СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольное родительское соббрание «Профилактика суицидального поведения или как помочь подростку в трудной жизненной ситуации?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецификой подросткового возраста является повышенный уровень критичности, восприимчивости, потребность в уважении и признании близких.  И  довольно часто, подросток не получая желаемого, в кризисной для него ситуации, может выбрать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ разрешения кажущихся непреодолимыми трудностей. Каждый уход из жизни  ребенка – это трагедия.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольное родительское соббрание «Профилактика суицидального поведения или как помочь подростку в трудной жизненной ситуации?»»

. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальная(коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа- интернат № 1)





1 слайд Добрый день уважаемые родители!

Сегодня наше родительское собрание посвящено важной и актуальной для нас теме, которая касается благополучия нашей детей, а именно «Профилактика суицидального поведения или как помочь подростку в трудной жизненной ситуации?»

Спецификой подросткового возраста является повышенный уровень критичности, восприимчивости, потребность в уважении и признании близких. И довольно часто, подросток не получая желаемого, в кризисной для него ситуации, может выбрать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ разрешения кажущихся непреодолимыми трудностей. Каждый уход из жизни ребенка – это трагедия.

Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что большинство несовершеннолетних решаются на самоубийство для того, чтобы обратить внимание окружающих их людей на свои проблемы.

2 слайд

Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно.

Елена Моисеевна Вроно психиатр, психотерапевт, специалист в области суицидологии отмечает, что «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации». Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Представление о ценности собственной жизни еще не сформировано. До самой последней минуты подросток, решившийся на последний шаг, надеется, что ему помешают, его спасут, а близкие люди испугаются за него и будут его ценить и любить. Многие трагедии можно было бы предотвратить, если бы вовремя заметить, услышать, поддержать, поговорить. Вирджиния Сатир психолог, семейный психотерапевт Нам нужно четыре объятия в день для выживания. Восемь объятий в день для поддержания нашего здоровья и хорошего самочувствия. Нам нужно двенадцать объятий в день для роста и чувства собственного достоинства».

Основная задача на сегодня повысить родительскую компетентность по вопросам профилактики суицидального поведения и оказания эмоциональной поддержки ребенку в трудных для него ситуациях.

Любовь Александровна, педагог -психолог познакомит вас с теоретической частью рискованного поведения.

3 слайд

Попробуем сегодня с вами, уважаемые родители, разобраться в том, что это за явление – «подростковый суицид», можно ли его предотвратить, можно ли распознать первые признаки надвигающейся опасности, попробуем обсудить возможные действия, методы и приемы эмоциональной поддержки ребенка в трудной для него ситуации, постараемся гармонизировать отношения с ребенком.

Возможно, однозначных ответов на все вопросы мы сегодня не получим, но помнить об этой проблеме, знать, как помочь ребенку в трудной для него ситуации, как научить ребенка ценить жизнь, как вместе найти выход, наверное, должен каждый взрослый человек, каждый родитель, ответственный за жизнь своего ребенка.

4 слайд Причины появления суицидальной активности Причинами появления суицидальной активности являются:

- психические патологии и пограничные состояния;

- действительное или мнимое неразделенное чувство любви;

- желание привлечь к себе внимание, уйти от неприятных последствий;

- жесткое воспитание!!!– морализаторство, строгий контроль, запреты, лишение личной свободы;

- страх перед будущим;

- алкогольная и наркотическая зависимость;

- вынужденная социальная изоляция;

- экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;

- воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;

- потеря близкого родственника;

- строгие требования в школе;

- генетическая предрасположенность – лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду.


Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

5 слайд Классификация суицидального поведения по мотивации

Призыв - Этим мотивируются те, кто проявляет демонстративное поведение.

Протест - они могут выражают свое несогласие с методом воспитания, с повышенными требованиями в школе.

Избегание - эта реакция свойственна подросткам, которые испытывают чувство одиночества, неприятия обществом.

Самонаказание - подросток, подвергшийся эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, часто руководствуется мыслью что он чем-то заслужил то, что произошло.

