СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного объединения «Школа токарного искусства. Золотая стружка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа дополнительного объединения «Школа токарного искусства. Золотая стружка»  

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного объединения «Школа токарного искусства. Золотая стружка»»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа (Раифское СУВУ)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГБПОУ Раифское СУВУ

_______________ Н.П.Кисиль

«25» августа 2017 г.


Одобрена на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2017г.

Секретарь _____________ М.Р.Ситдикова







Образовательная программа дополнительного объединения

«Школа токарного искусства. Золотая стружка»















Автор-составитель:

Агафонов Александр Михайлович - педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории





1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 

Пояснительная записка. 

  1. Учебно – тематический план. 

  2. Содержание изучаемого курса. 

  3. Методическое обеспечение. 

  4. Список литературы. 

Пояснительная записка

Современный образовательный процесс регламентируется законом «Об образовании». Дополнительное образование как сфера свободного самоопределения личности удовлетворяет различные по мотивам и содержа­нию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются подростки. К числу ведущих видов потребностей относятся:

1.Творческие потребности, обусловленные стремлением подростков к самореализации в избранном виде деятельности.

2.Познавательные потребности подростков, опре­деляемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования и получения специальности.

3.Коммуникативные потребности подростков в об­щении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

4.Компенсаторные потребности подростков, вызванные желани­ем за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5.Профориентационные прагматические потребности подростков, связанные с установкой на до профессиональную подготовку.

6.Досуговые потребности подростков, обусловленные стремлением к содержательной орга­низации свободного времени.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей даёт возможность осуществить социально значимые цели раз­вития личности.

Социальная значимость дополни­тельного образования детей и подростков обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:

• познавательным развитием,

• социальной адаптацией, включающей опыт межличностно­го взаимодействия, осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности,

• раскрытием творческого потенциала,

• развитием общей культуры.

Реализация указанных целей обеспечивается их направлен­ностью на практическую деятельность подростков. Своеобразие состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, ком­муникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

К важнейшим характеристикам программы в дополнительном образовании относится и её «открытость», внутренняя подвижность содержа­ния и технологий, связанные с личностной ориентацией, уче­том индивидуальных интересов и запросов подростков. Программа составлена таким образом, что каждая последующая тема обучения опирается на ранее полученные знания и активизирует познавательный интерес обучающихся с целью их дальнейшего совершенствования.

Кружок комплектуется из учащихся 9 -11 классов, проявляющих интерес к работе на токарных станках. Занятия кружка проводятся на базе учебно – производственной мастерской.

Основная цель программы - удовлетворить интерес подростков к труду в мастерской на токарных станках и развить его до осознанной потребности участвовать в общественно-полезном труде по оформлению и оборудованию мастерской, формирование мотивации к познанию и техническому творчеству через конструкторско-технологическую деятельность.

Это предполагает решение следующих задач:

  1. Сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству. 

  2. Обеспечить усвоение начальных знаний, умений, навыков в области выполнения токарных работ. 

  3. Создать условия для самореализации личности. 

  4. Развивать самостоятельность и способность воспитанников решать творческие задачи. 

  5. Формировать коммуникативные качества личности. 


На первых занятиях кружка учащиеся знакомятся с историей развития токарного дела.Каждое занятие кружка начинается с краткого изложения интересной, запоминающейся информации, например из жизни замечательных людей, о текущих событиях, произведениях народных умельцев. К каждому занятию кружка готовится образец изделия, чертежи, технологические карты изделия, которое будет изготавливаться на занятии, при изготовлении которой проявлено не только мастерство, но и смекалка. При знакомстве с интересно оформленной работой у подростков рождается желание повторить её. Такое желание всячески поддерживается.

Тематика возможных фактических работ кружка чрезвычайно обширна: она подсказывается конкретными потребностями училища, т.е. носит, как правило общественно полезный характер. Это может быть оборудование учебных кабинетов, мастерских, музея, изготовление детских игрушек, сувениров, элементов для мебели (стойки, колышки), кухонные принадлежности (скалки, толкушки, солонки и т.д.).

Ожидаемый результат:

Итоги работы кружка проводится в форме беседы с организацией выставки работ кружковцев. Каждая работа сопровождается краткой аннотацией, в которой указано, что нового внес автор в известное техническое решение, в чем проявилась оригинальность технического мышления кружковца — автора представленной работы. На занятиях формируются навыки рационализаторской и организаторской работы в процессе разработки и изготовления различных изделий. Программа предусматривает изучение особенностей токарной обработки древесины. В ходе практической работы подростки занимаются изготовлением включающих элементы точения сложных поверхностей, точения внутренних поверхностей детали. В качестве объектов труда выбраны объекты учебного, бытового и игрового назначения.

