№ урока | Тема урока* | Количество часов | Основное содержания темы | Требования к уровню подготовки учащихся (УУД) | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения |
Введение (1 час) |
1* | Вводный урок | 1 | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | Анализ учебника | с. 3-5 | 07.09 |
Глава I. Личность и общество (6 ч) |
2* | Что делает человека человеком? (**Природа человека. Деятельность человека, её виды) | 1 | Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя | Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности | Схема «Отличия человека от животного» | § 1, ?? (с.12), задания (с.13-14), «Вспомним» к § 2 | 14.09 |
3* | Человек, общество, природа (**Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы) | 1 | Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. | Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы | заполнить таблицу «Человек- венец природы» | § 2, ?? (с.18), задания (с.18-19), «Вспомним» к §3 | 21.09 |
4* | Общество как форма жизнедеятельности людей (**Что связывает людей в обществе. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь) | 1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения | Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | § 3, ?? (с.26), задания (с.26-27), «Вспомним» к §4 | 28.09 |
5* | Развитие общества (**Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности) | 1 | Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем | оформить рекламный проект «Профессия моей мечты», составить схему «Агенты социализации» | § 4, ?? (с.33), задания (с.33-34), «Вспомним» к §5 | 05.10 |
6* | Как стать личностью (**Личность. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры) | 1 | Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры | сообщение «Развитие библиотек федерального ведения за последние 3 года» | § 5, ?? (с.41-42), задания (с.42). Повторить §1 -5, термины, творческие задания, ?? (с.43-45) к гл. I | 12.10 |
7* | Практикум по теме «Личность и общество» (**Личность и общество) | 1 | Личность и общество | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Тематическое тестирование, выполнение проблемных заданий. | индивидуально | 19.10 |
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч) |
8* | Сфера духовной жизни (**Сфера духовной жизни и её особенности) | 1 | Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 6, ?? (с.53-54), задания (с.54), «Вспомним» к §7 | 25.10 |
9* | Мораль. (**Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм) | 1 | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения | Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | § 7, ?? (с.62), задания (с.62-63), «Вспомним» к §8 | 09.11 |
10* | Долг и совесть (**Долг и совесть) | 1 | Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | § 8, ?? (с.70), задания (с.70-71), «Вспомним» к §9 | 16.11 |
11* | Моральный выбор — это ответственность (**Моральный выбор) | 1 | Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль | Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 9, ?? (с.77), задания (с.77-78), «Вспомним» к §10 | 23.11 |
12* | Образование (**Образование и наука. Образование и карьера) | 1 | Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию | Разработать схему «ступени образования в РФ» на основе ФЗ «Об образовании» | § 10, ?? (с.85), задания (с.86), «Вспомним» к §11 | 30.11 |
13* | Наука в современном обществе (**Образование и наука. Образование и карьера) | 1 | Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 11, ?? (с.93), задания (с.93-94), «Вспомним» к § 12 | 07.12 |
14* | Религия как одна из форм культуры (**Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии) | 1 | Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести | Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму | Краткие сообщения о распространённых в крае религиях и их основных идеях | §12 , ?? (с.101), задания (с.101-102). Повторить §6 -12, термины, творческие задания, ?? (с.102-104) к гл. II | 14.12 |
15* | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» (**Сфера духовной культуры) | 1 | Сфера духовной культуры | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Тематическое тестирование, выполнение проблемных заданий. | индивидуально | 21.12 |
Глава III. Социальная сфера (5 ч) |
16* | Социальная структура общества (**Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения) | 1 | Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество | Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа | Составь социальный паспорт человека среднего класса | § 13, ?? (с.113), задания (с.113-114), «Вспомним» к § 14 | 28.12 |
