СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание. 9 класс. Урок № 5. Государство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:  выявить основные характеристики понятия «государство».

Образовательные: дать определение государства через раскрытие его признаков, выделить функции государства.

Развивающие: развитие способностей коммуникации, моделирования,  рефлексии, развитие критического мышления.

Воспитательные: способствовать формированию и развитию качеств социально активной личности; уважения и интереса к политико-государственным явлениям других народов.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание. 9 класс. Урок № 5. Государство.»

Урок 5.

Тема: «Государство»

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия:  выявить основные характеристики понятия «государство».

Образовательные: дать определение государства через раскрытие его признаков, выделить функции государства.

Развивающие: развитие способностей коммуникации, моделирования, рефлексии, развитие критического мышления.

Воспитательные: способствовать формированию и развитию качеств социально активной личности; уважения и интереса к политико-государственным явлениям других народов.


Ход урока

Контроль домашнего задания.

Задание: используя предложенные термины и определения, заполните структурно-логическую схему.

Первобытная (1), насилие (2), власть (3), авторитет (4), закон (5), государственная (б), основывается на... (7)


I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.

Понятие «власть» неразрывно связано с другим политическим понятием – «государство».

Перед нами — политическая карта мира начала нового тысячелетия. Сегодня в мире насчитывается 230 государств. Какие же они?

Вероятно, самым известным справочным изданием в мире на сегодняшний день является известная вам «Книга рекордов Гиннеса». Она содержит сведения о необычных, уникальных явлениях, способностях человека и курьёзах, которыми полна наша жизнь. Такие же интересные факты, достойные книги рекордов, можно встретить в жизни современных государств, о чём убедительно свидетельствуют данные статистики.


ТАБЛИЦА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ СТРАНЫ»

ВОПРОСЫ ДЛЯ

СРАВНЕНИЯ

НАЗВАНИЕ СТРАНЫ,

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

НАЗВАНИЕ СТРАНЫ,

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Территория

Россия — 17 млн кв. км

Бутан —47 тыс. кв. км

Численность населения

Китай — 1 млрд 313 млн чел.

Княжество Монако —31

Вероисповедание населения

Россия — около 70 религиозных конфессий

Ватикан — только католики


Экономическое развитие


60 экономически развитых, среди них — страны «большой семёрки» (США, ФРГ, Япония и т.д.)

150 развивающихся государств


Время возникновения


Великобритания окончательно складывается в н. ХVII в.

Республики Босния и Герцоговина — 1996 г.

Государственные языки

Франция: один государственный французский язык

Индия: 18 языков, которые признаны государственными


Обсуждение данных таблицы.

- Какие выводы о современных государствах можно сделать по этой таблице?

И огромная Россия, и скромный Бутан; и густонаселённый Китай, и небольшое по численности населения Монако, и прочие, столь отличные друг от друга державы, всё же объединяет то, что с политической точки зрения они являются ГОСУДАРСТВАМИ.

С понятием «Государство» вы уже встречались на уроках истории, географии, других предметах. Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который поможет нам определить, что вы уже знаете о государстве. Ответы учащихся записываются на доске в виде кластера.


Информация для учителя

Прием “ Мозговой штурм”

Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

"Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.


Итак, многие высказывания справедливы, но так ли их рассматривает современная политология? Нередко существуют противоречие между обыденным (ненаучным) и научным пониманием государства.


- Сформулируйте цель нашего урока.

Итак, наша цель сегодня познакомится с признаками и понятиями, которые предлагает политология сегодня.

- Изменятся ли ваши знания в конце урока? Каким образом?

- Для чего вам необходимо с этим быть знакомым?

- Как мы можем достигнуть нашей цели?


II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.

Задача второго этапа урока: знакомство с новым материалом.

Ещё древние греки, говоря об изображении плана города, государства, небесного тела на плоскости, употребляли понятие «chartes», т.е. свиток, листок. Затем добавляли слово «qrapho». т.е - пишу. Такие древние корни, подобно другим наукам, имеет картография. Говоря просто, картография — наука о составлении карт, причём самых разных, в том числе и политических. Карты составляют при помощи особых символов. В роли картографов попробуем сегодня себя и мы. Нам предстоит придумать карту своего государства. Не страшно, что оно будет вымышленным. Главное — отразить на карте все признаки, по которым можно судить о том, что перед нами действительно государство.

