СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее представление об искусственном сообществе, его отличие от природного сообщества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе "Общее представление об искусственном сообществе, его отличие от природного собщества" УМК "Планета Знаний"

Просмотр содержимого документа
«Общее представление об искусственном сообществе, его отличие от природного сообщества.»

Общее представление об искусственном сообществе, его отличие от природного сообщества.

Цели:

  1. познакомить с искусственными сообществами на примере поля;

  2. развивать познавательный интерес, самостоятельность в применении знаний в новой ситуации при формировании представления учащихся о поле как искусственном сообществе;

3. развивать умение находить и сравнивать растения луга и

поля;

  1. развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных

группах.

Задачи:

  1. сформировать у учащихся общее представление об искусственном сообществе;

  2. расширить знания о культурных растениях;

  3. познакомить учащихся с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространённых сортов зерновых, овощных и технических культур своего края;

  4. рассмотреть основные группы растений поля, их особенности и использование в жизни человека,

  5. развивать умение использовать ранее полученные знания,

умение рассуждать, выражать свои мысли;

  1. развивать коммуникативную компетентность: организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями учеников, осуществлять взаимодействие и взаимоконтроль;

  2. воспитывать бережное отношение к сообществу поле.

Ход урока

1.Организационный момент. (Настрой детей на урок.)

2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам

Карточка №1.

Какое природное сообщество описано в тексте?

Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви образуют густой навес, а – ниже растут кусты малины, шиповника. Ниже растут травы и цветы. (лес)



Карточка №2.

Какое природное сообщество описано в тексте?

В этом сообществе обитают медведи, лоси, белки, кукушки, сороки, змеи и разные насекомые. ( лес)

Карточка №3.

Какое природное сообщество описано в тексте?

Это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в местах вдоль больших и малых рек. (луг)

Карточка №4.

Какое природное сообщество описано в тексте?

Очень разнообразен мир насекомых. Цветы облюбовали пчёлы, шмели, мухи, муравьи, стрекочут кузнечики. Встречаются жабы, ящерицы. Здесь селятся птицы- трясогузки, перепела, коростели и другие. (луг)

Карточка №5.

Какое природное сообщество описано в тексте?

Рядом с этим сообществом по берегам возвышаются заросли растений с тонкими стеблями и длинными листьями. В этом сообществе обитают жуки-плавунцы, клопы-водомерки, прудовики, щуки, сазаны.(водоём)

Карточка №6.

Какое природное сообщество описано в тексте?

В этом сообществе обитатели получают намного меньше кислорода, чем обитатели луга и леса. Здесь можно встретить такие растения как рогоз, тростник, кувшинка, ряска. элодея. (водоём)

(ученики зачитывают содержание карточки и дают ответ)

У. Что такое луг, лес, водоём?

Д. Луг, лес и водоём – природные сообщества.

У Что такое природное сообщество?

Д. Совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга.


У. Что мы называем лугом? Лесом? Водоёмом?

(предполагаемые ответы учеников)

Луга - обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр.

Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

Лес —значительное пространство, заросшее деревьями, и вся та растительность, что покрывает почву между деревьями, состоят из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. д.

Лес – участок суши, покрытый большим количеством деревьев.

Водоём - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски.

3. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с другим сообществом.

Посмотрите несколько слайдов и вы поймёте о каком сообществе пойдёт речь.

(Звучит запись песни «Русское поле». Демонстрируются кадры презентации с изображением поля)

У. О каком сообществе будем говорить?

Д. Будем говорить о поле.

У. Поле – это искусственное сообщество.

Почему поле называют искусственным сообществом?

На этот вопрос вы мне дадите ответ в конце урока.

  1. Актуализация знаний.

У. Основу любого сообщества составляют растения. Поле – особое сообщество. На нём растут особые растения.

А какие, вы назовёте, отгадав загадки.

Загадки (слова отгадки на экране)


1)Называют Геркулес

Значит сила в каше есть.

А вот из какой крупы

Это-то ответьте вы! ( Овёс)

2)С неба

Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые Усачи. (Пшеница)

3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (Подсолнух)

4) Вот чудеса бывают ребята: выросла в поле белая вата! Вату дружно всю убрали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам - штанишки, сестрёнке - халат. (Хлопок)

5)Сто одежек -

Все без застежек.

(Капуста)

6)Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

(Огурец)

7) Сидит девица в темнице, коса - на улице. (Морковь)

9) Стоит чудо в семи шубах, кто его тронет - сам заплачет. (Лук)

10) Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свёкла)

У. Что объединяет эти слова?

Д. Это растения.

У. А какие это растения?

Д. Это культурные растения.

У. Какие растения называются культурными?


Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

У. Какие культурные растения выращивают в нашей местности?

(зерновые – рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха; кукуруза, горох; картофель; соя овощные – морковь, капуста, лук, сахарная свёкла, огурцы,)

5. Практическая работа ( в группах)

(проводится работа в группах с гербарием и видами круп)

Перед вами гербарий первой группы растений. Внимательно их рассмотрите и ответьте на следующие вопросы.

( вопросы даны для каждой группы)


1) Как называется растение? _________________________



2) Опишите его (корень, стебель, листья, плод с семенами)

__________________________________________________ 






3) Что получают из этого растения?

__________________________________________________










(по одному из каждой группы дают описание растения)

(1группа – ячмень, 2 группа – пшеница, 3 группа – овёс, 4 группа – рожь,)

У. Эти растения еще называют зерновые. Почему? Найдите ответ в тексте учебника

У. Что общего у зерновых культур?
Д. Они имеют плод – зерновку.

У. Чем отличаются зерновые культуры?

Д. У пшеницы, ржи и ячменя цветки собраны в колос, а у овса в метёлку.

У.Что получают из этих растений? (муку, крупы, солому)

У. Как человек использует в жизни крупы?

Д. Из круп варят каши.

У. Каши играют важную роль в сохранении здоровья человека.

Каши - источник питательных веществ и энергии для нашего организма.

6.Знакомство со второй группой - овощные культуры.

- Чтобы познакомиться со второй группой культурных растений, внимательно послушайте текст. Определите, к какой группе растений можно отнести картофель.

Картофель.

Кто из вас любит картофель? Его называют вторым хлебом.
Каким же образом картофель стал у нас вторым хлебом? Это длинная история. Впервые картофель обнаружили еще до нашей эры. Родиной картофеля является Северная Америка. Местные жители называли картофель «папа». Клубни картофеля служили индейцам главным средством пропитания. Много времени прошло с тех пор. В 16 веке картофель завезли в Европу, прежде всего в Испанию, но жителям картофель не понравился, так как они пытались его есть сырым. В других странах картофель так же не был одобрен. И это справедливо, ведь навряд ли кому-нибудь из вас понравится салат из стеблей и листьев картофеля? А если попробовать плоды картофеля -зеленоватые ягоды, которые появляются на месте цветов, то и вовсе можно отравиться, ведь они ядовиты. Но люди в те времена не знали об этом. Зато в Париже растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам и украшали ими свои платья.


В Россию картофель был завезен при царствовании Петра 1. Но народ отказывался сажать картофель, ведь о нем ходила дурная слава. По стране проходили настоящие «картофельные бунты». Вот такая непростая судьба у картофеля. И только в 18 веке благодаря ученому Болотову, который раскрыл полезные качества картофеля, это растение начинает использоваться людьми в пищу.
Картофель-это ценная техническая культура. Из него получают крахмал. Его так же широко используют в медицине. Он содержит витамины «А», «В», клетчатку, пектины, ферменты и органические кислоты. Он незаменимое и любимое блюдо многих людей.
К какой группе можно отнести картофель? ( овощные растения)

Чтение учебника стр.83-84



8. Знакомство с третьей группой культурных растений. (технические культуры и сорные растения)

Практическое задание - работа в группах.
Изучить материал учебника.
Практическое задание (группа №1)
Прочитайте материал в учебнике с.84 и ответьте на вопросы:
1. Какие растения называют техническими? 
2. Как выглядит растение лен ?
3. Как человек использует лен в своей жизни?
Практическое задание (группа №2)
Прочитайте материал в учебнике с.84 и ответьте на вопросы:
1. Какие растения называют техническими?
2. Как выглядит растение подсолнечник? 
3. Как человек использует подсолнечник в своей жизни?
Практическое задание (группа №3)
Прочитайте материал в учебнике с.84-85 и ответьте на вопросы:
1. Какие растения называют сорными?
2. Какие растения относятся к сорным?
3. Как человек борется с сорными растениями?

Дети выступают, отвечая на вопросы практической работы.

У. К какой группе растений можно отнести сорняки?

Д. Сорные растения - это дикорастущие растения.

9. Рефлексивно – оценочный этап.

«Отчего ты, рожь, золотая?»

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

«Руки золотые нас растят».

У. Вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. Почему поле называют искусственным сообществом?



Искусственные сообщества создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.

Без золотых рук полеводов поле действительно существовать не может.

10. Домашнее задание.

1.Прочитать материал по учебнику с. 81 - 85

2. Обязательно на выбор:

1) Приготовить сообщение о вредителях зерновых культур.

2) Найти рассказы о животных и растениях поля.

3) Составить кроссворд по теме «Поле» (не менее 5 слов)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!