СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Общая характеристика металлов»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

Дидактические:

  • дать общую характеристику металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования;
  • обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся по теме «Металлы»;
  • акцентировать внимание обучающихся на причинно - следственной связи: состав → строение → свойства → применение → получение

Продолжить формировать ОУУН:

  • давать качественную и количественную характеристику изучаемого объекта;
  • устанавливать причинно – следственные связи;
  • организовывать самостоятельную учебную деятельность.

Ход урока

Актуализация познавательной деятельности.

Девиз урока: «Опыт – основа познания»

 «Химическая разминка» (слайд №1)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Активизация мыслительной деятельности.

Характеристика металлов.

Раскрытие причинно следственной связи:

состав → строение → свойства → применение → получение

Объяснение учебного материала сопровождается слайдовой презентацией (слайды №2-15).

Демонстрация учебного фильма: «Металлы. Свойства металлов»

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика металлов.»

Конспект урока по теме:

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ»

Цели и задачи:

Дидактические:

  • дать общую характеристику металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования;

  • обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся по теме «Металлы»;

  • акцентировать внимание обучающихся на причинно - следственной связи: состав → строение → свойства → применение → получение

Развивающие:

Продолжить формировать ОУУН:

  • давать качественную и количественную характеристику изучаемого объекта;

  • устанавливать причинно – следственные связи;

  • организовывать самостоятельную учебную деятельность.

Ход урока

Актуализация познавательной деятельности.

Девиз урока: «Опыт – основа познания»

«Химическая разминка» (слайд №1)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Активизация мыслительной деятельности.

Характеристика металлов.

Раскрытие причинно следственной связи:

состав → строение → свойства → применение → получение

Объяснение учебного материала сопровождается слайдовой презентацией (слайды №2-15).

Демонстрация учебного фильма: «Металлы. Свойства металлов»

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

«Металлы их строение, свойства, применение и получение».

Ваша задача отработать учебный материал по теме «Металлы». Для этого необходимо используя текст учебника и дополнительный материал, выполнить задания инструкционной карты. Проанализируйте уровень понимания учебного материала и на основании выбранного уровня приступайте к работе. Не забудьте оценить свою работу по листу самооценки.

I - Уровень

1. Опишите положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

2. Сравните строение атомов магния и кальция, калия и кальция по плану:

  • заряд ядра;

  • количество энергетических уровней;

  • количество электронов на последнем энергетическом уровне;

  • радиус атома.

Исходя из строения сравните восстановительную активность (способность отдавать электроны).

3. Охарактеризуйте строение простых веществ металлов, какие общие физические свойства обуславливает данное строение. Завершите схему:

Ф изические свойства металлов




4. Завершите возможные схемы уравнений реакций:

А) Ва + О2 Ж) Cu + H2O

Б) Zn + Cl2 З) Zn + HCl

Г) Ва + Н2 И) Ag + HCl

Д) Са + S Е) К + Н2О

5. Пользуясь рядом напряжений металлов, определите, какая из реакций возможна:

  • железо (железный гвоздь) и раствор CuSO4;

  • медь (медная проволока) и раствор FeSO4,

объясните свой выбор.

6. Дайте определение науке металлургии.

Завершите схемы уравнений реакций отражающие способы получения металлов, назовите каждый из способов получения:

  1. Cu2O + C

  2. MgO + CO

  3. Cu2O + H2

  4. CuSO4 + Zn

  5. KCl электролиз расплава.


II Уровень

1. Опишите положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

2. Сравните строение атомов натрия, магния и алюминия, исходя из строения объясните почему натрий является щелочным металлом и его соединения с ярко выраженными основными свойствами, магний щелочноземельный и соединения его обладают менее ярко выраженные основные свойства относительно натрия и его соединений, а алюминий переходный элемент и его соединения обладают амфотерными свойствами.

3. Сравните физические свойства алюминия и серы, α – олова и β – олова, объясните чем обусловлены отличия этих свойств.

4. Сравните взаимодействие натрия, цинка, серебра с водой, сделайте вывод об их восстановительной активности, приведите примеры уравнений реакций, назовите продукты взаимодействия.

5. Приведите примеры уравнений реакций взаимодействия магния, цинка, меди с соляной кислотой. Охарактеризуйте признаки реакций, основываясь на положении металлов в электрохимическом ряду напряжений.

6. Пользуясь рядом напряжений металлов, определите, какая из реакций возможна:

  • железо (железный гвоздь) и раствор сульфата меди (II);

  • медь (медная проволока) и раствор сульфата железа (II),

объясните свой выбор.

7. Дайте определение науке металлургии.

Составьте уравнения реакций получения Zn, К и Cu всеми возможными способами.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ





































Существует электролиз расплавов и растворов электролитов.

Электролиз расплава КCl

KClK+ + Cl -.

