СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

(Общеразвивающая) программа по физике «Познай физику в задачах и экспериментах»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Познай физику в задачах и экспериментах» предназначена для обучающихся 7,8,9,10 – 11 классов проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников.

Просмотр содержимого документа
«(Общеразвивающая) программа по физике «Познай физику в задачах и экспериментах»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24»



Рассмотрено

на заседании МО учителей

математики,

руководитель МО

Гартман Е.В.

протокол № ____________

от «___»______2015г.


Согласовано:_______

заместитель директора по УВР

_________________

«_____»_____2015г.



Принято педагогическим советом

протокол № __________

от «___»_________2015г.


УТВЕРЖДАЮ:___________

директор МБОУ Гимназия № 24

Липатов П. И.

приказ № _____________

от «_____»________2015г.













Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа по физике

«Познай физику в задачах и экспериментах»

для 7-11 классов






Составители: Митина М.А.















Междуреченск 2015


Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Познай физику в задачах и экспериментах» предназначена для обучающихся 7,8,910 – 11 классов проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников.

Программа рассчитана на 7,8,10 классы – по 35 часов; 9,11классы – по 34часа в год). Программа построена с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные ими при изучении физики в 7-8,9,10 классах, дает возможность более глубоко познакомиться с методами измерения физических величин, обрести учения практического использования измерительных приборов, обработки и анализа полученных результатов.

Цель: создание условий для расширенного изучения учебного материала по физике, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса физики в 7-11 классах.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой физических знаний, умений, навыков.

  2. Систематизировать, расширить и углубить знания по физике; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся.

  3. Развивать физико-математические способности учащихся при решении задач различного уровня.

  4. Способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.


Ожидаемые результаты

В результате освоения курса обучающиеся будут:

- уметь решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи, устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы, составлять собственные задачи, находить взаимосвязь между явлениями, анализировать полученные результаты;

- научатся постановке учебных задач занятия, оценке своих достижений, действовать по алгоритму;

- выполнять задания в формате основного государственного экзамена;

- иметь положительное отношение к учению к физике, желание приобретать новые знания, способность оценивать свои действия.

Обучающиеся будут уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

  • владеть методами самоконтроля и самооценки.




Содержание программы


7 класс

  1. Что изучает физика (5 час)

Физические величины. Измерение физических величин. Определение цены деления приборов и измерение физических величин.

  1. Первоначальные сведения о строении вещества (1 час)

Строение вещества. Диффузия. Расчетные задачи.

  1. Взаимодействие тел (9 часа)

Механическое движение. Плотность тел. Сила. Расчетные задачи.

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (13 час)

Давление твердых тел, жидкостей, газов. Архимедова сила. Экспериментальные работы.

  1. Работа, мощность, энергия (7час)

Механическая работа и мощность. Решение задач на работу переменной силы. КПД простых механизмов. Анализ и разбор олимпиадных задач.


8 класс

  1. Способы и методы измерения физических величин в механике (12 часов)

Методы измерения физических величин. Погрешности прямых однократных измерений. Определение жесткости пружин, соединенных последовательно, параллельно. Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы, амплитуды и жесткости пружины.

  1. Способы и методы измерения физических величин в термодинамике (4 час)

Методы измерения тепловых величин. Измерение удельной теплоемкости вещества. Измерение удельной теплоты плавления. Измерение удельной теплоты парообразования воды.

  1. Способы и методы измерения физических величин в электродинамике (8 часов).

Методы измерения электрических величин. Методы измерения электрических величин. Наблюдение явления электризации. Изготовление простейшего электроскопа. Исследование зависимости сопротивления от материала, длины и площади сечения. Изготовление магазина сопротивлений из ползункового реостата. Определение неизвестного сопротивления. Измерение силы тока, напряжения, сопротивления в различных участках цепи при разных соединениях проводников. Исследование закона Ома. Определение работы и мощности электрического тока.

  1. Способы и методы измерения физических величин в магнетизме (6 часов).

Методы измерения магнитных величин. Методы измерения магнитных величин.

Получение магнитных спектров прямого и кругового токов. Определение полюсов магнита. Взаимодействие магнитов. Получение спектров магнитных полей постоянных магнитов. Измерение индукции магнитного поля. Изучение принципа действия электродвигателя.

  1. Способы и методы измерения физических величин в повседневной жизни (5 часов).

Физические измерения в повседневной жизни. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий. Измерение влажности воздуха. Измерение артериального кровяного давления. Методы измерения физических величин.