17* | Социальные статусы и роли (**Основные социальные группы современного российского общества. Отношения между поколениями) | 1 | Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | § 14, ?? (с.121), задания (с.121-122), «Вспомним» к § 15 | 11.01 |
18* | Нации и межнациональные отношения (**Нации и межнациональные отношения. Понятие толерантности) | 1 | Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | §15 , ?? (с.129), задания (с.130-131), «Вспомним» к § 16 | 18.01 |
19* | Отклоняющееся поведение (**Отклоняющееся поведение. Образ жизни и здоровье) | 1 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | §16 , ?? (с.138), задания (с.138-139), Повторить § 13-16, термины, творческие задания, ?? (с.139-142) к гл. III | 25.01 |
20* | Практикум по теме «Социальная сфера» (**Социальная сфера) | 1 | Социальная сфера | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Тематическое тестирование, выполнение проблемных заданий. | индивидуально | 01.02 |
Глава IV. Экономика (13 ч) |
21* | Экономика и её роль в жизни общества (**Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности) | 1 | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора) | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора | Таблица «Жизненные блага» | § 17, ?? (с.150), задания (с.150-151), «Вспомним» к § 18 | 08.02 |
22* | Главные вопросы экономики (**Основные вопросы экономики) | 1 | Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах | таблица «Признаки разных экономических систем» | § 18, ?? (с.159), задания (с.159-160), «Вспомним» к § 19 | 15.02 |
23* | Собственность (**Собственность и её формы) | 1 | Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | §19 , ?? (с.166), задания (с.166-167), «Вспомним» к § 20 | 22.02 |
24* | Рыночная экономика (**Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики) | 1 | Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | §20 , ?? (с.174), задания (с.174-175), «Вспомним» к § 21 | 01.03 |
25* | Производство — основа экономики (**Производство. Товар ы и услуги) | 1 | Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | § 21, ?? (с.183), задания (с.183-184), «Вспомним» к § 22 | 15.03 |
26* | Предпринимательская деятельность (**Предприниматель. Этика предпринимательства) | 1 | Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве . Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | §22 , ?? (с.192), задания (с.192-193), «Вспомним» к § 23 | 22.03 |
27 | Роль государства в экономике (**Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги) | 1 | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | §23, ?? (с.200), задания (с.200-201), «Вспомним» к § 24 | 22.03 |
28* | Распределение доходов (**Неравенство доходов. Перераспределение доходов) | 1 | Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения | Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 24, ?? (с.207), задания (с.207-208), «Вспомним» к § 25 | 05.04 |
29* | Потребление (**Семейное потребление. Прожиточный минимум. Права потребителей) | 1 | Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | §25 , ?? (с.214), задания (с.214-215), «Вспомним» к § 26 | 12.04 |
30* | Инфляция и семейная экономика (**Инфляция. Роль банков в экономике) | 1 | Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения | Составить словарь темы. Анализ заданных ситуаций | § 26, ?? (с.223), задания (с.223-224), «Вспомним» к § 27 | 19.04 |
31* | Безработица, её причины и последствия (**Занятость и безработица. Причины безработицы) | 1 | Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда | Заполнить таблицу «Последствия безработицы» | § 27, ?? (с.332), задания (с.332-333), «Вспомним» к § 28 | 26.04 |
32* | Мировое хозяйство и международная торговля (**Мировое хозяйство. Международная торговля) | 1 | Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» | Моделирование ситуаций, их анализ решение ситуативных и познавательных заданий | § 28, ?? (с.239), задания (с.239-240). Повторить §17 28-, термины, творческие задания, ?? (с.) к гл. IV | 03.05 |
33* | Практикум по теме «Экономика» (**Экономика) | 1 | Экономика | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Тематическое тестирование, выполнение проблемных заданий. | индивидуально, с. 240-242 | 10.05 |
Заключительный урок (2 ч) |
34* | Заключительный урок (**) | 1 | (см. уроки № 2-33) | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе | обобщающий | задания (с.243-246) | 17.05 |
35* | Заключительный урок (**) | 1 | (см. уроки № 2-33) | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе | итоговый тест | | 24.05 |