СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект: «Песочные сказки» в развитии детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный проект:

«Песочные сказки» в развитии детей младшего школьного возраста.

 

Проект «Песочные сказки» в развитии детей предназначен для работы с детьми  младшего школьного возраста (6-9 лет). Проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».

 

Пояснительная записка

Все большую силу в наше время набирает установление федеральных государственных образовательных стандартов образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для младшего школьника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса к различным областям деятельности и науки. Помощь ученику в адаптации к условиям школьной жизни, развития познавательных способностей, фантазии и  развитию устной речи.

Задачи:

  • изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;
  • разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;
  • наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;
  • познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
  • развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;
  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
  • развивать детскую самостоятельность и инициативу;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • развивать словарный запас школьников по средствам создания «песочных сказок и историй».

 

 

 

Общие принципы проекта «Песочные сказки»

  • принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенокшкольник и забота о его здоровье и безопасности.
  • "позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ОУ;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

 

Особенности организации проекта «Песочные сказки»

 

Процесс совместной деятельности со школьниками  включает в себя:

  • использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения учащихся;
  • организация  мероприятий для повышения социального статуса детей;
  • вовлечение школьников в свободные игры со сверстниками;
  •  моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
  •  акцент в работе проекта на вовлечении школьников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
  •  разрешение и поощрение высказывания детьми  множества вопросов;
  • использование в обучении школьников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки учениками собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
  • привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
  •  использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
  • создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

 

Методы и приемы:

Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (кисточками, совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, создание сказок…)

Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью, сложности первоклассника и др.). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи, сказки).

Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.

Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.

 

Формы работы по проекту

  • Работа с учащимися:
  • чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (рассказы, сказки);
  • проведение игр с песком, водой;
  • проведение игровых занятий;
  • пополнение предметно — развивающей среды группы учащихся;
  • опытно – экспериментальная деятельность;
  • тематический день: «День мыльного пузыря и песка».
  • Работа с родителями:
  • выполнение творческих заданий;
  • совместная опытно–экспериментальная деятельность;
  • консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;
  • мастер-класс «песочные сказки»;
  • изготовление и сбор оборудования для игр с песком;
  • альбом: «в мире песка»
  • сборник художественной литературы (стихотворения, высказывания великих людей…).

 

Продолжительность проекта: сентябрь- апрель 2018-2020 года.

Целевая аудитория проекта – дети младшего школьного возраста (6-9лет) .

Участники проекта – учащиеся МОУ «СОШ № 15 с УИОП», педагоги, родители учеников.

 

 

Этапы реализации проекта

 

Этапы

Задачи

 

I этап

Подготовительный

 

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  • составление плана реализации проекта;
  • разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций;
  • подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

 

  • составление проекта «песочные фантазии»;
  • разработка модели комплексного взаимодействия всех участников проекта;
  • создание банка дидактических и методических материалов по использованию песочной игротерапии в работе ОУ;
  • разработка плана мероприятий по использованию песочной игротерапии в воспитательно-образовательном процессе учреждения, соответствующего программе реализуемой в ОУ.

II этап

Реализация

 

Функционирование проекта «Песочные сказки» в воспитательно-образовательном  процессе

  • Взаимодействие участников проекта
  • Полнота реализации основной общеобразовательной программы МОУ «СОШ № 15 с УИОП».
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

III этап

Результативность проекта

 

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат:

 

  • развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики школьников;
  • личностное развитие школьника и развитие его индивидуальных особенностей;
  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
  • получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
  • получают положительные эмоции от   экспериментирования;
  • повысился уровень мотивации к играм с песком;
  • получение первого опыта рефлексии (самооценка);
  • творческое самовыражение воспитанников.

 

 

Формы работы с педагогами:

1 этап

2 этап

3 этап

- Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий

- методические посиделки: «Разговор о песочной терапии»

- создание картотеки игр в педагогической песочнице

- подбор детской художественной литературы

- подбор методического и иллюстративного материала.

- теоретический семинар: «Песочная терапия для школьников»

- консультации: «Играем с песком», «Песок и снятие эмоционального напряжения у школьников».