9 класс


  1. Вводное занятие. -1 час

  2. Основы кинематики – 4 часа

Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.

  1. Основы динамики - 6 часов.

Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.

  1. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа

Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.

  1. Тепловые явления - 3 часа

Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.

  1. Колебания и волны. – 3 часа

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.

  1. Электрические явления. - 5 часов.

Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников.

  1. Магнитные явления. 3 часа.

Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.

  1. Оптические явления – 4 часа.

Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.

  1. Лабораторные работы- 2 часа.




10 класс

1. Правила и примы решения физических задач (2 часа)

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические при­емы, алгоритмы, аналогии.

2. Кинематика (4 часа)

Равномерное движение. Средняя скорость (2 часа). Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на РД. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения.

Одномерное равнопеременное движение. Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД. Графический и координатный способы решения задач на РУД.

3. Динамика и статика. (13 час) Решение задач на основы динамики. Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела. Движение под действием силы всемирного тяготения. Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела. Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников. Условия равновесия тел. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения.

4. Законы сохранения. (9 час) Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение. Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии). Энергетический алгоритм решения задач на работу и мощность. Потенциаль­ная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на использование законов сохранения. Гидростатика. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел.

5. Молекулярная физика (7 часов). Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов). Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы. Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.



11 класс


1. Правила и примы решения физических задач. (1 час) Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры за­дач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические при­емы, алгоритмы, аналогии.

2. Основы термодинамики. (5 часов) Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и коли­чество теплоты. Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом.

3. Электродинамика. Электрическое и магнитное поля (18 часов). Задачи разных видов на описание электрического по­ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженно­стью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Законы постоянного тока. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электриче­ского тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах, газах, вакууме. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на движение заряженных частиц в электрическом и электромагнитных полях: алгоритм движения по окружности, движение тела, брошенного под углом к горизонту, равновесие тел. Электромагнитные колебания. Задачи разных видов на описание явления электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на характеристики колебаний, построение графиков.

Переменный электрический ток: решение задач методом векторных диаграмм.

4. Волновые и квантовые свойства. (7 часов) Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Построение изображений в оптических системах. Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Класси­фикация задач по СТО и примеры их решения. Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект. Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада.

5. Итоговая работа с элементами ЕГЭ (3 часа)


































Поурочное планирование

7 класс (35 часов)


Тема учебного занятия

Количество часов

Вид контроля

Что изучает физика (5час)

Цели и задачи физики, как науки

1


Физические величины в природе. Измерение физических величин в современной жизни.

1


Определение цены деления различных приборов и измерение физических величин приборами.

1


Проведение опыта по измерению длины проволоки

1

Лабораторная работа

Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы

1

Лабораторная работа

Первоначальные сведения о строении вещества (1час)

Строение жидкого, твердого и газообразного вещества. Практическое применение диффузии.

1


Взаимодействие тел (9часа)

Исследование механического движения

1


Экспериментальное определение средней скорости

1

Тест

Исследовательская работа на определение внутреннего объема маленького пузырька

1

Лабораторная работа

Экспериментальное определение плотности

1


Расчет плотности различных тел

1

Тест

Экспериментальная работа на определение пустого пространства теннисного шарика, заполненного кусочками алюминия

1

Лабораторная работа

Определение массы и плотности различных тел

1


Экспериментальное определение массы латуни(меди) и алюминия

1

Лабораторная работа

Решение задач на силу

1


Давление твердых тел, жидкостей и газов (13час)

Расчет давление твердых тел

1

Тест

Экспериментальное определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность"

1

Лабораторная работа

Расчет давления в жидкостях

1


Роль давления в жидкостях и сообщающихся сосудах

1


Экспериментальное определение архимедовой силы

1


Расчет архимедовой силы

1


Плавание тел

1

Тест

Экспериментальное определение массы тела, плавающего в воде

1

Лабораторная работа

Экспериментальное определение объема куска льда

1

Лабораторная работа

Экспериментальное определение плотности твердого тела

1

Лабораторная работа

Инструменты для определения выталкивающей силы

1


Экспериментальное определение плотности камня

1

Лабораторная работа

Разбор и анализ олимпиадных задач.

1


Работа, мощность, энергия( 7час)

Механическая работа и мощность в технике

1


Экспериментальное определение работы

1


Экспериментальное определение мощности

1

Тест

КПД простых механизмов. Расчет КПД плоскости.

1


Разбор и решение различных задач по курсу физики 7 класса

1

Тест

Анализ и разбор олимпиадных задач.

