СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольное мероприятие "Над памятью время не властно".Литературно - музыкальная композиция "Поклонимся Великим тем годам".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано на материале подлинных документов, используются факты из жизни жителей деревни Ракитино и г.Узловая, отрывки из поэмы «На поле Куликовом» узловского поэта Владимира Сапронова.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольное мероприятие "Над памятью время не властно".Литературно - музыкальная композиция "Поклонимся Великим тем годам".»



Муниципальный конкурс методических разработок





«Над памятью время не властно»

(70 –летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. посвящается…)





Номинация:


№4. Методические разработки внеурочного занятия или мероприятия.


Участник:


Федосеева Татьяна Анатольевна, учитель немецкого языка МКОУ ООШ № 29.











г.Узловая



2015год






Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 29


«Поклонимся Великим

тем Годам!»

Литературно – музыкальная композиция



(на материале подлинных документов, используются факты из жизни жителей деревни Ракитино и г.Узловая, отрывки из поэмы «На поле Куликовом» узловского поэта Владимира Сапронова)




Участники: учащиеся 1 – 9 классов МКОУ ООШ № 29.




Ответственный за проведение: Федосеева Татьяна Анатольевна

2015год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые не стираются из памяти людей. Напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в мировой истории. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.

Сегодня отнюдь не случайно большое внимание в школах уделяется патриотическому воспитанию. В зарубежных СМИ зачастую преподносится искажённая информация об истинных героях Великой Отечественной войны, победивших страшное зло, имя которому фашизм. Ложная идеология не способствует формированию у современной молодёжи чувства любви к родине. Поэтому такие мероприятия - это путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.

Данное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии,  развивает личностные качества, общий кругозор. 

Данное мероприятие способствует развитию творческих способностей учащихся (умение петь, выразительно читать стихи). В ходе подготовки к его проведению учащиеся могут самостоятельно подбирать песенный репертуар, а так же предлагать свои варианты оформления.

Главным ожидаемым результатом мероприятия данного характера может служить то, что у учащихся сформируется правильное представление  о настоящем гражданском  и патриотическом долге, мужестве, героизме, а также может развиться интерес к истории своей Родины.

Такие мероприятия невозможно проводить формально, они должны быть прочувствованы сердцем каждого участника. В ходе них школьники могут примерить на себя образы раненых солдат, смогут подержать в руках настоящее фронтовое треугольное письмо, прочтут стихи о войне.  Каждый участник сможет сделать для себя главный вывод из народной трагедии:  «это не должно повториться никогда».


Пока жива Россия, главным праздником её всегда будет День Победы.

« Нет героев от рождения,  они рождаются в боях »

Александр Твардовский


Цели мероприятия: 


  • воспитание у школьников благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувство патриотизма и гордости за свою страну; 

  • показать на примерах героическую борьбу советского народа против фашизма.

  • развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет; 

  • активизация творческих способностей и познавательной деятельности; 

  • воспитание культуры общения. 


Задачи мероприятия: 


  • Изучить военную песенную тематику; 

  • наглядно продемонстрировать лучшие плакаты, презентации и сочинения, подготовленные учащимися по данной теме; 

  • организовать непринуждённый диалог между учащимися и приглашёнными ветераном и тружениками тыла; 

  • провести отбор литературного материала, отработать приёмы выразительного чтения художественных текстов. 

Форма проведения:


  • литературно – музыкальная композиция с элементами драматического и литературно-музыкального представления, посвящённого юбилею Великой Победы.


Методы реализации: 


●убеждение /воздействовать на знание школьников для разъяснения фактов из истории Великой Отечественной войны, формирования целостного мировоззрения/; 

пример из жизни ветерана, героев произведений искусства и литературы /воздействие на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом/.

Ожидаемые результаты:

●формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

Место проведения: МКОУ ООШ № 29, зал боевой славы.


Организатор и разработчик мероприятия: Федосеева Татьяна Анатольевна, учитель немецкого языка.

Материально- техническое обеспечение и оформление:

Презентация «Эту память у нас никому не отнять»,

презентация о ветеране Рыбкине М. Я.,

презентация «Война глазами детей»,

праздник проходит в зале боевой славы, на стене изображение памятника Советскому солдату с девочкой на руках в Трептов-парке в Берлине, рядом с памятником большая мемориальная доска с именами погибших односельчан,

на стенах стенды: «Маршалы Победы», «Великая война Великого народа», «Награды Родины», «Бои за Тулу», «Никто не забыт, ничто не забыто»,

детские рисунки-картины о войне,

стилизация цветами «70лет» и «С днем Победы!»,

музыкальное сопровождение, экран, ноутбук, проектор, свечи,

памятные медали труженикам тыла и ветерану, цветы для вручения ветерану и труженикам тыла, цветы и еловая гирлянда для возложения на братскую могилу, полевая кухня.













