СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общепсихологические представления о тревожности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беспокойство, тревога, страх - это эмоции, которые испытывает человек так же, как радость, восхищение и печаль. Слово «тревога» появилось в русском языке около трёхсот лет назад и означало «знак к битве». Так же выделяют понятие «тревога» (как психологическое состояние) и «тревожность» (как свойство личности).

Просмотр содержимого документа
«Общепсихологические представления о тревожности»

Общепсихологические представления о тревожности

Беспокойство, тревога, страх - это эмоции, которые испытывает человек так же, как радость, восхищение и печаль. Слово «тревога» появилось в русском языке около трёхсот лет назад и означало «знак к битве». Так же выделяют понятие «тревога» (как психологическое состояние) и «тревожность» (как свойство личности).

По мнению Н.Д. Левитова, тревога - это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями и выражается в специфических переживаниях и реакциях (опасения, волнения, нарушения покоя и другое).

Г. Селье анализирует тревогу, как фазу негативного состояния общего адаптационного периода, хотя на уровне субъективного переживания, именно тревога становится фактором для потенциальных возможностей.

Э. Джекобсон исследовал понятие тревога, как эмоциональное состояние, беспокойство, ожидание или предчувствие чего-то неизвестного, сопровождающееся симптомами напряжения. Он разработал особую методику мышечной релаксации.

Впервые рассмотрел проблему тревожности в научном и клиническом плане Зигмунд Фрейд. Он выделил три вида тревожности:

  1. Объективная тревожность - реальный страх на опасность во внешнем мире.

  2. Невротическая тревожность - на не известную и не определяемую опасность.

  3. Моральная тревожность - «тревожность совести».

  4. Одна из важнейших работ 3. Фрейда считается книга «Страх». В ней он описывает тревожность, как чувство беспомощности и неопределённости, эмоциональное переживание, идущее от сигнала опасности. По его мнению, тревожность может быть вызвана осознанием переживания, определённым чувством чего-то не приятного или соматической реакцией, прежде всего усилением сердцебиения.

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию. Предложенная им дифференциация тревоги и страха поддерживается многими современными исследователями, образуя направление «Неофрейдизм». К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Роджерс, Э. Эриксон, Ф. Перлз начинали свои исследования с психоанализа Фрейда. Подвергнув в дальнейшем критике некоторые положения классического психоанализа, они всё же оставляли его важнейшие концепции, делая акцент на межличностные отношения.

Сёрен Кьеркегор так же признавал необходимость разграничения страха и тревоги. Он считал, что страх возникает у человека из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой, это реакция на конкретную, значимую опасность. В то время как тревожность - опасность не известная и не определяемая. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Эрих Фромм - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Им разработана концепция «гуманистического психоанализа». По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать.

Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Но разве можно понять человека, если не рассматривать его во всей целостности. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов на социальные факторы, показать, что страсти человека и его тревоги полностью зависят от культуры.

На творчество Карен Хорни оказала серьёзное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошёл мир в период второй мировой воины.

Как и другие последователи Фрейда, она придавала большое значение бессознательным процессам в психической жизни личности. Предмет её исследований - невротическая личность с нарушенной потребностью в безопасности. Она различала формирование здоровой и невротической личности, а после исследовала, используя неофрейдистские идеи в воспитании и психотерапии.

Тиллих Пауль христианский мыслитель и философ считал, что проблема тревоги может и должна быть решена в сфере культуры, а основной элемент культуры - это слово, которое обладает психической и интеллектуальной силой. Оно имеет власть и может положить конец хаосу, устранить угрозу небытия, как внутри человека, так и вне его. Тревога возникает тогда, когда этой силы недостаточно, когда человек не способен проявить мужество.

Ролло Мэй имел оригинальное представление о сущности тревоги и страха. Он считал, что тревога - результат осознания и переживания того, что все имеет преходящий характер скрытого осознания нашей неизбежной конечности. В силу этого тревога естественна и неустранима, в то время как страх вызывается стимулами и более подконтролен ему. При этом подчёркивается, что тревожиться может только человек как существо, наделённое самосознанием.

Гарри Стек Салливан психиатр-практик, связывал неврозы с нарушениями в процессах коммуникации, а не с фиксациями либидо в раннем детстве. Он развил идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности и психологических расстройств.

Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливан приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им, как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Число типов личности у человека соответствует количеству его межличностных ситуаций.

Свою теорию Салливан назвал «интерперсональной теорией психиатрии», в основе которой лежит принцип общественного существования, принцип функциональной активности и принцип организации. Личность человека не является врождённым качеством, социальные чувства формируются у младенца в процессе его общения с окружающими людьми, то есть повторение межличностных отношений, итерперсональных отношений.

Салливан соединяет в своей концепции два наиболее распространённых психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

Бихевиоризм, направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на это поведение. Бихевиоризм родился, как протест против произвольных исследований, не определяющих чётко понятие. Это направление даёт конкретные инструкции, что нужно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

Эдвард Ли Торндайк считается основоположником бихевиоризма. Проводил исследования, изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика», под этим термином Торндайк подразумевал экспериментальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб, ошибок и случайного успеха».

«Проблемная клетка», разработана Торндайком в 1911 году. Кошка, помещённая в такую клетку, должна была методом проб и ошибок научиться нажимать на деревянную педаль, что благодаря системе блоков и верёвок позволяло открывать дверцу.

Джон Бродес Уотсон считал, что психология должна быть объективной и практически полезной. Целью его психологического изучения являлось предсказание реакции и определение природы действующего стимула. Уотсон положил официальное начало бихевиоризма.

Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер, иллюстрирует ключевую роль страха и тревоги. Учёные обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-ти месячного мальчика, его называли «Маленький Альберт» (условный и безусловный стимул).