1


Повторительно-обобщающее занятие

1




Поурочное планирование

8 класс (35 час)


Тема учебного занятия

Количество часов

Вид контроля

Способы и методы измерения физических величин в механике (12 часов)

Экспериментальное определение физических величин.

1


Измерение длины с помощью масштабной линейки, штангенциркуля, микрометра.

1

лабораторная работа

Погрешности прямых однократных измерений.

1

Тест

Экспериментальное определение площади сечения провода. Измерение объема тела правильной формы.

1

лабораторная работа

Оценка границ случайных погрешностей измерений.

1

Тест

Экспериментальное определение коэффициента жесткости пружины.

1

лабораторная работа

Экспериментальное обработка результатов измерений.

1

Тест

Экспериментальное определение жесткости пружин, соединенных последовательно, параллельно.

1

лабораторная работа

Построение графиков по полученным результатам.

1


Экспериментальное исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампочки.

1

лабораторная работа

Измерение времени в пространстве.

1

Тест

Экспериментальное исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы, амплитуды и жесткости пружины.

1

лабораторная работа

Способы и методы измерения физических величин в термодинамике (4 час)

Знакомство с методами измерения тепловых величин.

1

семинар

Экспериментальное измерение удельной теплоемкости вещества.

1

лабораторная работа

Экспериментальное измерение удельной теплоты плавления.

1

лабораторная работа

Экспериментальное измерение удельной теплоты парообразования воды.

1

лабораторная работа

Способы и методы измерения физических величин в электродинамике (8 часов)

Знакомство с методами измерения электрических величин.

1


Экспериментальное измерение электрических величин с помощью лабораторных приборов.

1

Тест

Наблюдение явления электризации. Изготовление простейшего электроскопа.

1

лабораторная работа

Исследование зависимости сопротивления от материала, длины и площади сечения.

1

лабораторная работа

Изготовление магазина сопротивлений из ползункового реостата. Определение неизвестного сопротивления.

1

лабораторная работа

Экспериментальное измерение силы тока, напряжения, сопротивления в различных участках цепи при разных соединениях проводников.

1

лабораторная работа

Экспериментальное исследование закона Ома.

1

лабораторная работа

Экспериментальное определение работы и мощности электрического тока.

1

Тест

Способы и методы измерения физических величин в магнетизме (6 часов)

Знакомство с методами измерения магнитных величин.

1

семинар

Экспериментальные измерения магнитных величин.

1

Тест

Получение магнитных спектров прямого и кругового токов.

1

лабораторная работа

Экспериментальное определение полюсов магнита. Взаимодействие магнитов. Получение спектров магнитных полей постоянных магнитов.

1

лабораторная работа

Экспериментальное измерение индукции магнитного поля.

1

лабораторная работа

Изучение принципа действия электродвигателя

1

лабораторная работа

Способы и методы измерения физических величин в повседневной жизни (5 часов)

Физические измерения в повседневной жизни.

1

Тест

Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

1

лабораторная работа

Измерение влажности воздуха. Измерение артериального кровяного давления.

1

Тест

Изучение принципа действия электрической зажигалки.

1

лабораторная работа

Экспериментальные измерения физических величин.

1

Тест












Поурочное планирование

9 класс (34часа)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

1. Введение – 1ч.

1.

Что должен знать ученик о механике.

Анкетирование

2. Основы кинематики – 4 ч.


2-3

Равномерное и равнопеременное движение в теории и практике

Фронтальный опрос.

4

Движение тел по вертикали под действием силы тяжести.

1 ч

Тестирование.

5

Проведение опыта на криволинейное движение

1 ч

Фронтальный опрос.

3. Основы динамики – 6 ч.


6

Законы Ньютона и математика.

1 ч

Тестирование.

7-8

Исследование на изучение сил в природе.

Фронтальный опрос.

9

Движение шарика под действием нескольких сил.

Индивидуальный контроль.

10

Измерение атмосферного давления . Исследование по изучению гидростатического давления.

1 ч

Тестирование.

11

Сила Архимеда в природе, практическое выяснение условие плавания тел.

Компьютерное тестирование.

4. Законы сохранения в механике – 3 ч.


12

Импульс и законы сохранения импульса у тел.

1 ч

Компьютерное тестирование.

13

Работа, мощность, энергия в медицине и других областях профессий

Анкетирование

14

Простые механизмы и приспособления для повседневной жизни. Нахождение КПД механизмов.

1 ч

Индивидуальный контроль.