- Круглый стол: «Песочная страна – страна чудес»

- разработка плана мероприятий, конспектов и сценариев по теме проекта

- подбор и изготовление атрибутов и пособий, необходимых для организации работы с песком

- консультация для педагогов: «История возникновения песочной терапии»

- просмотр учебных видеофильмов

- подбор экспонатов для мини-музея песка

- изучение опыта работы дошкольных учреждений города по теме

- Педагогический совет: «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии»

- открытые просмотры организованной образовательной деятельности

- смотр - конкурс: «Дидактические игры и пособия»

- создание мини-музея песка

- семинар-практикум: «Создание условий для работы с пеком»

- фотовыставка: «Ученик, играющий в песок»

- тренинговые упражнения: «Учим школьников игре с песком»

- изготовление пособия для воспитателей «Разнообразие игр с песком»

- консультации: «Логопедические игры в песке», «Коррекция речевых нарушений средствами песочной терапии», «Психологические основы метода песочной терапии»

- Панорама педагогических достижений: «Возможности песочной терапии»

- самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту

- выставка продуктов проектной деятельности

- оформление и распространение материала: «Песочная страна – страна  чудес»

- оформление фотовыставки и выставки детских работ

- оформление стенда: «Педагогическая песочница»

- презентация проекта

- создание слайд - шоу

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.             Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.

2.             Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель:  Транзиткнига, 2006.

3.             Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.

4.             Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.

5.         Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.

6.         Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989

7. Хухлаева О.В ,Тропинка к своему Я

8.Книга Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке"

            9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии»

          10.Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия».

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект: «Песочные сказки» в развитии детей младшего школьного возраста.»

 

Тема:

«Песочная терапия как средство коррекции тревожности и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста.»



 

автор:

Кофтёнкина Ирина Александровна

Должность:

______________педагог-психолог_, учитель начальных классов_________

Место работы:

___________МОУ «СОШ № 15 с УИОП»______________





 



































 

г. Электросталь,  Московская область

Российская Федерация


Оглавление:

Актуальность ___________________________________________________2

Часть 1.

1.1.История создания песочной терапии ____________________________3-4

1.2.Пескотерапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста._____________________________________________4-8

1.3. Понятие межличностных отношений и их развитие.______________8-10

1.4. Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.___ 10-14

Часть 2.

Практическая часть. Образовательный проект:«Песочные сказки» в развитии детей младшего школьного возраста.______________________________15-24

Литература____________________________________________________25



















Актуальность:

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоцио­нально насыщенным». Данный период знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), в связи с чем, учащийся становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника.

Школа одна из первых открывает перед учащимся мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей, образовательное учреждение берет на себя одну из главных ролей в воспитании учащегося. Поэтому школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности учащегося. Многие основные личностные качества складываются в данный период жизни и от того, как они будут заложены, зависит последующее развитие учащегося.



Цель исследования: Оценить влияние песочной терапии на межличностные отношения школьников 7-9 лет.

Объект исследования: учащиеся начальной школы.

Предмет исследования: межличностные отношения учащихся 7-9 лет.








Часть 1.


1.1.История создания песочной терапии


В 20-х годах XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд впервые описала игру с песком как методику консультирования. Она использовала терапию в работе с психологически неблагополучными детьми. На заполненном песком подносе дети создавали композиции, используя воду, миниатюрные фигурки и предметы, находящиеся вблизи от импровизированной песочницы. Получившиеся композиции дети часто называли «Мой мир», потому Ловенфильд назвала свою технику «Построение мира».

Благодаря швейцарскому юнгианскому детскому психотерапевту Доре Калфф, сформулировавшей теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии, методика получила широкое распространение. Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калфф, «Sandplay», 1980


Дора Калфф ввела ныне действующий стандарт на размер и цвет песочницы, расположила ее на столе для более удобного использования и визуального восприятия всей создаваемой композиции, указала на необходимое наличие кувшина с водой и миниатюрных фигурок, располагаемых на полках вблизи от песочницы. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».

