СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование как способ передачи знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование как способ передачи знаний»

2.3Образование

  • Об­щие све­дения

  • Уров­ни об­ра­зова­ния

  • Сис­те­ма обу­чения в ву­зах

Общие сведения

Об­ра­зова­ние — это важ­ный и не­об­хо­димый ин­сти­тут об­ще­ства. Оно име­ет целью пе­реда­чу на­коп­ленных зна­ний и опы­та мо­лодо­му по­коле­нию. Ес­ли бы об­ра­зова­ния не су­щес­тво­вало, каж­до­му но­вому по­коле­нию приш­лось бы за­ново при­об­ре­тать те зна­ния, ко­торые уже бы­ли по­луче­ны пред­ка­ми.

Об­ра­зова­ние — про­цесс це­лена­прав­ленно­го воз­действия обу­ча­юще­го на обу­ча­емо­го с целью при­вития пос­ледне­му но­вых для не­го зна­ний.

Об­ра­зова­ние не­мыс­ли­мо без вос­пи­тания. В про­цес­се обу­чения обу­ча­ющийся при­об­ре­та­ет не только но­вые зна­ния, но и при­нятые в дан­ном об­ще­стве об­разцы по­веде­ния, об­раз мыс­лей, ос­но­вы ми­ровоз­зре­ния.

В про­цес­се об­ра­зова­ния про­ис­хо­дит раз­ви­тие че­лове­ка, зак­ла­дыва­ют­ся ос­но­вы фор­ми­рова­ния лич­ности. Обу­ча­ющийся не только ус­ва­ива­ет но­вый учеб­ный ма­тери­ал, но и ана­лизи­ру­ет его, де­ла­ет вы­воды, об­ме­нива­ет­ся ими со сво­ими то­вари­щами, от­ста­ива­ет свою точ­ку зре­ния.

Об­ра­зова­ние как ин­сти­тут об­ще­ства воз­никло в глу­бокой древ­ности. В пер­во­быт­ном об­ще­стве зна­ния пе­реда­вались ус­тно из по­коле­ния в по­коле­ние. Стар­шие чле­ны ро­да по­казы­вали мо­лодым при­емы охо­ты, из­го­тов­ле­ния ору­дий тру­да, де­лились прак­ти­чес­ким опы­том. С по­яв­ле­ни­ем письмен­ности зна­ния ста­ли фик­си­роваться на ма­тери­альных но­сите­лях — гли­няных и вос­ко­вых таб­личках, па­пиру­се, пер­га­мен­те, бу­маге.

С воз­никно­вени­ем клас­со­вого об­ще­ства об­ра­зова­ние выш­ло за рам­ки се­мейно-ро­довых от­но­шений и ста­ло пред­ме­том за­боты го­сударс­тва. Из­вес­тно, что уже в древ­них го­сударс­твах, та­ких как Еги­пет, Ас­си­рия, Ва­вилон, су­щес­тво­вали шко­лы, где учи­ли чи­нов­ни­ков. Действи­тельно, для то­го что­бы уп­равлять людьми, нуж­но об­ла­дать оп­ре­делен­ны­ми зна­ни­ями. Дальнейшее раз­ви­тие об­ра­зова­ние по­лучи­ло в пе­ри­оды рас­цве­та Древ­ней Гре­ции и Древ­не­го Ри­ма. Там сло­жились сво­еоб­разные сис­те­мы об­ра­зова­ния, сос­то­яв­шие из не­скольких сту­пеней, на каж­дой из ко­торых изу­чались оп­ре­делен­ные пред­ме­ты.

В лю­бой сис­те­ме об­ра­зова­ния обя­зательно обу­чение чте­нию, письму, сче­ту. Но в пе­ри­од Ан­тичнос­ти вы­соко це­нилось зна­ние ис­кус­ств, а так­же ора­тор­ские спо­соб­ности. По­это­му сре­ди изу­ча­емых пред­ме­тов важ­ное мес­то за­нима­ла ри­тори­ка — ис­кус­ство по­леми­ки, не­об­хо­димое для ус­пешной по­лити­че­ской карьеры.

На Ру­си пер­вые шко­лы бы­ли соз­да­ны при Вла­дими­ре Свя­тос­ла­вови­че и при Ярос­ла­ве Муд­ром. В них учи­лись де­ти бо­яр и дру­жин­ни­ков. В дальнейшем цен­тра­ми об­ра­зова­ния ста­ли мо­нас­ты­ри. Об­ра­зова­ние в них стро­илось на ре­лиги­оз­ной поч­ве с обу­чени­ем ос­но­вам ве­ры, чте­нию псал­мов и пе­нию в хо­ре.