5. Тепловые явления – 3 ч.


15

Экспериментальное нахождение количества теплоты при теплообмене.

1 ч

Тестирование.

16

Экспериментальное нахождение количества теплоты в различных процессах.

1 ч

Физический диктант.

17

Составление уравнения теплового баланса.

Фронтальный опрос.

6. Колебания и волны – 3 ч.


18

Проведение опыта на получение свободных и вынужденных колебаний .

1 ч

Фронтальная беседа.

19

Проведение опыта на получение гармонических колебаний.

1 ч

Тестирование.

20

Проведение опыта на получение волны, звука

1 ч

Тестирование.

7. Электрические явления – 5 ч.


21

Получение и наблюдение за электризацией тел, электрического поля. Изготовление простейшего электроскопа.

Фронтальная беседа.

22-23

Экспериментальное получение постоянного электрического тока.

Компьютерное тестирование.

24

Работа и мощность тока на предприятиях

Тестирование.

25

Соединения проводников при сборке цепей.



Фронтальный опрос.

8. Магнитные явления – 3ч.


26

Изображение и наблюдение магнитных полей.

Графические задачи.

27

Применение в жизни человека электромагнитов

Графические задачи.

28

Применение в жизни человека переменного тока

Фронтальный опрос.

9. Оптические явления – 4 ч.


29

Экспериментальное получение отражения света.

Тестирование.

30

Экспериментальное наблюдение преломления света.

Компьютерное тестирование.

31

Применение в жизни человека линз.

Графические задачи.

32

Фотоаппарат и другие оптические приборы в жизни человека.

Графические задачи.

10. Лабораторные работы – 2ч.


33-34

Экспериментальные лабораторные работы.


Эксперимент.











Поурочное планирование

10 класс (35 часов)


Тема учебного занятия

Количество часов

Вид контроля

Правила и примы решения физических задач (2 часа)

1

Какую роль играет физическая задача в жизни человека?

1

Практическая работа

2

Общие требования при решении различных задач.

1

Решения задач.

Кинематика (4 часа)

3

Исследование по изучению прямолинейного равномерное движение автомобиля.

1

Решение задач.

4

Экспериментальный расчет средней скорости движения автомобиля по дороге.

1

Решение задач

5

Исследования по изучению ускорения: движение при разгоне и торможении.

1

Самостоятельная работа

6

Графическое представление равноускоренного движения.

1

Практическая работа

Динамика и статика (13 часов)

7

Расчет Ньютоновских задач по алгоритму.


1

Практическая работа

8

Исследование движения тел по наклонной плоскости.


1

решение задач

9

Экспериментальное нахождение веса движущегося тела.

1

Лекция, практическая работа

Координатный метод решения задач

10

Применение координатного метода решения задач: движение связанных тел и с блоками.

1


11

Экспериментальное нахождение сил тяготения: свободное падение; движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

самостоятельная работа

12

Изучение движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема.

1

Самостоятельная работа

13

Исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту.

1

Решение задач

14

Выяснение характеристики движения шарика по окружности.

1

решение задач

15

Решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление.

1

Лекция, решение задач

16

Знакомство с условиями и видами равновесия.

1

Решение задач

17

Расчет характеристик равновесия физической системы по алгоритму.

1

Решение задач

18

Обобщение по теме «Кинематика и динамика».

1

Анализ работы

19

Проверочная работа по кинематике и динамике.

1

Проверочная работа

Законы сохранения (9 часов)

20

Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме.

1

практическая работа.

21

Решение задач на закон сохранения импульса на примере вагонов и космических ступеней

1

Решение задач

22

Исследования по изучению работы и мощности и КПД механизмов.

1

решение задач

23

Изучение потенциальной и кинетической энергии на примере движения мяча.

1

Практическая работа

24

Исследования движения средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

Решение задач

25

Исследования движения с помощью законов сохранения.

1

Самостоятельная работа

26

Практическое нахождение давление в жидкости по Закону Паскаля.

1

Семинар.

Решение задач.

27

Проведение опыта на гидростатику с элементами статики динамическим способом.

1

Решение задач

28

Тестовая работа по теме «Законы сохранения. Гидростатика».

1

Тест

Молекулярная физика (7 часов)

29

Проведение исследований на основное уравнение МКТ и его следствия.

1

Решение задач

30

Характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

Решение задач

31

Проведение опыта на расчет характеристик влажности воздуха.

1

Самостоятельная работа.

32

Постановка опыта на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах.

