Общение – взаимодействие людей, обусловленное формами совместной жизни и деятельности. В процессе развития культуры складываются разнообразные предметные и знаковые средства, с помощью которых люди осуществляют контакты между собой. В ходе общения люди обмениваются информацией. Она может быть знаковой, чувственной, образной.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.)
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Планирование содержания своего сообщения — человек представляет себе (обычно бессознательно),
4. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
5. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Виды общения:
- «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.)
- Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут
- Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
- Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
- Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
- Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства.
- Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус.
- Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
- Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
- Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками.
В подростковый период очень важен процесс эмансипации ребенка от родителей, то есть освобождение от зависимости, подчиненности, предрассудков.
У подростка созревает необходимость построения новой, собственной сложной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении, свободных от зависимости, такой системы, центром которой является сам подросток, а не его уровень общения с родителями и другими – уровень « взрослый при взрослый».
Так же учителя оказывают большое влияние на развитие эмоциональной сферы школьников, и так же играют огромную роль в развитии социальной зрелости подростков. Так же огромную роль играют в общении с учеником и умение общаться.
Плюсы:
- могут развиваться, и узнавать что-то новое;
- получают интересные занятия со сверстниками;
- могут отстаивать свое мнение и высказывать недовольство, зная что вас поддержат в любой ситуации;
- ощущают новые эмоции;
- вырабатывается инстинкт, верность в дружбе, взаимопонимание и любовь;
- рассказывают друг другу свои секреты.
Минусы:
- могут быть конфликты со сверстниками;
- могут приносить вред для здоровья друг другу;
- могут предавать друг друга
- совершают неосознанные поступки;
- с некоторыми подростками не о чем поговорить;
- нет общих интересов;
- может попасть в плохую компанию.
Почему общение со сверстниками так важно?
Говорить о подростках не возможно без учета роли общения со сверстниками и становлении их личности. Некоторые исследователи считают такое общение решающим как в позитивном, так и в негативном смысле. Действительно, общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.
Общение и дружба в подростковом возрасте.
В раннем подростковом возрасте дружба происходит между подростками одного пола, она добровольна на индивидуальном сходстве. Всегда подростки сознательно выбирают друзей, похожих на сами себя. Похожие на нас друзья подтверждают нам статус и повышают самооценку. Другая причина – похожих друзей, подростков в том, что после того, как они становятся друзьями, они проводят больше времени в совместных делах. Друзья обмениваются информацией, одобряют или не одобряют те или иные действия и являются примером друг для друга.
«Общение со взрослыми и сверстниками в раннем возрасте»
Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение которое обслуживает практическую деятельность ребёнка, называется ситуативно-деловым. В процессе ситуативно-делового общения со взрослым ребёнок овладевает предметными действиями, приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми, постепенно входит в мир человеческой культуры.
Проблема виртуального общения у подростков стала сегодня очень актуальна и будет актуальна завтра.
Прежде чем приступать к вопросам общения в виртуальной реальности, следовало бы разобраться, что мы подразумеваем под самим определением «виртуальная реальность». Поскольку, как говорится, истина глаголет устами ребёнка, то обратимся за разъяснениям к ним – к новому «компьютерному» поколению. Итак, «виртуальная реальность» это:
"кажущаяся, вымышленная реальность. Но трехмерная." Замечание про 3D следует признать принципиальным.
"это не существующий, воображаемый мир, который может оказаться реальным". По крайней мере последствия его вполне могут оказаться реальными: головокружение, страх, радость и азарт, порождаемые этой технологией, вполне реальны;
зависимость от Интернет, этой проблеме подвержены уже не только подростки, но и взрослые люди, но мы будем рассматривать применительно к подросткам. Интернет это, прежде всего источник информации, средство телекоммуникации. Следовательно, зависимость может возникнуть от постоянной потребности в информации или постоянной потребности в связи (общении). В связи с этим можно определить следующие проблемы: - Зависимость от общения посредством Интернет. Проблема в том, что постепенно пользователи начинаю предпочитать виртуальное общение реальному, этому способствую чаты. Этому подвержены как правило замкнутые, не общительные люди. Для предотвращения зависимости человек должен сам понимать, что виртуальное общение не в силах заменить реального, оно не должно его заменять, а только лишь дополнять.
Подростки, как правило не считают себя зависимыми от Интернета, но на практике можно наблюдать обратное. На занятиях в компьютерном классе оснащенным доступом в Интернет, учащиеся при наличии Интернета непременно находятся в глобальной сети, предпочитая его локальным приложениям и даже сетевым играм. Причем наибольшей популярностью пользуются сайты сетевого общения - чаты, в свободное время в компьютерном классе до 90% учащихся и молодежи общаются в чатах, от которых они, на самом то деле, очень зависят.