Дата. 30. 01.2020г. Урок №39 обществознание 9 -а, 9 -б классы
Тема. Права ребёнка
Цель: Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости подержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Предметными результатами освоения учащимися основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, при меняя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобшать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
· Ученик должен знать: знать и понимать причины основных событий; уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, действиям исторических деятелей.
· Ученик должен уметь: владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.
Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Актуализация опорных знаний.
Беседа по пройденному материалу. Повторение изученного.
Изучение нового материала.
Работа с понятиями
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Вводная часть.
Учитель знакомит обучающихся с темой урока.
Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)
20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты международные документы по правам ребенка:
Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)
Декларация ( с лат. "провозглашение"), Конвенция ( с лат. "соглашение").
Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.
Вывод: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Конвенцией о правах ребенка и узнать, какими правами обладают маленькие жители нашей планеты. Проведем мы наш урок в форме путешествия.
Собираясь в путешествие. Человек берет с собой необходимые вещи. Соберем чемоданы и мы. Но возьмем мы с собой не вещи, а права.
Работа над понятием права человека (по группам):
Вспомнить какие права человека вы знаете? (1-2-4) работа индивидуально, в парах, в группах.
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты. Обсуждение:
Какие права встречались у всех членов вашей группы?
Какими из перечисленных вами прав может пользоваться ребенок?
Ребенок тоже человек, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка?
Причины:
1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;
2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;
3) ранимостью;
4) зависимостью от опеки старших.
Игра «Полет на воздушном шаре».
Цель: сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.
Условия игры:
Учитель делит класс на группы и зачитывает ребятам следующий текст: «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).
Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилище.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на свободу передвижения.
• Право на охрану здоровья.
• Право на свободу передвижения
• Право на социальное обеспечение
• Право на доступ к информации
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?
Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?
Вывод: Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.
III. Работа с текстом Конвенции.
1) Ознакомление (работа в парах) Просмотрите текст Конвенции и обозначьте те права, которые вам уже знакомы, которые есть в Семейном кодексе РФ.
2) Заполнение таблицы. (у каждой группы своя категория прав)
Группа прав ребенка | Права ребенка | Статьи конвенции |
права «заботьтесь обо мне» (права, которые дают доступ к определенным благам и услугам). | - Право на пользование услугам системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; - Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка - Право на образование; - Право на отдых и досуг | ст. 24 ст. 27 ст. 28 ст. 29 |
права «не издевайтесь надо мной» (права быть защищенными от определенных негативных действий). | - Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации; - право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием для получения образования | ст. 19 ст. 32 |
права «я имею собственное мнение» (права на самовыражение). | - право выражать свои взгляды по все вопросам, касающимся ребенка; - право искать, получать и передавать информацию, право на свободу ассоциаций и мирных собраний; | Ст. 12 Ст. 13 Ст. 14 |
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
IV. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. Работа с иллюстрациями:
Необходимо рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: Какие права ребенка, зафиксированные в Конвенции о ПР, они иллюстрируют:
V. Домашнее задание (Учащиеся выбирают задание по выбору)
1. Из прессы (газет и журналов), источников Интернет подобрать статьи о нарушении и (или) защите прав детей.
2. Узнать, какие органы и организации в нашей стране занимаются защитой прав детей.
3. Рисунок (плакат) на тему «Защита прав ребенка».
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
(можно в устной или письменной форме)
Плюс | Минус | Интересно |
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу | записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Систематизация знаний:
Фронтальная беседа-опрос.
Игра «Верю-не верю»
Систематизация выводов.
Подведение итогов:
Общие вывод.
Оценки.
Рефлексия:
- Что понравилось?
- Что заинтересовало больше? И т.д.
Домашнее задание:
§ читать пересказывать; 1гр. Составить кроссворд по теме; 2гр. Подготовить опережающее сообшение
Работа со слабоуспевающими учащимися.