В 1687 г. от­кры­лось пер­вое в Рос­сии выс­шее учеб­ное за­веде­ние — Сла­вяно-гре­ко-ла­тин­ская ака­демия. В прав­ле­ние Пет­ра I об­ра­зова­ние при­об­ре­ло свет­ский ха­рак­тер, по­яви­лось мно­го учеб­ных за­веде­ний, го­товив­ших спе­ци­алис­тов в раз­личных об­ластях го­сударст­вен­но­го уп­равле­ния.

В пос­ле­пет­ров­скую эпо­ху об­ра­зова­ние в Рос­сии про­дол­жа­ло раз­ви­ваться. В 1755 г. был от­крыт Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. Од­на­ко учеб­ных за­веде­ний не хва­тало, и дво­ряне на­нима­ли учи­телей и учи­ли сво­их де­тей до­ма.

Здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Под­линный про­рыв в об­ра­зова­нии при­ходит­ся на вре­мя прав­ле­ния Алек­сан­дра I. Бы­ло соз­да­но че­тыре но­вых уни­вер­си­тета, по­яви­лись пер­вые ли­цеи — зак­ры­тые учеб­ные за­веде­ния для дво­рян, офор­ми­лась еди­ная сис­те­ма учеб­ных за­веде­ний всех уров­ней — цер­ковноп­ри­ход­ских школ, у­ез­дных учи­лищ, гу­берн­ских гим­на­зий и уни­вер­си­тетов.

Школьный ус­тав 1864 г. раз­ре­шил от­кры­вать учеб­ные за­веде­ния земс­твам, го­род­ским ду­мам, ком­мерчес­ким ор­га­низа­ци­ям и час­тным ли­цам. С это­го вре­мени чис­ло школ ста­ло быс­тро уве­личи­ваться. В на­чале XX в. пра­ви­тельство пос­та­вило за­дачу об­ще­дос­тупно­го на­чально­го об­ра­зова­ния. Од­на­ко Пер­вая ми­ровая война и пос­ле­довав­шая за­тем ре­волю­ция не поз­во­лили за­вер­шить это на­чина­ние.

В со­вет­ский пе­ри­од в на­шей стра­не про­води­лось мно­го ре­форм в об­ласти на­род­но­го об­ра­зова­ния. Ос­новным дос­ти­жени­ем в этой об­ласти нуж­но счи­тать вве­дение обя­зательно­го сред­не­го об­ра­зова­ния и воз­можность для каж­до­го по­лучить выс­шее об­ра­зова­ние. Сис­те­ма со­вет­ско­го об­ра­зова­ния по ка­чес­тву и объему по­луча­емых зна­ний, уме­ний и на­выков бы­ла при­зна­на од­ной из луч­ших в ми­ре.

Уровни образования

В статье 43 Кон­сти­туции Рос­сийской Фе­дера­ции про­воз­гла­ша­ет­ся пра­во каж­до­го на по­луче­ние об­ра­зова­ния, га­ран­ти­ру­ют­ся бес­плат­ное дош­кольное и сред­нее об­ра­зова­ние и пра­во бес­плат­но­го по­луче­ния выс­ше­го об­ра­зова­ния в го­сударст­вен­ных и му­ници­пальных об­ра­зова­тельных уч­режде­ни­ях.

В Рос­сийской Фе­дера­ции в со­от­ветс­твии с Фе­деральным за­коном от 29 де­каб­ря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об­ра­зова­нии в Рос­сийской Фе­дера­ции» ус­та­нав­ли­ва­ют­ся сле­ду­ющие уров­ни об­ра­зова­ния:

  • уров­ни об­ще­го об­ра­зова­ния:

1) дош­кольное об­ра­зова­ние;

2) на­чальное об­щее об­ра­зова­ние;

3) ос­новное об­щее об­ра­зова­ние;

4) сред­нее об­щее об­ра­зова­ние;

  • уров­ни про­фес­сио­нально­го об­ра­зова­ния:

1) сред­нее про­фес­сио­нальное об­ра­зова­ние;

2) выс­шее об­ра­зова­ние — ба­калав­ри­ат;

3) выс­шее об­ра­зова­ние — спе­ци­али­тет, ма­гис­тра­тура;

4) выс­шее об­ра­зова­ние — под­го­тов­ка кад­ров выс­шей ква­лифи­кации.

