исследователей. Известный фольклорист В.Е. Добровольская рассматривает типологию женских образов в русской сказке и выделяет положительные и отрицательные образы.

Л. Болотова рассматривает особенности женских образов в русской народной сказке. Проблемы генезиса, эволюции, типологии, семантики, поэтики, идейно-художественной специфики женских образов в сказках освещаются в исследованиях российских фольклористов: А.Н. Афанасьева, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, Т.В. Зуевой и др.

А.Н.Афанасьев видел исток формирования большинства сказочных мотивов в уподоблении природных явлений факторам социально-психологическим, значительную роль отводя позднейшему воздействию христианского учения.

Исследования В.Я. Проппа послужили базой для интерпретации одного из важнейших мотивов волшебной сказки - чудесного рождения героя. «Это -одна из форм появления героя, с включением ее в начальную ситуацию», - писал ученый в книге «Морфология сказки». Определив основные составляющие начальной ситуации (пророчество о судьбе персонажа, наличие атрибутов будущего героя, быстрый рост и т.д.), исследователь отметил, что характеристика героя не развернута, его «поступки не составляют функций хода действия».

Е.М. Мелетинский рассматривает историческое происхождение образов в книге «Герой волшебной сказки. Происхождение образа»

Т.В. Зуева в монографии «Волшебная сказка» раскрывают тесную связь древнейших календарных обрядов и образности и сюжета сказок «Снегурочка» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В свете богатого научного материала важным вкладом в рассмотрение проблемы сказочного героя представляется ранее не проводившееся целостное, системное рассмотрение типологических разновидностей женских образов, функционирующих в сюжетах и сюжетных вариантах русских волшебных сказок.

Глава 1. Типология женских образов в русских сказках

Устойчивость характеров персонажей является одной из особенностей русских народных волшебных сказок. Одно из ведущих мест в типологии персонажей занимают женские образы. Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.

В русских сказках часто встречающимися женскими персонажами являются:

  • Ведьма – образ, зачастую олицетворяющий инфернальные темные силы, но в редких случаях может и быть помощником.

  • Падчерица – образ жертвы мачехи, которую постоянно угнетают. Она обладает красотой и мудростью, которая помогает одолеть врагов.

  • Царевна – образ, наделённый красотой, умом, справедливостью. В некоторых сказках Царёва предстаёт как дар одному из героев. Получает он её, пройдя испытания. В других же, Царевна является волшебной помощницей, и сама помогает одолеть все испытания герою.

  • Жена – очень противоречивый образ, так как встречаются два типа: первый – верная жена-помощница, второй – злая, сварливая, достающая мужа руганью или пытающаяся сжить его со свету.

В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями — это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.

Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист — Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек».

Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство. Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Глава 2. Образ Василисы в русских народных сказках

Василиса - любимый женский персонаж народного фольклора. Василиса в сказках встречается нам довольно часто, но в одних сказках она получает прозвище Премудрая, а в других Прекрасная. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, — в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Василиса Премудрая является одним из наиболее совершенных образов, созданных русской народной фантазией. В нем отражены замечательные особенности русской женщины-красавицы: величественная простота, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Василиса – добродетельная жена, наиценнейшее сокровище для своего мужа.

Василиса - женское имя, часто встречающееся в русских сказках и былинах. Означает оно «царственная», «жена царя». В большинстве сказок Василиса – царевна, дочь морского царя, именно такой она описана в сказке "Морской царь и Василиса Премудрая". Но в других, как в сказке «Василиса Прекрасная», – она сирота, живущая у злой мачехи. А, например, в «Царевне-лягушке» Василиса Премудрая – дочь Кощея Бессмертного, превратившего ее в лягушку за то, что «умней отца уродилась».

Одета Василиса в традиционную русскую одежду: сарафан, белую рубашку, украшенную вышивкой. На голове ее кокошник, расшитый речным жемчугом. Волосы заплетены в косу. Она статная, стройная, сильная – такая и с нелегким крестьянским трудом справится, и с Бабой-Ягой сумеет побороться, а помогает Василисе Прекрасной ее мягкий нрав, незлобивость. Никого-то она не обделит ласковым словом и вниманием, всякому поможет делом. Выручает из беды Василису Прекрасную тоже любовь к труду, умение все делать быстро да споро. Василисой Прекрасной люди ее назвали не только за красоту, но и за умение работать, ведь больше всего человека красит труд. В сказке «Василиса Премудрая» девочка Василиса помогает отцу правильно разгадать хитроумные загадки. В этой сказке я хочу отметить Василисин ум, смекалку, любовь к отцу, верность семье, мудрость, смелость, воспитанность.

