СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общение ребенка со взрослыми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации рассматривается вопрос общения ребенка со взрослыми. Приводятся условия,  способствующие формированию взаимодействия ребенка со взрослыми.

Просмотр содержимого документа
«Общение ребенка со взрослыми»

Как ребенку общаться со взрослыми?


Ребенок растет и развивается, меняется его отношение к окружающим людям. Так, если в первые месяцы жизни младенец достаточно положительно относится к любому взрослому, то со временем он начинает проявлять дифференцированное отношение к окружающим. Очень часто можно встретить малышей, которые даже на секунду не могут расстаться с мамой. Бывает, что даже папа вызывает громкий плач и крик. А как же дальше? В окружении малыша будет появляться все больше новых людей и с ними нужно общаться. Некоторые ребята быстро идут на контакт, другие дети испытывают сильный дискомфорт, следствием чего являются затяжные истерики. Однако, без взаимодействия со взрослыми, а в дальнейшем это будут воспитатели, няни, врачи и т.д., полноценная жизнь ребенка не возможна. Как научить ребенка общаться со взрослыми? Чему способствует общение ребенка со взрослыми?

Формирование взаимодействия ребенка со взрослыми является основным источником его психического развития. Именно во время такого взаимодействия у ребенка формируется осознание себя среди сверстников и взрослых, обогащаются представления о природных и социальных явлениях, формируются личностные свойства (ответственность, самостоятельность и др.)

Чем старше становится ребенок, тем больше он или она общается со взрослыми в своем окружении. Например, когда ребенок начинает самостоятельно добираться до школы, помимо учителей он/а может взаимодействовать с прохожими, соседями по двору или дому.
У ребенка общение с посторонними взрослыми может вызывать много вопросов — непонятно, кому верить, а кому нет, можно ли сказать, что ты не хочешь общаться, всех ли взрослых нужно слушаться. Чтобы ребенку было понятнее, а родителям спокойнее, нужны правила взаимодействия с другими взрослыми.


Не все взрослые — значимые

Значимый взрослый — это человек, с которым у ребенка выстроены доверительные и уважительные отношения. Не каждый взрослый в жизни ребенка — значимый. Значимыми взрослыми могут быть родители, родственники и друзья семьи, учителя.

Поэтому важно объяснить детям, что взрослый — не значит безопасный, и нельзя доверять незнакомому человеку на улице так же, как родителю.


Взрослые не всегда правы

Взрослый всегда превосходит ребенка по силе, власти и опыту. Поэтому окружающие могут ждать от ребенка, что он будет их уважать. Но часто под уважением каждый подразумевает что-то свое. Например, что слово взрослого достаточно авторитетное и важное, чтобы ребенок принял его на веру без объяснений.

Важно объяснить ребенку, что задавать вопросы и выражать свое мнение — это то, что можно делать в уважительных отношениях со взрослыми.


Расскажите, как и к кому обращаться за помощью

Когда у ребенка не получается защитить себя, обратиться за помощью может быть стыдно или страшно — вдруг взрослые не поймут или откажут. Расскажите, что это нормально, обсудите, у кого можно попросить помощи. Например, в школе можно обратиться к любому учителю.

Если рядом нет знакомых взрослых, можно позвонить родителям или родственникам, чтобы они сказали, что делать, или приехали. Позаботьтесь о том, чтобы их номера всегда были под рукой.


Условия, способствующие формированию взаимодействия ребенка со взрослым:

Условие первое - адекватная оценка поступкам и поведению ребенка. Многие родители стараются всегда быть со своим малышом. Они не приемлют других людей в воспитании или даже присутствии с их любимым чадом. Как бы ни поступал ребенок, они всегда эмоционально положительно оценивают его действия, ссылаясь на то, что он еще мал. Такой внешний эмоциональный комфорт, создаваемый для ребенка, положительного имеет мало. Эмоции и поведение взрослых в ответ на поступки малыша должны быть адекватными, для того, чтобы не сформировать у ребенка мнение о том, что он всегда действует правильно.

Условие второе - соблюдение единых правил и норм воспитания. Как часто мы слышим слова родителей, которые на несколько дней оставили своего малыша бабушкам и дедушкам, о том, что их ребенок стал неуправляемым. Излишнее потакание малышу может привести к катастрофе - он совершенно не слушает взрослых, делает то, что ему захочется. И это наблюдается не только дома, но и на улице, в детском саду, магазине и т.д. Помните, если хоть кто-то из семьи сказал ребенку: «Нет! Нельзя!», то все остальные должны его поддержать.

Условие третье - создание совместной деятельности. Практически всем взрослым хочется посидеть на диване и посмотреть телевизор. Как же их начинает раздражать, когда малыш не может сам организовать свою деятельность и постоянно обращается к ним за помощью. Таким родителям хочется сказать следующее. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был коммуникабелен, вы должны сами с ним взаимодействовать. Именно правильно организованное ваше общение с малышом является началом пути, способствующего овладению им норм и правил взаимодействия со сверстниками и другими людьми.

Условие четвертое - создание бытовых и игровых ситуаций. Именно в игре и в быту происходит наиболее динамичное формирование у ребенка умения взаимодействовать и накапливается социальный опыт.

Условие пятое - обучение поддержанию общения, овладению нормами речевого поведения в процессе взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Ребенок «впитывает» от вас все как губка. Демонстрируйте ребенку образцы правильного поведения с разными людьми, побуждая его изначально к подражанию, а затем и к самостоятельно совершаемым действиям. Чтобы научить ребенка общаться, развивайте у него собственную инициативу в установлении контактов со взрослыми. По возможности, расширяйте круг общения ребёнка, помогите ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обратите внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывайте положительное отношение к ним.

При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет. Тогда младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!