Сис­те­ма рос­сийско­го об­ра­зова­ния да­ет воз­можность по­луче­ния до­пол­ни­тельно­го об­ра­зова­ния и соз­да­ет ус­ло­вия для неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния.

Пос­ле за­вер­ше­ния кур­са обу­чения каж­до­го уров­ня вы­пус­кни­кам вы­да­ет­ся до­кумент об окон­ча­нии об­ра­зова­тельно­го уч­режде­ния. Тем ли­цам, ко­торые не за­вер­ши­ли об­ра­зова­ние ка­кого-ли­бо уров­ня, вы­да­ет­ся справ­ка ус­та­нов­ленно­го об­разца.

Аттестат о среднем общем образовании

Каж­дая об­ра­зова­тельная ор­га­низа­ция име­ет свой ус­тав, в ко­тором за­фик­си­рова­ны пра­ва и обя­зан­ности обу­ча­ющих­ся. Для де­тей и под­рос­тков с от­кло­нени­ями в раз­ви­тии соз­да­ют­ся спе­ци­альные (кор­рекци­он­ные) шко­лы или клас­сы. Под­рос­тки с де­ви­ан­тным (от­кло­ня­ющим­ся от норм) по­веде­ни­ем по ре­шению су­да нап­равля­ют­ся в спе­ци­альные учеб­но-вос­пи­тательные уч­режде­ния, обес­пе­чива­ющие их ме­дико-со­ци­альную ре­аби­лита­цию, об­ра­зова­ние и про­фес­сио­нальную под­го­тов­ку.

Об­ра­зова­тельные ор­га­низа­ции в со­вре­мен­ной Рос­сии де­поли­тизи­рова­ны. В них не мо­гут соз­да­ваться и фун­кци­они­ровать ни­какие об­ще­ствен­ные ор­га­низа­ции и по­лити­че­ские пар­тии.

Все учас­тни­ки учеб­но­го про­цес­са — обу­ча­ющи­еся, пе­даго­гичес­кие ра­бот­ни­ки, ад­ми­нис­тра­ция об­ра­зова­тельной ор­га­низа­ции — име­ют вза­им­ные пра­ва и обя­зан­ности. Обу­ча­ющи­еся име­ют пра­во по­лучать зна­ния в со­от­ветс­твии с об­ра­зова­тельным стан­дартом. В то же вре­мя они обя­заны соб­лю­дать учеб­ную дис­ципли­ну, вы­пол­нять за­дания, ко­торые им да­ет пе­даго­гичес­кий ра­бот­ник. Обу­ча­ющи­еся име­ют пра­во на пе­ревод из од­ной об­ра­зова­тельной ор­га­низа­ции в дру­гую. Пе­даго­гичес­кий ра­бот­ник име­ет пра­во тре­бовать от обу­ча­юще­гося вы­пол­не­ния пре­дус­мотрен­ных прог­раммой об­ра­зова­тельных норм и соб­лю­дения учеб­ной дис­ципли­ны. Он обя­зан да­вать обу­ча­ющим­ся пре­дус­мотрен­ный стан­дартом ми­нимум зна­ний, ува­жать лич­ность обу­ча­юще­гося.

Пос­ле окон­ча­ния шко­лы вы­пус­кник мо­жет выб­рать путь — про­дол­жить обу­чение и по­лучить про­фес­сио­нальное об­ра­зова­ние, под ко­торым по­нима­ет­ся сис­те­ма под­го­тов­ки ква­лифи­циро­ван­ных ра­бочих кад­ров в об­ра­зова­тельных уч­режде­ни­ях сред­не­го про­фес­сио­нально­го об­ра­зова­ния. При­ем в уч­режде­ния сред­не­го про­фес­сио­нально­го об­ра­зова­ния осу­щест­вля­ет­ся на кон­кур­сной ос­но­ве. Дли­тельность обу­чения за­висит от уров­ня об­ра­зова­ния аби­тури­ен­та. Уча­щи­еся, пос­ту­па­ющие пос­ле 9‑го клас­са об­ще­об­ра­зова­тельной шко­лы, про­ходят двух- или трех­го­дич­ную под­го­тов­ку. Уча­щи­еся, пос­ту­па­ющие пос­ле 11‑го клас­са, обу­ча­ют­ся один или два го­да (сро­ки обу­чения мо­гут варьиро­ваться). За­кон­чив уч­режде­ние сред­не­го про­фес­сио­нально­го об­ра­зова­ния и по­лучив опыт прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти, вы­пус­кник мо­жет ра­ботать по по­лучен­ной спе­ци­альнос­ти и стать бо­лее са­мо­сто­ятельным.

