Цель урока :создание условий для достижения планируемых результатов
Раскрыть процесс образования государства у восточных славян; выяснить, что явилось причинами создания Древнерусского государства; познакомить учащихся с политикой первых князей и датой основания Древнерусского государства.
Способствовать развитию навыков устной речи, воспитывать уважение к истории своей страны.
План урока
1. Предпосылки создания Древнерусского государства
2. Появление княжеской власти
3. Образование государственных центров
4. Образование Древнерусского государства
Домашнее задание
- Параграф 4-5 , даты, имена, термины.
ПОВТОРИМ Кто был соседями славян?
ПОВТОРИМ
ПОВТОРИМ Древние государства Поволжья
Хазарский каганат
Когда образовалось
Волжская Болгария
Территория (на момент наибольшего расширения)
Столица
Религия, когда принята
Занятия жителей
Сер. IX- сер. X века
30 г. VII века
Северное Предкавказье, северное Причерноморье,
Приазовье, часть Крыма
Междуречье Волги и Камы
Булгар
Итиль
Ислам принят в 922 г.
Иудаизм принят на руб. VIII-IX в.в.
Кочевое скотоводство, ремесла , земледелие
Скотоводство, ремесла , земледелие
ПОВТОРИМ
Стремление славян к единству создавало предпосылки к созданию государства.
Образование Древнерусского государства
Задание: Прочитать определение , вставив пропущенные слова ,
Государство – организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории , взаимоотношения которых регулируются едиными законами (традициями), осуществляется охрана земель и регулируются отношения с другими государствами и народами.
1. Предпосылки создания Древнерусского государства
В IX веке большое значение в жизни славян имела торговля . Через земли славян пролегал торговый путь от Балтики и Северной Европы до Византии («путь из варяг в греки» ).
Появились люди приобретавшие у славян меха, мед, воск и вывозившие их на рынки Византии, Хазарии
Работая с картой на стр. 41 , выполнить задание 4 на рабочем листе .
Отметьте названия рек и городов, находившихся на торговом пути «из варяг в греки». При необходимости воспользуйтесь картой в учебнике на стр. 41.
1 ) Новгород 3) Днепр 5) Волхов 7) Дон 9) Смоленск
2) Ростов 4) Неман 6) Ловать 8) Киев 10) Суздаль
1. Предпосылки создания Древнерусского государства
Вдоль торговых путей возникали поселки, постепенно выраставшие в города ( Киев – у полян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменских словен).
1. Предпосылки создания Древнерусского государства
В городах торговали купцы, сюда переселялись ремесленники. Города подчиняли себе окрестные территории. Возникали местные княжения, т.е. территории, признающие власть того или иного князя. В городах селились выходцы из различных племен. В городах устанавливались новые единые для всех порядки.
1. Предпосылки создания Древнерусского государства
Торговля была очень выгодным, но и очень опасным делом. Нижнее течение реки Днепр находилось под контролем кочевого народа печенегов . Они грабили проплывавшие торговые корабли, а захваченных людей продавали в рабство. На северо-западе на земли восточных славян участились набеги варягов. Они обложили данью племена чудь, весь и меря (финно-угорские), а также кривичей и ильменских словен .
3. Образование государственных центров
На приглашение откликнулись братья Рюрик , Трувер и Синеус. Они обосновались в Новгороде, Изборске и на Белоозере.
Летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. славяне и финно-угры решили пригласить на княжение знакомых им варягов.
Рюрик- князь, положивший начала династии Рюриковичей, правившей до конца 16 века.
Задание: прочитать пункт 1 на стр.40., выполнить задания 2 (Рюрик) и 3 (862г.) на рабочем листе.
Задание: прочитать пункт 2 на стр.42-43, выполнить задания 2 (Олег и Игорь) и 3 (882г., 907, 911) на рабочем листе.
Образование государственных центров
Задание : Прочитать текст на стр. 40, выполнить задание 1. на РЛ
Памятник основателям Киева
Задание : Прочитать текст на стр. 40, выполнить задание 1. на РЛ
Отметьте имена братьев , с которыми связана легенда об основании Киева.
1)Аскольд 3) Гостомысл 5) Щек
2) Дир 4) Кий 6) Хорив
Образование государственных центров
Согласно преданию Киев основали три брата – Кий, Щек и Хорив .
Памятник основателям Киева
Знатные воины Рюрика Аскольд и Дир отправились с дружинниками в набег на Константинополь, но по пути остановились у Киева и, захватив его, остались там княжить.
Образование государственных центров
Задание : Прочитать текст на стр. 42, выполнить задание 2. на РЛ
Памятник основателям Киева
Олег Вещий (882-912) - князь, объединивший Новгород и Киев в одно государство
Игорь Старый (912-945) – сын Рюрика, правивший в Киеве.
Образование Древнерусского государства
После смерти Рюрика в 879 г. новгородским князем стал его родственник Олег . В 882 г .,
Образование государственных центров
Задание : Прочитать текст на стр. 43, выполнить задание 3. на РЛ
Образование государственных центров
Задание : Прочитать текст на стр. 43, выполнить задание 3. на РЛ
События
- Образование Древнерусского государства
Даты
А) 945г.
2) Договор Руси с Византией
Б) 862.г
3) Призвание варягов в Новгород
В) 882г
4) гибель князя Игоря
Г) 907г.
Д) 911г.
Задание: Просмотрев видеофрагмент «Становление Древнерусского государства» (Инфоурок) ответить на вопросы:
3.Что такое уроки и погосты?
Ольга (945-957)- киевская княгиня.
Задание: Прочитать текст на стр.44-45 :
Святослав Игоревич (957-972)- киевский князь
Домашнее задание
- Параграф 4-5 , вопросы после пунктов, даты, имена, термины.
Домашнее задание
- Параграф 6-7 , пункты 1-2, вопросы после пунктов , даты, персоналии
ПОВТОРИМ
862-879- правление князя Рюрика в Новгороде
882-912- правление князя Олега в Киеве
912-945- правление князя Игоря в Киеве
945-957- правление княгини Ольги в Киеве
957-972- правление князя Святослава в Киеве
……………………… ...
……………………… .
………………………
……………………… ...
……………………… ...
ПОВТОРИМ
1.
ПОВТОРИМ
1.
Задание: прочитать фрагмент документа на стр. 48 и устно ответить на вопрос.
……………
……………
……………
Задание: прочитать фрагмент документа на стр. 48 вставив пропущенное имя.
… ..
… ..
… ..
Задание Выполнить задания на контурной карте, используя карту на стр. 41
Прочитать текст на стр. 45-47 и устно ответить на вопросы:
- Кому досталась власть в Киеве после смерти старших сыновей Святослава в 980г.?
- В чем заключалась и какое значение имела языческая реформа 983г.?
3.
Домашнее задание
- § 4-5, п.1,2.
- Рабочая тетрадь с.17 № 7 (карта)
- Ответить на вопр. на стр. 47 (устно)