6 слайд Классификация суицидального поведения

Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания.

Демонстративное поведение - ребенок хочет показать, насколько сложно ему справляться с жизненными ситуациями. В основе этого типа суицидального поведения лежит просьба о помощи. Обычно самоубийства демонстративного типа совершаются не с целью реального нанесения себе вреда, а для того, чтобы общество осознало, что несправедливо относится к человеку, ощутило муки совести.

Аффективное суицидальное поведение - подросток в этом случае действует импульсивно, а четкого плана действий при этом нет. Гнев, злость, ярость - вытесняют реальное восприятие действительности, и полагаясь на них, человек совершает суицид.

Истинное поведение - несовершеннолетний готовится к самоубийству, тщательно его продумывает. Нередко жертвы этого вида самоубийства оставляют предсмертные записки. Люди, склонные к нему чаще всего доводят дело до конца, потому что проходят все этапы осознания неизбежного конца.

В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

7 слайд

Большинство людей, покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации

Главный вопрос, который должны задать себе взрослые: как заметить, что с ребенком что-то не так? Обратите внимание на слайд.

Есть общее правило, которым следует руководствоваться родителям и педагогам: обращайте внимание на необычное поведение ребенка — видимо, что-то произошло или изменилось.

Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

8 слайд

Существуют вербальные и невербальные формы проявления подростком суицидального поведения. Ребенок с суицидальными наклонностями всего лишь пытается привлечь к себе внимание! Он страдает от стресса, ситуация ему кажется настолько безвыходной, что переживания близких для него уходят на задний план!

Очень часто стрессовые факторы действуют одновременно, а их отрицательное воздействие на ребенка накапливается. При регулярном, повторяющемся стрессе возникает хронический стресс. Чувствительный к стрессу ребенок ощущает на себе его воздействие при возникновении малейших трудностей или перемен.

9 слайд

Срабатывает принцип «последней капли». Всего совершено суицидальных попыток, в том числе летально

Год

Попыток

Из них, состояли на учете

Летально

Из них, состояли на учете

2016

117

13

18

1

2017

126

15

17

2

2018

222

26

18

1

2019

101

6

19

0

2020

107

31

16

0

2021

129

30

15

3

2022

147

57

21

1




Елена Моисеевна Вроно психиатр, психотерапевт, специалист в области суицидологии.пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации». Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Представление о ценности собственной жизни еще не сформировано. До самой последней минуты подросток, решившийся на последний шаг, надеется, что ему помешают, его спасут, а близкие люди испугаются за него и будут его ценить и любить. Многие трагедии можно было бы предотвратить, если бы вовремя заметить, услышать, поддержать, поговорить.

Основная задача на сегодня повысить родительскую компетентность по вопросам профилактики суицидального поведения и оказания эмоциональной поддержки ребенку в трудных для него ситуациях.

Любовь Александровна, педагог -психолог познакомит вас с теоретической частью рискованного поведения.

3 слайд

Попробуем сегодня с вами, уважаемые родители, разобраться в том, что это за явление – «подростковый суицид», можно ли его предотвратить, можно ли распознать первые признаки надвигающейся опасности, попробуем обсудить возможные действия, методы и приемы эмоциональной поддержки ребенка в трудной для него ситуации, постараемся гармонизировать отношения с ребенком.

Возможно, однозначных ответов на все вопросы мы сегодня не получим, но помнить об этой проблеме, знать, как помочь ребенку в трудной для него ситуации, как научить ребенка ценить жизнь, как вместе найти выход, наверное, должен каждый взрослый человек, каждый родитель, ответственный за жизнь своего ребенка.

4 слайд Причины появления суицидальной активности Причинами появления суицидальной активности являются:

- психические патологии и пограничные состояния;

- действительное или мнимое неразделенное чувство любви;

- желание привлечь к себе внимание, уйти от неприятных последствий;

- жесткое воспитание!!!– морализаторство, строгий контроль, запреты, лишение личной свободы;

- страх перед будущим;

- алкогольная и наркотическая зависимость;

- вынужденная социальная изоляция;

- экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;

- воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;

- потеря близкого родственника;

- строгие требования в школе;

- генетическая предрасположенность – лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду.


Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

5 слайд Классификация суицидального поведения по мотивации

Призыв - Этим мотивируются те, кто проявляет демонстративное поведение.

Протест - они могут выражают свое несогласие с методом воспитания, с повышенными требованиями в школе.

Избегание - эта реакция свойственна подросткам, которые испытывают чувство одиночества, неприятия обществом.

Самонаказание - подросток, подвергшийся эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, часто руководствуется мыслью что он чем-то заслужил то, что произошло.


6 слайд Классификация суицидального поведения

Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания.

Демонстративное поведение - ребенок хочет показать, насколько сложно ему справляться с жизненными ситуациями. В основе этого типа суицидального поведения лежит просьба о помощи. Обычно самоубийства демонстративного типа совершаются не с целью реального нанесения себе вреда, а для того, чтобы общество осознало, что несправедливо относится к человеку, ощутило муки совести.

Аффективное суицидальное поведение - подросток в этом случае действует импульсивно, а четкого плана действий при этом нет. Гнев, злость, ярость - вытесняют реальное восприятие действительности, и полагаясь на них, человек совершает суицид.

Истинное поведение - несовершеннолетний готовится к самоубийству, тщательно его продумывает. Нередко жертвы этого вида самоубийства оставляют предсмертные записки. Люди, склонные к нему чаще всего доводят дело до конца, потому что проходят все этапы осознания неизбежного конца.

В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

7 слайд

Большинство людей, покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации

Главный вопрос, который должны задать себе взрослые: как заметить, что с ребенком что-то не так? Обратите внимание на слайд.

Есть общее правило, которым следует руководствоваться родителям и педагогам: обращайте внимание на необычное поведение ребенка — видимо, что-то произошло или изменилось.

Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

8 слайд

Существуют вербальные и невербальные формы проявления подростком суицидального поведения. Ребенок с суицидальными наклонностями всего лишь пытается привлечь к себе внимание! Он страдает от стресса, ситуация ему кажется настолько безвыходной, что переживания близких для него уходят на задний план!

Очень часто стрессовые факторы действуют одновременно, а их отрицательное воздействие на ребенка накапливается. При регулярном, повторяющемся стрессе возникает хронический стресс. Чувствительный к стрессу ребенок ощущает на себе его воздействие при возникновении малейших трудностей или перемен.

9 слайд

Срабатывает принцип «последней капли». Всего совершено суицидальных попыток, в том числе летально

Год

Попыток

Из них, состояли на учете

Летально

Из них, состояли на учете

2016

117

13

18

1

2017

126

15

17

2

2018

222

26

18

1

2019

101

6

19

0

2020

107

31

16

0

2021

129

30

15

3

2022

147

57

21

1





10 слайд

Родители! Вам может не хочется это слушать – но потом будет поздно

В ситуации, когда подросток совершает суицид,

он не виноват

П одросток – первопричина

Виновата – окружающая среда


11 слайд

Результаты регионального исследования показываю

Давайте посмотрим на результаты регионального

исследования показываю


12 слайд Результаты социально –психологического тестирования

Вы можете усомниться. Откуда такие показатели? Обратимся к результаты социально –психологического тестирования, которые проводятся ежегодно во всех образовательных организациях России. Тестированию подлежат несовершеннолетние дети с 14 летнего возраста. (Вы даете согласие детям)

Что же такое СПТ - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом психологической «устойчивости» личности.., а так же дети с суиц. риском.