1

Решение задач

33-34

Проверочная работа на основы МКТ.

2

Зачетное занятие.

35

Повторение пройденного материала

1

Подведение итогов


















Поурочное планирование

11 класс (34 час)

Тема учебного занятия

Количество часов

Вид контроля

Правила и примы решения физических задач (1 час)

1

Экспериментальная физическая задача. Классификация физических задач.

1


Основы термодинамики (5 часов)

2

Способы определения внутренней энергии, работы и количества теплоты.

1

Решение задач

3

Решение задач по алгоритму. Уравнение теплового баланса.

1

Решение задач

4

Постановка первого закона термодинамики. Адиабатный процесс.

1

Решение задач

5

Приктическое применение тепловых двигателей. Расчет КПД тепловых установок.

1

Решение задач

6

Основы термодинамики.

1

Тестовая работа

Электродинамика (18 часов)

7

Исследование закона сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

1

Решение задач


8

Экспериментальное исследование напряженности и потенциала электрического поля.

1

Решение задач

9

Экспериментальное нахождение напряженности и напряжения энергетическим методом.

1

Самостоятельная работа.

10

Электроемкость плоского конденсатора в технике . Энергия электрического поля.

1

Решение задач

11

Экспериментальное определение магнитного поля тока. Сила Ампера и сила Лоренца.

1

Решение задач

12

Научное познания о движении заряженных частиц в магнитных и электромагнитных полях

1


13

Исследование последовательного и параллельного соединений.

1


14

Экспериментальный закон Ома.

1


15

Исследование закона Джоуля-Ленца.

1


16

Исследование зависимости сопротивления проводника от температуры.

1

Самостоятельная работа.

17

Электролиты и законы электролиза в промышленности.

1

Решение задач

18

Научное исследование электрического тока в вакууме и газах. О движении зараженных частиц в электрических и электромагнитных полях.

1

Самостоятельная работа.

19

Практическое применение электромагнитной индукции, правила Ленца, индуктивности.

1

Решение задач.

20

Экспериментальное получение уравнения гармонического колебания.

1

Решение задач

21

Исследование гармонического колебания и его решение для электромагнитных колебаний.

1

Решение задач

22

Экспериментальный метод векторных диаграмм. Переменный электрический ток в эксперименте.

1

Решение задач

23

Практическая работа по электродинамике.

1

Самостоятельная работа.

24

«Электродинамика» -научный подход

1


Волновые и квантовые свойства (7 часов)

25

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление.

1

Решение задач.

26-27

Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы.

2

Практическая работа.

28-29

Интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия света в природе и жизни.

2

Решение задач.

30

Задачи по СТО и примеры их решения.

1

Решение задач.

31

Квантовые свойства света.

1

Решение задач

Итоговая работа (3 часа)

32

Итоговая работа с элементами ЕГЭ

1

Тест

33

Итоговая работа с элементами ЕГЭ

1

Тест

34

Итоговое занятие

1

Тест







Материально-техническое обеспечение программы


1.2. Учебники и сборники задач 

  1. «Физика 7» автор А.В.Перышкин, «Дрофа», 2008, 12 издание, доработанное. 

  2. «Физика 8» автор А.В.Перышкин, «Дрофа», 2009 г. 

  3. «Физика 9» автор А.В.Перышкин, «Дрофа», 2009 г 

  4. Физика 10 -11кл авторы Мякишев Г.Я. и др., М.: Дрофа, 2011г. Линию составляют пять учебников: «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Электродинамика», «Колебания и волны», «Оптика. Квантовая физика». 

  5. «Физика 10» автор Л.Э.Генденштейн Москва «ИЛЕКСА» 2005 год. 

  6. «Физика 11» автор Л.Э.Генденштейн Москва «ИЛЕКСА» 2005 год. 

  7. «Физика 10» Сборник заданий и самостоятельных работ Москва «ИЛЕКСА» 2005 год. 

  8. «Физика 11» Сборник заданий и самостоятельных работ Москва «ИЛЕКСА» 2005 год 

  9. Сборник задач по физике Г.Н.Степанова Москва «Просвещение» 1996г 






Методическая литература 
1. Проектная деятельность учащихся физика 9-11 классы – Лымарева Н.А., Волгоград 2008.

  1. Предметная неделя физики в школе – Ненашева Ю.Н. Ростов на Дону, «Феникс» 2007. 