В сказке «Царевна-лягушка» Василиса предстает перед нами умелой хозяйкой, заботливой женой, оберегающей мужа от волнений, утешающей его. Но она умеет держать себя не только дома у печи, но и на людях: на пиру она пляшет тоже лучше всех. Она верна своему супругу, неподкупна.

Даже злое сердце Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная» тронула доброта, приветливость, незлобивость, выдержка Василисы, потому она и отпустила ее.

В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса крепко держит свое слово: «Кто бы ни был таков, у кого мое платье, выходи сюда; коли старый человек — будешь мне родной батюшка, коли средних лет — будешь братец любимый, коли ровня мне — будешь милый друг»! Она выручает Ивана-царевича из беды, помогая ему выполнить задания морского царя. После свадьбы, когда Иван захотел вернуться на землю, Василиса бежит вместе с ним, применяя свои волшебные умения, чтобы спастись от погони. Она верная жена, помощница мужу.











Глава 3. Образ Снегурочки

Снегурочка — девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра.

Образ Снегурочки возникает вследствие того, что бездетные дед и старуха летят из снега себе доченьку-помощницу.

Исследователь русского фольклора А. Н. Афанасьев в своих «Русских народных сказках» пишет о том, как «вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку — и стала девочка Снежевиночка». …

В русской народной сказке «Снегурушка»: «принесла бабка в решете снега». Толкла она с дедом его и «вытолкли Снегурушку. Посадили её в печурку, она высохла и стала расти не по дням, а по часам»

Существует гипотеза, что эти сказки о Снегурочке возникли на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И не зря именно Костромы считают родиной этой белоснежной девочки.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки. Слово «Кострома» имеет один корень со словом «костер». Этот обряд существовал на приволжских землях вплоть до начала XX века. И, поэтому фольклорный образ Снегурочки погибает именно от костра или солнечных лучей. Снегурочка - это «сезонный» образ, который очень часто встречается не только в народных сказках, но и в авторских.





Глава 4. Образ Бабы-Яги в русских сказках

На границе миров- тёмного и сказанного- обычно предстаёт перед нами очень противоречивый персонаж – это Баба-Яга. Это бессменный герой всех русских сказок. Но кто же она и откуда?

Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-Яга никогда не ходит — она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-Яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-Яге подчиняются звери и птицы.

Она может изображаться как труп, она находится в избушке, которая сама по себе напоминает гроб, она «лежит из угла в угол», «нос в потолок врос». В некоторых сказках у нее из тела могут торчать куски гнилой плоти. То есть она полуразложившийся труп. Будучи наиболее близка к миру смерти, она выступает как первопокойник, персонаж, первым прошедший через смерть, который знает, как пройти через мир мертвых. Именно поэтому она помогает герою-искателю преодолеть трудности иного мира, получить тайные знания и сокровища, находящиеся там.

В волшебных сказках Баба-Яга больше стала известна как старуха-волшебница, которая всегда готова вредить герою, а в своих помыслах способна и съесть его. Признаки ее "прошлого" красноречиво говорят об этом: забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо засова - человеческая нога, а вместо запоров - руки, замок заменяет рот с острыми зубами. Вот так в сказке «Василиса Премудрая» описывается место, где живет Баба-яга: «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». Сразу по описанию можно понять, что это потусторонний, тёмный мир, так как присутствуют атрибуты того мира: черепа, кости, дремучий лес. Баба-Яга имеет свой род, хотя "родственники", как правило, живут друг от друга на значительном расстоянии. Известно, что у нее есть три сестры - Ягишны. Ее братья (или сыновья) - шести-, девяти- и двенадцатиглавые Змеи.

Встреча героя с Бабой-Ягой сродни испытаниям посвященных в обрядах инициации. Эти испытания превратились в загадывание загадок герою, от ответа на которые зависит его судьба, в троекратное (трехгодичное) служение Бабе-Яге. После испытаний она из противника героя становится его помощницей.

Детей, попадающих к Бабе-Яге, она пытается усадить на лопату, изжарить и съесть. Живет Баба-Яга в избушке, такой же дряхлой, как имама героиня. Зловещая избушка Бабы-Яги расположена на границе миров, в самом деле дремучем, непроходимом лесу. Недоступность избушки, которая обращена к лесу передом, а к герою задом, свидетельствует о том, что она скорее принадлежит миру мертвых, а не живых. Только чудодейственные слова заставляют избушку развернуться.

