2.3Образование
Общие сведения
Образование — это важный и необходимый институт общества. Оно имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каждому новому поколению пришлось бы заново приобретать те знания, которые уже были получены предками.
Образование — процесс целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний.
Образование немыслимо без воспитания. В процессе обучения обучающийся приобретает не только новые знания, но и принятые в данном обществе образцы поведения, образ мыслей, основы мировоззрения.
В процессе образования происходит развитие человека, закладываются основы формирования личности. Обучающийся не только усваивает новый учебный материал, но и анализирует его, делает выводы, обменивается ими со своими товарищами, отстаивает свою точку зрения.
Образование как институт общества возникло в глубокой древности. В первобытном обществе знания передавались устно из поколения в поколение. Старшие члены рода показывали молодым приемы охоты, изготовления орудий труда, делились практическим опытом. С появлением письменности знания стали фиксироваться на материальных носителях — глиняных и восковых табличках, папирусе, пергаменте, бумаге.
С возникновением классового общества образование вышло за рамки семейно-родовых отношений и стало предметом заботы государства. Известно, что уже в древних государствах, таких как Египет, Ассирия, Вавилон, существовали школы, где учили чиновников. Действительно, для того чтобы управлять людьми, нужно обладать определенными знаниями. Дальнейшее развитие образование получило в периоды расцвета Древней Греции и Древнего Рима. Там сложились своеобразные системы образования, состоявшие из нескольких ступеней, на каждой из которых изучались определенные предметы.
В любой системе образования обязательно обучение чтению, письму, счету. Но в период Античности высоко ценилось знание искусств, а также ораторские способности. Поэтому среди изучаемых предметов важное место занимала риторика — искусство полемики, необходимое для успешной политической карьеры.
На Руси первые школы были созданы при Владимире Святославовиче и при Ярославе Мудром. В них учились дети бояр и дружинников. В дальнейшем центрами образования стали монастыри. Образование в них строилось на религиозной почве с обучением основам веры, чтению псалмов и пению в хоре.
В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. В правление Петра I образование приобрело светский характер, появилось много учебных заведений, готовивших специалистов в различных областях государственного управления.
В послепетровскую эпоху образование в России продолжало развиваться. В 1755 г. был открыт Московский университет. Однако учебных заведений не хватало, и дворяне нанимали учителей и учили своих детей дома.
Здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Подлинный прорыв в образовании приходится на время правления Александра I. Было создано четыре новых университета, появились первые лицеи — закрытые учебные заведения для дворян, оформилась единая система учебных заведений всех уровней — церковноприходских школ, уездных училищ, губернских гимназий и университетов.
Школьный устав 1864 г. разрешил открывать учебные заведения земствам, городским думам, коммерческим организациям и частным лицам. С этого времени число школ стало быстро увеличиваться. В начале XX в. правительство поставило задачу общедоступного начального образования. Однако Первая мировая война и последовавшая затем революция не позволили завершить это начинание.
В советский период в нашей стране проводилось много реформ в области народного образования. Основным достижением в этой области нужно считать введение обязательного среднего образования и возможность для каждого получить высшее образование. Система советского образования по качеству и объему получаемых знаний, умений и навыков была признана одной из лучших в мире.
Уровни образования
В статье 43 Конституции Российской Федерации провозглашается право каждого на получение образования, гарантируются бесплатное дошкольное и среднее образование и право бесплатного получения высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Система российского образования дает возможность получения дополнительного образования и создает условия для непрерывного образования.
После завершения курса обучения каждого уровня выпускникам выдается документ об окончании образовательного учреждения. Тем лицам, которые не завершили образование какого-либо уровня, выдается справка установленного образца.
Аттестат о среднем общем образовании
Каждая образовательная организация имеет свой устав, в котором зафиксированы права и обязанности обучающихся. Для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) школы или классы. Подростки с девиантным (отклоняющимся от норм) поведением по решению суда направляются в специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
Образовательные организации в современной России деполитизированы. В них не могут создаваться и функционировать никакие общественные организации и политические партии.
Все участники учебного процесса — обучающиеся, педагогические работники, администрация образовательной организации — имеют взаимные права и обязанности. Обучающиеся имеют право получать знания в соответствии с образовательным стандартом. В то же время они обязаны соблюдать учебную дисциплину, выполнять задания, которые им дает педагогический работник. Обучающиеся имеют право на перевод из одной образовательной организации в другую. Педагогический работник имеет право требовать от обучающегося выполнения предусмотренных программой образовательных норм и соблюдения учебной дисциплины. Он обязан давать обучающимся предусмотренный стандартом минимум знаний, уважать личность обучающегося.
После окончания школы выпускник может выбрать путь — продолжить обучение и получить профессиональное образование, под которым понимается система подготовки квалифицированных рабочих кадров в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Прием в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе. Длительность обучения зависит от уровня образования абитуриента. Учащиеся, поступающие после 9‑го класса общеобразовательной школы, проходят двух- или трехгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11‑го класса, обучаются один или два года (сроки обучения могут варьироваться). Закончив учреждение среднего профессионального образования и получив опыт практической деятельности, выпускник может работать по полученной специальности и стать более самостоятельным.