  2. Интегрированные уроки физики 9-11 классы – Горлова Л.А., Москва «Вако» 2009 

  3. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы Янушевская Н.А., Москва «Глобус» 2009 

  4. Уроки физики 7-11 классы с применением информационных технологий – Александрова З.В. Москва «Глобус» 2009. 

  5. Физика для увлеченных – Кибальченко А.Я., Ростов на Дону «Феникс» 2005. 

  6. Поурочное планирование по физике к ЕГЭ – Одинцова Н.И.Москва, «Экзамен» 2009 

  7. Диагностика предметной обученности 7-8 классы –Лебединская В.С., Волгоград, «Учитель», 2009. 

  8. Материалы к ЕГЭ и ГИА. 

  9. Сборник комбинированных задач по физике Л.А.Горлова Москва «Вако» 2011г 

  10. Физика контрольные работы в новом формате 8,9,10,11кл. Москва «Интеллект-Центр» 2011г 

  11. Элективный курс «Методы решения физических задач» Москва «ВАКО» 2007г 

  12. Элективный курс. Физика подготовка к ЕГЭ 10-11кл Москва «Экзамен» 2007г 

  13. Тесты,зачеты, обобщающие уроки. 10 кл.Н.И.Зорин Москва «ВАКО» 2009г 

  14. Физика 10-11кл «Конструктор самостоятельных и контрольных работ» Москва «Просвещение»2010г 

  15. «Физика 10» Методические материалы для учителя Москва «ИЛЕКСА» 2005г 

  16. «Физика 10» Методические материалы для учителя Л.А.Кирик, Л.Э.Генденштейн, Москва «ИЛЕКСА» 2005г 

  17. «Физика 111» Методические материалы для учителя Л.А.Кирик, Л.Э.Генденштейн, Москва «ИЛЕКСА» 2005г 

  18. Поурочные разработки по физике В.А.Волков 10 кл Москва «ВАКО» 2005г 

  19. «Физика 10» Поурочные разработки Ю.А.Сауров Москва «Просвещение» 2010г 









Электронные мультимедиа учебники по физике 

  1. Уроки физики: 7 класс Кирилла и Мефодия. 

  2. Уроки физики 8 класс. Кирилла и Мефодия. 

  3. Излучение и спектры. Школьный физ. Эксперимент. 
    Основы молекулярно-кинетической теории. Часть 1,2. 

  4. Молекулярная физика. 

  5. Геометрическая оптика 1,2 части. 

  6. Электрический ток в различных средах 1,2 части. 

  7. Электромагнитная индукция. 

  8. Магнитное поле. 

  9. Уроки физики Кирилла и Мефодия 7-8 кл. 2003г. 

  10. Электронные уроки и тесты «Физика в школе» 2005г. 

  11. Электрический ток. 

  12. Получение и передача электроэнергии. 

  13. Работа. Мощность. Энергия. 

  14. Гравитация. Закон сохранения энергии. 

  15. Движение взаимодействие тел. 

  16. Движение и силы. 

  17. Открытая Астрономия версия 2.5 – 2002г. 

  18. Уроки физики:10кл. 

  19. Уроки физики:11кл. 

  20. Чижов Г.А.Ханнов Н.К. Физика: 10кл. Москва 2003г. 

  21. Генденштейн Л.Э.,Дик Ю.И. Физика 10кл. 

  22. 1С: Репетитор Физика 2001г. 

  23. Ваш репетитор Физика 7-11кл. 

  24. Экспресс подготовка к экзамену Физика 9-11кл. 

  25. Открытая физика версия 2.6 часть 1,2. 

  26. Лабораторные работы по физике 7кл. 

  27. Лабораторные работы по физике 8кл. 

  28. Лабораторные работы по физике 11кл. 

ВИДЕОФИЛЬМЫ 

  1. «Магнетизм» часть 1,2 

  2. «Школьный физический эксперимент» 

  3. «Излучение и спектры» 

  4. «Квантовые явления» 

  5. «Волновая оптика» 

  6. «Астрономия» 

  7. «Вселенная и Земля» 







Оборудование кабинета физики. 

Парта ученическая

Стул ученический

Стул мягкий

Стол письменный учительский

Кафедра

Доска магнитная

Мультимедиапроектор

Светильник

Стенд: Физические величины. Фундаментальные константы

Международная система единиц

Комплект портретов учёных для кабинета физики


Шкала электромагнитных волн

Приставки для образования десятичных простых и дольных единиц

Физические постоянные

Компьютер

Экран







Технические средства обучения 


Системный блок


шт. 



монитор


шт. 



Внешние динамики к компьютеру


шт. 