Факторы риска


Факторы Защиты

ПО –Потребность в одобрении

ПВГ – подверженность влиянию групп

ПАУ –принятие аддиктивных установок

НСО –наркопотребление в социальном окружении

СР – склонности к риску (опасности)

И –импульсивность

Т – тревожность

Ф –фрустрация


ПР – принятие родителями

ПО – принятие одноклассниками

СА – социальная активность

СП – самоконтроль поведения

С - самоэффективность

13 Слайд Индивидуальные результаты, расшифровка по субшкалам


14 слайд Семья

Исследования специалистов говорят о том, что среди основных жизненных сфер подростков (семья, отношения со сверстниками, личная жизнь, школа и внешкольная жизнь) семья и отношения в семье занимают более 50% совокупной событийной «стрессогенности» подростковой жизни. Причем это мнения самих же подростков. К числу отрицательных событий относится увеличение количества ссор с родителями, ухудшение финансового состояния семьи, развод родителей, повторные браки.

Также исследования показывают приоритетное влияние характера детско-родительских отношений на возникновение депрессивных состояний у подростков.

- в период коронавирусной инфекция (25%...)

- психические заболевания (голоса) – абсолютно излечимо!

- перекладывание всей ответственности в суицидах на социальные сети (единичные случаи! попытка снять с себя ответственность, мол, мы не виноваты, виноваты соц. Сети!). А в них, действительно, ребенка могут выслушать!

- Признаки клинические депрессии (психическое расстройство: всё плохо, ничего не нравится, зачем я живу), но взрослые смотрят на несчастного/ грустного/ плохого» - но он же сытый/ обутый/ красивый/ здоровый/ хорошая школа/» - почему ВСЕ НЕ ТАК?! (Пример - ЛИЦЕЙ)

Когда ребенок говорит о проблемах дома– это самое главное лечение!

Подростковый возраст – это проверка всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость.

15 Слайд Защитные функции суицида

Как помочь подростку справиться с трудной жизненной ситуацией

  • высокая самооценка (не обижать/хвалить/поощрять)

  • положительная оценка ребенка окружающими (это фактически профилактика проблем)

  • понятные и радужные перспективы (когда подросток понимает, что с ним будет дальше - от ближайшего воскресенья до окончания школы/вуза)

  • наличие собеседников (традиции доброжелательного общения)

  • любой опыт успеха

16 слайд

Любое Ваше внимание – это профилактика и лечение

- совместное планирование мероприятий

- совместная еда (ужин, вся семья, ждём папу).

- 30-40 мин в день для совместного общения

НО! Выключен телевизор и гаджеты!

17слайд

И В ШКОЛЕ, И ДОМА

НАДО ЧТОБЫ С ДЕТЬМИ ДЕЛИЛИСЬ НЕГАТИВНЫМ ОПЫТОМ:

Не ангелы в мире живут!

- Но зачастую взрослые показывают, что они лучше, чем есть на самом деле.

- Взрослые также проходят путь ошибок! Но из ошибок произвели позитивный опыт.

А вы расскажите подростку сколько раз вы спотыкались, переживали, но вставали и брали положительный опыт. Так и сказать: «Сын, дочь и я учился плохо, не получалось, не любил Физ-ру. Я тебя понимаю, а не грозить ему, не запугивать, не говорить ему какой ты сытый, ухоженный, я работаю на трех работах. Что тебе надо? Элементарно. ВНИМАНИЯ!

Поэтому все проблемы мы решим вместе!!

18. слайд Помните! и детей

- какие бы продуманные суицидальные планы ни вынашивал ребёнок, на самом деле умирать он не хочет.

- он хочет, чтобы кто-то сказал ему, что жить не так уж и плохо.

И этим «кем-то» ОБЯЗАНЫ стать вы! ( Это универсальный слайд, если не слышат родители , значит - педагогам, и даже – детям, социальному окружению подростков)

Суицид не происходит без предупреждения!

Большинство подростков, пытавшихся покончить с собой, почти всегда предупреждали о своём намерении: говорили, делали что-то такое, что служило намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти

19 слайд Анкета Подходя к итогу Никуда не надо записывать, надеюсь вы прочитали и ответили сами себе. Иногда читайте,когда вдруг не стали понимать друг друга.

- Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

- А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние Вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность.

