СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеразвивающая программа в области хореографического искусства. Современный эстрадный танец

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа в области хореографического искусства. Современный эстрадный танец»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЛЕТНЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА





ПРОГРАММА

По учебному предмету

Постановка танцевальных номеров















Клетня 2019

Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Настоящая программа предполагает обучение детей по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хореографическое творчество». Возраст поступающих в первый класс –с 9 до 14 лет. Срок освоения программы – 3 года. Программа создана с учётом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой образовательной программы по учебному предмету «Постановка танцевальных номеров» по данному сроку обучения. Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Цель программы:

- приобщение к различным видам танцевального творчества через пластическое и музыкальное многообразие, приобретение сценических навыков и формирование актерского мастерства. Задачи программы:

- формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;

- формирование навыков публичных выступлений; - развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, эмоциональной выразительности;

- раскрытие индивидуальности;

- подготовка двигательного аппарата обучающихся к исполнению танцевального материала различного характера и степени технической трудности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой, мелкогрупповой, индивидуальный урок. Количество времени на подготовку из расчета 0,5 часа на одного обучающегося в неделю. Самостоятельная работа обучающихся по предмету не предусмотрена. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.

Формы и методы контроля, критерий оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения: - качества реализации образовательного процесса; - качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; - уровня знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения. В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде контрольных уроков, зачётов. Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально. Итоговая аттестация обучающихся осуществляется с целью контроля (оценки) освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации. Итоговая аттестация по предмету проводится в седьмом классе в форме контрольного урока. По результатам контрольного урока обучающимся выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.

Классы-количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Максимальная нагрузка

102

Количество часов на аудиторную нагрузку

34

34

34

Недельная аудиторная нагрузка

1

1

1



Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Оценка «5» («отлично»): - знание методики исполнения танцевальных движений; - грамотное исполнение движений, согласно методике; - умение двигаться в соответствии с разнообразным ритмом и характером музыкального сопровождения; - умение различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальной фразы и всего музыкального произведения; - эмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов;

Оценка «4» («хорошо»): - знание методики исполнения танцевальных движений; - неточное исполнение движений, согласно методике; - умение двигаться в соответствии с разнообразным ритмом и характером музыкального сопровождения; - умение различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальной фразы и всего музыкального произведения; - неэмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов

Оценка «3» («удовлетворительно»): - слабое знание методики исполнения танцевальных движений; - неграмотное исполнение движений, согласно методике; - слабое умение двигаться в соответствии с разнообразным ритмом и характером музыкального сопровождения; - слабое умение различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальной фразы и всего музыкального произведения; - неэмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов.

Оценка «2» («неудовлетворительно»): - незнание методики исполнения танцевальных движений; - неграмотное исполнение движений, согласно методике; - неумение двигаться в соответствии с разнообразным ритмом и характером музыкального сопровождения; - неумение различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальной фразы и всего музыкального произведения; - неэмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов. Для более точного определения уровня знаний обучающихся при выведении оценок промежуточной аттестации допускаются оценки: «5-», «4+», «4-», «3+», «3-»

Краткие методические рекомендации

Предмет «Постановка танцевальных номеров» вводится с первого класса обучения не случайно. Он играет значительную роль в формировании навыков публичных выступлений. На основе пройденного учебного материала всего комплекса учебных предметов образовательной программы «Хореографическое творчество» подготавливаются концертные номера. Каждый преподаватель, выбирая танцевальный репертуар для своего коллектива, должен соблюдать принципы доступности, постепенного усложнения материала. Замыслу отбираемого для сценического воплощения произведения должны соответствовать исполнительские, возрастные, художественные возможности обучающихся.