Мультимедийный проектор


шт. 




4.ЛАБОРАТОРНОЕ И ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 

КАБИНЕТА ФИЗИКИ 


№ п/п 


Лабораторное оборудование №1


колич 


1. 


Калориметр 


15 


2. 


Термометр 


15 


3. 


Измерительный цилиндр (пластмасса) 


15 


4. 


Пробирки 




5. 


Посуда 





Измерительный цилиндр (стекло) 


15 


7. 


Водонагреватель ШН-1 



8. 


Электрическая плитка лабораторная 



9. 


Штатив универсальный 


 


1. 


Рычаг 


15 


2. 


Динамометр 


15 


3. 


Металлический желоб 


15 


4. 


Набор грузов по 100г 


15 


5. 


Набор грузов одинакового объема 




Весы рычажные 


15 


7. 


Цилиндры металлические 


15 


8. 


Пружины 



9. 


Деревянная дощечка 


15 


10. 


Деревянный брусок 


15 


11. 


Набор гирь 


15 


12. 


Металлические шарики 


10 






1. 


Прибор для демонстрации закона сохранения импульса 



2. 


Набор по статике 



3. 


Прибор по кинематике и динамике 



4. 


Насос Комовского 



5. 


Камертон на резонаторной подставке 



6. 


Динамометр демонстрационный 



7. 


Подвижный блок 



8. 


Неподвижный блок 



9. 


Микролаборатория по механике 



10. 


Легкоподвижные тележки 



11. 


Прибор для демонстрации деформации изгиба 



12 


Прибор для демонстрации давления твердого тела 



13 


Камертон с остриём 



14 


Модель двигателя внутреннего сгорания 



15 


Модель зубчатой передачи 






1. 


Шар для взвешивания воздуха ШВВ (учебный) 



2. 


Гигрометр 



3. 


Шар Паскаля 



4. 


Барометр 



5. 


Ведерко Архимеда 



6. 


Магдебургские полушария 



7. 


Прибор для изучения теплоемкости твердых тел 



8. 


Сообщающиеся сосуды 



9. 


Насос воздушный 



10. 


Модель паровой турбины 



11. 


Манометр демонстрационный 



12 


Прибор для демонстрации изменения размеров твердых тел при нагревании 



13 


Модель броуновского движения 



14 


Теплоприёмник 



14 


Психрометр 



15 


Прибор для демонстрации изотермического процесса 



16 


Резиновые трубки 




17 


Прибор для демонстрации адиабатного процесса 





1. 


Комплект по фотоэффекту КПФ 1 



2. 


Набор по поляризации света 



3. 


Прибор по геометрической оптики 



4. 


Набор оптического стекла 



5. 


Экран флуоресцирующий для обнаружения ультрафиолетовых лучей 



6. 


Набор демонстрационных линз и зеркал в оправах НДЛ. 1 



7. 


Набор по фосфоресценции 



8. 


Дисперсионная призма К 



9. 


Комплект лабораторный по оптике КЛО (учебный) 



10. 


Оптическая микролаборатория 



11. 


Спектроскоп двухтрубный СП. 1 



12 


Экран 



13 


Перископ 



14 


Набор линз на подставке 


15 


14 


Линзы полые наливные 



15 


Стробоскоп 



16 


Трубки спектральные ТСУ (учебные) 




17 


Батарея кремневая солнечная 




1. 


Электронный синхронизатор 



2. 


Гальванометр демонстрационный 



3. 


Генератор высокочастотных колебаний 



4. 


Усилитель УНЧ-5 



5. 


Источник питания Марс 



6. 


Электронно-лучевая трубка 



7. 


Выпрямитель В-24 



8. 


ИПД-1 



9. 


Амперметр с гальванометром демонстрационный 



10. 


Вольтметр с гальванометром демонстрационный 



11. 


Осциллограф 



12 


Счетчик-секундомер 



13 


Счетчик Гейгера 



14 


Выпрямитель ВУП 2 



14 


Электротермометр 



15 


Тележка самодвижущая ТМД-2(учебная) 



16 


Зеркальный гальванометр 



17 


Индикатор индукции магнитного поля 



18 


Реостат ползунковый 




Прибор для изучения линий магнитного поля 


Набор «Магнитное поле» 