В то же время каждый гражданин Российской Федерации имеет право после получения среднего (общего или среднего профессионального) образования поступить в учреждение высшего образования. При этом особое внимание следует обратить на выбор вуза. В современной России существуют государственные, муниципальные и негосударственные вузы. Частные вузы создаются общественными, политическими, религиозными организациями, частными лицами и т.д. Среди них выделяют образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, и неаккредитованные.
Дипломы, которые выдают неаккредитованные вузы, имеют законную силу, но у специалистов с такими документами возникают проблемы при поступлении в аспирантуру или устройстве на работу.
Студенты государственных, муниципальных вузов, обучаясь на дневном отделении, получают стипендию, имеют льготы на оплату проезда в общественном транспорте, на проживание в общежитии, могут переходить из одного вуза в другой и т.д. Молодым людям призывного возраста предоставляется право на отсрочку от службы в армии. Статус студента негосударственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, приравнивается к статусу студента государственного вуза, за исключением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного вуза, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом вуза.
Аккредитованные вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца. Если студент оканчивает вуз, не имеющий государственной аккредитации, он сможет получить диплом государственного образца, если у этого вуза есть договор с аккредитованным вузом, в соответствии с которым можно сдать экзамены экстерном. В любом случае абитуриенту следует внимательно ознакомиться с тем вузом, в который он решил поступать.
Обучение в вузах направлено на решение следующих задач:
формирование грамотного научного языка, что составляет важный компонент культуры будущего специалиста;
развитие логического мышления, речи и творческих способностей студентов;
закрепление навыков исследовательской деятельности, которые очень важны для дальнейшей учебы в вузе и самосовершенствования, необходимого в профессиональной деятельности.
Учреждения высшего образования в нашей стране представлены университетами, академиями, институтами. В университете существует несколько факультетов, отделений, институтов, которые готовят специалистов разных специальностей. Университеты имеют солидную научную базу, на основе которой проводятся научные исследования. Академия готовит специалистов в конкретной области науки, техники, культуры. Институт может быть как самостоятельным образовательным учреждением, так и частью университета, академии.
Здание Тимирязевской академии
Законом предусмотрено право российских студентов получать высшее профессиональное образование постепенно. Первый уровень — это неполное высшее образование. Каждый обучаемый после первых двух лет учебы, успешно сдав все экзамены в вузе, может получить диплом, подтверждающий этот уровень. Затем, если он решит продолжить учебу, то может поступить на следующий курс в любой вуз данного профиля.
Государственные вузы осуществляют подготовку студентов по давно сложившейся в нашей стране системе. Обучение на очном отделении длится пять лет, после чего в случае успешной сдачи государственных аттестационных экзаменов и защиты дипломной работы студент получает определенную специальность (квалификация «специалист»).
В последние годы во многих вузах введена система обучения, широко распространенная на Западе, которая закреплена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», принятым в 2012 г. В ней базовым уровнем высшего профессионального образования является бакалавриат. Студенты очного отделения учатся четыре года и получают квалификацию бакалавр, дающую при поступлении на работу ее обладателю право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Второй уровень этой системы — получение квалификации специалист, соответствующей квалификации российских государственных вузов. Третий уровень называется магистратурой. Он обеспечивает более углубленную профессиональную подготовку специалистов с квалификацией магистр.
Послевузовское образование включает аспирантуру и докторантуру, после окончания которых в случае защиты диссертации присваивается ученая степень соответственно кандидата и доктора наук.
Система обучения в вузах
В настоящее время учреждения высшего образования имеют право самостоятельно определять учебные программы, главное, чтобы они соответствовали обязательному минимуму знаний, утвержденному Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Также вузы сами могут определять систему и характер обучения. Преподавание многих учебных дисциплин в вузах России в большинстве случаев ведется в режиме традиционной системы обучения, предполагающей чередование лекционных и семинарских занятий в сочетании с зачетной и экзаменационной формами контроля знаний и умений студентов.
В ряде вузов успешно практикуется дистанционная система обучения, хорошо зарекомендовавшая себя на Западе. Она значительно отличается от традиционной и предоставляет студенту достаточную свободу при изучении материала. При этом необходимо создание таких условий образовательного процесса, при которых студент смог бы в полной мере реализовать свои способности.
В ходе дистанционного обучения студент должен научиться:
самостоятельно осваивать знания, применяя их в конкретных учебных ситуациях;
проводить самооценку своей деятельности, выявляя неиспользованные интеллектуальные познавательные возможности;
корректировать самоорганизацию процесса приобретения знаний для достижения максимального результата самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, студент в условиях дистанционного обучения выступает не только как объект педагогического воздействия, но и как активный субъект познания, способный целенаправленно выявлять и реализовывать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирать способы использования средств познания, активно взаимодействовать с товарищами по учебной группе на аудиторных занятиях. При этом меняется роль преподавателя в учебном процессе. Он выступает в качестве консультанта-ведущего, задача которого — направлять работу студента в нужное русло.
