СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества конспект»

  1. Какое из суждений верно?

а) Общество – часть природы и подчиняется всем её законам.

б) Общество – это обособившаяся часть природы.


  1. Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами.

а) государство 1. экономическая сфера

б) банковская система 2. политическая сфера

в) семья 3. духовная сфера

г) образование 4. социальная сфера.


  1. Установите соответствие между общественными институтами и их функциями.

а) строительство жилья, добыча пищи, пошив одежды;

б) социализация людей, приобщение к ценностям;

в) соблюдение законов, правил, принятых стандартов;

г) забота, выживание, воспитание людей;

д) содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры.


  1. семейно-брачные отношения

  2. экономические

  3. политические

  4. религиозные

  5. образование.


  1. Отметьте, что из перечисленного является значением понятия общества.

а) социальное окружение

б) народ, этнос

в) духовные ценности

г) национально-государственное образование

д) исторический этап развития человечества

е) свершения людей

ж) уровень развития цивилизации

з) различные объединения людей.


  1. Прочитай суждение ниже и укажи, верно оно или нет.

 

Социальная философия рассматривает общество во взаимосвязи всех его отдельных элементов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом.


  1. Цивилизационный подход к изучению истории в отличие от формационного:

1) предлагает периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов

2) исследует духовные ценности и особенности отдельных народов

3) определяет объективные закономерности в историческом развитии

4) представляет историю как процесс смены социально-экономических систем

Пояснение. В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность.

 

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры.

 

Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.

 

Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.

Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др.

Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.

Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т. д.

 

Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.

При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что в своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций. Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических религиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

 

По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

 

Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

 

Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:

 

локальные цивилизации, т. е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);

современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).

Правильный ответ: исследует духовные ценности и особенности отдельных народов

  1. Формационный подход к изучению истории общества характеризуется:

1) объяснением развития общества как результата действия непреложных законов природы;

2) общей схемой периодизации всемирной истории и истории отдельных народов;

3) признанием уникальности каждой культурно-исторической общности;

4) отказом от понимания истории человечества как единого закономерного процесса;

5) стремится поступать вопреки позиции господствующего большинства;


  1. Формационный подход к изучению истории позволяет:

1) уделить внимание своеобразию истории регионов

2) исследовать духовные ценности определенных культурно-исторических типов

3) установить определенные законы исторического развития

4) изучить ценности и национальные особенности конкретных обществ

  1. Пояснение. В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность.

  2.  

  3. Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры.

  4.  

  5. Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.

  6.  

  7. Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.

  8. Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др.

  9. Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.

  10. Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т. д.

  11.  

  12. Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.

  13. При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что в своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций. Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических религиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

  14.  

  15. По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

  16.  

  17. Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

  18.  

  19. Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:

  20.  

  21. локальные цивилизации, т. е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

  22. особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);

  23. современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).

  24. Правильный ответ: установить определенные законы исторического развития





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!