Магнит полосовой 


16 

Магнит дугообразный 


Металлическая стружка 


Компас 


Магнитная стрелка на подставке 


Электромагнит 


Модель телеграфа 


Прибор для демонстрации вихревых токов и принципа действия спидометра 


Набор полупроводников 


Преобразователь высоковольтный школьный Разряд-1 


Авометр 


Воздушный конденсатор 


Сетка Кольба 


Электрометры с принадлежностями 



Трансформатор 


Электромагниты 


Маятник электростатический 


Султан электрический 


Прибор Фотон 



Электрофорная машина 



Набор палочек по электростатике 



Катушка-моток 


15 


Набор сопротивлений 



Трансформатор универсальный ТрУ(учебный) 



Электрический звонок 







колич 



1. Источник питания (батарея) 


15 



2. Ключ 


15 



3. Лампа 


15 



4. Амперметр лабораторный 


15 



5. Вольтметр лабораторный 


15 



6. Миллиамперметр лабораторный 


30 



7. Набор соединительных проводов 





8. Электродвигатели 


15 



9. Сопротивления 


30 



10.Спираль-резистор 




  1. Реостат


15 




5




ТАБЛИЦЫ 


1. 


Электризация тел. 


2. 


Напряжённость электростатического поля. 


3. 


Проводники и диэлектрики. 


4. 


Конденсаторы. 


5. 


Потенциал электростатического поля. 


6. 


Энергия электростатического поля. 


7. 


Плавление. Испарение. Кипение. 


8. 


Закон Шарля. 


9. 


Поверхностное натяжение. Капиллярность. 


10. 


Электрический ток. Сила тока. 


11. 


Зависимость сопротивления проводника от температуры. 


12. 


Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. 


13. 


Соединение проводников. 


14. 


ЭДС. Закон Ома для полной цепи. 


15. 


Электромагнитная индукция. 


16. 


Броуновское движение. 


17. 


Давление идеального газа. 


18. 


Агрегатное состояние тел. 


19. 


Шкалы температур. 


20. 


Опыт Штерна. 


21. 


Закон Бойля – Мариотта. 


22. 


Закон Гей – Люссака. 


23. 


Внутренняя энергия. 


24. 


Цикл Карно 


25. 


Работа газа в термодинамике. 


26. 


Адиабатный процесс. 


27. 


Первое начало термодинамики. 


28. 


Второе начало термодинамики. 


29. 


Закон Джоуля – Ленца. 


30. 


Индуктивность. Самоиндукция. 


31. 


ЭДС индукции в движущемся проводнике. 


32. 


Электромагнитное поле. 


33. 


Закон Кулона. 


34. 


Опыт Милликена. 


Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Коли-чество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.

1

Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя

1

Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г

1

Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб, Тригон, 2009 г.

1

их в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г. 7. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г

1

Печатные пособия

Таблицы

20

Карточки


Тесты


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Сайт для подготовки к ЕГЭ http://inf.reshuege.ru/

1

7класс: http://festival.1september.ru/articles/210779/

1

8класс: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/08/11/organizatsiya-fizicheskogo-eksperimenta-v-8-klasse

1

10-11класс: https://cloud.mail.ru/home/ЭЛЕКТИВНЫЙ%202014-15/

1

Технические средства обучения

Персональный компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Принтер лазерный

1

Сканер

1

Звуковая плата с поддержкой объёмного звука для воспроизведения композиций с объёмным звуком

12

Микрофон, если потребуется записывать голос за кадром

12

Оборудование кабинета

Ученические столы (двухместные), комплекты стульев

15

Стол учительский

1







Список литературы

  1. Хорошавин С.А. Демонстрационный экзамен по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета.– М.: Просвещение, 1994.

  2. Шилов В.Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия». – М.: Просвещение, 1992.

  3. Сауров Ю.А., Бутырский Г.А. Электродинамика. Модели уроков. – М.: Просвещение, 1992.

  4. Марон А.Е., Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике 7 – 9. – М.: Просвещение, 2006.

  5. Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.

  6. Резников З.М. Прикладная физика. – М.: Просвещение, 1989.

  7. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1991.

  8. Колтун М. Мир физики. – М.: Детская литература, 1987.

  9. Физика. 8 – 9 класса: сборник программ элективных курсов/сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  10. Программы элективных курсов. Физика. 9 – 11 классы./сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006.

  11. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,1989. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011.

  12. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998

  13. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2009.

  14. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.

  15. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение

  16. Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. – М.: АСТ, Астрель Олимп, 1999.


Литература для обучающихся

  1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011

  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы. - М. Просвещение, 2009.

  3. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике 9 класс. - М.; Школьная пресса 2004. (Библиотека журнала «Физика в школе»)











31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!