В то же вре­мя каж­дый граж­да­нин Рос­сийской Фе­дера­ции име­ет пра­во пос­ле по­луче­ния сред­не­го (об­ще­го или сред­не­го про­фес­сио­нально­го) об­ра­зова­ния пос­ту­пить в уч­режде­ние выс­ше­го об­ра­зова­ния. При этом осо­бое вни­мание сле­ду­ет об­ра­тить на вы­бор ву­за. В со­вре­мен­ной Рос­сии су­щес­тву­ют го­сударст­вен­ные, му­ници­пальные и не­госу­дарст­вен­ные ву­зы. Час­тные ву­зы соз­да­ют­ся об­ще­ствен­ны­ми, по­лити­че­ски­ми, ре­лиги­оз­ны­ми ор­га­низа­ци­ями, час­тны­ми ли­цами и т.д. Сре­ди них вы­деля­ют об­ра­зова­тельные уч­режде­ния, име­ющие го­сударст­вен­ную ак­кре­дита­цию, и не­ак­кре­дито­ван­ные.

Дип­ло­мы, ко­торые вы­да­ют не­ак­кре­дито­ван­ные ву­зы, име­ют за­кон­ную си­лу, но у спе­ци­али­стов с та­кими до­кумен­та­ми воз­ни­ка­ют проб­ле­мы при пос­тупле­нии в ас­пи­ран­ту­ру или ус­тройстве на ра­боту.

Сту­ден­ты го­сударст­вен­ных, му­ници­пальных ву­зов, обу­ча­ясь на днев­ном от­де­лении, по­луча­ют сти­пен­дию, име­ют льго­ты на оп­ла­ту про­ез­да в об­ще­ствен­ном тран­спор­те, на про­жива­ние в об­ще­житии, мо­гут пе­рехо­дить из од­но­го ву­за в дру­гой и т.д. Мо­лодым лю­дям при­зыв­но­го воз­раста пре­дос­тавля­ет­ся пра­во на от­сроч­ку от служ­бы в ар­мии. Ста­тус сту­ден­та не­госу­дарст­вен­но­го ву­за, име­юще­го го­сударст­вен­ную ак­кре­дита­цию, при­рав­ни­ва­ет­ся к ста­тусу сту­ден­та го­сударст­вен­но­го ву­за, за ис­клю­чени­ем пра­ва на по­луче­ние го­сударст­вен­ной сти­пен­дии. Ста­тус сту­ден­та не­госу­дарст­вен­но­го ву­за, не име­юще­го го­сударст­вен­ной ак­кре­дита­ции, оп­ре­деля­ет­ся ус­та­вом ву­за.

Ак­кре­дито­ван­ные ву­зы име­ют пра­во вы­давать дип­ло­мы го­сударст­вен­но­го об­разца. Ес­ли сту­дент окан­чи­ва­ет вуз, не име­ющий го­сударст­вен­ной ак­кре­дита­ции, он смо­жет по­лучить дип­лом го­сударст­вен­но­го об­разца, ес­ли у это­го ву­за есть до­говор с ак­кре­дито­ван­ным ву­зом, в со­от­ветс­твии с ко­торым мож­но сдать эк­за­мены эк­стер­ном. В лю­бом слу­чае аби­тури­ен­ту сле­ду­ет вни­мательно оз­на­комиться с тем ву­зом, в ко­торый он ре­шил пос­ту­пать.

Обу­чение в ву­зах на­прав­ле­но на ре­шение сле­ду­ющих за­дач:

  • фор­ми­рова­ние гра­мот­но­го на­уч­но­го язы­ка, что со­став­ля­ет важ­ный ком­по­нент культу­ры бу­дуще­го спе­ци­алис­та;

  • раз­ви­тие ло­гичес­ко­го мыш­ле­ния, ре­чи и твор­ческих спо­соб­ностей сту­ден­тов;

  • за­креп­ле­ние на­выков ис­сле­дова­тельской де­ятельно­сти, ко­торые очень важ­ны для дальнейшей уче­бы в ву­зе и са­мосо­вер­шенс­тво­вания, не­об­хо­димо­го в про­фес­сио­нальной де­ятельно­сти.

