СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества»

ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА

ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА

Слово «общество» очень часто используется нами в повседневной жизни. Но в разных ситуациях люди вкладывают в него разный смысл, так как термин «общество» является довольно многозначным и может рассматриваться в широком и узком смыслах.  Общество (в узком смысле)  — это объединение людей, имеющих общие цели, интересы, потребности. Пример: школьный класс, компания друзей, штат сотрудников какой-либо организации. Общество   (в широком смысле)  — это часть материального мира, которая отделилась от природы, но при этом сохранила с ней связь. Она включает в себя формы объединения людей и способы, позволяющие им взаимодействовать друг с другом.

Слово «общество» очень часто используется нами в повседневной жизни. Но в разных ситуациях люди вкладывают в него разный смысл, так как термин «общество» является довольно многозначным и может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Общество (в узком смысле)  — это объединение людей, имеющих общие цели, интересы, потребности.

Пример:

школьный класс, компания друзей, штат сотрудников какой-либо организации.

Общество   (в широком смысле)  — это часть материального мира, которая отделилась от природы, но при этом сохранила с ней связь. Она включает в себя формы объединения людей и способы, позволяющие им взаимодействовать друг с другом.

Признаки общества : системность (общество состоит из отдельных подсистем, представляющих собой единый механизм); иерархичность (различные элементы имеют неодинаковое положение и влияние в обществе); функциональность (каждый элемент общества выполняет отведённую ему функцию); динамичность (общество не стоит на месте, его институты постоянно развиваются, на смену потерявшим свою актуальность формам приходят новые); устойчивость (новые социальные институты и формы взаимодействий включаются в уже существующую систему); целостность (общество развивается успешно только тогда, когда все его участники действуют сообща).

Признаки общества :

  • системность (общество состоит из отдельных подсистем, представляющих собой единый механизм);
  • иерархичность (различные элементы имеют неодинаковое положение и влияние в обществе);
  • функциональность (каждый элемент общества выполняет отведённую ему функцию);
  • динамичность (общество не стоит на месте, его институты постоянно развиваются, на смену потерявшим свою актуальность формам приходят новые);
  • устойчивость (новые социальные институты и формы взаимодействий включаются в уже существующую систему);
  • целостность (общество развивается успешно только тогда, когда все его участники действуют сообща).
ПЛАН: Донаучные концепции развития общества. Марксистский (формационный) подход. Теория модернизации. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества Цивилизационный подход.

ПЛАН:

  • Донаучные концепции развития общества.
  • Марксистский (формационный) подход.
  • Теория модернизации. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества
  • Цивилизационный подход.

Можно выделить три теоретических подхода объяснению общества: натуралистический, идеалистический и материалистический.

  • В рамках  натуралистического  подхода общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций общество и исторический процесс определяются особенностями географической и природно-климатической среды  (Ш. Монтескье, Л. Мечников),  ритмами солнечной активности и космических излучений (А Чижевский, Л. Гумилев),  природной организацией человека и его психологией  (Г. Тард, 3. Фрейд).
  • Согласно  идеалистическому  подходу основой общества является некое духовное начало (комплекс идей, Абсолютный дух, Божественная воля и т.п.). С наибольшей силой идеалистический подход к обществу разработан в философии  Г. Гегеля.
  • Материалистический  подход разработал  К. Маркс.  Представители этого подхода считают, что основой существования и развития общества является способ производства материальных благ, который складывается независимо от сознания людей. Общество, являясь частью материального мира, развивается по своим собственным законам. История общества с позиций материалистического подхода предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные законы-тенденции в сочетании с субъективными факторами.
Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование, используют  системный  подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между ними. Система - это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют определенную целостность. Общество является сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системой, имеющей многоуровневый и иерархический характер. Основные сферы жизни общества Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Подсистемы общества называют  сферами общественной жизни.  Какие сферы общественной жизни вы помните?

Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование, используют  системный  подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между ними. Система - это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют определенную целостность.

Общество является сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системой, имеющей многоуровневый и иерархический характер.

Основные сферы жизни общества

Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Подсистемы общества называют  сферами общественной жизни. 

Какие сферы общественной жизни вы помните?

Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих в обществе изменений, проблемы периодизации и направленности исторического процесса. К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода: 1) представители  формационного подхода  считают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории человечества; 2) представители  цивилизационного подхода  исходят из того, что человеческая история - это история нескольких самостоятельных образований, цивилизаций.

Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих в обществе изменений, проблемы периодизации и направленности исторического процесса.

К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода:

  • 1) представители  формационного подхода  считают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории человечества;
  • 2) представители  цивилизационного подхода  исходят из того, что человеческая история - это история нескольких самостоятельных образований, цивилизаций.
 2. МАРКСИСТСКИЙ (ФОРМАЦИОННЫЙ) ПОДХОД    На протяжении ХХ века марксизм  самое влиятельное философское, экономическое и политическое движение в мире.

2. МАРКСИСТСКИЙ (ФОРМАЦИОННЫЙ) ПОДХОД

На протяжении ХХ века марксизм самое влиятельное философское, экономическое и политическое движение в мире.

Основатели марксизма Карл Маркс 1818-1881 Фридрих Энгельс 1820-1895

Основатели марксизма

Карл Маркс

1818-1881

Фридрих Энгельс

1820-1895

Основными понятиями этого подхода являются:

  • общественно-экономическая формация;
  • способ производства;
  • базис и надстройка;
  • социальная революция.

Общественно-экономическая формация  - это определенный тип общества, основанный на конкретно-историческом способе производства, определяющем политику и культуру.

Способ производства  является фундаментом общества и системообразующим началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы  - это люди и средства производства: предметы, орудия и средства труда. Производственные отношения  - это отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве. Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, более устойчивы. 

Формационный подход  5. Коммунизм Социализм На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции. Результатом является смена формаций. социализм  4. Капиталистическая ОЭФ (буржуазия – рабочие)  3. Феодальная ОЭФ (феодалы – крестьяне)  2. Рабовладельческая ОЭФ (рабовладельцы - рабы)  Первобытно-общинная ОЭФ  (общественно экономическая формация)

Формационный подход

5. Коммунизм

Социализм

На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции. Результатом является смена формаций.

социализм

4. Капиталистическая ОЭФ

(буржуазия – рабочие)

3. Феодальная ОЭФ

(феодалы – крестьяне)

2. Рабовладельческая ОЭФ

(рабовладельцы - рабы)

  • Первобытно-общинная ОЭФ

(общественно экономическая формация)

В структуре формации выделяют базис и надстройку. Базис  - это совокупность производственных отношений, экономический строй общества.  Над базисом возвышается  надстройка  , представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями. Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни. Согласно формационному подходу логика мировой истории представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Формации рассматривались как ступени прогрессивного развития общества. К. Маркс  разделил всю историю человечества на пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

В структуре формации выделяют базис и надстройку.

Базис  - это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается  надстройка  , представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями.

Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни.

Согласно формационному подходу логика мировой истории представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Формации рассматривались как ступени прогрессивного развития общества.

К. Маркс  разделил всю историю человечества на пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Надстройка Государство, церковь, право, культура экономический базис – способ производства .

Надстройка

Государство, церковь, право, культура

экономический базис

– способ производства

.

К. Маркс. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения —производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис , на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание »  

К. Маркс. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения —производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис , на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание »  

   Главный вывод: Если производственные отношения и надстройка не соответствуют уровню развития производительных сил, то в обществе неизбежны или реформы или революция.  Марксистский подход =конфликтологический

Главный вывод:

  • Если производственные отношения и надстройка не соответствуют уровню развития производительных сил, то в обществе неизбежны или реформы или революция.

Марксистский подход =конфликтологический

Марксизм-ленинизм – идеология СССР

Марксизм-ленинизм

идеология СССР

ПОСТМАРКСИЗМ В XXI ВЕКЕ Томас Пикетти «Капитал в XXI веке», 2013   Терри Иглтон «Почему Маркс был прав», 2011

ПОСТМАРКСИЗМ В XXI ВЕКЕ

Томас Пикетти

«Капитал в XXI веке», 2013

Терри Иглтон

«Почему Маркс был прав», 2011

4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД Наряду с формационным подходом к истории в обществознании существует и цивилизационный подход к развитию общества. В современном обществознании термин

4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Наряду с формационным подходом к истории в обществознании существует и цивилизационный подход к развитию общества.

В современном обществознании термин "цивилизация" используется в различных смыслах:

  • как этап исторического развития человечества, следующий за варварством  (Л. Морган, Ф. Энгельс);
  • как ступень развития того или иного региона либо этноса (например, средневековая цивилизация);
  • как синоним культуры  (А. Тойнби, П. Сорокин  и др.);
  • как конечный этап в развитии локальной культуры, означающий ее "закат" или упадок  (О. Шпенглер).
При всех различиях в подходах главная мысль в содержании понятия

При всех различиях в подходах главная мысль в содержании понятия "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса и своеобразию путей, пройденных отдельными народами.