Занятия кружка способстьвуют созданию условий для самореализации личности через предоставление полной свободы творческого замысла и выбора изделия. Свобода выбора типа, вида токарного изделия, внесение в его конструкцию своих замыслов, даёт возможность обучающемуся проявить своё «я», и реализовать свои способности. У воспитанников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что позволяет им отслеживать собственные продвижения.

Программа творческого объединения построена в соответствии с основными дидактическими принципами: 

  • общедоступность и поэтапность в достижении целей; 

  • адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении; 

  • дифференциация и индивидуализация заданий; 

  • успешность учащихся и общественно-полезной деятельности; 

  • сотрудничество взрослых и детей: 

  • творческая заинтересованность и активность подростков; 

  • последовательность в приобретении знаний, умений и навыков. 

Программа предназначена для детей возраста 14-18 лет (8 - 11 классы)

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа

Прогнозируемый результат освоения программы - творческая личность, увлекающаяся токарными работами по дереву, способная адаптироваться в окружающем мире.

Итоги реализации образовательной программы отслеживаются на запланированных мероприятиях:

  • на олимпиадах обучающиеся показывают уровень теоретической и практической подготовки; 

  • на конкурсах обучающихся выступают с творческими проектами связанными с токарной обработкой древесины; 

  • на викторинах проявляют смекалку, находчивость, знания и умения в области обработки древесины; 

  • на выставках подводятся итоги практической творческой деятельности обучающихся; 

Оценка уровня развития личности происходит по следующим критериям:

  1. сформированность специальных знаний 

  2. сформированность специальных умений 

  3. сформированность специальных навыков 

  4. умение пользоваться дидактическим материалом 

  5. проявление творческих способностей 

  6. умение планировать свою работу. 

Уровни освоения программы: 
Низкий уровень: Не владеет графическими понятиями. Не знает технологию выполнения токарных работ. Не всегда самостоятельно вытачивает сложные изделия, но умеет читать чертежи. Неумело использует новые инструменты в работе. При сборке изделия умело использует схемы сборки. При изготовлении изделий проявляет фантазию в дизайне. Частично планирует свою работу самостоятельно. 

Средний уровень: Владеет графическими понятиями, но путает их (рисунок, чертеж, эскиз). Слабо ориентируется в технологии выполнения токарных работ. Собирает сложные изделия с помощью педагога или других обучающихся. Использует новые инструменты в работе при напоминании педагогом или другими обучающимися. При сборке изделия неумело пользуется инструкционными, технологическими картами. Активное, творческое отношение к работе. Самостоятельно планирует свою работу. 

Высокий уровень: Владеет графическими понятиями, умело ориентируется в технологии выполнения токарных работ. Самостоятельно собирает сложные изделия. Умеет реализовать задуманное при работе умело использует новые инструменты в работе. Умеет собирать изделия по схемам, инструкционным и технологическим картам. Самостоятельно изготавливает детали к изделиям. Самостоятельно планирует свою работу, помогает воспитанникам.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1.Учебно – тематический план.



Название раздела 


Количество часов



Формы

занятий 


Формы

подведения

итогов 


Всего 


Теор. 


Прак. 



Вводное занятие 





Беседа. 


Контрольные вопросы 



Свойства древесины 





Нетрадиционные и традиционные формы занятий. 


Выставки в объединении, самоконтроль, 



Технология точения цилиндрических деталей на токарном станке 


16 



14 


Нетрадиционные и традиционные формы занятий. 


Олимпиады, тесты, выставки, соревнования,

викторины.




Точение изделий с конической и фасонной поверхностью 


20 



18 


Нетрадиционные и традиционные формы занятий. 


Пополнение методического фонда,

выставки, олимпиады.




Точение изделий, имеющих наружные и внутренние торцевые, конические и фасонные поверхности


12 



10 


Нетрадиционные и традиционные формы занятий. 


Пополнение методического фонда,

выставки, викторины.




Художественная обработка древесины 


24 



20 


Нетрадиционные и традиционные формы занятий. 


Олимпиады,

тесты, конкурсы, игры.




Изготовление работ по творческому замыслу 


76


8


68


Нетрадиционные и традиционные формы занятий. 


Выставки,

пополнение методического фонда.




Экскурсии 








Беседа. 



Итоговое занятие 


12 




12 


Нетрадиционная форма. 


Соревнования, награждение. 


10


Индивидуальные занятия 


70




70


Нетрадиционные и традиционные формы занятий. 


Выставки в объединении, самоконтроль, 




ИТОГО: 


240


23 


217






Цель: Воспитанник, увлекающийся токарной обработкой древесины.

Задачи: 

  1. Научить самостоятельно, конструировать технические модели. 

  2. Формировать коммуникативные качества. 

  3. Развивать потребности самореализации в токарной обработке древесины. 