Уч­режде­ния выс­ше­го об­ра­зова­ния в на­шей стра­не пред­став­ле­ны уни­вер­си­тета­ми, ака­деми­ями, ин­сти­тута­ми. В уни­вер­си­тете су­щес­тву­ет не­сколько фа­культе­тов, от­де­лений, ин­сти­тутов, ко­торые го­товят спе­ци­алис­тов раз­ных спе­ци­альнос­тей. Уни­вер­си­теты име­ют со­лид­ную на­уч­ную ба­зу, на ос­но­ве ко­торой про­водят­ся на­уч­ные ис­сле­дова­ния. Ака­демия го­товит спе­ци­алис­тов в кон­крет­ной об­ласти на­уки, тех­ни­ки, культу­ры. Ин­сти­тут мо­жет быть как са­мо­сто­ятельным об­ра­зова­тельным уч­режде­ни­ем, так и частью уни­вер­си­тета, ака­демии.

Здание Тимирязевской академии

За­коном пре­дус­мотре­но пра­во рос­сийских сту­ден­тов по­лучать выс­шее про­фес­сио­нальное об­ра­зова­ние пос­те­пен­но. Пер­вый уро­вень — это не­пол­ное выс­шее об­ра­зова­ние. Каж­дый обу­ча­емый пос­ле пер­вых двух лет уче­бы, ус­пешно сдав все эк­за­мены в ву­зе, мо­жет по­лучить дип­лом, под­твержда­ющий этот уро­вень. За­тем, ес­ли он ре­шит про­дол­жить уче­бу, то мо­жет пос­ту­пить на сле­ду­ющий курс в лю­бой вуз дан­но­го про­филя.

Го­сударст­вен­ные ву­зы осу­щест­вля­ют под­го­тов­ку сту­ден­тов по дав­но сло­жив­шейся в на­шей стра­не сис­те­ме. Обу­чение на оч­ном от­де­лении длит­ся пять лет, пос­ле че­го в слу­чае ус­пешной сда­чи го­сударст­вен­ных ат­теста­ци­он­ных эк­за­менов и за­щиты дип­ломной ра­боты сту­дент по­луча­ет оп­ре­делен­ную спе­ци­альность (ква­лифи­кация «спе­ци­алист»).

В пос­ледние го­ды во мно­гих ву­зах вве­дена сис­те­ма обу­чения, ши­роко рас­простра­нен­ная на За­паде, ко­торая за­креп­ле­на Фе­деральным за­коном «Об об­ра­зова­нии в Рос­сийской Фе­дера­ции», при­нятым в 2012 г. В ней ба­зовым уров­нем выс­ше­го про­фес­сио­нально­го об­ра­зова­ния яв­ля­ет­ся ба­калав­ри­ат. Сту­ден­ты оч­но­го от­де­ления учат­ся че­тыре го­да и по­луча­ют ква­лифи­кацию ба­калавр, да­ющую при пос­туп­ле­нии на ра­боту ее об­ла­дате­лю пра­во на за­нятие дол­жнос­ти, для ко­торой ква­лифи­каци­он­ны­ми тре­бова­ни­ями пре­дус­мотре­но выс­шее про­фес­сио­нальное об­ра­зова­ние. Вто­рой уро­вень этой сис­те­мы — по­луче­ние ква­лифи­кации спе­ци­алист, со­от­ветс­тву­ющей ква­лифи­кации рос­сийских го­сударст­вен­ных ву­зов. Тре­тий уро­вень на­зыва­ет­ся ма­гис­тра­турой. Он обес­пе­чива­ет бо­лее уг­лублен­ную про­фес­сио­нальную под­го­тов­ку спе­ци­алис­тов с ква­лифи­каци­ей ма­гистр.

Пос­ле­вузов­ское об­ра­зова­ние вклю­ча­ет ас­пи­ран­ту­ру и док­то­ран­ту­ру, пос­ле окон­ча­ния ко­торых в слу­чае за­щиты дис­серта­ции прис­ва­ива­ет­ся уче­ная сте­пень со­от­ветс­твен­но кан­ди­дата и док­то­ра на­ук.