Наиболее масштабные теории цивилизацинного раз­вития были созданы  Н. Данилевским О. Шпенглером А. Тойнби П. Сорокиным .

Так, например, у  Н. Данилевского  цивилизации -это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политиче-. ской и социально-экономической основе. Условием за­рождения и развития цивилизации выступает политиче­ская независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями. Данилев­ский выделил десять таких цивилизаций: египет­скую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каж­дая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает.

Николай Яковлевич  Данилевский (1822-1885) 1869 г.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

1869 г.

Арнолд Тойнби (1889-1975 )

Арнолд Тойнби (1889-1975 )

А.ТОЙНБИ  13 цивилизаций (западная, арабская, индийская, китайская, японо-корейская, русско-ортодоксальная и т.д.) 5 фаз развития цивилизации Рождение Рост Стабилизация - надлом Разложение Гибель

А.ТОЙНБИ

  • 13 цивилизаций (западная, арабская, индийская, китайская, японо-корейская, русско-ортодоксальная и т.д.)
  • 5 фаз развития цивилизации
  • Рождение
  • Рост
  • Стабилизация - надлом
  • Разложение
  • Гибель
Английский историк А. Тойнби считал, что циви­лизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространст­венные и временные рамки.. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиоз­ной эволюции и духовном совершенствовании чело­вечества. Ключевым понятием концепций Данилевского и Тойнби является  культура  во всем ее многообразии и чаще всего на первый план выступает  духовная культура. Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный анализ раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то цивилизационный анализ раскрывает уникальные цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Так, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается японское общество от французского, а формационный - чем отличается современное французское общество от того же общества Средних веков.

Английский историк А. Тойнби считал, что циви­лизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространст­венные и временные рамки.. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиоз­ной эволюции и духовном совершенствовании чело­вечества.

Ключевым понятием концепций Данилевского и Тойнби является  культура  во всем ее многообразии и чаще всего на первый план выступает  духовная культура.

Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный анализ раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то цивилизационный анализ раскрывает уникальные цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Так, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается японское общество от французского, а формационный - чем отличается современное французское общество от того же общества Средних веков.

Освальд Шпенглер ( 1880-1936) 1918

Освальд Шпенглер ( 1880-1936)

1918

Культурологический  подход  О. Шпенглера  . Понятие «культура» Шпеглера близко к пониманию цивилизации Тойнби: каждая культура существует замкнуто, появляется на определенном этапе исторического процесса и затем погибает. Он выделил 8 культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская. Все культуры переживают детство, юность, возмужалость и старость. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся жизнь сосредоточивается в крупных городах, а остальная часть государства превращается в провинцию

Культурологический  подход  О. Шпенглера  .

Понятие «культура» Шпеглера близко к пониманию цивилизации Тойнби: каждая культура существует замкнуто, появляется на определенном этапе исторического процесса и затем погибает. Он выделил 8 культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская. Все культуры переживают детство, юность, возмужалость и старость. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся жизнь сосредоточивается в крупных городах, а остальная часть государства превращается в провинцию

О. ШПЕНГЛЕР Мировая история – история отдельных культур Между культурами нет преемственности Культура существует 1200 – 1500 лет и проходит 5 стадий развития: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Любая культура погибнет. Стадия заката «культуры» называется «цивилизацией»

О. ШПЕНГЛЕР

  • Мировая история – история отдельных культур
  • Между культурами нет преемственности
  • Культура существует 1200 – 1500 лет и проходит 5 стадий развития: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Любая культура погибнет.
  • Стадия заката «культуры» называется «цивилизацией»
8 ВЕЛИЧАЙШИХ МИРОВЫХ КУЛЬТУР египетская Индийская Вавилонская китайская греко-римская (алоллоновская)  византийско-арабская  культура майя ныне существующая западноевропейская (фаустовская)

8 ВЕЛИЧАЙШИХ МИРОВЫХ КУЛЬТУР

  • египетская
  • Индийская
  • Вавилонская
  • китайская
  • греко-римская (алоллоновская)
  • византийско-арабская
  • культура майя
  • ныне существующая западноевропейская (фаустовская)
3 . ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ. Теория сложилась в 1960-е-1970-е гг . Первоначально:  модернизация – переход от традиционного  общества к современному обществу западного типа (вестернизация) Современная трактовка: переход от аграрного  общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики

3 . ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ.