Перед каждым — лист бумаги. А поскольку материал сложен, работать мы будем сообща: задавать вопросы, отвечать на них, вносить предложения, придумывать условные знаки и картографические символы».


• Приступаем к созданию карты своего государства. С чего мы начнём эту работу? (Определим территорию, обозначив её границами.)

• Что именно на ваш взгляд включает в себя территория государства? (Часть суши).

Комментарий учителя: территория государства включает в себя не только часть суши, но и воздушное пространство над ним, внутренние воды, а также территориальные воды (12 морских миль от береговой линии). Кроме того, воздушные и морские суда, космические объекты (например, спутники) также относятся к территории государства.

• В чём состоит значение государственной территории? (Именно на эту территорию распространяется власть государства. В первобытную эпоху власти рода подчинялись его члены, т. е. родственники. В государстве же каждый, кто находится на его территории, должен соблюдать принятые здесь правила).

• Какой первый признак государства я могу записать? (Государство обладает собственной территорией)

Итак, признак № 1: каждое государство имеет свою территорию.


Территория государства на карте обозначена: от других государств она отделена границами. Вы знаете из истории немало примеров, когда одна держава нарушала границы другой, например, вводила свои войска. К чему это приводило? (Военный конфликт, захват территории другого государства и т.д.)

• В данном случае мы близко подошли к рассмотрению следующего признака — государственного суверенитета.

Комментарий учителя: само понятие происходит от французского слова «souverainete », т.е. верховная власть. Политология понимает под суверенитетом независимость государства во внутренних и внешних делах, его право проводить самостоятельную политику. Уважение суверенитета государства, невмешательство в его внутренние дела — один из основных принципов современных международных отношений.

П еред вами — гравюра ХIХ века, иллюстрирующая один из эпизодов отечественной войны 1812 года. Каким образом вы оценили бы нападение Наполеона на Россию с точки зрения современных международных отношений? (Нарушение суверенитета, неуважение суверенитета другого государства.)

• Какой признак государства следует записать далее?

Признак № 2: каждое государство обладает суверенитетом.

• Какой символ для обозначения государственного суверенитета мы выберем? (щит, флаг)


Любой организацией людей, обществом в целом необходимо управлять. В противном случае в обществе будет царить беспорядок, хаос.



Подумайте, что может объединять древнеегипетского фараона Анеменхета III, русского князя Владимира Мономаха? немецкого кайзера Вильгельма II, русского императора Петра I и президента одного из современных государств? (Это люди, которые осуществляют управление государством.)

В таком случае, что общего между древнеримским Сенатом, Императорским советом, Министерством, Верховным Судом и Парламентом одного из современных государств? (Это особые органы, которые управляют государством: издают законы, обеспечивают их исполнение, вершат суд и т.д.)

Комментарий учителя: Люди, осуществляющие управление государством, различные органы в науке объединяются одним понятием — аппарат управления.

• Приведите примеры, какие органы или должностные лица составляли аппарат управления России в ХIХ веке? Что входит в аппарат управления современной России?

• Какой следующий признак государства следует зафиксировать?

Признак № 3: каждое государство имеет аппарат управления.

• Каким образом условно вы предлагаете отобразить органы государственного управления на наших картах?


• Определите, какую роль в государстве выполняет армия? (Защита безопасности страны.)

• В чём состоит основное назначение полиции? (Поддержание порядка внутри государства, защита закона от нарушений, охрана прав и интересов людей.)

Комментарий учителя: Политическая история и практика международных отношений убедительно доказывают, что государство должно располагать силой, чтобы отразить нападение врагов или прекратить внутренние беспорядки и нарушения законов. Такой силой государство располагало всегда. Примеры, рассмотренные сейчас, просто ближе нам во времени. Но взгляните: отряды древнеегипетских стражников силой сгоняли крестьян и ремесленников на строительство пирамид; войска Александра Македонского завоёвывали всё новые земли в Европе и на Востоке; объезжали подвластные земли киевские князья со своими отрядами; несли оборону советские солдаты в годы Великой Отечественной войны.


Армия, полиция, стража — все эти термины охватываются понятием «аппарат принуждения». Он необходим государству, так же, как и аппарат управления.

• В чём состоит на ваш взгляд роль аппарата принуждения?

• Какой признак государства мы узнали?

Признак № 4: в каждом государстве существует аппарат принуждения.