На аноде l - - 2 ē Cl20

На катоде К+ + ē К0

2KCl→ 2K0 + Cl20

Электролиз раствора KCl

KClK+ + Cl -

H2OH+ + OН-

Катод (-) 2Н+ + 2 ē →Н20

Анод (+) 2Сl - -2ē→ Cl20

Cуммарное уравнение электролиза

2KCl + 2 H2O → Н20↑+ Cl20↑ + 2KOH



Домашнее задание: составить опорный конспект «Металлы»

(Слайд №16)

Схема опорного конспекта























Подведение итогов.

(Слайд 17-18)

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САМООЦЕНКУ

(опросник)

1. Ф.И.

2. Уровень работы.

3. Номера заданий выполненных самостоятельно и без ошибок.

4. Номера заданий выполненных самостоятельно с допущенными ошибками.

5. Номера заданий выполненных после объяснения учителя.

6. Какие задания остались не понятыми, постарайтесь сформулировать вопросы по этим заданиям.

7. В соответствии с выбранным уровнем работы, качеством выполненных заданий и уровнем понимания выполненных заданий оцените себя по пятибалльной шкале.


Просмотр содержимого презентации
«Общая характеристика металлов.»

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТАЛЛОВ МЕТАЛЛЫ  1. ЩЕЛОЧНЫЕ 2. ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ 3. ПЕРЕХОДНЫЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТАЛЛОВ

МЕТАЛЛЫ

1. ЩЕЛОЧНЫЕ 2. ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ 3. ПЕРЕХОДНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЕ Ме в ПСХЭ В Ме Ме в побочных п/гр. Ме лантаноиды и актиноиды At

ПОЛОЖЕНИЕ Ме в ПСХЭ

В

Ме

Ме в побочных п/гр.

Ме лантаноиды и актиноиды

At

, т.к.↑ ))) и ↑ r атома" width="640"

ПО ГРУППЕ

СТРОЕНИЕ АТОМА

Ме ) ) )

1-3

Ме 0 –ne Ме n+

Восстановитель

ПО ПЕРИОДУ

Ме активность , т.к. кол-во ê

на последнем энергетическом уровне, ↑+ R и

r атома.

Ме , т.к.↑ ))) и ↑ r атома

СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ВЕЩЕСТВА Ме ê + Атом + Ион + Ме кристаллическая решетка Аллотропия металлов Fe  α , β , γ , δ формы. Sn олово α олово(серое олово), с атомной кристаллической решеткой, β олово(белое олово).

СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО ВЕЩЕСТВА Ме

ê

+

Атом

+

Ион

+

Ме кристаллическая решетка

Аллотропия металлов

Fe α , β , γ , δ формы.

Sn олово

α олово(серое олово), с

атомной кристаллической

решеткой,

β олово(белое олово).

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

  • Тв. ( Hg исключение)
  • Пластичные, ковкие, тягучие.
  • Имеют Ме блеск.
  • Электро и теплопроводники.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА неМе Ме Ме х неМе у неМе х О у Н х А у Ме х О у +неМе Ме до Н 2 Ме х А у +Н 2 Ме х А у Н 2 О Ме активнее Ме в соли Ме х А у + Ме Ме до М g щ.Ме(ОН) у + Н 2 Ме до Н 2 Ме х О у + Н 2

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

неМе

Ме

Ме х неМе у

неМе х О у

Н х А у

Ме х О у +неМе

Ме до Н 2

Ме х А у 2

Ме х А у

Н 2 О

Ме активнее Ме в соли

Ме х А у + Ме

Ме до М g

щ.Ме(ОН) у + Н 2

Ме до Н 2

Ме х О у + Н 2

ПОЛУЧЕНИЕ Ме  металлургия  Пирометаллургия Ме х О y + C → Ме + СО Ме х О y + C О  → Ме + СО 2 Ме х О y + А l → Ме + Al 2 O 3  ( Ме после А l ) Ме х О y + H 2  → Ме + H 2 O  ( Ме после Н 2 )  Гидрометаллургия ( получение Ме из растворов солей)  Электрометаллургия (при пропускании через соединения Ме электрического тока)

ПОЛУЧЕНИЕ Ме металлургия

  • Пирометаллургия

Ме х О y + C Ме + СО

Ме х О y + C О Ме + СО 2

Ме х О y + А l Ме + Al 2 O 3 ( Ме после А l )

Ме х О y + H 2 Ме + H 2 O ( Ме после Н 2 )

  • Гидрометаллургия

( получение Ме из растворов солей)

  • Электрометаллургия

(при пропускании через соединения Ме электрического тока)

ЭЛЕКТРОЛИЗ Электролиз – это ОВ процесс, протекающий на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита

ЭЛЕКТРОЛИЗ

Электролиз это ОВ процесс, протекающий на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита

Существует электролиз расплавов и растворов электролитов.  Электролиз расплава К Cl KCl→K + + Cl - .  На аноде 2С l - - 2 ē  →  Cl 2 0  На катоде К + + 1 ē  → К 0 2KCl - → 2K 0 + Cl 2 0

Существует электролиз расплавов и растворов электролитов.