Система обучения в вузах

В нас­то­ящее вре­мя уч­режде­ния выс­ше­го об­ра­зова­ния име­ют пра­во са­мо­сто­ятельно оп­ре­делять учеб­ные прог­раммы, глав­ное, что­бы они со­от­ветс­тво­вали обя­зательно­му ми­ниму­му зна­ний, ут­вер­жден­но­му Ми­нис­терс­твом на­уки и выс­ше­го об­ра­зова­ния Рос­сийской Фе­дера­ции. Так­же ву­зы са­ми мо­гут оп­ре­делять сис­те­му и ха­рак­тер обу­чения. Пре­пода­вание мно­гих учеб­ных дис­циплин в ву­зах Рос­сии в большинс­тве слу­ча­ев ве­дет­ся в ре­жиме тра­дици­он­ной сис­те­мы обу­чения, пред­по­лага­ющей че­редо­вание лек­ци­он­ных и се­минар­ских за­нятий в со­чета­нии с за­чет­ной и эк­за­мена­ци­он­ной фор­ма­ми кон­тро­ля зна­ний и уме­ний сту­ден­тов.

В ря­де ву­зов ус­пешно прак­ти­ку­ет­ся дис­танци­он­ная сис­те­ма обу­чения, хо­рошо за­реко­мен­до­вав­шая се­бя на За­паде. Она зна­чительно от­ли­ча­ет­ся от тра­дици­он­ной и пре­дос­тавля­ет сту­ден­ту дос­та­точ­ную сво­боду при изу­чении ма­тери­ала. При этом не­об­хо­димо со­зда­ние та­ких ус­ло­вий об­ра­зова­тельно­го про­цес­са, при ко­торых сту­дент смог бы в пол­ной ме­ре ре­али­зовать свои спо­соб­ности.

В хо­де дис­танци­он­но­го обу­чения сту­дент дол­жен на­учиться:

  • са­мо­сто­ятельно ос­ва­ивать зна­ния, при­меняя их в кон­крет­ных учеб­ных си­ту­аци­ях;

  • про­водить са­мо­оцен­ку сво­ей де­ятельно­сти, вы­яв­ляя не­ис­пользо­ван­ные ин­теллек­ту­альные по­зна­вательные воз­можнос­ти;

  • кор­ректи­ровать са­мо­ор­га­низа­цию про­цес­са при­об­ре­тения зна­ний для дос­ти­жения мак­си­мально­го ре­зульта­та са­мо­сто­ятельной поз­на­вательной де­ятельно­сти.

Та­ким об­ра­зом, сту­дент в ус­ло­ви­ях дис­танци­он­но­го обу­чения выс­ту­па­ет не только как объект пе­даго­гичес­ко­го воз­действия, но и как ак­тивный субъект по­зна­ния, спо­соб­ный це­лена­прав­ленно вы­яв­лять и ре­али­зовы­вать свой твор­ческий по­тен­ци­ал, са­мо­сто­ятельно вы­бирать спо­собы ис­пользо­вания средств по­зна­ния, ак­тивно вза­имо­действо­вать с то­вари­щами по учеб­ной груп­пе на а­уди­тор­ных за­няти­ях. При этом ме­ня­ет­ся роль пре­пода­вате­ля в учеб­ном про­цес­се. Он выс­ту­па­ет в ка­чес­тве кон­сультан­та-ве­дуще­го, за­дача ко­торо­го — нап­равлять ра­боту сту­ден­та в нуж­ное рус­ло.

Ос­но­ва дис­танци­он­но­го спо­соба по­луче­ния об­ра­зова­ния — мо­дульный прин­цип обу­чения по юни­там кур­са (раз­де­лам учеб­ной дис­ципли­ны). Мо­дульный под­ход в ор­га­низа­ции обу­чения поз­во­ля­ет ре­али­зовать кон­цепцию нап­равля­емо­го и кон­тро­лиру­емо­го об­ра­зова­ния. В дан­ном слу­чае мо­дулем на­зыва­ет­ся часть учеб­ной прог­раммы, пред­назна­чен­ная для ин­ди­виду­ально­го изу­чения. При­мене­ние мо­дулей в учеб­ном про­цес­се воз­можно и при тра­дици­он­ной сис­те­ме обу­чения. В этом слу­чае мо­дульный под­ход в ор­га­низа­ции обу­чения на­ибо­лее пол­но ре­али­зу­ет­ся в про­цес­се под­го­тов­ки и про­веде­ния се­минар­ских за­нятий. При дис­танци­он­ном обу­чении на ос­но­ве мо­дульной сис­те­мы стро­ит­ся пол­ная учеб­ная прог­рамма. Со­дер­жа­ние каж­до­го мо­дуля дол­жно быть сос­тавле­но так, что­бы сту­дент мог чет­ко пред­став­лять, ка­кой объем те­оре­тиче­ско­го ма­тери­ала он дол­жен ус­во­ить в ре­зульта­те изу­чения мо­дуля, как он бу­дет при­об­ре­тать не­об­хо­димые зна­ния, как он бу­дет от­чи­тываться об ус­во­ении этих зна­ний.