Звучит песня в исполнении И.Кобзона «Довоенный вальс». («Все еще живы») (приложение №1)



Слова Левитана: «Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Заявление Советского правительства: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие» (приложение №2).

Звучит мелодия А.В. Александрова «Священная война» (приложение №3).


На фоне музыки:


Т.А.:


И снова тучи черные

Сгустились над землей:

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!».

И снова древним стоном

Наполнил ветер даль,

И снова по-над Доном

Сверкнула вражья сталь.

Над полем Куликовым кружится воронье:

«Готовься к битвам новым!

Товарищи! В ружье!» (В.Сапронов «На поле Куликовом»)


1уч-ся:


С первых дней войны Узловая была на военном положении: через нее непрерывным потоком шли эшелоны на запад с воинскими частями и на восток – с ранеными, эвакуированными. Тыл перестраивался на военный лад.


2уч-ся:


Было создано два истребительных батальона по 300 человек в каждом из добровольцев.12 октября 1941года началась эвакуация: разбирались железнодорожные пути, вывозилось оборудование.


Звучит отрывок из симфонии №7 Д. Д. Шостаковича (приложение №4).


Т.А.


И был совет во вражьем стане,

И повелел фашистский тать:

«Пусть на колени Тула встанет –

Тогда Москве не устоять!»

Со страшным скрежетом и гулом

Прошла по странам танков рать,

И вот в ее прицелах – Тула,

За ней Москва рукой подать.

В железной мощи убежденный

Надменный враг смотрел вперед,

И видел город побежденным,

Порабощенным наш народ.

Но только сеча закипела,

Как встала Тула вся как есть,

Не на колени, на колено,

Чтобы огонь прицельный весть.

И красное взметнулось знамя

И раздалось как в битве той:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Не посрамим земли родной! (В.Сапронов «На поле Куликовом»)


1уч-ся:


12октября 1941 года была первая бомбардировка. В середине ноября из резерва ставки Верховного Главнокомандования в составе армии, оборонявшей Тулу и подступы к ней, прибыла 239 стрелковая дивизия, командир – генерал Мартиросян. Газета «Правда» от 21 ноября 1941года писала: «Большое сражение в течение 2 дней велось в районе станции Узловая. Был нанесен серьезный урон живой силе противника. Уничтожено и сожжено 9 танков, захвачено 2 гаубицы, 8 мотоциклов, 8 станковых пулеметов. В дни обороны 239 стрелковая дивизия оказалась в тяжелом положении, 21 ноября фашисты овладели Узловой».

В братской могиле у Вечного огня покоится прах 300 воинов – сибиряков.


2 уч-ся:


При выезде из Узловой на Тулу на окружной дороге стоит памятник нашим женщинам – зенитчицам. Командиром была Октябрина Смирнова. Среди них и наша односельчанка Радюкина Мария Дмитриевна. 5 декабря 1941 года она добровольно ушла на фронт, прошла боевой путь от Узловой до Киева, воевала в зенитной артиллерии. Мария Дмитриевна была отмечена благодарностью, ей присвоено звание ефрейтора.



Звучит отрывок из симфонии №7 Д. Д. Шостаковича (приложение №4).



Т.А.:


А вражья свора злобно лезла,

Но каждый понял в свой черед,

Что человек сильней железа,

Когда за жизнь он в бой идет!

Не разглядел звериным взором

Кичливый враг, самовлюблен,

Каким убийственным позором

Он снова будет заклеймен!

Да можно ль мерит так рисково

На заграничный свой аршин

Потомков Дмитрия Донского?

Такой народ - несокрушим! (В.Сапронов «На поле Куликовом»)



1 уч-ся:


8декабря началось мощное наступление наших войск под Тулой. 14 декабря первый гвардейский корпус генерала – майора Белова освободил Узловую. Враг был выбит 108 гвардейским полком генерала Васильева.







2 уч-ся:


На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости зверства, жертвами которых были мирные жители: старики, женщины, дети. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского.

Не останавливайся, если перед тобой старик, женщина, девочка или мальчик – убивай!». И они убивали.


3 уч –ся:


Враг находился на территории города и района три недели. За это время был нанесен ущерб в 78 млн. рублей. Замучены и расстреляны свыше 30 человек. В нашей деревне повешена председатель с/совета Е.С.Ширяева, застрелены ее сын Александр и секретарь с/совета Радюкин Осип Павлович.


Презентация «Эту память у нас никому не отнять» (приложение №5).