  • Теория сложилась в 1960-е-1970-е гг .
  • Первоначально: модернизация – переход от традиционного общества к современному обществу западного типа (вестернизация)
  • Современная трактовка: переход от аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики
Формационный подход Теория модернизации   Коммунизм Социализм Постиндустриальное  общество  Капиталистическая ОЭФ  Индустриальное общество  Феодальная ОЭФ  Традиционное  общество  Рабовладельческая ОЭФ Первобытно-общинная  ОЭФ Архаичное общество

Формационный подход

Теория модернизации

Коммунизм

Социализм

Постиндустриальное

общество

Капиталистическая ОЭФ

Индустриальное общество

Феодальная ОЭФ

Традиционное

общество

Рабовладельческая ОЭФ

Первобытно-общинная

ОЭФ

Архаичное общество

  Архаические общества – цикличность истории, вечное повторение. Античность – мир движется от лучшего к худшему, от эпохи богов и героев к упадку.  Золотой  век Серебряный век Бронзовый век Медный век Средневековые философы, как нетрудно предположить, выводили существование общества из божественной воли. Железный век

  • Архаические общества – цикличность истории, вечное повторение.
  • Античность – мир движется от лучшего к худшему, от эпохи богов и героев к упадку.

Золотой век

Серебряный век

Бронзовый век

Медный век

  • Средневековые философы, как нетрудно предположить, выводили существование общества из божественной воли.

Железный век

РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является  религиозно-мифологическая модель,  возникшая в античный период.  Смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность. Христианская концепция истории финалистская и регрессивная (конец истории – Страшный Суд)  Пришествие  Христа             Сотворение мира Апокалипсис

РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ

Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является  религиозно-мифологическая модель,  возникшая в античный период.

Смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность.

  • Христианская концепция истории финалистская и регрессивная (конец истории – Страшный Суд)

Пришествие

Христа

Сотворение мира

Апокалипсис

Новое время  принесло  теорию  общественного  договора   (наиболее ярко представлена  Т. Гоббсом  ). Т.к. люди от природы равны, то каждый может претендовать на одни и те же блага, вследствие чего может возникнуть ситуация «войны всех против всех».  До Нового Времени понятие прогресса не существует в обыденном и историческом сознании человечества. Земная история человечества представляется скорее как регресс .

Новое время  принесло  теорию общественного договора   (наиболее ярко представлена  Т. Гоббсом  ). Т.к. люди от природы равны, то каждый может претендовать на одни и те же блага, вследствие чего может возникнуть ситуация «войны всех против всех». 

  • До Нового Времени понятие прогресса не существует в обыденном и историческом сознании человечества. Земная история человечества представляется скорее как регресс .
Социальное изменение – переход социальных систем из одного состояния в другое. Социальное развитие -    необратимое , направленное , закономерное изменение социальных систем в сторону улучшения, усложнения, совершенствования.
  • Социальное изменение –

переход социальных систем из одного состояния в другое.

  • Социальное развитие -

необратимое , направленное , закономерное изменение социальных систем в сторону улучшения, усложнения, совершенствования.

Регресс   развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня, ослабление и затухание функций, застой.  Прогресс –  переход от менее совершенных форм жизнедеятельности общества к более совершенным.
  • Регресс
  • развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня, ослабление и затухание функций, застой.
  • Прогресс

переход от менее совершенных форм жизнедеятельности общества к более совершенным.

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Закон 1 . Наличие общего языка или группы родственных языков «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков…, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества» Закон 2 . Собственная государственность или политическая независимость «Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью» Закон 3. Уникальность культуры, не способность ее передать в полном объеме «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций»

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ

  • Закон 1 . Наличие общего языка или группы родственных языков

«Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков…, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества»

  • Закон 2 . Собственная государственность или политическая независимость

«Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью»

  • Закон 3. Уникальность культуры, не способность ее передать в полном объеме

«Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций»

  • Закон 4 . Разнообразие вариантов развития внутри культурно-исторического типа
  • Закон 4 . Разнообразие вариантов развития внутри культурно-исторического типа

«Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.»

  • «Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.»
  • Закон 5 . Культурно-исторические типы зарождаются и гибнут как живые организмы
  • Закон 5 . Культурно-исторические типы зарождаются и гибнут как живые организмы

«Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.»

  • «Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!