В за­виси­мос­ти от сос­тавля­ющих ком­по­нен­тов раз­ли­ча­ют два ти­па мо­дулей.

Пер­вый тип пред­став­ля­ет со­бой мо­дуль, весь ма­тери­ал ко­торо­го из­ло­жен в од­ном пе­чат­ном из­да­нии (бро­шюре), вклю­ча­ющем вы­дер­жки из раз­но­об­разной учеб­ной ли­тера­туры. При этом сту­ден­ту не нуж­но прив­ле­кать до­пол­ни­тельную ли­тера­туру, так как в дан­ном из­да­нии он найдет всю не­об­хо­димую ин­форма­цию. Этот тип мо­дуля удо­бен в том слу­чае, ког­да биб­ли­оте­ки ин­сти­тутов не со­дер­жат не­об­хо­димо­го на­бора учеб­ной ли­тера­туры. Не­дос­та­ток та­кого мо­дуля — узость ин­форма­ци­он­но­го прос­транс­тва и зат­рудни­тельность пол­ной ре­али­зации ин­ди­виду­альных ка­честв сту­ден­та.

Вто­рой тип мо­дуля вклю­ча­ет раз­личные ис­точни­ки ин­форма­ции (учеб­ную ли­тера­туру, а­удио- и ви­де­ома­тери­алы, компьютер­ные прог­раммы и т.д.), что поз­во­ля­ет раз­но­об­ра­зить учеб­ные за­нятия и вмес­те с тем тре­бу­ет от сту­ден­та большей са­мо­сто­ятельнос­ти, са­модис­ципли­ны, уме­ния ра­ботать с ис­точни­ками.

Сте­пень эф­фектив­ности обу­чения сту­ден­тов во мно­гом за­висит от его ор­га­низа­ции и адап­та­ции к пси­холо­гичес­ким осо­бен­ностям бу­дущих спе­ци­алис­тов. Эти за­дачи мож­но ре­шить в рам­ках как тра­дици­он­ной, так и дис­танци­он­ной сис­те­мы обу­чения. Большую роль в обо­их слу­ча­ях иг­ра­ют дея­тельность пре­пода­вате­ля как ор­га­низа­тора учеб­но­го про­цес­са, его спо­соб­ность мо­били­зовать скры­тые воз­можнос­ти каж­до­го сту­ден­та, при­вить ему на­выки са­мо­ор­га­низа­ции, диф­фе­рен­ци­ровать тре­бова­ния к каж­до­му сту­ден­ту в за­виси­мос­ти от его ин­ди­виду­альных осо­бен­ностей.

Тех­но­логию учеб­но­го про­цес­са в тра­дици­он­ной и дис­танци­он­ной сис­те­мах обу­чения мож­но пред­ста­вить в сле­ду­ющем ви­де:

  • тра­дици­он­ная сис­те­ма обу­чения:

1) лек­ция;

2) се­минар (раз­личные фор­мы учеб­ных за­нятий);

3) те­кущий кон­троль (тест, а­уди­тор­ная кон­трольная ра­бота);

4) ито­говый кон­троль (за­чет, эк­за­мен);

  • дис­танци­он­ная сис­те­ма обу­чения:

1) изу­чение учеб­но-ме­тоди­чес­ко­го по­собия;

2) лек­ция-кон­сульта­ция;

3) вы­пол­не­ние до­маш­не­го за­дания;

4) се­минар;

5) тест.