4 уч –ся:


Велик вклад в Победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: женщин, стариков, детей. Они заменили ушедших на фронт мужей, отцов, братьев, сыновей, трудясь на полях, заводах, транспорте. Среди них наши земляки, присутствующие на нашем празднике:


Валуев Николай Егорович

Валуева Любовь Тимофеевна

Гукина Мария Андреевна

Ермаков Анатолий Яковлевич

Захарова Зоя Алексеевна

Канарейкина Александра Ивановна

Кунгурцева Лидия Максимовна

Кускова Валентина Ивановна

Полушкина Вера Витальевна

Радюкин Анатолий Васильевич

Радюкина Татьяна Егоровна

Шейко Анна Васильевна


5 уч-ся:


Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, метели

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала-

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь. (М. Исаковский)


Глава администрации МО Смородинское вручает медали и ценные подарки труженикам тыла. Учащиеся дарят цветы.



Т.А.:


В каждой семье есть своя история, свой герой, вложивший хоть каплю, но каплю к Великой Победе! Но я хочу рассказать не о тех, кто воевал в лесах, на полях, в воде и в воздухе, а о тех, кто все это время показывал уроки мужества взрослым - о Детях Войны. Тогда невыносимо трудно было всем - и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства...

Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: работали на заводах; строили заградительные сооружения, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях, рядом с солдатами сражались на фронтах войны. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Дети теряли своих родителей, оставались одни, умирали с голода.
До войны эти самые обыкновенные мальчики и девочки учились, взрослели, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Звучит минусовка песни в исполнении Тамары Гвердцители «Дети и война» и одновременно проецируется презентация «Война глазами детей» (приложение №6).



На этом фоне учащаяся 6 класса читает наизусть отрывок из повести В.Катаева «Сын полка» (как разведчики нашли мальчика в окопе, он спал…) и заканчивает свое выступление словами: «Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были РУССКИЕ, автоматы – РУССКИЕ, плащ-палатки – РУССКИЕ, и лица, наклонившиеся к нему, - тоже РУССКИЕ, РОДНЫЕ. Радостная улыбка вспыхнула на его истощенном лице. Он хотел что – то сказать, но сумел произнести только одно слово: «НАШИ…» И потерял сознание.»).



6 уч-ся:


В ходе войны несколько битв, которые определили ее исход, сыграли в истории страны важную роль. Одна из них битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 года немецкая армия потерпела серьезное поражение и была остановлена. Под Москвой сражалась знаменитая дивизия Панфилова. Ее политруку В.Г. Клочкову принадлежали слова: « Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!».

«Москва, Москва, священная держава,

Благославляя, веря и любя,

Мы за тебя – по долгу и по праву

И по любви, - мы бьемся за тебя!». (А.Прокофьев)



1 уч –ся:


Окончательный перелом в войне - Сталинградская битва. С этой битвы немецкая армия начала отступать. «За Родину! Ни шагу назад!» - с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда.


2уч-ся:


Открытые степному ветру

Дома разбитые стоят.

На 62 километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России _

И всю ее прикрыл собой!... (С. Орлов)



4уч- ся:


Рокоссовский – командующий фронтом о Курской битве: «Курская битва была поистине грандиозной битвой. Артподготовка. Началась она в половине третьего и продолжалась 30 минут. Огонь одновременно вели 600 орудий. Полчаса стоял такой грохот, что в ушах звенело, земля содрогалась, а над боевыми позициями готовившегося к броску противника в сплошную черную тучу слились клубы вздыбленной земли. Мы верили в победу над врагом, и эта вера имела под собой твердую почву».


Звучит песня «Письмо отца» слова А. Дементьева, музыка Е.Мартынова (приложение № 7):


Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Его в сорок втором мой отец написал моей маме,

Перед тем как уйти в свой последний решительный бой.

Дорогая моя! На передней у нас передышка!

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая моя! Поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды я всегда берегу.

Я читаю письмо и как будто

Все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет

И биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо и сквозь годы

Отчетливо слышу

И сейчас те слова, что сказал

Перед боем отец…



Звучит мелодия песни сл. Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля «Журавли» (приложение № 8). На фоне мелодии учащийся сидит за столом и пишет письмо отцу, диктуя себе вслух:



«Здравствуй, папа,

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не войне.

Я немножко даже удивился

До чего ты прежний был во сне.

Папа! Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали

Чтоб как раньше можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким огромным миром

Днем и ночью был веселый свет.

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев как один

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так… от радости…

Твой сын».

1уч – ся:


«… какой же сапер разминирует наши сердца?». Так могут сказать о себе ветераны, участники Великой Отечественной войны. Их осталось очень мало, но они живая легенда, немеркнущая слава, гордость нашего народа. Мы завидуем ветеранам, восхищаемся их доблестью. Мы знаем, на кого хотим быть похожи.



Презентация о ветеране–земляке Рыбкине Михаиле Яковлевиче с текстовым сопровождением (приложение №9).



Глава администрации МО Смородинское вручает ценный подарок Рыбкину М.Я. со словами благодарности. Учащиеся дарят цветы.