Важной частью урока является танцевальная импровизация. Это творческая часть урока, роль которой многозначна: развивается фантазия у обучающихся, чувство формы танца, импровизация исполнительства. На втором-третьем году обучения ученики сочиняют комбинации, которые затем исполняют в паре или по одному. Конечно, на пути сочинительства не каждого обучающегося ждет успех. Да и задача этой части урока шире – она, скорее, воспитательная: расширение хореографического кругозора, образного мышления и видения, а также творческой фантазии и актерского мастерства. В сочинительской работе проверяется не только обучающийся, но и педагог – его методические способности, изобретательность, знания, культура, умение индивидуально подойти к каждому ученику. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле. Обучающиеся должны знать, как правильно исполнять каждое движение, а так же уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Если обучающиеся приучены к такой вдумчивой и внимательной работе, к самоконтролю, педагогу не приходится много говорить, достаточно коротких корректирующих указаний. Огромную роль играет музыкальное оформление урока. Подобранная музыка должна помочь раскрыть характер и стиль каждого танца, подсказать исполнителю его содержание. Преподаватель должен любить и изучать музыку, уметь раскрыть ее средством хореографии. Выбирая музыкальное произведение для своей постановки, преподавателю необходимо учитывать следующие качества танцевальной музыки для детей: ясная выразительная мелодия, четкий ритмический рисунок, яркие гармонии, образность. Преподаватель является создателем хореографического произведения, поэтому он должен обладать широким кругозором, находиться в постоянном творческом поиске. Источником сюжетов для своих сочинений могут быть герои любимых детьми песен, сказок, мультфильмов, игр, событий школьной жизни, палитра народных танцев. Танцы игрового плана прекрасно исполняются и воспринимаются детьми. Именно игровая деятельность, требуя активности и вызывая широкий диапазон переживания, создает особо благоприятные условия для разностороннего развития ребенка. Игровая основа танца увлекает его, завораживает возможностью сказочных превращений в кого угодно, эмоционально интригует. Наряду с сочинительской деятельностью преподаватель может использовать образцы танцев «по записи», (специальная литература, методические рекомендации, видеоматериалы). Допускается использование образцов хореографического наследия государственных ансамблей танца. Важное значение отводится репетиции концертного номера в костюмах на сценической площадке. Здесь проверяется зрительное восприятие пластического образа танца, соотношение цветовой гаммы при движениях и переходах исполнителей, устанавливается свет. В расписании деятельности хореографического коллектива самое ответственное место занимают концерты. Концерт – это то, ради чего ведется вся работа. Концертная деятельность дает возможности подвести итоги определенному этапу работы, получить общественную оценку, познать радость творческой деятельности.

Необходимое техническое оснащение занятий

Хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами, музыкальный инструмент (фортепиано или рояль), аудио- и видеоаппаратура, наличие специальной формы для занятий (тренировочный купальник, трико-лосины, мягкая и жесткая танцевальная обувь). Для выступлений на сцене необходимы сценические костюмы, сценическая танцевальная обувь, записи фонограмм, раздевалки, душевые.

Содержание курса

Хореография - важное средство эстетического воспитания, развития творческих способностей (греч.) – «писать танец». Сегодня хореография – это все, что относится к искусству танца, а любое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Постановочная работа подводит итоги всей деятельности танцевального коллектива. В процессе создания репертуара расширяется кругозор исполнителя, происходит овладение танцевальной культурой. Материал по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» изучается концентрическим методом в течение всех лет обучения. Уроки строятся комплексно, включая материал разных разделов. Последовательность изучения движений определяется главным методическим принципом - от простого к сложному. Наряду с прохождением новых движений, должен закрепляться и весь пройденный материал. Для этого его необходимо включать в более сложные комбинации. Содержание программы по учебному предмету «Постановка танцевальных номеров» ориентированно на: - выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации; - приобретение навыков творческой деятельности; - формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; - умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе; - уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; - определение наиболее эффективных способов достижения результата.



Первый класс

Годовые требования:

• освоение плана зала, движение по площадке в различных рисунках и ракурсах;

• развитие навыков координации движений;

• развитие навыков культуры общения с партнером, работы в ансамбле.

Примерный репертуарный список

1. Акулова Н.М. Несколько сюжетов для детских хореографических коллективов, Барнаул, 1992 г. «Осьминожки на прогулке», «На радуге», «Перепутаница», «Клоуны смеются».

2. Бекина С.И Музыка и движение, Москва 1984г. «Детский краковяк», Танец с хлопками», «Прялица», «Сударушка», «Танец снежинок», «Матрешки», «Танец солнечных лучиков».

3. Бочкарева Н.И. Ритмика и Хореография Кемерово, 2000г. « Как у наших у ворот», «Куклы», «Калинка», «Мы моряки», «Казачок», «Сюрприз».