Сначала Дора использовала игры с песком в работе с детьми, затем начала применять их и со взрослыми. Со временем данная техника получила широкую известность и теперь привлекательна для многих специалистов – как в детском, так и во взрослом психоанализе, в арт- и гештальт-терапии, семейной психотерапии и других направлениях психологической науки.


1.2.Пескотерапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Игнорирование эмоционального состояния ребенка или резко негативные реакции взрослых могут привести к печальным последствиям, таким как тревожность, страхи или отсутствие мотивации к обучению».

Школьная тревожность — это форма выражения эмоционального неблагополучия учащегося. Данный вид тревожности проявляется в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Учащийся постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Наличие школьной тревожности у учащихся младшего школьного возраста характерно для данного возрастного периода, так как учащиеся  постоянно находятся в процессе познания. Устранить тревогу — означает нивелировать все трудности познания, которые являются необхо­димым условием успешности усвоения знаний. Следует отметить, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии системати­ческого переживания тревоги по поводу новых для учащегося событий школьной жиз­ни. Поэтому интенсивность переживания не должна превы­шать индивидуальной для каждого учащегося «критической точки», после которой начинается дезорганизующее, а не мо­билизующее влияние .

На основе анализа литературы выделены наиболее актуальные в настоящее время факторы, способствующие формированию школьной тревожности и закреплению ее в устойчивое состояние:

— учебные перегрузки;

— неспособность учащегося справиться со школьной програм­мой;

— неадекватные ожидания со стороны родителей;

— неблагоприятные отношения с педагогами;

— регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

— смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.

Игра является наиболее эффективным способом коррекции различных нарушений в поведении младших школьников, в особенности коррекции тревожности. Специально подобранный комплекс игр и упражнений может помочь учащимся не только стабилизировать эмоциональное состояние, но и научит правильно выражать свои эмоции.

Песок — один из наиболее привычных материалов, который легко осваивается детьми: он создает комфорт при соприкосновении, податливый,  позволяет легко научиться работать с ним и реализовать свои фантазии. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие учащихся, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции тревожных проявлений учащегося.

Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Во время игр с песком у детей возникает чувство безопасности, так как песочный мир — это мир под его контролем .

Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А. И. Захарова — «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды» .

Сам по себе песок является успокаивающим средством. Развивается тактильная чувственность. При «общении» с песком, дети как будто «оживают» с новой силой. Они словно растворяются в этом довольно увлекательном процессе. Мало того, они легко открывают «тайную дверцу» к своему внутреннему миру, чувствам, эмоциям. Ведь выразить словами все свои переживания они могут с трудом. Поэтому на помощь приходит песок. В это время специалистам многое становится понятно, они могут увидеть те моменты и сюжеты в жизни детей, которые до этого были просто скрыты от посторонних глаз. И не только могут увидеть, но и помочь, изменить «неправильные» пути во внутреннем мире ребенка .

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Техника заключалась в следующем: на специальном подносе, заполненном песком, учащиеся создавали композиции, используя воду, и, понравившиеся им, миниатюрные фигурки и предметы. Полученные композиции учащиеся часто называли «мой мир», вследствие чего, Маргарет Ловенфельд назвала данную методику «Построение мира».

В настоящее время игра с песком и построение композиций на песке используются во многих направлениях психотерапии: в организационном консультировании и глубинной психотерапии; в индивидуальной и групповой работе; при работе с детьми и взрослыми .

В настоящее время разрабатываются различные педагогические системы с использованием пескотерапии в процессе образования детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Большой вклад в развитие пескотерапии внесли отечественные педагоги Санкт-Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме — Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку».

Педагог-психолог может использовать самые разнообразные методы при коррекции тревожности учащихся. Они могут быть индивидуальными или групповыми. В любом случае, пескотерапия благотворно влияет на стабилизацию эмоционального фона. Данный вид терапии позволяет ребенку, прежде всего, быть самим собой.

В песке, учащийся имеет возможность проигрывать волнующие его ситуации в жизни, использовать игрушечные фигуры как образы окружающих его людей, которые, так или иначе, влияют на его эмоциональный фон. Также, учащийся может создавать исключительно свой мир, в котором, как ему кажется, ему было бы комфортнее. Младший школьник способен избавиться от своего напряженного эмоционального состояния .