4 уч – ся:


5862 воина- узловчанина были награждены правительственными наградами. Узловская земля знает 15 Героев Великой Отечественной войны:


1.Буфетов Сергей Игнатьевич

2.Ваничкин Сергей Васильевич

3.Королёв Иван Георгиевич

4.Кузякин Матвей Яковлевич

5.Лялин Борис Васильевич

6.Медведев Дмитрий Александрович

7.Мусатов Николай Алексеевич

8.Самсонов Иван Алексеевич

9.Смоленский Сергей Михайлович

10.Фролов Михаил Иванович

11.Трегубов Николай Михайлович

12.Шалимов Николай Дмитриевич

13.Шаталин Алексей Николаевич

14.Чекмазов Иван Иванович

15.Юрков Дмитрий Григорьевич


Выходит почтальонка, ходит по зрителям и раздает из сумки почту: письма- треугольнички, газеты на фоне «Грустного вальса» Яна Сибелиуса (приложение № 10).


5 уч – ся:


Почтальонка, почтальонка,

Обошла ты все дома?


Почтальонка:


Обошла я все дома,

Разнесла газеты, письма,

Тяжела моя сума!


5 уч – ся:


Почтальонка, почтальонка,

А ты снимай свою суму!


Почтальонка:


Не могу я снять суму!

Не могу я снять суму:

Там на донце похоронка,

Не могу читать кому!

Похоронка! Похоронка!

Серый камень на груди,

Серый камень на груди,

Стопудовый на груди!


Вручает треугольник – похоронку Т.А. ( настоящая похоронка на снайпера Ермакова М.Я.; дядя Т.А., погиб в Эстонии).


Звучит песня В.Высоцкого «Когда он не вернулся из боя…» (приложение №11).


Т.А. зачитывает:

«Здравствуйте, дорогие родители, неизвестные для меня, шлю я вам свой сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни, здоровья.

Дорогие родители!

Письмо это писано не вашим сыночком,а писарем этого подразделения Гашениным Михаилом Федоровичем.

Я вам хочу сообщить одну нехорошую весточку о том, что ваш сын Михаил 1925 года рождения уснул крепким сном 1 июня 1944 года.

Ну что же поделаешь, ведь война и на войне всего бывает. Ваш сын погиб как Герой Отечественной войны в числе храбрых воинов, дравшихся за Отчизну нашей Родины.

Пока писать кончаю, высылаю вам в этом письме его фотокарточку для дальнейшей памяти своего сыночка.

Пишите ответ по адресу:

Полевая почта 5144 «Э» Гашенину М.Ф.».


Т.А.:


У нас, у живых, есть много человеческих прав. У нас есть право трудиться во имя Родины, и стоять за нее в бою. У нас есть право на любовь и дружбу, и есть право на счастье.
Но у нас нет права забывать о миллионах расстрелянных, повешенных, замученных, живыми сожженных во второй мировой войне.
У нас нет права забывать о людях, которые не покорились, не встали перед врагом на колени, которые погибли с именем матери – Родины на устах во имя жизни на земле.


Мероприятие проходит в зале боевой славы школы № 29, на стене во весь рост изображение Советского солдата в Трептов –парке в Берлине, сбоку от изображения висит памятная доска с именами погибших защитников Отечества бывшего МО Ракитинское.

На полу у стены зажигаются свечи.


Под песню Ю.Антонова «Красные маки» девочки в бальных платьях с букетами красных цветов исполняют танец «Красные маки» (приложение №12).


На фоне «Грустного вальса» Яна Сибелиуса (приложение №10) во всем черном к памятнику идет мать и, преклонив колено, возлагает цветы и замирает.


Т.А.:


Сколько русских погибло в жестоких боях

С иноземною хищной ордою,

Но прошиты глазницы поганых в полях,

Где татарником, где беленою.

А где русские ратники в вечность ушли,

Оросив своей кровью пригорки родные,

Там цветы голубые как небо взошли

И как солнце взошли золотые! (В.Сапронов «На поле Куликовом»)


Слова Левитана: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!» (приложение № 13).


Минута молчания.


Т.А., обращаясь к присутствующим: «Поклонимся Великим тем Годам!».

Мы не испытали ужасов войны, но мы знаем о ее тяжелых годах, мы не слышали, но представляем свист пуль и снарядов, разрывы бомб, плач детей. И мы не  хотим развалин Сталинграда и Бреста, голода Ленинграда, пожаров Севастополя и Киева, аэростатов над Москвой и сгоревших акаций Одессы. Мы не хотим войны на Украине, мы хотим жить в согласии со всеми народами мира!

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с великим днём,

С днём нашей славы! С Днём Победы!



Все поют песню «День Победы» (приложение №14).



(Все идут на возложение к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто»)



(после возложения полевая кухня школы № 29 приглашает всех жителей на кашу с тушенкой).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!