Электролиз расплава К Cl

KCl→K + + Cl - .

На аноде l - - 2 ē Cl 2 0

На катоде К + + 1 ē К 0

2KCl - → 2K 0 + Cl 2 0

Li K  Ca Na  Mg Al  Zn  Fe  Sn Pb H 2   Cu Hg Ag Pt Au Химическая активность уменьшается (ослабление восстановительных свойств) Li + K + Ca 2+ Na + Mg 2+ Al 3+ Zn 2+ Fe 2+ Sn 2+ Pb 2+  2H + Cu 2+ Hg 2+ Ag + Pt 2+ Au +   I - Br - S 2- Cl - OH - SO 4 2- NO 3 - F -  Химическая активность уменьшается (ослабление восстановительных свойств)   Химическая активность увеличивается (усиление окислительных свойств)

Li K Ca Na Mg Al Zn Fe Sn Pb H 2 Cu Hg Ag Pt Au

Химическая активность уменьшается

(ослабление восстановительных свойств)

Li + K + Ca 2+ Na + Mg 2+ Al 3+ Zn 2+ Fe 2+ Sn 2+ Pb 2+ 2H + Cu 2+ Hg 2+ Ag + Pt 2+ Au +

I - Br - S 2- Cl - OH - SO 4 2- NO 3 - F -

Химическая активность уменьшается

(ослабление восстановительных свойств)

Химическая активность увеличивается

(усиление окислительных свойств)

Электролиз раствора KCl KCl→K + + Cl - H 2 O ↔ H + + O Н - Катод (-) 2Н + + 2 ē →Н 2 0 Анод (+) 2С l - -2 ē → Cl 2 0 C уммарное уравнение электролиза 2KCl + 2 H 2 O → Н 2 0 ↑+ Cl 2 0 ↑ + 2KOH

Электролиз раствора KCl

KCl→K + + Cl -

H 2 O ↔ H + + O Н -

Катод (-) 2Н + + 2 ē →Н 2 0

Анод (+) 2С l - -2 ē → Cl 2 0

C уммарное уравнение электролиза

2KCl + 2 H 2 O → Н 2 0 ↑+ Cl 2 0 ↑ + 2KOH

Существует небольшая группа встречающихся в природе элементов, называемых  металлоидами . Металлоиды: бор - В, кремний - Si, германий - Ge, мышьяк - As, теллур - Те, сурьма – Sb.  Они обладают промежуточными между металлами и неметаллами свойствами. В одних условиях они проявляют свойства, характерные для металлов, в других - для неметаллов.

Существует небольшая группа встречающихся в природе элементов, называемых металлоидами .

Металлоиды:

бор - В,

кремний - Si,

германий - Ge,

мышьяк - As,

теллур - Те,

сурьма – Sb.

Они обладают промежуточными между металлами и неметаллами свойствами.

В одних условиях они проявляют свойства, характерные для металлов, в других - для неметаллов.

СХЕМА ОПОРНОГО КОНСПЕКТА I . Положение Ме в П.С.Х.Э. II . Строение атомов III . Строение простого вещества Ме IV . Физические свойства VII . Получение VI . Применение V . Химические свойства

СХЕМА ОПОРНОГО КОНСПЕКТА

I .

Положение Ме в П.С.Х.Э.

II .

Строение атомов

III .

Строение простого вещества

Ме

IV . Физические свойства

VII . Получение

VI . Применение

V .

Химические свойства

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САМООЦЕНКУ 1. Ф.И. 2. Уровень работы. 3. Номера заданий выполненных самостоятельно и без ошибок. 4. Номера заданий выполненных самостоятельно с допущенными ошибками. 5. Номера заданий выполненных после объяснения учителя. 6. Какие задания остались не понятыми, постарайтесь сформулировать вопросы по этим заданиям. 7. В соответствии с выбранным уровнем работы, качеством выполненных заданий и уровнем понимания выполненных заданий оцените себя по пятибалльной шкале.

УЧИМСЯ ДАВАТЬ САМООЦЕНКУ

1. Ф.И.

2. Уровень работы.

3. Номера заданий выполненных самостоятельно и без ошибок.

4. Номера заданий выполненных самостоятельно с допущенными ошибками.

5. Номера заданий выполненных после объяснения учителя.

6. Какие задания остались не понятыми, постарайтесь сформулировать вопросы по этим заданиям.

7. В соответствии с выбранным уровнем работы, качеством выполненных заданий и уровнем понимания выполненных заданий оцените себя по пятибалльной шкале.

Я успел качественно выполнить работу! Я молодчина! Я хорошо подготовился к уроку!      Я с работой не справился, в следствии не качественной подготовки к уроку. На следующем уроке я буду чувствовать себя так

Я успел качественно выполнить работу!

Я молодчина!

Я хорошо подготовился к уроку!

Я с работой не справился, в следствии не качественной подготовки к уроку.

На следующем уроке я буду чувствовать себя так


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!