• Каким символом обозначим его на карте?


Учитель обращает внимание, что у каждого ученика есть мини-словарь к уроку и просит озвучить содержащиеся в нём термины.

• ЭДИКТ (от лат. ediqo- объявляю, приказываю) в древнем Риме адресованное всему населению распоряжение должностного лица, имевшее обязательную силу до окончания срока его полномочий.

• БИЛЛЬ (от позднелатинского bulla — документ с печатью (— в США, Великобритании и некоторых других странах название отдельных законов например, «Билль о правах»).

• УСТАВ — свод правил, которые определяют права и обязанности.

• СУДЕБНИК - сборник законов Русского государства.

• ЗАКОН — акт, принятый высшим органом государственной власти или должностным лицом, обязательный для исполнения.

• УКАЗ — в ряде стран распоряжение главы государства.

• КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitution — устройство),- основной закон государства, определяющий его государственное устройство.


• Как вы понимаете эти термины?

• Эдикты, билли, уставы, судебники, законы, указы и конституции издавались и издаются в разные времена и в разных странах. Но что их объединяет? (Это распоряжения, указания от государственных органов и должностных лиц.)

• В политологии эти термины охватываются понятием «обязательные для исполнения веления». Как вы понимаете, что значит «обязательные для исполнения»? (Выполнять правила, устанавливаемые государством, обязан каждый, для кого они предназначены.)

• Что произойдёт, если человек или группа лиц не выполнит, нарушит эти веления? (Со стороны государства последует наказание).

• Приведите примеры обязательных государственных велений, с которыми сталкиваетесь (или сталкивались) вы и ваши близкие.

• Как можно сформулировать последний признак государства?

Признак № 5: государство издаёт обязательные для исполнения веления.

• Какой символ для его обозначения мы выберем?


Итак, мы рассмотрели все признаки государства. Используя полученные на уроке знания, вставьте пропущенные слова, получив определение государства.

ГОСУДАРСТВО — …, … организация власти в обществе, которая имеет аппарат ... и аппарат .. и издаёт обязательные для исполнения …

(Территориальная, суверенная, управления, принуждения, веления)


Мы подходим к заключительному информационно-учебному узлу: нам предстоит выяснить функции государства. Слово знакомо из многих областей знания. Понятие «функция» происходит от латинского «function» - исполнение, совершение. Таким образом, говоря о функциях государства, мы имеем в виду ту роль, которую играет государственная власть в обществе.

Попытайтесь составить представленную на доске схему «Функции государства», используя все предложенные термины и понятия.


Самостоятельная работа в парах по составлению схемы.

Исходные понятия: развитие сотрудничества с другими странами (1); охрана общественного порядка (2); функции государства (3); регулирование экономики (4),’ внешние функции (5); защита страны от внешних нападений (6); защита экологии государства (7); управление обществом (8); внутренние функции (9), регулирование отношений между разными социальными группами (10).


Фронтальное обсуждение схемы. Учитель предлагает привести примеры, когда государство выполняет разные функции.



III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.   

• Почему, на ваш взгляд, государство является важнейшей частью политической жизни общества?

• Мы изучили признаки государства. Докажите, что если хотя бы один из признаков отсутствует, мы не можем говорить о существовании государства.

• Попытайтесь определить, о каких функциях государства идёт речь:

а) Мэрия города принимает решение о строительстве новой зоны отдыха для горожан.

б) Государственная дума принимает закон о повышении размера минимальной заработной платы в стране.

в) Внесены изменения в Трудовой кодекс, увеличены права профсоюзов.

г) Два государства заключают договор о ненападении.

д) Президент объявляет о проведении Года Италии в стране.

е) Создано новое государственное машиностроительное предприятие с привлечением иностранных специалистов.

Рефлексия.

Обсуждение вопроса: «Изменились ли наши знания о государстве в сравнении с началом занятия? Каким образом?»


IV. Домашнее задание

Инвариативная часть:

• Выучить термины и понятия урока.

• Составить развёрнутый ответ по содержанию опорного конспекта.


Вариативная часть:

• Составить «текст с ошибками» для решения в классе.

• Королю Людовику ХIII, правление которого считается вершиной французского абсолютизма, принадлежит высказывание «Государство — это я!» Можно ли отожествлять интересы правителя и государства в целом? Свой ответ аргументируйте и подтвердите историческими примерами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!