Бихевиористы считают, что для создания теории о строении личности, достаточно сделать анализ происхождения индивида, что именно было с ним в прошлом и благодаря каким обстоятельствам его поведение сохранилось в настоящем.

Одно из направлений в психологии «Необихевиоризм» (когнитивный бихевиоризм Толмена, оперантный бихевиоризм Б. Скиннера и другие). Сторонники бихевиоризма дополнили его понятием переменных промежуточных факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.

Д. Мид, Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Роттер, А. Бандура показали новое отношение к бихевиоризму - социобихевиоризм или теория «социального научения». Они считали, что человек может овладеть поведением не путём собственных проб и ошибок, а наблюдением за опытом других. На основе этого механизма формируется агрессивное и кооперативное поведение. Наблюдение может не только формировать поведение, но и активировать усвоенные навыки, которых раньше не было. В связи с этим, проблема наказаний и запретов трактуется иначе. Взрослый, наказывая ребёнка, демонстрирует агрессивную форму поведения, находящую положительное подкрепление и ребёнок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии.

«Концепция влечения» стала основой научения социальной школы тревожности. Основоположник этой концепции - Кларк Леонард Халл считал, что поведение организма можно объяснить строго научно, не обращаясь к психическим понятиям и другим интеллектуальным компонентам.

По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Он опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом - воду, то характер его движений однозначно определяется только потребностью и больше ничем.

Спенс и Тейлор рассматривали синтез бихевиоризма и психоанализа, считая тревожность приобретённым влечением, имеющим стойкий характер. Так же, как Х. Маур и Н.Е. Миллер, которых интересовала энергетическая функция этого влечения, характеризующая активность и его направленность.

Дж. Тейлор ввёл понятие «уровень тревожности», считая не правильным приравнивать его к уровню побуждения. Для описания и объяснения этого К.В. Спенс ввёл особую переменную между уровнем побуждения и проявлением тревожности, которая вызывается угрожающим стимулом и проявляется в виде возбуждения соответствующих физиологических реакций, что может фиксироваться в процессе внешнего наблюдения. Дж. Тейлором было выдвинуто и доказано «предположение о хронической тревожности».

Спиноза считал, что переживание тревоги и страха, являющееся признаком слабости души, можно преодолеть только мужеством разума.

Паскаль отмечал, что только «логикой сердца» можно постичь человеческий разум. Он подчёркивал влияние эмоций на поведение человека и невозможность рационально, с помощью разума, преодолеть страх, потому что сам переживал постоянное беспокойство, не поддающееся доводам рассудка.

По определению А.В. Петровского, тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги. Она обычно повышена при нервно-психических и тяжёлых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы.

Польский психолог Т. Маргула пишет, что только религии, ориентированные на подчинение человека, используют страх, как способ защиты от зла. Все, что человек не мог объяснить, вызывало тревогу, поэтому создавались ритуалы, «защищающие» его. Существуют и противоположные направления, как буддизм, для которых страх - это враг номер один, а идеал - это гармония, умиротворение, спокойствие духа и путь к этому - освобождения от страха.

По К. Ясперсу, тревожность - одна из благотворных сил, дающих человеку возможность перейти из повседневного бытия в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли. Тревожность - важный элемент, сталкивающий человека с ситуацией, которая позволяет человеку прорваться к подлинной свободе, как к выходу за пределы бытия.

Адольф Адлер создатель «теории личности», основные принципы которой целостность психической жизни личности, а стремление к превосходству является основной мотивационной силой. Он первый вводит термин «комплекс неполноценности». Рассматривал стиль жизни человека, как главное понятие для формирования характера, который закладывается в детстве под воздействием его воли. Многие дети испытывают ощущение собственной неполноценности, находясь рядом с взрослыми, поэтому происходит потребность в достижении превосходства и самоутверждения, как компенсации неполноценности. От того, как это будет происходить, зависит развитие личности («компенсаторная теория власти»).

По мнению В.М. Астапова, тревога оказывала крайне неблагоприятное влияние на деятельность человека, которое возможно изменить вытеснением тревоги (за счёт надситуативной активности), преодолеть состояние тревоги с помощью психологических защит и трансформировать в определённое поведение (уклонение, сопротивление).

Н.Д. Левитов, Е.К. Лютова и Г.Б. Монина выделяли два вида тревоги: мобилизующую (дающую дополнительный импульс к деятельности) и расслабляющую (снижающую её эффективность вплоть до полного прекращения).

Фрейд в своих трудах описывает человека, который на уровне инстинкта пытается избавиться от чувства тревоги. Он выделил специальные механизмы защиты, помогающие в тревожных ситуациях:

  1. Вытеснение. Механизм защиты сводится к удалению из сознания каких-либо чувств, желаний, мыслей, влечений. Произвольное вытеснение - забывание, а произвольное подавление происходит за счёт воли самого человека.

  2. Приписывание собственных недостатков другим. В этом процессе отрицательные эмоции направляются на других. Сущность проекции. Человек приписывает собственные неприемлемые чувства и мысли другим людям.

  3. Замещение. Тревожный импульс направляется в сторону более слабой личности. Своего рода механизм переадресации.

  4. Рационализация. Испытывая тревогу, человек уходит от действительности, происходит искажение реальности, попытка сбежать от проблемы, самоограничение.

  5. Реактивное образование. Механизм подавления тревожности происходит за счёт неприятия и вытеснения импульса из сознания, с заменой на противоположный импульс.

  6. Регрессия. Испытывая тревогу, происходит возвращение к детской модели поведения.

  7. Сублимация. Механизм изменения импульса выражается возможностью действовать и мыслить конструктивно.

  8. Отрицание. Отказ принять неприятное событие, продолжая верить в то, что это не случилось.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!