4. Бочкарева Н.И Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Кемерово, 1998 г. «Забавы кота Леопольда», «Ну, погоди!», «Карусель».

5. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» №11 Танцы для детей Москва 1982 г. «Праздник урожая», «Русский перепляс», Марийский народный танец», «Веселые лесовечки». 5

6. Салиман-Владимиров, хореография Л. Васильевой Танец кузнечиков из балета «Муха Цокотуха»

Второй класс

Годовые требования:

• умение импровизировать в быстром и медленном темпе;

• владение культурой поведения на сцене;

• владение манеры исполнения разучиваемых танцев;

• выразительное исполнение создаваемого образа.

Примерный репертуарный список

1. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» Народные сюжетные танцы № 5, Москва 1996 г. «Русский танец», «Похвистневская кадриль», «Орловская матаня».

2. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» Народные сюжетные танцы №12, Москва 1966 г. «Павушка», «Праздник на селе», «Украинский танец».

3. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» Народные сюжетные танцы №16, Москва 1975 г. «Желанный гость», «Грустиночка», «Хохломские мастера», Потанцуем тройками». 4. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» Народные сюжетные танцы №21, Москва 1996 г. «Секиринская плясовая», Татарский танец», «Зимой в лесу».

5. Степанова Л.Г. Народные танцы Москва, 1965 г. «Ходили девушки», «Гопак», «Лирический хоровод», «Шалакушская кадриль».

6. В. Леви, хореография А. Голубевой «Музыкальная табакерка»

7. Э. Григ, хореография А. Голубевой «Норвежский танец»

8. П. И. Чайковский, хореография А. Голубевой Танец снежных хлопьев на музыку из балета «Щелкунчик»

9. Ф. Яруллин, хореография Л. Якобсона Танец с ковром из балета «Шурале»

10. Й. Байер, хороеграфия Л. Васильевой Таней китайской куклы из балета «Фея кукол»

11. Тарантелла. Музыка и хореография на усмотрение педагога

Третий класс

Годовые требования:

• умение исполнять на сцене различные виды танца, произведения учебного хореографического репертуара;

• умение понимать и исполнять указания преподавателя;

• умение распределять сценическую площадку, сохранять рисунок при исполнении танца.

Примерный репертуарный список

1. Белорусский танец «Бульба» из репертуара Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева.

2. Курская пляска «Тимоня» из репертуара Академического русского народного хора имени М. Пятницкого 6

3. Литовский народный танец «Клумпакоис» из репертуара государственного академического заслуженного народного ансамбля танца Литовской ССР «Летува»

4. Латышский народный танец «Руцавиетис» из репертуара государственного заслуженного ансамбля танца Латвийской ССР.

5. Народный танец «Литовская полька» из репертуара государственного академического заслуженного народного ансамбля танца Литовской ССР «Летува»

6. Пляска «Хохломские ложкари» из репертуара Академического русского народного хора имени М. Пятницкого

7. Русский танец «Топотуха» из репертуара Государственного академического хореографического ансамбля «Березка».

8. Русский девичий хоровод «Березка» из репертуара Государственного академического хореографического ансамбля «Березка».



Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» по учебному предмету «Подготовка танцевальных номеров» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

• умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;

• умение работы в танцевальном коллективе;

• умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

• умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическими произведениями на репетиции;

• навыки участия в репетиционной работе.

Список литературы

1. Акулова Н.М. Несколько сюжетов для детских хореографических коллективов Барнаул, 1992г.

2. Базарова Н, Мей В. Азбука классического танца.- Ленинград: «Искусство»,1983г.

3. Бочкарева Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии Кемерово, 1998 г.

4. Бриске И.Э Ваганова А. Основы классического танца.-Ленинград: «Искусство»,1960г.

5. Базарова Н, Классический танец.- Ленинград: «Искусство»,1976 г.

6. Ивановский Н.П. Бальный танец под редакцией Ю.И. Слонимского Ленинград: «Искусство», 1948 г.

7. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца.- Ленинград: «Искусство»,1986 г.

8. Облап С.М Теоретический материал по предмету «Композиция и постановка танца», Новосибирск 1996 г.

9. Специфика работы с детским самодеятельным хореографическим коллективом, Челябинск, 1986 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!