Но Баба-Яга не всегда предстаёт в роли злодейки, есть и сказки, где она является положительным героем и помогает одолеть других злодеев. Так, например, в сказках «Молодильные яблоки», «Финист- ясный сокол», «Три Бабы-Яги», она помогает главным героям. (см. Приложение 1)









Глава 5. Практическая часть

  1. Практическое исследование

Я провел опрос среди членов своей семьи и знакомых. В опросе участвовало 20 человек.

На вопрос: Какие женские имена встречаются в русских народных сказках? Я получил следующие ответы:

  1. Настенька -4;

  2. Василиса Премудрая -6;

  3. Василиса Прекрасная -5;

  4. Елена Прекрасная -2;

  5. Аленушка - 2;

  6. Марья -1.












Работая над образом Бабы-Яги, я прочитал много статей в энциклопедиях о Бабе Яге; русских народных сказок и решил провести анализ её поступков. Проанализировав сказки, мы составили такую таблицу:


«Баба Яга в русских народных сказках»


Название сказки


Поступок Бабы Яги

Хороший или плохой поступок

Терешечка

Хотела съесть Терешечку

Плохой

Марья-Моревна

Хотела погубить Ивана-царевича

Плохой

Василиса Прекрасная

Хотела съесть Василису

Плохой

Сказка про Василису Премудрую

Помогла Иванушке найти Василису

Хороший

Баба Яга

Хотела съесть девочку

Плохой

Баба Яга и заморышек

Хотела всех погубить

Плохой

Золотой конь

Рассказала, как достать гусли

Плохой

Гуси-лебеди

Похитила ребёнка, чтобы съесть

Плохой

Сказка о молодильных яблочках и живой воде

Дала совет, как найти воду и яблоки

Хороший

Царевна-лягушка

Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного

Хороший

Финист-Ясный сокол

Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола

Хороший

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

Помогла Андрею-стрелку

Хороший

Заколдованная королевна

Помогла найти королевну

Хороший

Иван Свитанник

Хотела выколоть глаза Ивану

Плохой

Пилипка-сынок

Хотела съесть Пилипку

Плохой

Выводы по проекту:

1.Работая над проектом, я прочитал много сказок.

2. Убедился, что имена сказочных героинь связаны с реальными именами.

3. Выяснил, что прозвище играет для сказочной героини большое значение, так как определяется тем, какие действия совершает героиня.

4. Научился работать с различными источниками информации


Заключение

Сказка- яркое проявление национальной культуры и искусства, в ней отражены представления народа о сторонах жизни и народная мудрость.

Со сказали мы знакомится ещё с самого раннего детства. Герои сказок являются для нас образцами для подражания. Некоторые дети сравнивают своих мам с образом Василисы Премудрой. Именно, благодаря сказкам мы понимаем, что такое зло и добро, учимся быть отважнее смелее и добрее. На опыте любимых героев мы познаем истинные ценности.

В результате проделанной работы мною была достигнута поставленная цель: были рассмотрены основные образы женщины в русских народных сказках. В ходе исследования были рассмотрены особенности выражения образа женщины в русской волшебной сказке. Считаю, что материал будет полезен для школьной программы и очень интересен для школьников.


















Приложение 1

Название сказки

Положительный персонаж

Отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»


похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

дает совет, как одолеть противника (Кощея)


«Баба Яга»


хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»


хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)


«Марья Моревна»


хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»


билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

помогла Андрею-стрелку


«Заколдованная королевна»

помогла найти королевну


«Финист – ясный сокол»

все трое помогли найти Марьюшку


«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

дала совет, как найти воду и яблоки










Литература:

  1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. - М., 1958.

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Худож. лит., 1984. - 176 с.

  3. Болотова Л. Особенности женских образов в русской народной сказке

  4. Василиса Премудрая. Русская народная сказка. Ростов-на-Дону, «Владис», 2003.

  5. Зуева Т.В. «Волшебная сказка»

  6. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. - М.: Восточная литература, 1958. - 264 с

  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 366 с.

  8. Пропп В.Я. Морфология сказки. - 2-е изд. - М.: Наука, 1969. - 279 с.

  9. Русские народные сказки в обработке М.Булатова и А.Толстого. М., «Омега», 2002.


Интернет-ресурсы

  1. https://postnauka.ru/faq/ Добровольская В.Е. Образ женщины в русских сказках.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!