Специалисты парапсихологии утверждают, что песок способен «поглощать» негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Вследствие чего, пескотерапия рассматривается как наиболее эффективное средство коррекции тревожности для младших школьников .

Таким образом, занятия с применением пескотерапии дают результат стабилизации эмоционального состояния, коррекции тревожности и снижения негативной психической энергии. Учащиеся получают максимальное удовольствие от занятия и наполняются позитивной энергией.



1.3. Понятие межличностных отношений и их развитие.


Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две группы таких чувств: - конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает желаемым объектом, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям. - дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям. Межличностные отношения, по мнению Е.П. Ильина – это субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М.Р. Битянова определяет межличностные отношения через систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции в энциклопедии опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социальнопсихологического климата в коллективе. Как утверждают психологи, межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В точки зрения А.Н. Суховой, межличностные отношения следует рассматривать как объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения, по мнению Б.С. Волкова, представляют собой совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческое отношение преимущественно основано на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения, в первую очередь визуального. Тот факт, что в основе термина «межличностные» лежит не только то, что объектом отношения выступает другой человек, но и взаимная направленность отношений, подтверждается в определении, приведенном С.В. Духновским: «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей». В свою очередь зарубежные ученые современности подчеркивают, что «межличностные отношения – это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте, относительно устойчивых взаимоотношениях». Таким образом, долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся изменениями чувств и эмоций, неопределенностью и т.п. – все это важные вопросы теории межличностных отношений. Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «межличностные отношения». В нашем исследовании, мы будем опираться на понятие Е.П. Ильиной, которая определяет межличностные отношения, как субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.


1.4. Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.


В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития младшего школьника. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу . Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III - IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. Около 75% учащихся III классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей. Материалы социометрических исследований подтверждают то, что успехи в школе принимаются учениками как главная характеристика личности. Отвечая на вопросы, с кем ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его? - 85% учащихся I класса и 70% - II класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстниками в учебе, причем если выбор пал на неуспешного ученика, то предлагалась помощь. Очень часто в своих оценках ребята ссылались на учителя. Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво. В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом. Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют друг для друга второй круг желаемого общения. Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов. В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими. В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития школьника приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие: насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива». Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.


























Часть 2.

Практическая часть.

Образовательный проект:

«Песочные сказки» в развитии детей младшего школьного возраста.


Проект «Песочные сказки» в развитии детей предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста (6-9 лет). Проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».


Пояснительная записка

Все большую силу в наше время набирает установление федеральных государственных образовательных стандартов образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для младшего школьника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса к различным областям деятельности и науки. Помощь ученику в адаптации к условиям школьной жизни, развития познавательных способностей, фантазии и развитию устной речи.

Задачи:

  • изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;

  • разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;

  • наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;

  • познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;

  • развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;

  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;

  • развивать детскую самостоятельность и инициативу;

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей;

  • развивать словарный запас школьников по средствам создания «песочных сказок и историй».




Общие принципы проекта «Песочные сказки»

  • принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

  • принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенокшкольник и забота о его здоровье и безопасности.

  • "позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

  • сочетание научности и доступности материала;

  • наглядность;

  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • профессиональная компетентность педагога;

  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ОУ;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.


Особенности организации проекта «Песочные сказки»


Процесс совместной деятельности со школьниками включает в себя:

  • использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения учащихся;

  • организация мероприятий для повышения социального статуса детей;

  • вовлечение школьников в свободные игры со сверстниками;

  • моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

  • акцент в работе проекта на вовлечении школьников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

  • разрешение и поощрение высказывания детьми множества вопросов;

  • использование в обучении школьников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки учениками собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

  • привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

  • использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

  • создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.


Методы и приемы:

Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (кисточками, совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, создание сказок…)

Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью, сложности первоклассника и др.). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи, сказки).

Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.

Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.


