ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА
Слово «общество» очень часто используется нами в повседневной жизни. Но в разных ситуациях люди вкладывают в него разный смысл, так как термин «общество» является довольно многозначным и может рассматриваться в широком и узком смыслах.
Общество (в узком смысле) — это объединение людей, имеющих общие цели, интересы, потребности.
Пример:
школьный класс, компания друзей, штат сотрудников какой-либо организации.
Общество (в широком смысле) — это часть материального мира, которая отделилась от природы, но при этом сохранила с ней связь. Она включает в себя формы объединения людей и способы, позволяющие им взаимодействовать друг с другом.
Признаки общества :
- системность (общество состоит из отдельных подсистем, представляющих собой единый механизм);
- иерархичность (различные элементы имеют неодинаковое положение и влияние в обществе);
- функциональность (каждый элемент общества выполняет отведённую ему функцию);
- динамичность (общество не стоит на месте, его институты постоянно развиваются, на смену потерявшим свою актуальность формам приходят новые);
- устойчивость (новые социальные институты и формы взаимодействий включаются в уже существующую систему);
- целостность (общество развивается успешно только тогда, когда все его участники действуют сообща).
ПЛАН:
- Донаучные концепции развития общества.
- Марксистский (формационный) подход.
- Теория модернизации. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества
- Цивилизационный подход.
Можно выделить три теоретических подхода объяснению общества: натуралистический, идеалистический и материалистический.
- В рамках натуралистического подхода общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций общество и исторический процесс определяются особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений (А Чижевский, Л. Гумилев), природной организацией человека и его психологией (Г. Тард, 3. Фрейд).
- Согласно идеалистическому подходу основой общества является некое духовное начало (комплекс идей, Абсолютный дух, Божественная воля и т.п.). С наибольшей силой идеалистический подход к обществу разработан в философии Г. Гегеля.
- Материалистический подход разработал К. Маркс. Представители этого подхода считают, что основой существования и развития общества является способ производства материальных благ, который складывается независимо от сознания людей. Общество, являясь частью материального мира, развивается по своим собственным законам. История общества с позиций материалистического подхода предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные законы-тенденции в сочетании с субъективными факторами.
Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование, используют системный подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между ними. Система - это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют определенную целостность.
Общество является сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системой, имеющей многоуровневый и иерархический характер.
Основные сферы жизни общества
Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Подсистемы общества называют сферами общественной жизни.
Какие сферы общественной жизни вы помните?
Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих в обществе изменений, проблемы периодизации и направленности исторического процесса.
К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода:
- 1) представители формационного подхода считают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории человечества;
- 2) представители цивилизационного подхода исходят из того, что человеческая история - это история нескольких самостоятельных образований, цивилизаций.
2. МАРКСИСТСКИЙ (ФОРМАЦИОННЫЙ) ПОДХОД
На протяжении ХХ века марксизм самое влиятельное философское, экономическое и политическое движение в мире.
Основатели марксизма
Карл Маркс
1818-1881
Фридрих Энгельс
1820-1895
Основными понятиями этого подхода являются:
- общественно-экономическая формация;
- способ производства;
- базис и надстройка;
- социальная революция.
Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, основанный на конкретно-историческом способе производства, определяющем политику и культуру.
Способ производства является фундаментом общества и системообразующим началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы - это люди и средства производства: предметы, орудия и средства труда. Производственные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве. Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, более устойчивы.
Формационный подход
5. Коммунизм
Социализм
На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции. Результатом является смена формаций.
социализм
4. Капиталистическая ОЭФ
(буржуазия – рабочие)
3. Феодальная ОЭФ
(феодалы – крестьяне)
2. Рабовладельческая ОЭФ
(рабовладельцы - рабы)
(общественно экономическая формация)
В структуре формации выделяют базис и надстройку.
Базис - это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка , представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями.
Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни.
Согласно формационному подходу логика мировой истории представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Формации рассматривались как ступени прогрессивного развития общества.
К. Маркс разделил всю историю человечества на пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Надстройка
Государство, церковь, право, культура
экономический базис
– способ производства
.
К. Маркс. К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения —производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис , на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание »
Главный вывод:
- Если производственные отношения и надстройка не соответствуют уровню развития производительных сил, то в обществе неизбежны или реформы или революция.
Марксистский подход =конфликтологический
Марксизм-ленинизм
– идеология СССР
ПОСТМАРКСИЗМ В XXI ВЕКЕ
Томас Пикетти
«Капитал в XXI веке», 2013
Терри Иглтон
«Почему Маркс был прав», 2011
4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Наряду с формационным подходом к истории в обществознании существует и цивилизационный подход к развитию общества.