Если Вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере Вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты школы помогут Вам найти выход из трудной ситуации. Мы подготовили Вам рекомедации и самое первое Не впадайте в панику…..

20 слайд И в конце своего выступление хочется сказать"

Любите своих детей, будьте искренни и честны в своём отношении

к своим детям и к самим себе".

1. Не впадайте в панику. Ничего страшного пока не произошло.

2. Прежде всего, постарайтесь успокоиться (можно применить некоторые техники саморегуляции эмоционального состояния). Помните, что Ваше эмоциональное состояние очень быстро передается ребенку, поэтому так важно сохранять доброжелательный, спокойный настрой.

3. Перед началом разговора проговорите про себя, как Вы любите своего ребенка, настройте себя на то, что любые трудности в жизни можно преодолеть, что ценнее Вашего ребенка никого и ничего нет. То же самое можно и нужно сказать своему ребенку.

4. Выслушивайте и постарайтесь услышать. Задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка необходимо уверить, что он может говорить о своих переживаниях без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание отомстить. Когда подсознательно беспокоящие мысли осознаются, проговариваются, беды кажутся не такими фатальными и более разрешимыми. Внимательно отнеситесь ко всему, сказанному ребенком, обращайте внимание даже на самые незначительные, на первый взгляд, обиды и жалобы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.

5. Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Большинство подростков чувствуют неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о мыслях, связанных с нежеланием жить), но если ребенок говорит о самоубийстве, то беседа об этом не может усугубить его состояние, напротив, игнорирование этой темы увеличивает тревожность, недоверие. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, постарайтесь не выражать потрясения от того, что услышали. Будьте внимательны даже к шутливым разговорам на тему нежелания жить. Любую угрозу следует воспринимать всерьез.

6. Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. Расскажите о своих (возможно схожих) переживаниях и о том, как и при каких обстоятельствах Вы смогли справиться с ними. Аккуратно упоминайте о вещах, важных для подростка, вспоминайте ситуации, когда он был успешным, когда справился с трудной ситуацией. Саморазрушение происходит, если подростки теряют надежду, оптимизм, а их близкие не помогают обрести им уверенность в себе. Укрепляйте силы ребенка, внушайте, что с любой кризисной ситуацией можно справиться, но не обесценивайте переживаний ребенка.

7. Ищите конструктивные выходы из ситуации. Стройте совместные планы на будущее. Попросите ребенка совместно с Вами поразмыслить над альтернативными решениями, которые, возможно, кажутся на первый взгляд невыполнимыми, абсурдными, которые еще не приходили подростку в голову. Необходимо, чтобы ребенок точно понял, в чем его проблема и как можно точнее определил, что ее усугубляет. Если проблема кажется пока неразрешимой, подумайте, как можно ослабить переживания, негативные чувства по отношению к ней. Проясните, что остается, тем не менее, значимым, ценным для ребенка. Кто те люди, которые для него небезразличны? Какие цели, значимые для ребенка, достижимы? И теперь, когда ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо новых решений? Не появилась ли надежда?

8. В конце разговора заверьте подростка в том, что без его согласия Вы не расскажете больше никому (близким, родственникам) о состоявшемся разговоре. Заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации. Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он не будет предпринимать каких-либо действий, прежде чем не поговорит с Вами, чтобы Вы еще раз смогли обсудить дальнейшие пути решения.

9. После откровенного серьезного разговора ребенок может почувствовать облегчение, но через какое-то время может опять вернуться к негативным мыслям. Поэтому важно не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора. Проявляйте настойчивость – человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Убедите ребенка в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь. Далее следует рассмотреть и другие возможные источники помощи: родственников, друзей, близких, к которым можно обратиться. Если Вы или Ваш ребенок не хотите идти на прием к специалисту (психологу, психотерапевту, врачу), то Вы можете обратиться за анонимной помощью по телефону доверия.

Как составить разговор с подростком? Какие слова вдохновят и поддержат, а какие спровоцируют?

.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!