Формы работы по проекту

  • Работа с учащимися:

  • чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (рассказы, сказки);

  • проведение игр с песком, водой;

  • проведение игровых занятий;

  • пополнение предметно — развивающей среды группы учащихся;

  • опытно – экспериментальная деятельность;

  • тематический день: «День мыльного пузыря и песка».

  • Работа с родителями:

  • выполнение творческих заданий;

  • совместная опытно–экспериментальная деятельность;

  • консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;

  • мастер-класс «песочные сказки»;

  • изготовление и сбор оборудования для игр с песком;

  • альбом: «в мире песка»

  • сборник художественной литературы (стихотворения, высказывания великих людей…).


Продолжительность проекта: сентябрь- апрель 2018-2020 года.

Целевая аудитория проекта – дети младшего школьного возраста (6-9лет) .

Участники проекта – учащиеся МОУ «СОШ № 15 с УИОП», педагоги, родители учеников.



Этапы реализации проекта


Этапы

Задачи


I этап

Подготовительный


  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

  • составление плана реализации проекта;

  • разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций;

  • подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.


  • составление проекта «песочные фантазии»;

  • разработка модели комплексного взаимодействия всех участников проекта;

  • создание банка дидактических и методических материалов по использованию песочной игротерапии в работе ОУ;

  • разработка плана мероприятий по использованию песочной игротерапии в воспитательно-образовательном процессе учреждения, соответствующего программе реализуемой в ОУ.

II этап

Реализация


Функционирование проекта «Песочные сказки» в воспитательно-образовательном процессе

  • Взаимодействие участников проекта

  • Полнота реализации основной общеобразовательной программы МОУ «СОШ № 15 с УИОП».

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

III этап

Результативность проекта


Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты






Предполагаемый результат:


  • развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

  • способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики школьников;

  • личностное развитие школьника и развитие его индивидуальных особенностей;

  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

  • формирование самосознания и адекватной самооценки;

  • совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

  • приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

  • получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

  • получают положительные эмоции от   экспериментирования;

  • повысился уровень мотивации к играм с песком;

  • получение первого опыта рефлексии (самооценка);

  • творческое самовыражение воспитанников.



Формы работы с педагогами:

1 этап

2 этап

3 этап

- Выставка, обзор методической литературы и дидактических пособий

- методические посиделки: «Разговор о песочной терапии»

- создание картотеки игр в педагогической песочнице

- подбор детской художественной литературы

- подбор методического и иллюстративного материала.

- теоретический семинар: «Песочная терапия для школьников»

- консультации: «Играем с песком», «Песок и снятие эмоционального напряжения у школьников».

- Круглый стол: «Песочная страна – страна чудес»

- разработка плана мероприятий, конспектов и сценариев по теме проекта

- подбор и изготовление атрибутов и пособий, необходимых для организации работы с песком

- консультация для педагогов: «История возникновения песочной терапии»

- просмотр учебных видеофильмов

- подбор экспонатов для мини-музея песка

- изучение опыта работы дошкольных учреждений города по теме

- Педагогический совет: «Интеграция образовательных областей с использованием элементов песочной терапии»

- открытые просмотры организованной образовательной деятельности

- смотр - конкурс: «Дидактические игры и пособия»

- создание мини-музея песка

- семинар-практикум: «Создание условий для работы с пеком»

- фотовыставка: «Ученик, играющий в песок»

- тренинговые упражнения: «Учим школьников игре с песком»

- изготовление пособия для воспитателей «Разнообразие игр с песком»

- консультации: «Логопедические игры в песке», «Коррекция речевых нарушений средствами песочной терапии», «Психологические основы метода песочной терапии»

- Панорама педагогических достижений: «Возможности песочной терапии»

- самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту

- выставка продуктов проектной деятельности

- оформление и распространение материала: «Песочная страна – страна чудес»

- оформление фотовыставки и выставки детских работ

- оформление стенда: «Педагогическая песочница»

- презентация проекта

- создание слайд - шоу























Используемая литература

1.             Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.

2.             Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель:  Транзиткнига, 2006.

3.             Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.

4.             Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.

5.         Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.

6.         Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989

7. Хухлаева О.В ,Тропинка к своему Я

8.Книга Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке"

 9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии»

10.Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!