Технологическая карта образовательного квеста по окружающему миру
Элементы структуры | Содержание квеста |
Название | «Царства живой природы» |
Направленность квеста | Естественнонаучная направленность квеста. Квест может быть использован на уроках окружающего мира. |
Цель | Сформировать знания детей о царствах живой природы и связях между ними. |
Задачи | 1. Формирование значения понятия «Царство природы»; 2. Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать успешность индивидуальной и групповой работы; 3. Формирование умения обсуждать информацию, отвечать на вопросы; 4. Формирование умения слушать и вступать в диалог, учитывая позиции партнеров; 5. Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, объединяться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Продолжительность | 45 мин. |
Целевая группа | Учащиеся начальной школы, 10-11 лет |
Квест-герои | Класс делится на 4 команды. 1 команда – Микробиологи - ученые царства бактерий. 2 команда – Микологи – ученые царства грибов. 3 команда – Ботаники – ученые царства растений. 4 команда – Зоологи – ученые царства животных. |
Основное задание/основная идея | В результате квеста учащиеся должны создать книгу «Царства живой природы». |
Сюжет и продвижение по нему | Команды по заранее определённой траектории продвижения по квесту выполняют задания различного характера, примеры которых приведены в дидактическом материале. На каждый этап отведено одинаковое количество времени, по сигналу учителя команды переходят от одного задания к другому. Этапы квеста: 1) «Поиск информации», 2) «Загадки царств», 3) «Каждому царству – свой дом». После прохождения каждого этапа учащиеся вклеивают в книгу «Царства животные» информацию о своём царстве. |
Задания/препятствия | Для продвижения по сюжету разработано только основное задание. Дополнительные задания не предусмотрены. |
Критерии оценивания деятельности обучающихся | Оценивается выполнение основного задания на каждом этапе. Кроме того, учитель оценивает командную работу и сотрудничество учеников, за этот критерий команде начисляются отдельные баллы. |
Дидактический материал к проведению квеста:
Этап 1. «Поиск информации»
Проводится поисковая деятельность в группах, происходит «открытие» детьми новых знаний. Теоретическая часть поисковой деятельности включает в себя работу с текстами, а также формулирование выводов выполненной работы. Практическая часть исследования включает в себя выполнение заданий в группе и оформление ответов в бланках в письменной форме, подготовка и формулирование устной речи для выступления презентации групповой работы перед всем классом. Задания в командах похожи по содержанию, структуре и сложности, нацелены на получение предметных результатов.
Материал: карточка с заданием, лист ответов.
Задача: изучите текст. Выделите главное. Представьте и обоснуйте мнение по данному вопросу. Заполните бланк для ответов №1.
За эту работу участники получают 10 баллов.
Царство живой природы «Бактерии»
Существует около 3000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.
Бактерии иногда называют микробами. Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле.
Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир, йогурт.
А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются. От них возникают разные болезни.
В природе бактерии играют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Бактерии нужны для разложения ненужного биологического мусора. Без бактерий земля покрылась бы кучей мусора, и не осталось бы места для всего живого.
Бланк ответов № 1
Изучив текст, мы узнали, что в царстве живой природы «………….»:
Существует около…………………………………………
Бактерии живут …………………………………………
Бактерии нужны для ………………………………
Каждая группа получает бланки с правильными ответами. Проверяют выполненное задание.
Правильные ответы к заданию
Изучив текст, мы узнали, что в царстве живой природы «Бактерии»:
Существует около 3000 видов бактерий.
Бактерии живут повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, и т.д.
Бактерии нужны для изготовления молочнокислых продуктов, для разложения ненужного мусора.
Этап 2. «Загадки царств»
Материал и оборудование: презентация, лист ответов.
Задача: изучите презентацию «Царства живой природы» и отгадайте загадки. Посчитайте количество каждого вида живой природы. У вас должно получиться по 4 представителя в группе.
За эту работу участники получают 8 баллов.
Э тап 3. «Каждому царству – свой дом»
Материал и оборудование: карточка с заданием, лист ответов.
Задача: обсудите в группе и расселите представителей царств живой природы на лист и покажите их взаимосвязь. Дорисуйте недостающих. Как ваши царства взаимосвязаны? Придите к общему мнению и выскажите его.
За эту работу участники получают 10 баллов.
После прохождения всех этапов, учащиеся создают книгу «Царства живой природы», проводится рефлексия деятельности. Вопросы для обсуждения могут быть следующими: довольны ли вы результатом? Кто и как именно проявлял активность? Кто предлагал идеи? Довольны ли вы сотрудничеством друг с другом? Легко ли было договариваться друг с другом?