Ожидаемый результат: - устойчивый интерес к токарной обработке древесины. 

2. Содержание изучаемого курса 


1.Вводное занятие.

Применение древесины и продуктов ее переработки. Разбор и обсуждение возможной тематики общественно- полезных дел, предварительный выбор объектов труда. Правила безопасной работы.

2.Свойства древесины.

Теоретические сведения. Физические свойства древесины - цвет, запах, плотность(кг/м3), влажность древесины (%). Механические свойства древесины характеризуют ее способность сопротивляться воздействию внешних условий. Это прочность, твердость, упругость. 

Практическая работа. Определение породы цвета, запаха, рисунка текстуры древесины. Определение твердости древесины. Определение плотности древесины. Определение влажности древесины.

3.Технология точения цилиндрических деталей на токарном станке.

Теоретические сведения. Устройство токарного станка для обработки древесины. Приспособления для закрепления заготовки. Подготовка заготовок для точения на токарном станке. Основные инструменты для чернового и чистового точения деталей на токарном станке. Приемы чернового и чистового точения деталей на токарном станке. Чертежи и технологические карты для точения деталей цилиндрической формы. Правила безопасной работы на токарном станке. 
Практическая работа. Точение деталей цилиндрической формы: кухонные работы, ручки, заготовки для внутреннего точения деталей.

4. Перечень изделий с конической и фасонной поверхностью.

Теоретические сведения. Конструкторская документация на изделия с конической и фасонной поверхностью. Решение конструкторских задач: выбор лучшего варианта конструкции, геометрической формы изделия, материала; выполнение чертежа. Конструктивные элементы для изделий с коническими и фасонными поверхностями: ребро, галтель, сферическая поверхность, криволинейная поверхность. Технология точения детали с конической и фасонной поверхностью. Правила безопасной работы. 

Практическая работа. Изготовление ручки для напильника, киянки, колышков для вешалки, точение шара, сувенира неваляшки, матрешек, сувениров и т.д.

5. Точение изделий, имеющих наружные и внутренние торцевые, конические и

фасонные поверхности. Технические сведения. Чертеж изделия с конической поверхностью. Обозначение на чертеже уклона и конусности. Технология точения внутренних поверхностей. Закрепление заготовок для внутреннего точения в патроне или на планшайбе. Инструменты для точения: резцы с рабочей поверхностью в виде крючка или ложечки. Внутреннее точение: закрепление заготовки в патроне; положение инструмента при точении в патроне; положение инструмента при точении на планшайбе. Точение ваз с помощью люнета.

Правила безопасности работы при внутреннем точении деталей. Практическая работа. Точение стаканчиков для карандашей, тарелки, кружки, матрешки, солонки, ваза и др.

6. Изготовление работ по творческому замыслу обучающихся. 
Технические сведения.

Проявление самостоятельности в выборе изделия, в ее оформлении. Беседа о выбранных моделях. Развитие творческих способностей у обучающегося.

Практическая работа. Изготовление изделий по выбору обучающегося.

7.Экскурсии.

Организуются на деревообрабатывающие предприятия. В музей.

8.Заключительное занятие.

9.Подведение итогов работы кружка за год.

10.Индивидуальные занятия.

Практическая работа. Изготовление изделий по выбору обучающегося.

Итоги работы кружка. Выставка работ учащихся. Подготовка и проведение инсценированного представления.


3. Методическое обеспечение учебного процесса 
Формы и методы проведения занятий

Основной формой работы по данной программе являются занятия в творческом объединении. Творческое объединение – это добровольное объединение обучающихся, в котором занятия носят преимущественно практический характер. Творческое объединение обеспечивает личностно-мотивированное участие подростков в интересной и доступной деятельности, организацию естественных форм активности: познание, труд, общение, игра. Викторины, конкурсы, игры, развлекательные мероприятия, проводимые с детьми, расширяют их кругозор и воспитывают в них коммуникативные подростками взаимоотношения, создают условия для профилактики асоциального поведения.

Образовательная программа предусматривает проведение занятий в групповой, парной и индивидуальной формах. Применение нетрадиционных форм проведения занятий (экскурсии, викторины, конкурсы, диспуты, и т.д.) позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать смекалку, воображение, фантазию.

При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы: Объяснительно-иллюстративный метод обучения 

(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности)

Приёмы: беседа, объяснение, сообщение, показ действий.

Репродуктивный метод обучения. 

(для формирования знаний, умений, навыков)

Приёмы: опрос, игра, задания по образцу.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы: 

(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)

Приёмы: поиск, анализ, исследование, эксперимент, сравнение, обобщение, рассказ, составление плана работы, эвристическая беседа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.

На занятиях используются групповая технология

Форма работы: в статических парах, групповая работа.

Личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать условия для раскрытия и развития субъектных возможностей каждого ученика, через представленный ему разнообразный и различной сложности дидактический материал.

На занятиях широко применяются наглядные пособия, дидактические материалы, образцы выставочных работ подростков и педагога. Отслеживать усвоение учащимися образовательной программы помогает диагностическая карта, по результатам которой разрабатываются и подбираются дидактические материалы различной сложности для каждого ученика, что позволяет широко внедрить дифференцированный подход и создать условия для творческой самореализации личности ребенка.

Условия реализации программы 
Занятия проходят в токарной и столярной мастерской, оборудованными в соответствии с техникой безопасности и санитарно-гигиеническими норами. В качестве рабочего места для детей используются токарные станки и столярные верстаки. Материалы и инструменты, используемые педагогом и воспитанниками, подбираются из материально-технической базы творческого объединения к каждому занятию.

Оборудование и инструменты: линейки разной длины, треугольники, карандаши, циркуль, шило, стамески штангенциркули, угольники, токарные станки, столярные верстаки. 
Материалы: береза и другие породы древесины, клей ПВА, клей «Момент». 

Иллюстративный материал, наглядные пособия

  • Техника безопасности. 

  • Основные линии чертежа. 

  • Чертежи токарных изделий. 

  • Технологические карты сборки токарных изделий. 

  • Инструкционные карты токарных изделий 

  • Словарные слова. 

  • Коллекция образцов пород древесины. 

  • Таблицы по токарной обработке древесины. 

  • Таблицы по безопасности труда при деревообработке. 

  • Образцы изделий изготовленных на токарных станках. 

  • Чертежи изделий. 

  • Рисунки и фотографии изделий. 

  • Технологические карты изготовления изделий на токарных станках. 

4. Литература для педагога

  1. Виршинский В.С. Очерки истории науки и техники. – М.: Просвещение, 1988. 

  2. Владимирова Я.В., Каменский Д.Н.. Ройтман И.А.Черчение: 9 – 10 кл. – М.: Просвещение, 1992. 

  3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение, 1982. 

  4. Гааке В. Происхождение животного мира - М.: Терра, 1996. 

  5. Гаврюшин Н.К. Памятники науки и техники. – М.: Наука, 1993. 

  6. Гермензон М.А. Головоломки профессора Головолом Кина. – Удмуртия, 1992. 

  7. Головин П.Л. Школьный физико-технический кружок. – М.: Просвещение, 1989. 

  8. Гостюшин А. и др. Безопасность – М.: Открытый мир, 1995. 

  9. Дагаева Т.С. Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие – М.: Просвещение, 1989. 

  10. Дергачев А.А. Внеклассная работа по техническому труду. – Киев: Народная освета, 1986. 

  11. Дитрих А. Почемучка – М.: Педагогик-пресс, 1993. 

  12. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988. 

  13. Замотин Е.О. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: Просвещение, 1981. 

  14. Зотов В. Лесная мозаика – М.: Просвещение, 1993. 

  15. Зубков Б.Н. Энциклопедический словарь юного техника. – М.: Педагогика, 1988. 

  16. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М.: Наука, 1986. 

  17. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. – М.: Просвещение, 1993. 

  18. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. – М.: Педагогика, 1973. 

  19. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1988. 

  20. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии – М.: ВЛАДОС, 1998. 

  21. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников – М.: Просвещение. 1989. 

22.В. А.Калней. «Основы методики трудового и профессионального обучения» 1987г.

23.Ю.С.Столяров, Д.М. Комской «Техническое творчество учащихся»1998г.

24.А.К.Бешенков, В.М.Казакевич «Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда»2002г.


Для обучающихся:

1.И.А.Карабанов «Технология обработки древесины» Москва 1995г.

2.Э.В. Рихвк «Мастерим из древесины» Москва 1988г.

3.В.И.Коваленко, В.В.Кулененок «Дидактический материал по трудовому обучению» Москва 2000г


1.Детская энциклопедия животных - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

2.Заворотов В.А. От идеи до модели - М.: Просвещение, 1988.

3.Якимчук В.Н. Энциклопедия юного знатока. – М.: Современное слово, 1997. Журналы: «За рулем», «Левша».

4.А_Н.Черепахина «История художественной обработки изделий из древесины» Москва 1982г.

5. И.А.Карабанов «Технология обработки древесины» Москва 1995г.

6.Э.В. Рихвк «Мастерим из древесины» Москва 1988г.

7.В.И.Коваленко, В.В.Кулененок «Дидактический материал по трудовому обучению» Москва 2000г.

8. М.С.Гликин. Декоративные работы по дереву на станках.

9. Е.А.Андреева. Художественная работа по дереву.

10. В.А Барадулин. Художественная обработка дерева.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!