Аудиторная контрольная работа — один из видов текущего контроля

Сле­ду­ет от­ме­тить, что схе­ма тех­но­логии тра­дици­он­ной сис­те­мы обу­чения от­ра­жа­ет про­цесс изу­чения все­го кур­са учеб­ной дис­ципли­ны, тог­да как в схе­ме дис­танци­он­ной сис­те­мы обу­чения рас­смат­ри­ва­ет­ся струк­ту­ра только од­но­го мо­дуля. Из их со­вокуп­ности со­сто­ит курс учеб­ной дис­ципли­ны, пос­ле изу­чения ко­торо­го, так же как и в тра­дици­он­ной сис­те­ме, сле­ду­ет ито­говый кон­троль (эк­за­мен).

При­веден­ные схе­мы учеб­но­го про­цес­са двух сис­тем обу­чения поз­во­ля­ют го­ворить о раз­ли­чи­ях в по­этап­ности ов­ла­дения те­оре­тиче­ски­ми зна­ни­ями.

Ос­новные эта­пы ов­ла­дения зна­ни­ями при тра­дици­он­ной сис­те­ме обу­чения:

  • прос­лу­шива­ние и кон­спек­ти­рова­ние лек­ции;

  • са­мо­сто­ятельная под­го­тов­ка к се­минар­ско­му за­нятию: ра­бота с лек­ци­он­ным ма­тери­алом, учеб­ни­ками и до­пол­ни­тельной ли­тера­турой;

  • ра­бота на се­минар­ском за­нятии, в хо­де ко­торо­го про­ис­хо­дит уг­лубле­ние и за­креп­ле­ние по­лучен­ных зна­ний;

  • про­межу­точ­ный кон­троль: тест или кон­трольная ра­бота по пройден­ной те­ме.

Ос­новные эта­пы ов­ла­дения зна­ни­ями при дис­танци­он­ной сис­те­ме обу­чения:

  • при­об­ре­тение ба­зовых те­оре­тиче­ских зна­ний: чте­ние тек­ста учеб­но­го по­собия и до­пол­ни­тельной ли­тера­туры;

  • встре­ча с пре­пода­вате­лем (тьюто­ром) на об­зорной лек­ции-кон­сульта­ции, в хо­де ко­торой сни­ма­ют­ся не­яс­ные воп­ро­сы, фор­му­лиру­ют­ся учеб­ные це­ли, оп­ре­деля­ют­ся ори­ен­ти­ры на вы­пол­не­ние до­маш­не­го за­дания и тес­то­вого кон­тро­ля;

  • са­мо­сто­ятельная ра­бота сту­ден­та по изу­чению те­оре­тиче­ско­го ма­тери­ала, вы­пол­не­ние до­маш­не­го за­дания;

  • ра­бота сту­ден­та на се­минар­ском за­нятии;

  • тес­ти­рова­ние, пред­став­ля­ющее со­бой кон­троль ус­во­ения ма­тери­ала дан­но­го мо­дуля.

В 2020 г. в свя­зи с сис­те­мой са­мо­изо­ляции, выз­ванной пан­де­ми­ей COVID-19, дис­танци­он­ное об­ра­зова­ние при­няло но­вую фор­му. Учеб­ные за­нятия пе­реш­ли на он­лайн-ре­жим. Пре­пода­вате­ли са­ми оп­ре­деля­ли ме­тоди­ку про­веде­ния за­нятий. Сис­те­мати­зацию опы­та и вы­работ­ку об­щей ме­тоди­ки та­кой фор­мы обу­чения еще пред­сто­ит про­вес­ти.

Рас­смот­ренные сис­те­мы обу­чения не всег­да су­щес­тву­ют в чис­том ви­де. Ча­ще все­го они ком­би­ниру­ют­ся. По­это­му аби­тури­ент, пос­ту­пая в вуз, дол­жен уточ­нить, по ка­кой ме­тоди­ке про­ходит обу­чение, и выб­рать то, что ему больше под­хо­дит.

Кро­ме то­го, каж­дый пос­ту­па­ющий в вуз дол­жен по­нимать, что ка­ким бы прес­тижным он ни был, обу­чение не бу­дет эф­фектив­ным, ес­ли не прик­ла­дывать собс­твен­ных уси­лий. Нуж­но не только при­сутс­тво­вать на за­няти­ях, но и обу­чаться во вне­учеб­ное вре­мя, за­ниматься са­мо­об­ра­зова­ни­ем, стре­миться к са­море­али­зации и твор­чес­тву. А эти ка­чес­тва на­до вос­пи­тывать в се­бе со школьной скамьи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!