В современном обществознании термин "цивилизация" используется в различных смыслах:
- как этап исторического развития человечества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
- как ступень развития того или иного региона либо этноса (например, средневековая цивилизация);
- как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.);
- как конечный этап в развитии локальной культуры, означающий ее "закат" или упадок (О. Шпенглер).
При всех различиях в подходах главная мысль в содержании понятия "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса и своеобразию путей, пройденных отдельными народами.
Наиболее масштабные теории цивилизацинного развития были созданы Н. Данилевским , О. Шпенглером , А. Тойнби , П. Сорокиным .
Так, например, у Н. Данилевского цивилизации -это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политиче-. ской и социально-экономической основе. Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями. Данилевский выделил десять таких цивилизаций: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
1869 г.
Арнолд Тойнби (1889-1975 )
А.ТОЙНБИ
- 13 цивилизаций (западная, арабская, индийская, китайская, японо-корейская, русско-ортодоксальная и т.д.)
- 5 фаз развития цивилизации
- Рождение
- Рост
- Стабилизация - надлом
- Разложение
- Гибель
Английский историк А. Тойнби считал, что цивилизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространственные и временные рамки.. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.
Ключевым понятием концепций Данилевского и Тойнби является культура во всем ее многообразии и чаще всего на первый план выступает духовная культура.
Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный анализ раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то цивилизационный анализ раскрывает уникальные цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Так, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается японское общество от французского, а формационный - чем отличается современное французское общество от того же общества Средних веков.
Освальд Шпенглер ( 1880-1936)
1918
Культурологический подход О. Шпенглера .
Понятие «культура» Шпеглера близко к пониманию цивилизации Тойнби: каждая культура существует замкнуто, появляется на определенном этапе исторического процесса и затем погибает. Он выделил 8 культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская. Все культуры переживают детство, юность, возмужалость и старость. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся жизнь сосредоточивается в крупных городах, а остальная часть государства превращается в провинцию
О. ШПЕНГЛЕР
- Мировая история – история отдельных культур
- Между культурами нет преемственности
- Культура существует 1200 – 1500 лет и проходит 5 стадий развития: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Любая культура погибнет.
- Стадия заката «культуры» называется «цивилизацией»
8 ВЕЛИЧАЙШИХ МИРОВЫХ КУЛЬТУР
- египетская
- Индийская
- Вавилонская
- китайская
- греко-римская (алоллоновская)
- византийско-арабская
- культура майя
- ныне существующая западноевропейская (фаустовская)
3 . ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ.
- Теория сложилась в 1960-е-1970-е гг .
- Первоначально: модернизация – переход от традиционного общества к современному обществу западного типа (вестернизация)
- Современная трактовка: переход от аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики
Формационный подход
Теория модернизации
Коммунизм
Социализм
Постиндустриальное
общество
Капиталистическая ОЭФ
Индустриальное общество
Феодальная ОЭФ
Традиционное
общество
Рабовладельческая ОЭФ
Первобытно-общинная
ОЭФ
Архаичное общество
- Архаические общества – цикличность истории, вечное повторение.
- Античность – мир движется от лучшего к худшему, от эпохи богов и героев к упадку.
Золотой век
Серебряный век
Бронзовый век
Медный век
- Средневековые философы, как нетрудно предположить, выводили существование общества из божественной воли.
Железный век
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ
Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в античный период.
Смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность.
- Христианская концепция истории финалистская и регрессивная (конец истории – Страшный Суд)
Пришествие
Христа
Сотворение мира
Апокалипсис
Новое время принесло теорию общественного договора (наиболее ярко представлена Т. Гоббсом ). Т.к. люди от природы равны, то каждый может претендовать на одни и те же блага, вследствие чего может возникнуть ситуация «войны всех против всех».
- До Нового Времени понятие прогресса не существует в обыденном и историческом сознании человечества. Земная история человечества представляется скорее как регресс .
переход социальных систем из одного состояния в другое.
необратимое , направленное , закономерное изменение социальных систем в сторону улучшения, усложнения, совершенствования.
- Регресс
- развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня, ослабление и затухание функций, застой.
переход от менее совершенных форм жизнедеятельности общества к более совершенным.
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ
- Закон 1 . Наличие общего языка или группы родственных языков
«Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков…, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества»
- Закон 2 . Собственная государственность или политическая независимость
«Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью»
- Закон 3. Уникальность культуры, не способность ее передать в полном объеме
«Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций»
- Закон 4 . Разнообразие вариантов развития внутри культурно-исторического типа
- Закон 4 . Разнообразие вариантов развития внутри культурно-исторического типа
«Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.»
- «Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.»
- Закон 5 . Культурно-исторические типы зарождаются и гибнут как живые организмы
- Закон 5 . Культурно-исторические типы зарождаются и гибнут как живые организмы
«Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.»
- «Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.»