Основа дистанционного способа получения образования — модульный принцип обучения по юнитам курса (разделам учебной дисциплины). Модульный подход в организации обучения позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого образования. В данном случае модулем называется часть учебной программы, предназначенная для индивидуального изучения. Применение модулей в учебном процессе возможно и при традиционной системе обучения. В этом случае модульный подход в организации обучения наиболее полно реализуется в процессе подготовки и проведения семинарских занятий. При дистанционном обучении на основе модульной системы строится полная учебная программа. Содержание каждого модуля должно быть составлено так, чтобы студент мог четко представлять, какой объем теоретического материала он должен усвоить в результате изучения модуля, как он будет приобретать необходимые знания, как он будет отчитываться об усвоении этих знаний.
В зависимости от составляющих компонентов различают два типа модулей.
Первый тип представляет собой модуль, весь материал которого изложен в одном печатном издании (брошюре), включающем выдержки из разнообразной учебной литературы. При этом студенту не нужно привлекать дополнительную литературу, так как в данном издании он найдет всю необходимую информацию. Этот тип модуля удобен в том случае, когда библиотеки институтов не содержат необходимого набора учебной литературы. Недостаток такого модуля — узость информационного пространства и затруднительность полной реализации индивидуальных качеств студента.
Второй тип модуля включает различные источники информации (учебную литературу, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы и т.д.), что позволяет разнообразить учебные занятия и вместе с тем требует от студента большей самостоятельности, самодисциплины, умения работать с источниками.
Степень эффективности обучения студентов во многом зависит от его организации и адаптации к психологическим особенностям будущих специалистов. Эти задачи можно решить в рамках как традиционной, так и дистанционной системы обучения. Большую роль в обоих случаях играют деятельность преподавателя как организатора учебного процесса, его способность мобилизовать скрытые возможности каждого студента, привить ему навыки самоорганизации, дифференцировать требования к каждому студенту в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Технологию учебного процесса в традиционной и дистанционной системах обучения можно представить в следующем виде:
1) лекция;
2) семинар (различные формы учебных занятий);
3) текущий контроль (тест, аудиторная контрольная работа);
4) итоговый контроль (зачет, экзамен);
1) изучение учебно-методического пособия;
2) лекция-консультация;
3) выполнение домашнего задания;
4) семинар;
5) тест.
Аудиторная контрольная работа — один из видов текущего контроля
Следует отметить, что схема технологии традиционной системы обучения отражает процесс изучения всего курса учебной дисциплины, тогда как в схеме дистанционной системы обучения рассматривается структура только одного модуля. Из их совокупности состоит курс учебной дисциплины, после изучения которого, так же как и в традиционной системе, следует итоговый контроль (экзамен).
Приведенные схемы учебного процесса двух систем обучения позволяют говорить о различиях в поэтапности овладения теоретическими знаниями.
Основные этапы овладения знаниями при традиционной системе обучения:
прослушивание и конспектирование лекции;
самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: работа с лекционным материалом, учебниками и дополнительной литературой;
работа на семинарском занятии, в ходе которого происходит углубление и закрепление полученных знаний;
промежуточный контроль: тест или контрольная работа по пройденной теме.
Основные этапы овладения знаниями при дистанционной системе обучения:
приобретение базовых теоретических знаний: чтение текста учебного пособия и дополнительной литературы;
встреча с преподавателем (тьютором) на обзорной лекции-консультации, в ходе которой снимаются неясные вопросы, формулируются учебные цели, определяются ориентиры на выполнение домашнего задания и тестового контроля;
самостоятельная работа студента по изучению теоретического материала, выполнение домашнего задания;
работа студента на семинарском занятии;
тестирование, представляющее собой контроль усвоения материала данного модуля.
В 2020 г. в связи с системой самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19, дистанционное образование приняло новую форму. Учебные занятия перешли на онлайн-режим. Преподаватели сами определяли методику проведения занятий. Систематизацию опыта и выработку общей методики такой формы обучения еще предстоит провести.
Рассмотренные системы обучения не всегда существуют в чистом виде. Чаще всего они комбинируются. Поэтому абитуриент, поступая в вуз, должен уточнить, по какой методике проходит обучение, и выбрать то, что ему больше подходит.
Кроме того, каждый поступающий в вуз должен понимать, что каким бы престижным он ни был, обучение не будет эффективным, если не прикладывать собственных усилий. Нужно не только присутствовать на занятиях, но и обучаться во внеучебное время, заниматься самообразованием, стремиться к самореализации и творчеству. А эти качества надо воспитывать в себе со школьной скамьи.